Ведущий мост транспортного средства

 

Ведущий мост содержит корпус, главную передачу и двухпоточные бортовые передачи с несоосными входным и выходным валами. Каждая бортовая передача состоит из ведущего, ведомого и промежуточных зубчатых колес. Промежуточные зубчатые колеса расположены на подшипниках на опорных стержнях, установленных в корпусе на разной высоте. Ведущий мост снабжен устройствами для подачи смазочной жидкости к подшипникам более высоко расположенных промежуточных зубчатых колес бортовых передач. Такое устройство содержит вращающееся кольцо и контактирующий с ним подпружиненный скребок, установленный в опорном стержне высоко расположенного промежуточного зубчатого колеса и имеющий ванночку, сообщающуюся с полостью между зубчатым колесом и опорным стержнем, в которой расположен подшипник. Скребок выполнен из трубки, у которой торец, контактирующий с вращающимся кольцом, имеет форму кольцевого сектора. В результате увеличивается надежность работы ведущего моста. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Техническое решение относится к трансмиссиям транспортных средств и касается П-образного ведущего моста с двухпоточными несоосными бортовыми передачами.

Известен ведущий мост транспортного средства с двухпоточными несоосными бортовыми передачами, содержащими плавающее ведущее зубчатое колесо и расположенные на подшипниках в корпусе ведущего моста промежуточные и ведомое зубчатые колеса, причем оси ведущего и промежуточных зубчатых колес расположены в одной плоскости (см. патент N 3027806, выданный в ФРГ, кл. B 60 K 17/22).

В бортовых передачах этого ведущего моста радиальные усилия, действующие на ведущее зубчатое колесо, практически полностью нейтрализуются. Однако при передаточных отношениях, меньших трех, размеры промежуточных зубчатых колес в таких бортовых передачах получаются чрезмерно большими, из-за чего увеличиваются габариты и уменьшается дорожный просвет (клиренс), особенно при расположении промежуточных зубчатых колес на разной высоте.

Известен ведущий мост транспортного средства, содержащий корпус, главную передачу, двухпоточные бортовые передачи с несоосными входным и выходными валами, состоящие из ведущего, ведомого и промежуточных зубчатых колес, при этом промежуточные зубчатые колеса каждой бортовой передачи расположены на подшипниках на опорных стрежнях, установленных в корпусе ведущего моста в плоскости, расположенной между входным и выходным валами (см. патент РФ по заявке N 93011309/11, кл. B 60 K 17/32, 1993 г.).

В бортовых передачах этого ведущего моста промежуточные зубчатые колеса расположены на одном уровне у масляной ванны, а смазка их подшипников производится за счет разбрызгивания смазочной жидкости. Однако такое размещение промежуточных зубчатых колес сужает компоновочные возможности при создании транспортных средств, например автобусов, с такими ведущими мостами.

Решаемой задачей является создание надежного и компактного ведущего моста с несоосными двухпоточными бортовыми передачами, удобного для размещения на транспортном средстве в любом положении.

Для решения этой задачи в ведущем мосту транспортного средства, содержащем корпус, главную передачу, двухпоточные бортовые передачи с несоосными входным и выходными валами, состоящие из ведущего, ведомого, а также промежуточных зубчатых колес, расположенных на подшипниках на опорных стержнях, установленных в корпусе ведущего моста, промежуточные зубчатые колеса каждой бортовой передачи расположены на разной высоте, при этом промежуточное зубчатое колесо, расположенное выше другого, снабжено устройством для подачи смазочной жидкости к его подшипнику, содержащим вращающееся кольцо и контактирующий с ним скребок с ванночкой, сообщающейся через отверстие в опорном стержне с полостью между зубчатым колесом и опорным стержнем, в которой расположен подшипник.

При расположении промежуточных зубчатых колес бортовых передач на разной высоте могут быть получены любые углы наклона плоскости, проходящей через оси ведущего и ведомого зубчатых колес бортовых передач для размещения главной передачи ведущего моста на оптимальной высоте, определяемой по условию обеспечения надлежащего дорожного просвета (клиренса), а также достаточно низкой высоты пола транспортного средства при использовании его как пассажирского, например в качестве городского автобуса. При этом снабжение каждой бортовой передачи указанным устройством для подачи смазочной жидкости к подшипнику более высоко расположенного промежуточного зубчатого колеса обеспечивает надежное функционирование обеих бортовых передач.

Упомянутый скребок, расположенный в опорном стержне более высоко расположенного промежуточного зубчатого колеса указанной несоосной двухпоточной бортовой передачи, может быть выполнен в виде трубки, у которой торец, контактирующий с вращающимся кольцом, имеет форму кольцевого сектора, причем скребок подпружинен в сторону вращающегося кольца и зафиксирован в окружном направлении.

При таком выполнении скребка устройство для подачи смазочной жидкости к подшипнику более высоко расположенного промежуточного зубчатого колеса бортовой передачи получается весьма простым и эффективным.

При этом могут быть обеспечены достаточно большие его размеры, что дает возможность снимать, то есть соскабливать с вращающегося кольца необходимое количество смазочной жидкости.

У одной из бортовых передач вращающееся кольцо устройства для подачи смазочной жидкости может быть закреплено на ведомом зубчатом колесе главной передачи, а у другой бортовой передачи вращающееся кольцо соединено с валом привода ведущего зубчатого колеса и имеет контакт с площадкой, выполненной на корпусе ведущего моста напротив скребка с обратной стороны вращающегося кольца.

Наличие опорной площадки на корпусе напротив скребка позволяет выполнить вращающееся кольцо тонким из листового материала, то есть с наименьшей металлоемкостью.

На фигуре 1 представлен ведущий мост транспортного средства с несоосными двухпоточными бортовыми передачами, продольный разрез.

На фигуре 2 изображена несоосная двухпоточная зубчатая бортовая передача.

На фигуре 3 показаны в зацеплении ведущее и промежуточные зубчатые колеса бортовой передачи.

Ведущий мост содержит корпус 1, в котором расположена коническая главная передача, состоящая из ведущего зубчатого колеса (не показано), имеющего привод от двигателя транспортного средства, и ведомого зубчатого колеса 2, соединенного с корпусом 3 межколесного дифференциального механизма.

Каждая бортовая передача, представляющая собой несоосную двухпоточную зубчатую передачу, состоит из ведущего зубчатого колеса 4, ведомого зубчатого колеса 5 и двух промежуточных зубчатых колес 6 и 7 (фиг. 2). Зубчатое колесо 6 расположено на подшипниках качения 8 (фиг. 3) на опорном стержне 9, а зубчатое колесо 7 установлено на подшипниках качения 10 на опорном стержне 11.

Зубчатые колеса 6 и 7 расположены на разной высоте, а именно зубчатое колесо 6 расположено выше зубчатого колеса 7. Ведомое зубчатое колесо 5 закреплено на валу 12 (фиг. 1) привода колеса транспортного средства, а ведущее зубчатое колесо 4 находится на валу 13, имеющем привод от упомянутого дифференциального механизма. Причем зубчатое колесо 4 имеет шлицевое соединение с валом 13 с возможностью некоторого смещения относительно него. Зубчатое колесо 4 является плавающим. Оно подвешено на серьгах 14 и 15 (фиг. 3), установленных с возможностью поворота на опорном стержне 9 у торцов промежуточного зубчатого колеса 6. Зубчатое колесо 4 установлено в серьгах 14 и 15 на подшипниках качения 16 и 17.

Смазка подшипника низко расположенного промежуточного зубчатого колеса 7 производится за счет разбрызгивания смазочной жидкости.

Смазка подшипника высоко расположенного зубчатого колеса 6 осуществляется при помощи специального устройства, содержащего вращающееся кольцо 18, выполненное штамповкой из тонколистового материала, и контактирующий с вращающимся кольцом 18 скребок 19, расположенный в опорном стержне 9 промежуточного зубчатого колеса 6. Скребок 19 выполнен в виде цилиндрической трубки, у которой торец, контактирующий с вращающимся кольцом 18, имеет форму кольцевого сектора. Скребок 19 подпружинен в сторону вращающегося кольца 18 пружиной сжатия 20, расположенной внутри опорного стержня 9 в том же отверстии 21, в котором находится скребок. Скребок 19 зафиксирован в окружном направлении при помощи штифта 22, вставленного в опорный стержень 9 на его участке, находящемся внутри корпуса. Отверстия в скребке 19, в которых находится штифт 22, могут быть выполнены либо овальными, либо круглыми гораздо большего диаметра, чем штифт 22, для обеспечения возможности осевого перемещения скребка 19 в сторону вращающегося кольца 18. Ванночка для сбора смазочной жидкости, образованная в скребке 19, через осевое отверстие 21 и радиальное отверстие 23, выполненное в опорном стержне 9, сообщается с полостью, в которой между зубчатым колесом 6 и опорным стержнем 9 расположены подшипники 8.

Опорный стержень 9 зафиксирован от проворота с помощью пластины 24, закрепленной на корпусе 1.

В ведущем мосту, изображенном на фигуре 1, главная передача смещена к одной из бортовых передач. В связи с этим вращающееся кольцо 18 закреплено на ведомом зубчатом колесе 2 каждой передачи. Второе вращающееся кольцо 25 имеет шлицевое соединение с валом 26 привода ведущего зубчатого колеса другой бортовой передачи. Причем вращающееся кольцо 25 имеет контакт с площадкой 27, выполненной на корпусе ведущего моста напротив другого скребка 28 с обратной стороны вращающегося кольца 25.

Ведущий мост работает следующим образом. При вращении главной передачи происходит вращение валов 13 и 26, от которых осуществляется привод бортовых передач. Так, от вала 13 крутящий момент передается ведущему зубчатому колосу 4, которое, контактируя своими зубьями с зубьями промежуточных зубчатых колес 6 и 7, самоустанавливается среди них, поворачиваясь на серьгах 14 и 15. От промежуточных зубчатых колес 6 и 7 усилие передается на ведомое зубчатое колесо 5. От него крутящий момент поступает к колесу транспортного средства.

При вращении главной передачи вместе с ее ведомым зубчатым колесом 2 вращается кольцо 18. При окунании в масляную ванну, образованную у дна корпуса 1 ведущего моста, вращающееся кольцо 18 покрывается масляной пленкой и капельками смазочной жидкости. Эту пленку и прилипшие к вращающемуся кольцу 18 капли смазочной жидкости соскабливает скребок 19. Попадая внутрь него, смазочная жидкость, накапливаясь в отверстии 21 внутри опорного стержня 9, перетекает через отверстие 23 к подшипнику 8, производя его смазку. Из подшипника смазочная жидкость поступает обратно внутрь корпуса ведущего моста через зазоры между торцами зубчатого колеса 6 и серьгами 14 в 15, обеспечивая смазку их трущихся поверхностей.

Такой ведущий мост с несоосными двухпоточными бортовыми передачами дает возможность расположить главную передачу на любой высоте за счет наклона бортовых передач, что облегчает размещение ведущего моста в пассажирских транспортных средствах и позволяет в полной мере удовлетворять требования по обеспечению как удобства посадки и высадки пассажиров, так и необходимого дорожного просвета. При этом при любом наклоне бортовых передач происходит поступление достаточного количества смазочной жидкости к подшипникам их зубчатых колес, благодаря чему обеспечивается надежная работа ведущего моста.

Формула изобретения

1. Ведущий мост транспортного средства, содержащий корпус, главную передачу, двухпоточные бортовые передачи с несоосными входным и выходным валами, состоящие из ведущего, ведомого и промежуточных зубчатых колес, при этом промежуточные зубчатые колеса каждой бортовой передачи расположены на подшипниках на опорных стержнях, установленных в корпусе ведущего моста, отличающийся тем, что промежуточные зубчатые колеса каждой бортовой передачи расположены на разной высоте, при этом промежуточное зубчатое колесо, расположенное выше, снабжено устройством для подачи смазочной жидкости к его подшипнику, содержащим вращающееся кольцо и контактирующий с ним скребок, расположенный в опорном стержне упомянутого промежуточного зубчатого колеса и имеющий выполненную в нем ванночку, сообщающуюся с полостью, в которой между зубчатым колесом и опорным стержнем расположен упомянутый подшипник.

2. Ведущий мост по п.1, отличающийся тем, что скребок выполнен в виде трубки, у которой торец, контактирующий с вращающимся кольцом, имеет форму кольцевого сектора, причем скребок подпружинен в сторону вращающегося кольца и зафиксирован в окружном направлении.

3. Ведущий мост по п.1 или 2, отличающийся тем, что у одной из бортовых передач вращающееся кольцо устройства для подачи смазочной жидкости закреплено на ведомом зубчатом колесе главной передачи, а у другой бортовой передачи вращающееся кольцо соединено с валом привода ведущего зубчатого колеса и имеет контакт с площадкой, выполненной на корпусе ведущего моста напротив скребка с обратной стороны вращающегося кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств
Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, имеющих зависимую подвеску ведущих колес

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к способам и устройствам повышения проходимости транспортных средств и более точно конструкциям ведущих мостов автомобилей повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано как транспортное средство для широкого использования начинающими автолюбителями, пожилыми людьми и инвалидами вследствие простоты управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано как транспортное средство для широкого использования начинающими автолюбителями, пожилыми людьми и инвалидами вследствие простоты управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании вездеходов и другой транспортной техники для различных отраслей народного хозяйства, способной работать в сложных дорожных условиях

Изобретение относится к колесным парам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Колесная пара вагона с изменяемой фрикционно-упругой связью между колесами содержит двое колес и ось, разделенную на две вложенных одна в другую полуоси, подшипники, крышки и лабиринтное кольцо. Между полуосями установлен стакан, в который установлен упругий эластомерный элемент с выступами, которые входят в зацепление с выступами фрикционной насадки, жестко напрессованной на полуось сплошного сечения. Обеспечиваются снижение веса колесной пары, повышение ее надежности и возможность проведения неразрушающего контроля колесной пары. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин
Наверх