Дисковый тормоз с устройством для автоматической регулировки зазоров

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дисковым тормозам транспортных средств, оснащенных механическим приводом. Дисковый тормоз с устройством для автоматической регулировки зазоров содержит корпус тормозного цилиндра, в нем шариковый нажимной механизм, поворотный толкатель которого соединен с рычагом управления и взаимодействует торцевой поверхностью и элементом сцепления в виде винтовой пружины, имеющей отогнутый конец, с регулировочным винтом, связанным с фрикционным устройством и поршнем. В корпусе тормозного цилиндра установлена гильза с возможностью перемещения в ней поршня с продольным пазом. Гильза жестко зафиксирована конусным стопорным винтом с цилиндрическим концом, выступающим из гильзы и входящим в паз поршня, удерживая его от проворота, а на торце гильзы выполнены пазы, удерживающие от проворота посредством выступающих элементов кольцо фрикционного устройства, при этом внутренняя поверхность гильзы является опорой пружины фрикционного устройства. Помимо этого на винтовую пружину элемента сцепления с минимальным зазором надета втулка с пазом для радиально отогнутого конца пружины. Технический результат заключается в повышении надежности и четкости срабатывания механизма автоматической регулировки зазоров между колодками и диском. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дисковым тормозам транспортных средств, оснащенных механическим приводом.

Известен дисковый тормоз, имеющий устройство для автоматической регулировки зазоров, содержащий цилиндр, установленный в нем поршень, поворотный толкатель, связанный с рычагом управления, регулировочный винт (патент Франции N 2219336, F 16 D 65/56, 1974 г.).

В данной конструкции толкатель и винт имеют элементы храповой муфты, что усложняет устройство. Кроме того, поршень повторяет осевые перемещения винта и толкателя, т.е. при каждом цикле торможения детали устройства повторяют те же перемещения, которые необходимы только для осуществления регулировки зазора, что снижает долговечность устройства.

Известен дисковый тормоз с механическим приводом для использования в тормозных системах транспортных средств, преимущественно мотоциклов, содержащий установленный на ступице колеса тормозной диск, подвижный и неподвижный суппорты с колодками, толкатель в виде рейки, входящей в зацепление с шестерней, расположенной на приводном валу, кулачковую муфту, связанную с ленточной пружиной, элемент стопорения шестерни привода при обратном ходе толкателя (а.с. СССР N 1100440, F 16 D 55/224, 1984 г.).

Это решение имеет то же значение, что и предлагаемое, но конструктивно иное.

В качестве прототипа рассмотрен тормоз с устройством для автоматической регулировки зазоров в дисковом тормозе с раздельным механическим и гидравлическим приводом, содержащее цилиндр, в нем шариковый нажимной механизм, поворотный толкатель которого соединен с рычагом управления и взаимодействует торцевой поверхностью и элементом сцепления в виде винтовой пружины, имеющей отогнутый конец, размещенный в пазу толкателя, с регулировочным винтом, связанным с фрикционным устройством и поршнем. Тормозные колодки установлены в неподвижном суппорте, а регулировочный механизм - в подвижном суппорте-цилиндре (а.с. СССР N 998781, F 16 D 65/56, 1983).

Конструкция этого дискового тормоза имеет недостаточную надежность и четкость срабатывания механизма автоматической регулировки зазоров, связанную с нагруженностью первого витка пружины храпового механизма.

Предлагаемым изобретением решается задача - совершенствование конструкции тормоза в применении его к такому транспортному средству, как мотоцикл.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении надежности и четкости срабатывания механизма автоматической регулировки зазоров между колодками и диском.

Указанный технический результат достигается тем, что в дисковом тормозе с устройством для автоматической регулировки зазоров в тормозе, содержащем корпус тормозного цилиндра, в нем шариковый нажимной механизм, поворотный толкатель которого соединен с рычагом управления и взаимодействует торцевой поверхностью и элементом сцепления в виде винтовой пружины, имеющей отогнутый конец, с регулировочным винтом, связанным с фрикционным устройством и поршнем, на пружину с минимальным зазором надета втулка с пазом для радиально отогнутого конца пружины. Кроме того, в дисковом тормозе установлена гильза, внутри которой ходит поршень с продольным пазом и которая жестко зафиксирована в корпусе тормозного цилиндра конусным стопорным винтом с цилиндрическим концом, выступающим из гильзы и входящим в паз поршня, удерживая его от проворота, на торце гильзы выполнены пазы, удерживающие от проворота посредством выступающих элементов кольцо фрикционного устройства, а внутренняя поверхность гильзы является опорой пружины фрикционного устройства.

Ограничительная втулка на винтовой пружине, имея минимальный зазор по внутреннему диаметру с пружиной и ограничивая перемещение радиально отогнутого конца пружины, уменьшает напряжение в первом ее витке, что повышает надежность и четкость срабатывания устройства для автоматической регулировки зазоров.

Гильза служит упором пружины фрикционного устройства, создающей, посредством фрикционного кольца момент трения на фланце регулировочного винта, и позволяющей винтовой пружине свободно проворачиваться при рабочем ходе рычага управления или захватывать регулировочный винт, выворачивая его из поршня при обратном ходе.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемое изобретение обладает новизной и изобретательским уровнем.

Предлагаемый дисковый тормоз представлен на чертежах, где: на фиг. 1 - общий вид; на фиг. 2 - разрез тормозного механизма; на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2 (увеличено).

На ступице колеса (фиг. 1) установлен тормозной диск 1, на амортизационной вилке передней подвески 2 крепится посредством болтов 3 направляющая колодок 4, на которой установлен корпус тормозного цилиндра 5, для приведения в действие которого используется тросовый привод 6. По обе стороны тормозного диска (фиг. 2) в направляющей колодок 4 установлены тормозные колодки 7 и 8. В корпусе тормозного цилиндра 5 установлен шариковый нажимной механизм, создающий осевое усилие на колодки 7 и 8, которое образуется воздействием рычага управления 9, соединенного с рычагом ручного управления тросовым приводом 6 и закрепленного клеммовым зажимом на поворотном толкателе 10, вращающемся на втулке 11 и уплотненном резиновым кольцом 12 через шарики 13 на обоймы 14 и 15, взаимодействующим с регулировочным винтом 16, ввернутым в поршень 17 с пазом, и днищем корпуса тормозного цилиндра.

Механизм автоматической регулировки зазора также расположен внутри корпуса тормозного цилиндра 5 и состоит из регулировочного винта 16, установленного посредством резьбы в поршне 17, винтовой пружины 18, надетой на свободный конец винта 16. Отогнутый конец винтовой пружины 18 входит с зазором в паз поворотного толкателя 10. На пружину 18 надета ограничительная втулка 19 с пазом под отогнутый конец винтовой пружины 18.

К фланцу регулировочного винта 16 прижимается фрикционное кольцо 20 пружиной 21 фрикциона, сцентрированной на гильзе 22, зафиксированной от проворота конусным стопорным винтом 23 с цилиндрическим концом, выступающим из гильзы 22 и входящим в паз поршня 17, перемещающегося по внутренней цилиндрической поверхности гильзы 22, и контргайкой 24. Фрикционное кольцо 20 удерживается от проворота пазами гильзы 22.

Для обеспечения нормального функционирования механизма автоматической регулировки зазора необходимо соблюсти следующие условия: Мпр.< Мтр.ф; Мз > Мтр.ф, где Мпр. - момент проворачивания винтовой пружины 18 относительно цилиндрической поверхности винта 16 при рабочем ходе толкателя 10; Мтр.ф - момент трения между фрикционным кольцом 20 и фланцем регулировочного винта 16; Мз - момент замыкания элемента сцепления, состоящего из винтовой пружины 18, ограничительной втулки 19 и цилиндрической части регулировочного винта 16 при обратном ходе толкателя 10 (при включении тормоза).

Для исключения попадания пыли и влаги внутрь служат уплотнение 25 и резиновое кольцо 12, а для контроля износа накладок в корпусе тормозного цилиндра предусмотрено отверстие, закрываемое заглушкой 26.

Тормоз работает следующим образом.

При увеличенном зазоре между колодками 7 и 8 и тормозным диском 1 в результате износа тормозных колодок поворотный толкатель 10 при рабочем ходе захватывает отогнутый конец винтовой пружины 18. Витки винтовой пружины 18 проскальзывают по цилиндрической поверхности регулировочного винта 16, и перемещение поворотного толкателя 10 передается только в осевом направлении регулировочному винту 16, поршню 17, воздействующему на тормозные колодки 7 и 8.

Ход поршня складывается: 1. Из постоянного зазора между диском и колодкой при рабочем ходе, при этом пружина 18 элемента сцепления не работает, зазор восстанавливается только за счет ширины паза толкателя 10 при обратном ходе.

2. Из-за постоянного зазора и величины износа при обратном ходе вступает в работу элемент сцепления и за счет вывертывания регулировочного винта 16 восстанавливается постоянный зазор (за счет ширины паза толкателя 10) между диском 1 и колодками 7 и 8 (компенсируя величину износа).

При растормаживании поворотный толкатель 10 возвращается в исходное положение при помощи возвратной пружины 27, воздействует на отогнутый конец пружины 18, витки которой захватывают регулировочный винт 16, который, вращаясь вместе с толкателем 10 и преодолевая трение в фрикционе и резьбе, вывертывается из поршня 17 на величину износа тормозных колодок, оставляя поршень 17 в новом положении. В расторможенном состоянии зазор между тормозным диском 1 и колодками 7 и 8, предусмотренный конструкцией, поддерживается постоянным за счет свободного перемещения отогнутого конца винтовой пружины 18 в пазу толкателя 10 в пределах угла (фиг. 3). Втулка 19, имеющая паз под отогнутый конец пружины 18 (фиг. 3) с небольшим зазором (между наружным диаметром пружины и внутренним диаметром втулки 19), устанавливается на пружину 18 и, ограничивая деформацию ее первого витка во время рабочего хода, повышает надежность работы механизма автоматической регулировки зазора между колодками 7 и 8 и тормозным диском 1.

Предложенная конструкция дискового тормоза с механическим приводом позволяет повысить надежность устройства автоматической регулировки зазоров за счет четкости срабатывания механизма, уменьшения времени срабатывания, сокращения деталей, и снизить затраты на изготовление.

Формула изобретения

1. Дисковый тормоз с устройством для автоматической регулировки зазоров, содержащий корпус тормозного цилиндра, в нем шариковый нажимной механизм, поворотный толкатель которого соединен с рычагом управления и взаимодействует торцевой поверхностью и элементом сцепления в виде винтовой пружины, имеющей отогнутый конец, с регулировочным винтом, связанным с фрикционным устройством и поршнем, отличающийся тем, что в нем установлена гильза с возможностью перемещения в ней поршня с продольным пазом, которая жестко зафиксирована в корпусе тормозного цилиндра конусным стопорным винтом с цилиндрическим концом, выступающим из гильзы и входящим в паз поршня, удерживая его от проворота, а на торце гильзы выполнены пазы, удерживающие от проворота посредством выступающих элементов кольцо фрикционного устройства, а внутренняя поверхность гильзы является опорой пружины фрикционного устройства.

2. Дисковый тормоз по п.1, отличающийся тем, что на винтовую пружину элемента сцепления с минимальным зазором надета втулка с пазом для радиально отогнутого конца пружины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к барабанному тормозному механизму, включающему: - тормозной щит; - первую и вторую дугообразные тормозные колодки, имеющие соответственно первый и второй концы, обращенные друг к другу; - разжимной механизм, закрепленный на тормозном щите и приводимый в действие для раздвигания первых концов двух колодок; - регулировочный механизм, длину которого регулируют винтовым элементом и который удерживает вторые концы двух тормозных колодок на определенном расстоянии друг от друга; - и регулировочное средство для изменения длины регулировочного механизма в зависимости от износа колодок, состоящее из зубчатого колеса, соединенного с винтовым элементом, балансира с храповым механизмом, поворотно установленного на второй колодке и способного поворачивать зубчатое колесо в направлении, позволяющем увеличить длину регулировочного механизма, а также рычажной передачи для приведения в действие балансира, причем рычажная передача в свою очередь состоит из рычага, повторно закрепленного в точке на второй колодке, и двух тяг, соединенных этим рычагом, причем первый конец первой тяги поворотно закреплен на опорной точке, а второй конец поворотно закреплен на рычаге для перемещения последнего в случае приведения в действие разжимного механизма, первый конец второй тяти поворотно закреплен на рычаге, а второй конец поворотно закреплен на балансире так, чтобы передать на последний перемещение рычага

Изобретение относится к машиностроению , и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к приводам управления фрикционных устройств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автомобильных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в дисковых тормозах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в барабанных тормозах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах транспортных машин

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных системах автотранспортны.х средств

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в барабанных тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к барабанным тормозам транспортных средств и предназначено для компенсации износа тормозных накладок барабанных тормозов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к колесным тормозным системам транспортных средств с автоматической компенсацией износа контактных поверхностей колодок и диска

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным системам колесных машин

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к тормозным системам подвижного состава железнодорожного транспорта

Изобретение относится к регулировочному устройству для дискового тормоза. Регулировочное устройство для подстройки к износу тормозных накладок и тормозного диска пневматического дискового тормоза приводится в действие прижимным устройством посредством вращающегося рычага. Прижимное устройство выполнено с возможностью введения в установочный винт дискового тормоза. Осевой подшипник установлен по оси на стороне приводного кольца, на противоположной стороне которого установлена шаровая муфта с рампой для шариков с функцией свободного хода. Упомянутая муфта с рампой содержит шарики, приводную втулку, расположенную со стороны привода по оси между осевым подшипником и ее шариками, и расположенное со стороны отбора мощности кольцо сцепления. Конусная муфта расположена между расположенным со стороны отбора мощности кольцом сцепления и направляющей втулкой пружины для цилиндрической пружины. Конусная муфта имеет расположенное со стороны отбора мощности кольцо сцепления и коническую втулку, соединенную с направляющей втулкой. При этом между кольцом сцепления и конической втулкой расположены зажимные шарики. Технический результат - создание компактной конструкции и повышение надежности работы устройства. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к регулировочному устройству для дискового тормоза. Регулировочное устройство для подстройки к износу тормозных накладок и тормозного диска пневматического дискового тормоза приводится в действие прижимным устройством посредством вращающегося рычага. Прижимное устройство выполнено с возможностью введения в установочный винт дискового тормоза и с возможностью установки на скобе дискового тормозного механизма дискового тормоза с помощью упорного кольца. Осевой подшипник установлен по оси на стороне приводного кольца, на противоположной стороне которого установлена муфта с рампой для шариков с функцией свободного хода. Упомянутая муфта с рампой содержит шарики, приводную втулку, расположенную со стороны привода по оси между осевым подшипником и ее шариками, и расположенное со стороны отбора мощности кольцо сцепления. Конусная муфта расположена между расположенным со стороны отбора мощности кольцом сцепления и направляющей втулкой пружины для цилиндрической пружины. Расположенное со стороны отбора мощности кольцо сцепления образует рабочий угол поворота (αA), ограниченный, по меньшей мере, одним неподвижным упором. Технический результат - создание компактной конструкции и предотвращение проворачивания кольца сцепления. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретения относятся к области транспортного машиностроения. Регулировочное устройство для регулирования износа накладок тормозной колодки и тормозного диска пневматического дискового тормоза содержит зажимное устройство, выполненное с возможностью приведения в действие вращающимся рычагом. Зажимное устройство выполнено с возможностью его установки в установочный винт дискового тормоза и с возможностью его размещения на скобе тормозного механизма дискового тормоза посредством упорного кольца. На одной стороне приводного кольца аксиально установлен упорный подшипник, и на противоположной стороне приводного кольца аксиально установлена муфта рампы подшипников с функцией свободного хода. Муфта рампы подшипников содержит подшипники, приводное кольцо, расположенное на одной оси между упорным подшипником и подшипниками муфты со стороны приводного механизма, и соединительное кольцо со стороны отбора мощности. Между соединительным кольцом со стороны отбора мощности и гильзой пружины для цилиндрической пружины расположена конусная муфта. По оси между конусной муфтой и гильзой пружины расположена зависимая от крутящего момента муфта со стопорящим профилем. Дисковый пневматический тормоз содержит упомянутое регулировочное устройство. Достигается повышение точности регулировки тормоза, за счет усовершенствования механизма ручного возврата в исходное положение. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к области транспорта, в частности к дисковым тормозным системам. Регулировочное устройство содержит соединительную гильзу. Соединительная гильза содержит гильзу и соединительную вставку, выполненную с возможностью установки аксиально в гильзу с геометрическим замыканием, и дисковый тормоз. Пневматический дисковый тормоз содержит регулировочное устройство с соединительной гильзой. Достигается улучшение технических характеристик устройства за счет повышения его прочности и компактности устройства. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх