Мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета

 

Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях. Мобильная установка 1 для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета включает подъемный механизм с кабиной 21 для оператора, насос и трубопроводы 4 с соплами 5 подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, емкость для хранения противообледенительной жидкости, сборную емкость для отработанной противообледенительной жидкости и трубопроводы с насосом для подачи противообледенительной жидкости в емкость для хранения. Вдоль бортов установки шарнирно закреплены с обеспечением в рабочем положении угла наклона 3-10o к горизонтальной оси поддоны 10 сбора отработанной противообледенительной жидкости, выполненные с трубопроводами для подачи отработанной противообледенительной жидкости в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами. Поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки. Изобретение повышает производительность и экономическую эффективность. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях.

Известно устройство для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, содержащее несколько стационарных порталов, по которым прoложен трубопровод, oснащенный множеством сопл, обращенных по направлению к самолету. Порталы расположены над дорогой, которая оснащена системой дренажных труб для каждого портала. Обрабатывающая жидкость отводится к сборному резервуару, а затем - к устройству для регенерации до перекачивания в емкость для хранения. Из емкости для хранения противообледенительной жидкости она подается для обработки следующего самолета (прототип - патент СССР N 1297718, B 64 D 15/02, 1987 г.).

Изобретение поясняется иллюстративными материалами, где на: фиг. 1 - принципиальная схема мобильной установки для противообледенительной обработки внешней поверхности крыла воздушного судна; фиг. 2 - то же для обработки стабилизатора воздушного судна; фиг. 3 - принципиальная схема системы сбора, регенерации и расхода противообледенительной жидкости; фиг. 4 - принципиальная схема регенерационного устройства.

Сущность изобретения.

Мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета включает емкость для хранения противообледенительной жидкости (ПОЖ), насос и трубопроводы с соплами подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, сборную емкость для обработанной ПОЖ, регенерационное устройство и трубопроводы с насосом для подачи ПОЖ в емкость для хранения. Мобильная установка (МУ) отличается тем, что снабжена поддонами сбора отработанной ПОЖ, расположенными вдоль бортов МУ и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси, поддоны выполнены с трубопроводами подачи отработанной ПОЖ в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами. МУ снабжена подъемным механизмом с кабиной для оператора и трубопроводами с соплами для подачи ПОЖ на обрабатываемые поверхности.

Поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки.

Угол наклона поддонов в рабочем положении составляет 3-10o к горизонтальной оси.

Достигаемый изобретением технический результат заключается в повышении производительности, экономической эффективности, мобильности, надежности и безопасности для персонала и окружающей среды, в ее универсальности и возможности использования МУ на малых аэродромах с низкой технической оснащенностью.

Мобильная установка МУ 1 (см. фиг. 1,2) конструктивно выполняется на базе серийно выпускаемого автомобиля грузоподъемностью 10 т, на шасси которого монтируется оборудование для нанесения, сбора и регенерации ПОЖ. МУ включает емкость 2 для хранения ПОЖ, насос 3 и трубопроводы 4 с соплами 5 подачи ПОЖ на обрабатываемые поверхности, сборную емкость 6 для отработанной ПОЖ, регенерационное устройство 7 и трубопроводы 8 с насосом 9 для подачи ПОЖ в емкость 2 для хранения. МУ 1 снабжена поддонами 10 сбора отработанной 11 ПОЖ, расположенными вдоль бортов МУ 1 и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси. Поддоны 10 выполнены с трубопроводами 12 подачи отработанной 11 ПОЖ в регенерационное устройство 7. Регенерационное устройство РУ 7 включает нагреватель 13, испаритель 14, влагоотделитель 15, теплообменник 16 и насос подачи 17, связанные между собой трубопроводами 18 с фильтрами 19.

МУ 1 снабжена подъемным механизмом 20 с кабиной 21 для оператора и трубопроводами 4 с соплами 5 для подачи ПОЖ на обрабатываемые поверхности 22 и 23 воздушного судна (не показано).

Поддоны 10 выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине МУ 1.

Угол наклона поддонов 10 в рабочем положении составляет 3-10o к горизонтальной оси.

Основные типы обрабатываемых МУ воздушных судов - это ТУ-154, ИЛ 86, ЯК 42 и др.

Работает МУ 1 следующим образом.

Перед подъездом МУ 1 к воздушному судну (т.е. непосредственно в зону обслуживания) поддоны 10 устанавливаются в рабочее положение. МУ располагается вдоль обрабатываемого элемента воздушного судна на расстоянии приблизительно 1,5 м от края воздушного судна (см. фиг. 1,2) так, чтобы поддоны 10 обеспечивали сбор отработанной 11 ПОЖ.

Оператор посредством подъемника выводится на рабочую высоту в зоне сбора ПОЖ поддонами 10 и направляет струю ПОЖ соплами 5 под давлением на обрабатываемую поверхность в сторону поддона 10.

ПОЖ, контактируя со снегом и льдом, стекает с обрабатываемых поверхностей 22 и 23 воздушного судна на поддоны 10, откуда насосом (блоком насосов) подается в приемную емкость 6. Насос 17 системы регенерации подает ПОЖ под давлением в регенерационное устройство 7. После восстановления химико-физических свойств, ПОЖ подается в емкость 2 для хранения ПОЖ.

Объем приемной емкости 6 должен быть в пределах 0,8-1,0 м3. Объем емкости 2 для хранения определяется из условия грузоподъемности МУ и должен быть не менее 4,0 м3 и оборудован дренажной системой и теплоизоляцией (не показаны). Приемник 24 выполняется на базе серийно выпускаемого с учетом того, что максимальная высота обрабатываемой поверхности h = 15500 мм.

В верхней части подъемника размещают кабину 21 для оператора c соплами 5 по нанесению ПОЖ, дистанционным управлением подъемника и переговорным устройством.

Отсек для установки регенерационного устройства выполняют с размерами 1100 х 1000 х 1000 мм, в который должен быть выведены штуцера подвода, отвода ПОЖ и подвода 25 топлива от топливного бака 26.

Регенерационное устройство 7 оборудовано системой пожаротушения (не показано).

Принцип работы регенерационного устройства РУ 7.

Отработанная 11 ПОЖ подается в РУ 7 насосом 9 из сборной емкости 6. В нагревателе 13 ПОЖ нагревается до 100-105oC и затем ПОЖ поступает в испаритель 14, в котором часть жидкости переходит в парообразное состояние. Далее ПОЖ поступает во влагоотделитель 15, в котором происходит сепарация жидкой и парообразной фаз ПОЖ. Если жидкая фаза достигла необходимой плотности, она направляется в емкость 2 для хранения ПОЖ, в противном случае жидкость поступает на вход РУ 7. Парообразная фаза стравливается наружу, пройдя через теплообменник 16 в приемной емкости 6.

Для удаления наземного обледенения с воздушных судов используют ПОЖ типа "Арктика".

Краткая характеристика ПОЖ "Арктика 200": 1) водный раствор этиленгликоля; 2) внешний вид: прозрачная жидкость от бесцветно-мутного до светло-желтого цвета; 3) кинематическая вязкость при температуре 20oC - 180-220 мм/с; 4) температура кристаллизации с содержанием этиленгликоля 52% - не выше 37oC; 5) плотность при температуре 20oC - 1116-1117 кг/м3;
6) реакция среды 7,0-20;
7) cодержание противокоррозийной присадки 1,5-1,7%;
8) поверхностное натяжение при 20oC - 36;
9) pасход жидкости 12-18 л/мин при давлении 23 кгс/см2 и температуре 80-95oC.


Формула изобретения

1. Мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, включающая емкость для хранения противообледенительной жидкости, насос и трубопроводы с соплами подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, сборную емкость для отработанной противооблединительной жидкости, регенерационное устройство и трубопроводы с насосом для подачи противообледенительной жидкости в емкость для хранения, отличающаяся тем, что она снабжена поддонами сбора отработанной противообледенительной жидкости, расположенными вдоль бортов мобильной установки и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси, поддоны выполнены с трубопроводами для подачи отработанной противообледенительной жидкости в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами, причем мобильная установка снабжена подъемным механизмом с кабиной для оператора и трубопроводами с соплами для подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной, длине мобильной установки.

3. Установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что угол наклона поддонов в рабочем положении составляет 3 - 10o к горизонтальной оси.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологическому оборудованию для стыковки частей объекта, например для стыковки частей фюзеляжа летательного аппарата

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов, в частности к устройствам для монтажа и демонтажа колес шасси

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов, а именно к оснастке для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа, оперения

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области электрооборудования летательных аппаратов и может быть использовано в их противообледенительных системах с электрическим обогревом винтов

Изобретение относится к области автоматического регулирования давления воздуха в системах обеспечения заданных параметров на летательном аппарате, в частности к антиобледенительной системе, и может использоваться для регулирования давления воздуха в других пневматических системах

Изобретение относится к системам управления противообледенительным и очистительным устройством самолета

Изобретение относится к транспортным средствам, оборудованным под разбрызгиватели
Наверх