Способ поверхностной электроконтактной термообработки деталей

 

Изобретение относится к термообработке деталей и может быть использовано в машиностроительной промышленности для упрочнения рабочих поверхностей колес подвижного состава и рельс. Техническим результатом является уменьшение внутренних напряжений и регулирование износостойкости термообрабатываемой поверхности. Сущность изобретения: способ поверхностной электроконтактной термообработки деталей включает нагрев пропусканием электрического тока через контактные элементы, прижимаемые к обрабатываемой поверхности под давлением, охлаждение зоны нагрева. Термообработку поверхности осуществляют в виде полос, расположенных под углом 30-90o к краю детали, шириной 20 мм и расстоянии между ними 2,0-12 мм, при соотношении площадей незакаленных и закаленных участков 1:0,3-4. Ширину полосы можно формировать переменной по длине полосы. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области термообработки деталей и может быть использовано в машиностроительной промышленности для упрочнения рабочих поверхностей рельс и колес подвижного состава. В частности изобретение относится к способу поверхностной электроконтактной термообработки деталей, в том числе рельс и колес подвижного состава.

Известен способ поверхностной электроконтактной закалки деталей, в котором для получения заданной глубины закаленного слоя контактные ролики прижимают к поверхности обрабатываемой детали давлением 0,6-0,8 от предела текучести материала детали и сообщают им движение с определенной скоростью.

Известен также способ поверхностной электроконтактной закалки деталей, согласно которому нагрев поверхности осуществляют пропусканием электрического тока через контактные элементы, прижимаемые к обрабатываемой детали с определенным давлением и перемещаемые с требуемой скоростью, с последующим охлаждением зоны нагрева. При этом между контактными элементами создается давление на поверхности детали.

Недостатком известных способов является высокий уровень остаточных внутренних напряжений при термообработке рельс и колес подвижного состава, что снижает их эксплуатационную надежность.

Техническим результатом является - уменьшение внутренних напряжений и регулирование износостойкости термообрабатываемой поверхности.

Технический результат достигается тем, что в способе поверхностной электроконтактной термообработки деталей из железоуглеродистых сплавов, включающем нагрев деталей пропусканием электрического тока через контактные элементы, прижимаемые к обрабатываемой поверхности под давлением, и охлаждение зоны нагрева, термообработку поверхности осуществляют в виде полос, расположенных под углом 30-90o к краю детали, шириной 3-20 мм, при расстоянии между ними 2,0-12 мм, при соотношении площадей термообработанных полос и нетермообработанной поверхности 0,3-4:1.

Ширина полосы может быть переменной по длине полосы.

Термообработке подвергаются рельсы и колеса подвижного состава, шестерни и др., при этом у рельса термообрабатывается головка, а у колеса поверхность катания и гребень.

Расположение полос на обрабатываемой поверхности под углом 30-90o позволяет получить в зонах максимального износа достаточно упрочненную поверхность, особенно в зоне поворота рельсового пути. При этом такая термообработка рельс и колес подвижного состава позволяет увеличить скорость движения поездов и уменьшить вероятность схода гребня колес с рельс на поворотах вследствие образования на упрочненной полосами поверхности волнистого /косого/ рельефа, способствующего прижатию колеса к рельсу.

Выполнение полос шириной менее 3 мм определяется деформацией контактных элементов при приложении необходимого давления. При получении полосы более 20 мм возникают большие внутренние напряжения, которые не снижаются увеличением расстояния между полосами. При этом для получения полосы шириной более 20 мм требуются более мощные источники тока. Расстояние между полосами не менее 2 мм нужно для того, чтобы гасить внутренние напряжения, возникающие в термообработанных полосах. Расстояние более 12 мм между полосами приведет к снижению износостойкости поверхности и вибрации из-за волнистости рельефа.

Соотношение площадей термообработанных полос и нетермообработанной поверхности 0,3-4:1 позволяет получить регулируемую износостойкость обрабатываемой поверхности.

Выполнение полосы переменной ширины по длине позволяет увеличить площадь термообработанных полос в зоне наибольшего износа.

В качестве контактного элемента можно использовать профильные ролики, ползуны.

Способ поверхностной электроконтактной термообработки деталей, в том числе рельс и колес подвижного состава, шестерен и др. осуществляется следующим образом.

Контактные элементы на обрабатываемую поверхность колеса подвижного состава или рельса устанавливают последовательно друг за другом и прижимают к ней с требуемым давлением. Включается источник тока и на контактные элементы подается напряжение. При этом контактные элементы устанавливают на обрабатываемые поверхности под углом 30-90o к ее краю. Упрочняемая зона обрабатываемой детали быстро нагревается до температуры термообработки, затем охлаждается. В результате чего формируются термообработанные полосы с требуемой глубиной термообработки (закалки).

В процессе термообработки контактные элементы периодически прижимаются к обрабатываемой детали, после снятия прижимной нагрузки осуществляется шаговое перемещение детали или контактных элементов. Шаг перемещения зависит от расстояния между полосами, получаемыми при термообработке.

Способ поверхностной электроконтактной термообработки детали поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено колесо, на фиг.2 - рельс.

Примеры выполнения способа.

Пример 1.

Поверхностной термообработке подвергается колесо железнодорожного состава, содержащее гребень 1 и поверхность катания 2. На изнашивающихся рабочих поверхностях, соприкасающихся с рельсом, выполняют полосы 3 под углом 70o к краю колеса, т.е. к краю поверхности катания 2 и к краю гребня 1 шириной 6 мм, расстояние между полосами 9 мм. Термообработку поверхности осуществляют путем прижатия контактных элементов к термообрабатываемым полосам, нагрева этой поверхности до температуры 850oС с последующим охлаждением воздушной струей. Глубина закалки составляет 3,8 мм, получается структура троостомартенсит, давление прижима составляет 3,7 кг/мм2. При такой поверхностной термообработке износостойкость поверхности увеличивается в 2-3 раза по сравнению с необработанными деталями.

Пример 2.

Поверхностной термообработке подвергается рельс железнодорожной сети. На головке 4 рельса выполняют полосы 5 под углом 40-70o к краям рельса. Термообработка осуществляется путем прижатия контактных элементов к термообрабатываемым полосам, нагрева этой поверхности до температуры 760oC с охлаждением воздушной струей. В результате получают полосы шириной 10 мм с расстоянием между ними 4 мм. Глубина закалки 2,7 мм, давление прижима то же. Износостойкость обработанной поверхности увеличивается в 2-3 раза.

Пример 3.

Поверхностной термообработке подвергается шестерня. На ней выполняют полосы вдоль зуба под углом 90o к торцу шестерни, ширина полосы зависит от модуля шестерни и может составлять 4-10 мм, расстояние между полосами 2-4 мм. Температура нагрева и скорость охлаждения зависят от материала шестерни, например из стали Ст45 температура термообработки 830oC. Глубина проплавления составляет 1,5 мм. Давление прижима 3,7 кг/мм2.

Согласно изобретению способ поверхностной электроконтактной термообработки позволяет упрочнять колеса подвижного состава и рельсы в зоне соприкосновения. Данный способ может быть широко использован при изготовлении и ремонте колес подвижного состава и рельс, придавая им высокую эксплуатационную стойкость.

Формула изобретения

1. Способ поверхностной электроконтактной термообработки деталей из железоуглеродистых сплавов, включающий нагрев детали пропусканием электрического тока через контактные элементы, прижимаемые к обрабатываемой поверхности под давлением, и охлаждение зоны нагрева, отличающийся тем, что термообработку поверхности осуществляют в виде полос, расположенных под углом 30 - 90o к краю детали шириной 3 - 20 мм, и расстоянии между ними 2,0 - 12 мм, при соотношении площадей термообработанных полос и нетермообработанной поверхности 0,3 - 4 : 1.

2. Способ поверхностной электроконтактной термообработки деталей по п.1, отличающийся тем, что ширину полосы формируют переменной по длине полосы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности к термической обработке ковкого чугуна при наличии в его структуре "отбела"

Изобретение относится к термической обработке металлов с помощью концентрированных источников энергии и может быть использовано для улучшения качества и уменьшения кривизны изделий преимущественно из тонколистового материала (например, ножи, ножовочные полотна, дисковые фрезы и т.д.), имеющих остаточные деформации, возникающие после лазерной обработки и приводящие к возникновению искажения первоначальной формы детали

Изобретение относится к термообработке деталей и может быть использовано в машиностроительной промышленности для упрочнения рабочих поверхностей деталей

Изобретение относится к термообработке деталей и может быть использовано в машиностроительной промышленности для упрочнения рабочих поверхностей деталей
Изобретение относится к термообработке и может быть использовано в машиностроительной промышленности для упрочнения рабочих поверхностей деталей
Изобретение относится к термообработке и может быть использовано в машиностроительной промышленности для упрочнения рабочих поверхностей деталей

Изобретение относится к нефтегазовой, горнодобывающей, химической, строительной отраслям промышленности и может быть использовано для повышения ресурса и эксплуатационных, механических и технологических характеристик, качества и долговечности горного и бурового инструмента, металлообрабатывающего инструмента, сборочных единиц в виде винтовых двигателей, турбобуров, подшипниковых узлов и т.п

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам обработки фольги различных типов

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам обработки фольги различных типов
Изобретение относится к области металлургии, в частности к термической обработке литых сталей с низкой технологической пластичностью, в том числе сталей ледебуритного класса

Изобретение относится к неорганическим покрытиям на металлы, в частности на цирконий и его сплавы, для защиты от окисления в процессе технологического нагрева при термообработке и перед деформацией

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для закалки изделий из низкоуглеродистых сталей

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в общем машиностроении для повышения износостойкости деталей машин и инструментов
Изобретение относится к металлургии и машиностроению и может быть использовано при окончательной термической обработке прокатных валков листовых станов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам водовоздушной закалки при термообработке деталей различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к термообработке, преимущественно закалке, деталей из конструкционных и инструментальных легированных деталей

Изобретение относится к металлургии, а именно к обработке металлорежущего инструмента
Изобретение относится к области обработки металлических и металлокерамических деталей, а именно путем воздействия на их поверхность импульсными потоками высокотемпературной плазмы и может быть использовано во всех отраслях промышленного производства для увеличения времени жизни деталей и расширения диапазонов условий их эксплуатации

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к изготовлению термоупрочненной стержневой арматурной стали в крупных профиляx с использованием тепла прокатного нагрева при термическом упрочнении проката в потоке среднесортных станов
Наверх