Задвижка

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия магистрального канала. Задвижка содержит корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку. В каретке имеются каналы. В одном из указанных каналов - горизонтальном - размещена ось тарелки. В другом канале размещен рычаг. Рычаг фиксирует своими концами положение каретки относительно корпуса. При этом концы рычага расположены во впадинах. В каретке выполнен вертикальный канал и в нем размещена ходовая гайка. Последняя установлена на резьбовой части шпинделя. Ось тарелки выполнена с наклонными поверхностями. Последние сопряжены с ответными поверхностями по типу "шип-паз". Канал с размещенным в нем рычагом расположен в каретке горизонтально. Изобретение позволяет повысить надежность работы задвижки с невыдвижным шпинделем. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шиберным задвижкам, и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих вязкие жидкости с примесями твердых частиц.

Известна шиберная задвижка (см. патент RU 2047802 C1, кл. F 16 K 3/14, 10.11.1995 г. ), содержащая корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку с каналами, в одном из которых - в горизонтальном - размещена ось тарелки, а в другом - рычаг, фиксирующий своими концами, расположенными во впадинах, положение каретки относительно корпуса. К недостаткам данной конструкции следует отнести сложность ее запорного узла и наличие выдвижного шпинделя, резьбовая часть которого не защищена от воздействия атмосферных осадков, а для эксплуатации в условиях низких температур надежность ее значительно снижается.

Задачей изобретения является повышение надежности задвижки посредством установки невыдвижного шпинделя.

Технический результат изобретения достигается тем, что в известной задвижке, содержащей корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку с каналами, в одном из которых - в горизонтальном - размещена ось тарелки, а в другом - рычаг, фиксирующий своими концами, расположенными во впадинах, положение каретки относительно корпуса, в каретке выполнен вертикальный канал и в нем размещена ходовая гайка, установленная на резьбовой части шпинделя, а ось тарелки выполнена с наклонными поверхностями, сопряженными с ответными поверхностями ходовой гайки по типу "шип-паз", при этом канал с размещенным в нем рычагом расположен в каретке горизонтально. Кроме этого, одна из впадин, взаимодействующая с концом упомянутого рычага, выполнена на вертикальном ребре корпуса, пересекающем ось последнего, а ответные поверхности, сопряженные по типу "шип-паз" с наклонными поверхностями оси тарелки, выполнены в ходовой гайке с двух противоположных ее сторон. При этом одна из впадин, взаимодействующая с другим концом упомянутого рычага, выполнена на ходовой гайке.

На фиг. 1 изображен главный вид задвижки в открытом состоянии, на фиг. 2 изображен главный вид задвижки в закрытом состоянии, на фиг. 3 изображен разрез по А-А на фиг. 2, на фиг. 4 изображен вид Б на фиг. 1.

Корпус 1 имеет направляющие вертикальные ребра 2, по которым под действием шпинделя 3, управляемого маховиком 4 и ходовой гайкой 5, перемещается каретка 6, в горизонтальном канале 7 которой размещена ось 8 тарелки 9 с наклонными поверхностями 10, сопряженными с ответными наклонными поверхностями 11 ходовой гайки 5 по типу "шип-паз".

Ходовая гайка 5 расположена в вертикальном канале каретки 6 на резьбовой части шпинделя 3 и снабжена впадиной 12, взаимодействующей с одним концом рычага 13, расположенного в горизонтальном канале 14 каретки 6, а другим - со впадиной 15, выполненной на вертикальном ребре 16 корпуса 1, пересекающем ось последнего. Рычаг 13 своими концами, расположенными во впадинах, фиксирует положение каретки 6 относительно корпуса 1. Корпус 1, имеющий упор 17, соединен с крышкой 18, в вертикальной части которой расположены сальник 19 и подшипниковый узел 20, установленные внутри стойки 21, по наружной резьбовой поверхности 22 которой перемещается указатель хода 23 под действием колпачка 24 при вращении маховика 4. Ответные поверхности, сопряженные по типу "шип-паз" с наклонными поверхностями оси тарелки, выполнены в ходовой гайке 5 с двух противоположных ее сторон.

Задвижка работает следующим образом.

При закрытии задвижки.

Посредством вращения маховика 4 поворачиваем в подшипниковом узле 20 шпиндель 3, ходовая гайка 5 перемещается вместе с кареткой 8 по направляющим ребрам 2 корпуса 1, т.к. каретка 6 зафиксирована рычагом 13 и впадиной 12, расположенной на ходовой гайке 5, относительно последней. После соприкосновения каретки 6 с упором 17 тарелка 9 перекрывает магистральный канал, а отверстие 14 в каретке совпадает с впадиной 15, при этом рычаг 13 освобождает ходовую гайку 5, которая, продолжая перемещение по вертикальному каналу каретки 6, наклонными поверхностями 11 воздействует на ответные поверхности 10 оси 8 тарелки 9, вследствие чего тарелка 9 перемещается горизонтально и герметизирует соединение "тарелка-корпус". Задвижка закрыта, при этом риска указателя хода 23 совпадает с маркировкой "3".

При открытии задвижки Посредством вращения маховика 4 в противоположную сторону шпиндель 3 начинает перемещать ходовую гайку 5 в сторону крышки 18, т.к. в этот момент фиксирующий рычаг 13 находится во впадине 15 ребра 16 корпуса 1, а ходовая гайка 5 своими наклонными поверхностями 11, воздействуя на ответные поверхности 10 тарелки 9, отводит последнюю от уплотнительного поля корпуса 1, разгерметизируя соединение "тарелка-корпус", отвод тарелки происходит до совпадения оси рычага 13 со впадиной 13, расположенной на ходовой гайке 5. После чего рычаг 13 под действием ходовой гайки 5 освобождает впадину 15 ребра 16 корпуса 1 и фиксирует ходовую гайку 5 с кареткой 6, после чего происходит перемещение каретки 6 до тех пор пока риска указателя хода 23 не совпадает с маркировкой "0". Задвижка открыта.

Таким образом, размещение в вертикальном канале каретки ходовой гайки, взаимодействующей своими наклонными поверхностями с ответными поверхностями на оси тарелки, позволяет применить в конструкции задвижки невыдвижной шпиндель, что повышает надежность конструкции при эксплуатации задвижки в условиях Крайнего Севера.

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку с каналами, в одном из которых, в горизонтальном, размещена ось тарелки, а в другом - рычаг, фиксирующий своими концами, расположенными во впадинах, положение каретки относительно корпуса, отличающаяся тем, что в каретке выполнен вертикальный канал и в нем размещена ходовая гайка, установленная на резьбовой части шпинделя, а ось тарелки выполнена с наклонными поверхностями, сопряженными с ответными поверхностями ходовой гайки по типу "шип-паз", при этом канал с размещенным в нем рычагом расположен в каретке горизонтально.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что одна из впадин, взаимодействующая с концом упомянутого рычага, выполнена на вертикальном ребре корпуса, пересекающем ось последнего.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что ответные поверхности, сопряженные по типу "шип-паз" с наклонными поверхностями оси тарелки, выполнены в ходовой гайке с двух противоположных ее сторон.

4. Задвижка по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что одна из впадин, взаимодействующая с другим концом упомянутого рычага, выполнена на ходовой гайке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к ремонту трубопроводной арматуры

Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в качестве запорного устройства на трубопроводах

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, преимущественно к плоским задвижкам с двухдисковым запорным органом и выдвижным шпинделем

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре, в частности к шиберным задвижкам, и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих вязкие жидкости, пульпу со взвесями абразивных материалов и т

Задвижка // 1681099
Изобретение относится к арматуростроению и позволяет повысить надежность задвижки за счет упрощения конструкции

Изобретение относится к арматуростроению и м.б

Задвижка // 2177093
Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре, устанавливаемой на трубопроводах, транспортирующих жидкие и газообразные среды

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия рабочей среды в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия рабочей среды в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, устанавливаемой на трубопроводах в качестве запорного устройства

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре, в частности, к двухдисковым клиновым задвижкам с самоустанавливающимся запорным органом

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Данное изобретение касается запорного клапана, содержащего корпус (1), два кольцевых уплотнения (20), расположенных в этом корпусе (1), и два расположенных между этими кольцевыми уплотнениями (20) шиберных диска (12), которые с помощью исполнительного устройства (7) могут приводиться в контакт с обоими кольцевыми уплотнениями (20). Согласно изобретению предлагается каждый шиберный диск (12) на его обращенной к другому шиберному диску (12) стороне снабдить углублением (28), в котором находится соответствующий нажимной сухарь (22а, 22b), причем каждый нажимной сухарь (22а, 22b) на своей обращенной к другому нажимному сухарю стороне имеет выемку (34, 37), при этом обе выемки (34, 37) вместе образуют пространство (40), в которое помещен пакет (23) тарельчатых пружин, содержащий несколько тарельчатых пружин (41) с первой упругой силой и первым ходом каждой пружины и несколько тарельчатых пружин (42) со второй упругой силой и вторым ходом каждой пружины, причем первая упругая сила пружины больше, чем вторая упругая сила пружины, а первый ход пружины меньше, чем второй ход пружины. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству параллельной трубопроводной задвижки с выдвижным шпинделем, и может применяться в качестве оборудования трубопроводов различного назначения. Задвижка состоит из корпуса 1 со щеками 2, выдвижного шпинделя 3, прикрепленного к нему клинового распорного элемента 4, затворных дисков 5, крышки 6 с сальниковым узлом 7. На корпусе 1 выполнены верхние упоры 8, а на задних скошенных поверхностях затворных дисков 5 выполнены фигурные (в нашем случае Т-образные) пазы. На боковых поверхностях клинового распорного элемента 4 выполнены ответные выступы к Т-образному пазу. В нижней внутренней поверхности корпуса 1 размещены нижние упоры 9 для ограничения вертикального движения вниз затворных дисков 5. Для создания дополнительного усилия поднятия клинового распорного элемента 4 и предотвращения преждевременного поднятия затворных дисков 5 в клиновом распорном элементе 4 размещены пружины 10 с толкателями 11, а на задних поверхностях затворных дисков 5 прикреплены упоры 12 для толкателей 11. Изобретение направлено на повышение надежности работы за счет пониженного износа уплотнений при одновременном упрощении конструкции и повышении ее технологичности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх