Механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к механизму привода клапанов газораспределения. Предлагаемое техническое решение позволяет упростить и удешевить механизм газораспределения конструктивно и технологически, расширить его функциональные возможности, обеспечить его компактную компоновку в головке цилиндра, уменьшить массу движущихся деталей, снизить трение, износ и потери мощности на его привод. Это достигается использованием одной пружины кручения на каждую пару установленных с развалом клапанов впуска и выпуска. Пружина связана с клапанами сферическими концами, примыкающими к кольцевой торообразной канавке упорной шайбы, надетой на стержень клапана. Сочленение концов пружины с клапанами обеспечивает гарантированное вращение клапанов при работе двигателя. Витки пружины установлены в опоре, контактирующей с головкой цилиндра по плоскости с возможностью поворота и смещения вдоль плоскости осей одноименных клапанов, чем достигается самоустановка пружины. При размещении опоры на поршне, установленном в гидроцилиндре, сообщающемся с системой смазки двигателя, обеспечивается регулирование затяжки пружины в зависимости от скоростного режима работы двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к механизмам привода клапанов поршневых двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в двигателестроении.

Известны механизмы газораспределения, содержащие установленные с развалом впускные и выпускные клапаны, открываемые посредством воздействия на них через толкатели или рычаги кулачков распределительного вала. В закрытом состоянии клапаны удерживаются с помощью шпилечных пружин кручения, имеющих один упорный конец, закрепленный неподвижно, и другой подвижный конец, связанный со стержнем клапана (Бекман В.В. Гоночные автомобили. Л.: Машиностроение, 1980, с. 93,97,117).

Такие пружины имеют ряд преимуществ перед винтовыми пружинами: меньшая масса возвратно-поступательно движущихся частей, большая частота собственных колебаний и отсюда меньшая подверженность явлениям резонанса. Так как они нагружены преимущественно изгибом в плоскости витка, то допускают на 20 - 30% более высокие напряжения изгиба, чем напряжения кручения в винтовых пружинах сжатия. Кроме того, они технологичнее пружин сжатия, поскольку не требуют осадки опорных витков и шлифовки торцов.

Однако шпилечные пружины в плоскости, перпендикулярной оси клапана, занимают больше места, чем винтовые, так как располагаются сбоку от клапана и, кроме того, на один клапан, как правило, приходятся две пружины, установленные симметрично относительно него с целью исключения боковых нагрузок на стержень клапана. Это создает определенные трудности для их компоновки в клапанном механизме. В частности, по этой причине приходится устанавливать клапаны впуска и выпуска с большим развалом относительно друг друга, что препятствует созданию компактной камеры сгорания с малым отношением площади поверхности к объему. Узел сочленения клапана с пружинами не способствует проворачиванию клапана во время работы двигателя. Установка промежуточной втулки между запорными сухарями и упорной шайбой дает слабый эффект, усложняет конструкцию и увеличивает массу узла.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков за счет сокращения числа пружин, уменьшения угла между клапанами впуска и выпуска и обеспечения гарантированного проворачивания клапанов при работе двигателя.

Указанная цель достигается тем, что в известном механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащем установленные с развалом впускной и выпускной клапаны и пружины кручения, связанные одним из концов с клапаном, на каждую пару клапанов впуска и выпуска имеется одна пружина кручения, один конец которой связан с впускным, а другой - с выпускным клапаном, и которая установлена в опоре с ложей под витки в виде цилиндрического сегмента, а концы пружины выполнены сферическими, загнуты вверх и упираются в кольцевую торообразную канавку упорной шайбы, надетой на стержень клапана со стороны, обращенной к одноименному соседнему клапану.

Механизм газораспределения может содержать опору пружины, связанную с поршнем, установленным в гидроцилиндре, который сообщается с системой смазки двигателя.

На фиг. 1 показан механизм привода четырех клапанов через толкатели в разрезе (а) и на виде сверху (б), а также схема взаимодействия пружины с упорной шайбой (в), на фиг. 2 - вариант механизма с приводом трех клапанов через рычаги в разрезе (а) и на виде сверху (б), на фиг. 3 - вариант механизма с подвижной опорой пружины.

Изобретение осуществляется следующим образом. Механизм газораспределения (фиг. 1) содержит клапаны впуска 1 и выпуска 2 с упорными шайбами 3, пружины 4, установленные в опорах 5 и толкатели 6, на которые воздействуют кулачки 7.

При набегании выступа кулачка 7 на толкатель 6 открывается клапан 1, который через упорную шайбу 3 преодолевает сопротивление и вызывает закручивание пружины 4. Другой конец пружины в этот момент играет роль упора, так как взаимодействует с неподвижным клапаном 2. Поскольку подъем впускного клапана происходит при закрытом состоянии выпускного и наоборот, то функции подвижного рабочего и неподвижного упорного поочередно выполняет то один, то другой конец пружины. В случае перекрытия клапанов их взаимные подъемы незначительны и угол закручивания пружины значительно меньше, чем при полном открытии одного из них.

Для исключения непосредственного контакта и взаимного износа витков пружины и головки цилиндра под действием сил, приложенных к концам пружины и прижимающих витки к головке, пружина 4 установлена в опоре 5, в которой выполнено ложе для витков в виде цилиндрического сегмента. Сама опора контактирует с головкой цилиндра по плоскости с отверстием или пазом 8 под цилиндрический выступ 9 опоры 5. Благодаря этому фиксируется положение опоры между клапанами 1 и 2 и в то же время допускается ее поворот, а также перемещение витков относительно опоры в ложе, либо опоры вместе с витками по пазу 8 вдоль плоскости осей одноименных клапанов, чем обеспечивается самоустановка пружины.

С целью уменьшения износа в паре пружина-опора предпочтительно использовать для изготовления пружины проволоку квадратного или прямоугольного сечения. Помимо снижения контактных напряжений в паре замена круглого сечения на квадратное при сохранении габаритов сечения позволяет увеличить момент сопротивления изгибу, которым нагружена пружина на 70%, что в свою очередь дает возможность сократить размеры витков пружины.

Сочленение конца пружины 4 с клапаном через упорную шайбу 3 благодаря малому диаметру канавки позволяет свести к минимуму поперечную нагрузку на стержень клапана, обусловленную несоосным приложением силы от конца пружины. Сферическая поверхность конца пружины и кольцевая поверхность канавки в виде тора обеспечивают надежное кинематическое замыкание между ними при всех изменениях их взаимного положения в процессе подъема клапана.

Непараллельность оси клапана в траектории перемещения пятна контакта между концом пружины и упорной шайбой вызывает поворот клапана на некоторый угол , так как момент от силы трения в пятне контакта больше момента трения на торце стержня клапана. Сообщенный клапану при подъеме вращающий момент движения при смене направления этого момента в результате перехода от подъема к посадке не позволит мгновенно изменить направление его вращения, что вызовет проскальзывание конца пружины в канавке. В итоге посадка клапана на седло произойдет после поворота. Тем самым обеспечивается гарантированное вращение клапана при работе двигателя и равномерный износ канавки. Этот эффект можно усилить или ослабить установкой пружины по высоте относительно упорной шайбы.

Применение одной пружины кручения на два клапана позволяет рационально использовать внутреннее пространство головки цилиндра и уменьшить угол между клапанами впуска и выпуска, причем чем меньше этот угол, тем меньше размеры пружины в результате снижения момента кручения, обусловленного укорачиванием ее концов. Пружина размещается только в развале клапанов, пространство между одноименными клапанами остается свободным, что значительно облегчает установку свечи зажигания 10, в том числе и второй. Расположение пружины по высоте определяется выступанием направляющей клапана 11 с маслоотражательным колпачком 12, то есть условием незадевания из них узла сочленения конца пружины и стержня клапана при полном его открытии. Объем пространства в развале клапанов практически не лимитирует размеры витков пружины.

С пружинами кручения компонуются приводы клапанов как от толкателей, так и от рычагов, как с четным, так и с нечетным количеством клапанов. На фиг. 2 показан вариант механизма газораспределения с приводом трех клапанов через рычаги 13, опирающиеся на гидроопоры 14, в котором на один выпускной клапан 2 большого размера воздействуют сразу две пружины 4, связанные своими другими концами каждая со своим впускным клапаном 1 меньшего размера. Компактное размещение обеих пружин, сдвинутых к оси цилиндра, позволяет сравнительно свободно установить две свечи зажигания. Вращение выпускного клапана в этом случае достигается установкой пружин на разном уровне, благодаря чему концы пружин с обеих сторон опорной шайбы 3 при подъеме клапана проворачивают его на разные углы, либо отклоняются от плоскости осей выпускных клапанов в разные стороны, создавая на клапане момент пары сил от трения в пятнах или контакта с упорной шайбой.

Размещение пружины с опорой в развале клапанов позволяет осуществить регулирование силы затяжки пружины в зависимости от скоростного режима работы двигателя за счет подвижности опоры в вертикальном направлении. Достигается это установкой опоры 5 на поршне 15, который может перемещаться в гидроцилиндре 16, связанном каналом 17 с системой смазки двигателя (фиг. 3). При росте давления масла в гидроцилиндре в результате повышения частоты вращения двигателя усилие, действующее на поршень, превысит силу, обусловленную предварительной затяжкой пружины 4. Опора с пружиной передвинется вверх, вызывая дополнительное закручивание пружины, а значит и увеличение действующей на клапан силы, предотвращая тем самым отрыв клапана и деталей его привода от кулачка под действием возросших сил инерции. Изменение положения пружины относительно клапанов в этом случае компенсируется перестановкой в новое положение концов пружины в канавках упорных шайб 3. В результате снижаются потери мощности на привод клапанов и сокращается износ трущихся деталей при низких и средних частотах вращения двигателя.

Предложенное техническое решение позволяет в значительной мере упростить и удешевить механизм газораспределения и конструктивно и технологически, расширить его функциональные возможности, добиться компактной компоновки его в головке цилиндра, уменьшить массу движущихся деталей, снизить трение, износ и потери мощности на его привод.

Формула изобретения

1. Механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий установленные с развалом впускной и выпускной клапаны и пружины кручения, связанные одним из концов с клапаном, отличающийся тем, что на каждую пару клапанов впуска и выпуска имеется одна пружина кручения, один конец которой связан с впускным, а другой - с выпускным клапаном, и которая установлена в опоре с ложей под витки в виде цилиндрического сегмента, а концы пружины выполнены сферическими, загнуты вверх и упираются в кольцевую торообразную канавку упорной шайбы, надетой на стержень клапана, со стороны, обращенной к одноименному соседнему клапану.

2. Механизм газораспределения по п.1, отличающийся тем, что опора пружины связана с поршнем, установленным в гидроцилиндре, который сообщается с системой смазки двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к механизмам распределения двигателей внутреннего сгорания с индивидуальными головками цилиндров и верхним расположением распределительного вала

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к бензиновым четырехтактным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к механизму привода клапанов газораспределения
Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит выпускной клапан (3, 4) для отвода отработавших газов из камеры сгорания, клапанную перемычку (5) для размещения выпускного клапана (3, 4), коромысло (6) для перемещения клапанной перемычки (5) и устройство (2) торможения двигателем с гидравлическим блоком (29) управления клапанами. Устройство (2) торможения двигателем размещено между выпускным клапаном (3) и клапанной перемычкой (5) и подключено к каналу (9) питания маслом контура (10) циркуляции масла. Выпускной клапан (3) при задействованном устройстве (2) торможения двигателем может удерживаться в промежуточно открытом положении. Контропора (53) предназаначена для обеспечения работы ограничителя (52) хода для клапанной перемычки (5). Предусмотрен гидравлический механизм (11) регулировки зазора в клапанах для выпускного клапана (3). Механизм (11) регулировки зазора размещен между коромыслом (6) и клапанной перемычкой (5) и подключен к каналу (9) питания маслом. Управляющий канал (41) для питания маслом гидравлического блока (29) управления клапанами подключен к каналу (9) питания маслом и для регулирования зазора в клапане выпускного клапана (3, 4), может блокироваться с помощью блокирующего элемента (48). Контропора (53) предназначена для согласования ограничителя (52) хода с положением механизма (11а) регулировки зазора в клапанах и выполнена как гидравлический блок поршневого цилиндра. Технический результат заключается в повышении безопасности и надежности режима работы двигателя. 14 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в коромыслах клапанов двигателей внутреннего сгорания. Качающееся коромысло (21) клапана включает в себя ось коромысла, первую кулису (23) и вторую кулису (31). Первая кулиса (23) имеет первое круговое отверстие (25), в которое вставляется ось коромысла (21), и первую контактную поверхность (29). Вторая кулиса (31) имеет второе круговое отверстие (33), в которое вставляется ось коромысла клапана, и вторую контактную поверхность (35). Первая и вторая кулисы (23) и (31) установлены с возможностью поворота на оси коромысла клапана. Первое отверстие (25) и второе отверстие (33) располагаются коаксиально. Первая контактная поверхность (29) и вторая контактная поверхность (35) могут касаться друг друга и передавать тем самым силу в направлении, поперечном направлению оси коромысла (21) клапана. Качающееся коромысло (21) клапана включает единственный толкатель распределительного вала, размещенный на первой кулисе. Раскрыт механизм открытия клапана. Технический результат заключается в возможности размещения на коромысле поршня привода для одной из контактных поверхностей. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Клапанное управляющее устройство предназначено для, по меньшей мере, одного клапана двигателя внутреннего сгорания, в котором перемещение, по меньшей мере, одного кулачка (2) распределительного вала (3) передается штоку (5) клапана (1) при помощи передаточного механизма (4). Передаточный механизм (4) содержит, по меньшей мере, одно передаточное приспособление (7), установленное с возможностью вращения на оси (6). Передаточное приспособление (7) выполнено в виде коромысла (10) или тянущего рычага и соединено с распределительным валом (3) при помощи контактного элемента (8), расположенного на передаточном приспособлении (7). Контактная поверхность (19) контактного элемента (8) и окружная поверхность (20) кулачка (2) имеют, по меньшей мере на некоторых участках, изогнутые и соответствующие друг другу контуры в осевом направлении (21). Передаточное приспособление (7) установлено с возможностью осевого перемещения на корпусе (11) оси (6). Раскрыты способ ограничения осевого перемещения передаточного приспособления и двигатель внутреннего сгорания. Технический результат заключается в снижении относительного перемещения в осевом направлении двух контактирующих деталей клапанного управляющего устройства относительно друг друга. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, имеющих механизм переключения кулачков для регулировки клапанов механизма газораспределения. Двигатель (50) внутреннего сгорания содержит механизм (60) регулировки клапана, имеющий множество кулачков, применяемых для приведения выпускного клапана (55), и электронный блок (70) управления. Электронный блок (70) управления имеет возможность выбора из множества кулачков рабочего кулачка, который является кулачком, применяемым для приведения выпускного клапана (55). Электронный блок (70) управления определяет, имеет ли место ненормальность переключения рабочего кулачка на основе кривой скорости изменения давления в цилиндре (51a) за заданный период. Заданным периодом является период, во время которого выпускной клапан (55) открыт. Технический результат заключается в возможности определения наличия ненормальности переключения рабочего кулачка, способного справляться с ситуациями, когда переключение рабочего кулачка происходит ненормально. 17 з.п. ф-лы, 78 ил.
Наверх