Способ проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения и система для его осуществления

 

Изобретение относится к средствам сбора и обработки информации, в частности к системам проведения голосований и опросов общественного мнения. Его использование позволяет получить результат в виде расширения существующих систем путем обеспечения возможности проведения не только голосований, но также референдумов и опросов общественного мнения, снижения расходов на создание системы, обеспечения многократности ее использования. Технический результат достигается благодаря тому, что система содержит интегрированную систему сбора данных проводимых мероприятий, состоящую из подсистем сбора и предварительной обработки данных, связанных между собой с помощью сети передачи данных. В качестве системы сбора данных проводимых мероприятий использована платежная система любого уровня. Система содержит центр обработки данных опросов, предназначенный для окончательной обработки данных. Центр обработки данных имеет сложную структуру. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к социальной сфере и предназначено для проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения.

Известны способы голосования и обеспечивающие их системы, которые с помощью специальных электронных устройств осуществляют подсчет голосов "за" и "против" и определяют их процентное соотношение (см., например, Авторское свидетельство СССР N 15398112, кл. G 07 С 13/00, 1990 год; Патент RU N 2015570, кл. G 07 С 13/00, 1990 год).

Наиболее близкими по технической сути и достигаемому результату являются способ проведения голосования и электронная система для его осуществления, которая включает в себя систему избирательного участка, состоящую из центрального процессора и электронных бюллетеней, подключенных к указанному центральному процессору посредством электронных интерфейсных схем. Система избирательного участка, в свою очередь, может быть связана с системами более высокого уровня: города, округа, штата, страны. Связь между указанными системами осуществляется через телекоммуникационную сеть и модемы, подключенные к центральным процессорам соответствующих систем, при этом все передаваемые данные шифруются.

Тайна голосования в упомянутой системе избирательного участка обеспечивается применением для голосования специальной карты электронного ключа, предоставляемой отдельно каждому избирателю. Каждая такая карта содержит уникальное число, которое генерируется системой избирательного участка и используется только один раз. Это число записывается на магнитную полосу карты электронного ключа с помощью соответствующего устройства записи, подключенного к центральному процессору системы.

Голосование в системе избирательного участка проходит следующим образом. Избиратель с помощью своей карты электронного ключа получает доступ к управлению каким-либо из электронных бюллетеней и делает свой выбор. После того, как избиратель удалил свою карту из бюллетеня, система делает запись в своей базе данных по факту данного голосования и затем инициализирует этот бюллетень для следующего голосования. Данные о прохождении голосования в реальном времени выводятся на мониторы операторов системы и наблюдателей избирательного участка, а также передаются по вышеупомянутой телекоммуникационной сети в системы более высокого уровня (Патент WO N 96/02044, кл. G 07 С 13/00, опубл. 1996).

Недостатками данной системы являются высокая стоимость (особенно с учетом предполагаемой однократности использования данной системы) и необходимость для избирателей голосовать только в ограниченном числе специально отведенных для голосования мест - избирательных участков.

Технической задачей данного изобретения является расширение области применения описанной системы путем обеспечения возможности проведения не только голосований, но также референдумов и опросов общественного мнения, снижение расходов на создание системы, обеспечение многократности ее использования, а также достижение максимального удобства для участников голосований, референдумов и опросов общественного мнения.

Поставленная задача решается тем, что в системе проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения, включающей интегрированную систему сбора данных проводимых мероприятий, состоящую из подсистем, связанных между собой посредством телекоммуникационной сети, в качестве интегрированной системы сбора данных проводимых мероприятий использована платежная система любого уровня - международная, национальная, региональная, локальная или сочетание таких платежных систем, а в качестве телекоммуникационной сети использована коммуникационная среда упомянутой платежной системы, при этом система проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения имеет Центр обработки данных опросов, и каждая подсистема связана с этим центром посредством упомянутой коммуникационной среды, причем программное обеспечение упомянутой платежной системы имеет дополнительный набор функций для проведения и обработки данных голосований, референдумов и опросов общественного мнения.

Здесь и далее под коммуникационной средой платежной системы понимаются используемые в рамках этой системы телекоммуникационные сети, аппаратура связи и протоколы информационного обмена.

Указанная задача решается еще и тем, что в способе проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения, включающем идентификацию голосующих и респондентов по индивидуальным картам электронного ключа, получение информации о сделанном ими выборе, передачу этой информации по телекоммуникационным сетям и последующую обработку накопленной информации, идентификацию голосующих и респондентов производят посредством электронных терминалов торговых точек и банкоматов, обслуживаемых платежной системой, а в качестве индивидуальных карт электронного ключа голосующие и респонденты используют платежные инструменты упомянутой платежной системы, при этом обработку данных голосований, референдумов и опросов общественного мнения проводят в Центре обработки данных опросов.

Далее для простоты изложения вместо терминов "голосование", "референдум", "опрос общественного мнения" будет использоваться термин "опрос", а голосующие, высказывающие свое мнение или отвечающие на вопросы какого-либо опроса лица, будут обозначаться термином "респондент". При этом под опросом общественного мнения понимается выяснение мнения по одной и той же теме или получение ответов на один и тот же вопрос у трех или более человек в течение ограниченного периода времени.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена типовая схема современной межбанковской платежной системы, на фиг. 2 изображена типовая схема обмена информационными сообщениями между участниками процедуры оплаты покупки в упомянутой платежной системе, на фиг. 3 изображена схема системы проведения опросов по данному изобретению для случая, когда Центр обработки данных опросов (ЦОДО) связан с процессинговыми центрами платежной системы посредством назначенной телекоммуникационной сети, на фиг. 4 изображена схема системы проведения опросов по данному изобретению для случая, когда ЦОДО связан с процессинговыми центрами платежной системы посредством телекоммуникационной сети общего пользования, на фиг. 5 изображена схема ЦОДО, на фиг. 6 изображена схема обмена информационными сообщениями между участниками процедуры опроса для случая, когда ЦОДО получает сведения об ответах респондентов от процессингового центра банка-эмитента, на фиг. 7 изображена схема обмена информационными сообщениями между участниками процедуры опроса для случая, когда ЦОДО получает сведения об ответах респондентов от процессингового центра банка-эквайрера.

Для лучшего понимания сути изобретения необходимо описать общую схему известных платежных систем.

Основой известных платежных систем являются финансовые взаимоотношения участников системы, возникающие в связи с совершением держателями платежных инструментов этой системы операций безналичной оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банкоматах, а также иных операций, предусмотренных правилами данной платежной системы. В простейшем случае деятельность платежной системы регулируется единственной компанией (в частном случае банком), являющейся также эмитентом платежных инструментов этой системы. Кроме этого, в число участников такой системы входят держатели платежных инструментов, а также торговые точки, предоставляющие держателям товары по предъявлении последними каких-либо из упомянутых платежных инструментов. В случае развитой платежной системы, организованной, как правило, в форме межбанковской ассоциации, типичный состав участников выглядит следующим образом: - банки-эмитенты платежных инструментов; - банки-эквайреры; - расчетные банки; - процессинговые центры (ПЦ); - держатели платежных инструментов; - торговые точки.

При этом правила существующих платежных систем такого типа разрешают банкам совмещать функции эмитента и эквайрера.

В современных платежных системах применяются разнообразные виды платежных инструментов. Как правило, платежный инструмент представляет собой карту прямоугольной формы из бумаги (картона), пластмассы или металла, несущую на себе уникальную информацию, которая позволяет однозначно идентифицировать платежную систему и эмитента этого платежного инструмента, его держателя, а также сам платежный инструмент в рамках своей платежной системы. Соответственно, способы внесения указанной информации в платежные инструменты подразделяются на следующие группы: - графическая запись; - эмбоссирование (выдавливание рельефа механическим способом); - штрих-кодирование;
- кодирование на магнитной полосе;
- запись в интегральную микросхему;
- лазерная запись (используется в т. наз. оптических картах).

Наиболее распространенным платежным инструментом современных платежных систем являются пластиковые карты следующих типов:
- карты с магнитной полосой;
- карты с интегральной микросхемой (т. наз. смарт-карты);
- гибридные карты, сочетающие в себе оба предыдущих способа хранения информации.

Правила каждой конкретной платежной системы содержат четкие требования к внешнему виду и техническим характеристикам используемых в этой системе платежных инструментов.

Для описания работы современной межбанковской платежной системы рассмотрим ее типовую схему, изображенную на фиг. 1.

Как указывалось ранее, платежным инструментом в подобной системе являются пластиковые карты с магнитной полосой или интегральной микросхемой. В основе платежной системы лежат финансовые взаимоотношения банков-членов системы, относимых к следующим типам:
1) банк-эмитент 1 - открывает своим клиентам банковские счета и выдает им в пользование платежные карты, с помощью которых эти клиенты (держатели 16 карт) могут совершать безналичные покупки в торговых точках 8, получать наличные деньги в банкоматах 7, а также совершать иные операции, предусмотренные правилами платежной системы;
2) банк-эквайрер 2 - выдает наличные деньги держателям 16 карт платежной системы в своих банкоматах 7, а также заключает с торговыми точками 8 договоры, по которым эти торговые точки 8 выдают товар держателям 16 карт платежной системы;
3) расчетный банк 3 - ведет корреспондентские счета банков-эмитентов 1 и банков-эквайреров 2, открытые для проведения взаимных расчетов по операциям, совершаемым держателями 16 карт системы.

Каждый из банков 1-3 может быть связан с одним или несколькими ПЦ 4-6 - компаниями, которые от имени своих банков выполняют в реальном времени обработку данных, возникающих при совершении держателями 16 операций с помощью карт, а также осуществляют информационный обмен посредством назначенной телекоммуникационной сети 9, являющейся частью коммуникационной среды данной платежной системы. В зависимости от вида функций, которые банки 1-3 делегируют своим ПЦ 4-6, эти ПЦ могут быть отнесены к следующим типам:
1) ПЦ 4 банка-эмитента - хранит в своей базе данных сведения о держателях 16 карт своего банка и самих картах, а также об остатках средств на счетах, связанных с этими картами. ПЦ 4 банка-эмитента использует указанные сведения для ответа на авторизационные запросы (см. ниже), поступающие от ПЦ 5 банков-эквайреров в момент совершения держателями 16 операций с помощью карт рассматриваемой платежной системы. ПЦ 4 связан со своим банком-эмитентом 1 телекоммуникационной сетью 11 общего пользования;
2) ПЦ 5 банка-эквайрера - поддерживает связь по телекоммуникационным сетям 14 и 15 общего пользования с банкоматами 7 своего банка-эквайрера 2 и с электронными терминалами (POS-терминалами) торговых точек 8, имеющих соответствующий договор с этим банком, а также обслуживает телефонные запросы кассиров торговых точек 8 при т. наз. голосовой авторизации. При совершении держателем 16 карты операции в обслуживаемом таким ПЦ банкомате 7 или торговой точке 8 этот центр формирует и направляет авторизационный запрос (см. ниже) в ПЦ 4 банка-эмитента. Также ПЦ 5 банка-эквайрера ежедневно направляет информацию обо всех обслуженных им операциях клиринговому ПЦ 6. ПЦ 5 связан со своим банком-эквайрером 2 телекоммуникационной сетью 12 общего пользования;
3) клиринговый ПЦ 6 - ежедневно осуществляет для расчетного банка 3 клиринг (расчет чистых позиций банков-эмитентов 1 и банков-эквайреров 2, имеющих корреспондентские счета в расчетном банке 3) на основании поступающей от ПЦ 5 банков- эквайреров информации об операциях, совершаемых держателями 16 карт данной платежной системы. Кроме того, все электронные сообщения, которыми обмениваются ПЦ 4, 5 этой системы, обязательно проходят через клиринговый ПЦ 6. Это позволяет клиринговому ПЦ 6, в частности, обслуживать авторизационные запросы (см. ниже) от имени ПЦ 4 банка-эмитента при неполадках в компьютерной системе последнего, в случае отсутствия связи с ним и т. д. Клиринговый ПЦ 6 связан со своим расчетным банком 3 телекоммуникационной сетью 13 общего пользования.

Рассмотрим процедуру подготовки платежной карты к выдаче ее держателю 16. Перед выдачей банком-эмитентом 1 новой карты держателю 16 ПЦ 4 этого банка выполняет т. наз. персонализацию этой карты, во время которой информация о карте и ее держателе 16 (номер карты, срок ее действия, имя и фамилия держателя и т. д.) наносится на карту, а также, в зависимости от типа карты, кодируется на магнитной полосе или записывается в микросхему карты. Номера всех карт платежной системы уникальны, при этом первые 6 цифр номера карты представляют банковский идентификационный номер (БИН) - число, выделяемое платежной системой банку-эмитенту 1 по его заявке для какой-либо серии выпускаемых им карт и являющееся однозначным указателем на этот банк и эту серию. В дополнение к карте компьютерная система ПЦ 4 вырабатывает для держателя 16 этой карты персональный идентификационный номер (ПИН) - псевдослучайное число, служащее для подтверждения личности держателя 16 при использовании карты в банкоматах 7 или POS-терминалах тороговых точек 8. После персонализации карты информация о карте, ее держателе 16 и его счете в банке-эмитенте 1 сохраняется в базе данных ПЦ 4. Если банк-эмитент 1 имеет договоры одновременно с несколькими ПЦ 4, информация обо всех картах этого банка с одним и тем же БИНом должна храниться в базе данных только одного из таких ПЦ. Таким образом, БИН карты однозначно указывает не только на банк-эмитент 1, но также и на ПЦ 4, отвечающий на авторизационные запросы от ПЦ 5 банков-эквайреров относительно этой карты, что позволяет этим ПЦ 5 задать сетевой адрес ПЦ 4 банка-эмитента при отправке указанных запросов по назначенной телекоммуникационной сети 9.

Рассмотрим типовую процедуру оплаты покупки с помощью платежной карты. Схема обмена информационными сообщениями между участниками этой процедуры изображена на фиг. 2 (тот факт, что по правилам платежной системы все электронные сообщения, которыми обмениваются ПЦ 4, 5 этой системы, обязательно проходят через клиринговый ПЦ 6, на фиг. 2 не отражен как несущественный). Держатель 16 передает свою карту кассиру торговой точки 8. Последний визуально проверяет действительность и, в меру возможности, подлинность этой карты. Если правила платежной системы требуют нанесения на карту фотографии держателя, кассир также сличает держателя 16 с лицом, изображенным на этой фотографии. Далее кассир, в зависимости от имеющихся в его распоряжении технических средств, проводит либо голосовую, либо электронную авторизацию. В случае голосовой авторизации кассир по телефону связывается с оператором обслуживающего данную торговую точку 8 ПЦ 5 банка-эквайрера и сообщает ему код данной торговой точки 8, присвоенный ей этим ПЦ, номер карты, код операции, сумму покупки и другую необходимую информацию (сообщение С1). Оператор ПЦ 5 вводит всю полученную информацию в терминал компьютерной системы ПЦ 5 и, не прерывая связи с кассиром, инициирует передачу по назначенной телекоммуникационной сети 9 в ПЦ 4 банка-эмитента этой карты т. наз. авторизационного запроса (сообщение С2), сформированного на основе указанной выше информации. Компьютерная система ПЦ 4 банка-эмитента сверяет информацию, поступившую в запросе, со сведениями об этой карте и текущем состоянии счета ее держателя 16, хранящимися в базе данных этого ПЦ, и возвращает ПЦ 5 банка-эквайрера один из вариантов ответа (сообщение С3):
- разрешить покупку;
- отказать в покупке;
- изъять карту у держателя;
- держателю - связаться с банком-эмитентом;
- другие предусмотренные варианты ответа. Детальное содержание ответа выводится на экран терминала оператора, инициировавшего этот авторизационный запрос, и тот сообщает необходимые данные кассиру (сообщение С4), завершая тем самым процедуру голосовой авторизации. Далее кассир, в зависимости от полученной от оператора информации, либо выписывает держателю 16 платежный чек (квитанцию) и выдает ему покупку, либо совершает иные необходимые действия.

В случае электронной авторизации кассир набирает на клавиатуре POS-терминала код операции, сумму покупки и другую необходимую информацию, затем вставляет в терминал карту. Если по правилам приема карт в данной торговой точке 8 держатель 16 должен дополнительно идентифицировать себя с помощью ПИНа, он по указанию кассира набирает свой ПИН на отдельной ПИН-клавиатуре терминала, обращенной к держателю 16 и защищенной от посторонних взглядов. После нажатия кассиром определенной клавиши POS-терминал передает в ПЦ 5 банка-эквайрера электронное сообщение (сообщение С1), содержащее информацию, введенную в терминал кассиром и держателем 16, а также считанную с магнитной полосы или микросхемы карты. На основе этого сообщения ПЦ 5 банка-эквайрера, как и в случае голосовой авторизации, по назначенной телекоммуникационной сети 9 направляет в ПЦ 4 банка-эмитента авторизационный запрос (сообщение С2). Ответ, полученный от ПЦ 4 банка-эмитента (сообщение С3), ПЦ 5 банка-эквайрера направляет POS-терминалу торговой точки 8 (сообщение С4). В случае положительного ответа POS-терминал распечатывает чек, подписываемый держателем 16 (подпись не обязательно требуется, если держатель 16 указывал свой ПИН), и кассир выдает держателю 16 покупку. Независимо от способа проведения авторизации информация о ней сохраняется в базе данных обоих ПЦ. Процедура авторизации при получении держателем 16 наличных денег в банкомате 7 практически аналогична вышеописанной электронной авторизации, за исключением того, что ввиду отсутствия кассира держатель 16 сам вводит посредством клавиатуры банкомата 7 свой ПИН и требуемую сумму.

Система по данному изобретению (фиг. 3 и 4) состоит из платежной системы, включающей:
- банки-эмитенты 1 платежных инструментов этой системы;
- банки-эквайреры 2;
- расчетные банки 3;
- процессинговые центры 4 банков-эмитентов;
- процессинговые центры 5 банков-эквайреров;
- клиринговые ПЦ 6;
- банкоматы 7;
- торговые точки 8;
- коммуникационную среду, в состав которой входят назначенная телекоммуникационная сеть 9 и телекоммуникационные сети 11-15 общего пользования, при этом
- каждый банк-эмитент 1 связан телекоммуникационной сетью 11 общего пользования с одним или несколькими ПЦ 4 банков-эмитентов;
- каждый банк-эквайрер 2 связан телекоммуникационной сетью 12 общего пользования с одним или несколькими ПЦ 5 банков-эквайреров;
- каждый расчетный банк 3 связан телекоммуникационной сетью 13 общего пользования с каким-либо клиринговым ПЦ 6;
- все вышеупомянутые ПЦ связаны между собой посредством назначенной телекоммуникационной сети 9;
- каждый банкомат 7 связан телекоммуникационной сетью 14 общего пользования с каким-либо ПЦ 5 банка-эквайрера;
- каждая торговая точка 8 связана телекоммуникационной сетью 15 общего пользования с одним или несколькими ПЦ 5 банков-эквайреров;
- каждый респондент 16 (держатель платежных инструментов) имеет один или несколько платежных инструментов, каждый из которых выпущен каким-либо банком-эмитентом 1.

Система по данному изобретению также включает телекоммуникационную сеть 10 общего пользования (только в варианте системы, изображенном на фиг. 4), ЦОДО 17, связанный с ПЦ 4-6 вышеупомянутой платежной системы либо назначенной телекоммуникационной сетью 9 (фиг. 3), либо телекоммуникационной сетью 10 общего пользования (фиг. 4), и дополнительный набор функций программного обеспечения (ПО) этой платежной системы для проведения и обработки данных опросов (на фиг. 3 и 4 не показан).

ЦОДО 17 (фиг. 5) представляет собой вычислительный комплекс, в состав которого могут входить:
- коммуникационный компьютер 18 с подключенным к нему устройством 19 связи (УС), соединяющим ЦОДО 17 либо с назначенной телекоммуникационной сетью 9 вышеупомянутой платежной системы, либо с телекоммуникационной сетью 10 общего пользования;
- центральный компьютер 20 с подключенным к нему устройством 21 долговременного хранения информации (УДХИ);
- персональные компьютеры 22 операторов;
- локальная вычислительная сеть 23 (ЛВС), связывающая компьютеры 18, 20, 22.

Дополнительный набор функций ПО вышеупомянутой платежной системы для проведения и обработки данных опросов содержит функции, добавленные в ПО процессинговых центров 4-6, банкоматов 7 и POS-терминалов торговых точек 8, при этом в ПО ПЦ 4-6 добавлены функции:
- шифрования и дешифрования данных при обмене электронными сообщениями по назначенной телекоммуникационной сети 9 и телекоммуникационным сетям 10-15 общего пользования;
- передачи в ЦОДО 17 электронных сообщений, содержащих сведения об ответах респондентов 16 на вопросы какого-либо опроса, в ПО ПЦ 4 банка-эмитента в дополнение к вышеуказанным функциям добавлена функция фиксации попытки респондента 16 ответить дважды и более на один и тот же вопрос какого-либо опроса, в ПО банкоматов 7 и POS-терминалов торговых точек 8 добавлены функции:
- инициирования операции "опрос";
- интерпретации данных, вводимых далее с помощью клавиатуры данного устройства, в соответствии со спецификой операции опрос;
- шифрования и дешифрования электронных сообщений при обмене информацией с ПЦ 5 банка-эквайрера посредством телекоммуникационных сетей 14,15 общего пользования;
- распечатки для респондента 16 специального чека, содержащего сведения об участии этого респондента в данном опросе.

Описываемое изобретение позволяет проводить как открытые, или именные, так и анонимные, или тайные опросы. Это достигается разбиением электронных сообщений, содержащих сведения об ответах респондентов 16, на следующие информационные блоки (инфо-блоки):
- инфо-блок И1 - включает код опроса и номер вопроса;
- инфо-блок И2 - включает код ответа (например, "0" - "нет", "1"- "да", "2" - "не знаю", "3" - "все равно" или другие);
- инфо-блок И3 - содержит сведения о респонденте 16, аналогичные входящим в стандартный авторизационный запрос (номер платежного инструмента, срок его действия, имя и фамилия держателя этого инструмента и т.д.).

Перед началом каждого опроса ЦОДО 17 направляет в ПЦ 4-6 платежной системы электронные уведомления о предстоящем опросе, включающие, среди прочего, тип опроса (открытый или анонимный). В ходе опроса компьютерная система какого-либо из ПЦ 4-6, намеревающегося отправить в ЦОДО 17 электронное сообщение об ответе какого-либо респондента 16, определяет по типу опроса, какие из вышеперечисленных инфо-блоков могут быть переданы в ЦОДО 17, затем шифрует каждый выбранный инфо-блок независимо от остальных и включает его в состав сообщения. Таким образом, в случае открытого опроса ЦОДО 17 будет получать сообщения, содержащие все указанные выше инфо-блоки, в случае же анонимного опроса в состав таких сообщений будут входить только инфо-блоки И1 и И2. Кроме того, если в случае открытого опроса ПЦ 4-6 сохраняют в своих базах данных все компоненты полученных в ходе такого опроса электронных сообщений об ответах респондентов 16, то в случае анонимного опроса ПЦ 4-6 после получения и обработки таких электронных сообщений удаляют из их состава инфо-блоки И2 и только после этого записывают эти сообщения в свои базы данных. В результате, по окончании анонимного опроса ЦОДО 17 имеет сведения об ответах респондентов 16 на вопросы этого опроса, но не знает имен этих респондентов 16, а ПЦ 4-6, наоборот, знают имена респондентов 16, участвовавших в этом опросе, но не имеют никакой информации об ответах этих респондентов 16.

Существуют два основных варианта организации информационного обмена между участниками опроса. Первый вариант предполагает, что ЦОДО 17 получает сведения об ответе какого-либо респондента 16 от ПЦ 4 банка-эмитента того платежного инструмента, который используется респондентом 16 в момент ответа. Во втором варианте указанные сведения поступают в ЦОДО 17 от ПЦ 5 банка-эквайрера, обслуживающего ту торговую точку 8 или банкомат 7, посредством которых респондент 16 принимает участие в опросе. Все необходимые указания относительно выбора варианта информационного обмена ПЦ 4-6 получают от ЦОДО 17 в составе вышеупомянутого уведомления о предстоящем опросе.

Рассмотрим взаимодействие элементов системы по данному изобретению при проведении опроса. Схемы обмена информационными сообщениями между участниками опроса, соответствующие двум вышеупомянутым вариантам организации этого обмена, изображены на фиг. 6 и 7. Для простоты изложения указанные схемы приведены для того варианта системы по данному изобретению, в котором ЦОДО 17 обменивается информацией с ПЦ 4-6 платежной системы посредством назначенной телекоммуникационной сети 9. Респондент 16, желающий принять участие в опросе, направляет в систему ответы на вопросы какого-либо опроса через кассира торговой точки 8 (в случае голосовой авторизации), POS-терминал торговой точки 8 (в случае электронной авторизации) или банкомат 7. В зависимости от выбранного респондентом 16 способа уведомления системы указанная информация (сообщение С1) поступает в ПЦ 5 банка-эквайрера, обслуживающий торговую точку 8 или банкомат 7, либо в виде голосового сообщения кассира торговой точки 8 оператору ПЦ 5 банка-эквайрера, либо в виде электронного сообщения от соответствующего устройства. В последнем случае ПО этого устройства шифрует указанное сообщение перед отправкой в ПЦ 5 банка-эквайрера. Получив тем или иным способом сообщение С1 и, при необходимости, расшифровав его, ПЦ 5 банка-эквайрера извлекает из инфо-блока И3 этого сообщения номер платежного инструмента респондента 16 и устанавливает по нему адрес соответствующего ПЦ 4 банка-эмитента в назначенной телекоммуникационной сети 9 платежной системы. Далее ПЦ 5 банка-эквайрера шифрует и направляет по установленному адресу специальный авторизационный запрос (сообщение С2), содержащий инфо-блоки И1, И2 и И3 (инфо-блок И2 - только в первом варианте информационного обмена). ПЦ 4 банка-эмитента, независимо от количества включенных в сообщение С2 инфо-блоков, расшифровывает только инфо-блоки И1 и И3. Содержимое инфо-блока И3 сверяется с хранящимися в базе данных ПЦ 4 банка-эмитента сведениями о данном платежном инструменте и его держателе (респонденте 16). Если достоверность платежного инструмента и его держателя подтверждается, далее ПЦ 4 банка-эмитента проверяет, не отвечал ли респондент 16 ранее на те вопросы данного опроса, которые отмечены в инфо-блоке И1. Такая проверка осуществима благодаря тому, что информация обо всех проходивших авторизациях сохраняется в базе данных ПЦ 4 банка-эмитента. По общим результатам двух указанных проверок ПЦ 4 банка-эмитента возвращает ответ в ПЦ 5 банка-эквайрера (сообщение С3). Как и в случае с покупкой, содержание ответа ПЦ 4 банка-эмитента, в зависимости от способа авторизации, либо выводится на экран терминала оператора ПЦ 5 банка-эквайрера для немедленной голосовой передачи кассиру торговой точки 8, либо направляется компьютерной системой ПЦ 5 банка-эквайрера в POS-терминал торговой точки 8 или банкомат 7 (сообщение С4). Далее, если обе указанные проверки прошли успешно, то, в зависимости от выбранного варианта информационного обмена, либо ПЦ 4 банка-эмитента, либо ПЦ 5 банка-эквайрера направляет посредством назначенной телекоммуникационной сети 9 шифрованное электронное сообщение в ЦОДО 17 (сообщение С5), включающее в себя инфо-блоки И1, И2 и И3 (инфо-блок И3 - только при проведении открытого опроса). ЦОДО 17 накапливает все полученные сообщения С5, обрабатывает содержащиеся в них данные и после завершения опроса передает результаты обработки заказчику этого опроса.

При проведении опроса в системе по данному изобретению в ЦОДО 17 (фиг. 5) либо через назначенную телекоммуникационную сеть 9 платежной системы, либо через телекоммуникационную сеть 10 общего пользования поступают электронные сообщения от процессинговых центров 4-6 этой системы, содержащие сведения об ответах респондентов 16 на какие-либо вопросы данного опроса. Указанные сообщения через УС 19 поступают в коммуникационный компьютер 18, который дешифрует их и затем по ЛВС 23 направляет дешифрованные данные в центральный компьютер 20. Центральный компьютер 20 обрабатывает эти данные и записывает как сами данные, так и результаты их обработки в УДХИ 21. На основе указанных результатов обработки центральный компьютер 20 формирует отчет о проведенном опросе в формате, пригодном для последующей передачи этого отчета заказчику опроса. Операторы ЦОДО 17 посредством персональных компьютеров 22, подключенных к ЛВС 23, выполняют подготовку вычислительного комплекса ЦОДО 17 к проведению очередного опроса, контролируют в реальном времени ход обработки данных опроса, а также проводят диагностику вычислительного комплекса, модернизацию его ПО и т.д.

В общем случае ЦОДО 17 не входит в состав вышеупомянутой платежной системы и, соответственно, не подчиняется ее правилам. Лишь в том случае, когда ЦОДО 17 связан с ПЦ 4-6 этой платежной системы посредством назначенной телекоммуникационной сети 9, он должен подчиняться правилам этой платежной системы только в части протоколов информационного обмена, используемых в назначенной телекоммуникационной сети 9. Тем не менее функции ЦОДО 17 может выполнять какой-либо из ПЦ 4-6 этой платежной системы, если с ней достигнута соответствующая договоренность.

Вышеописанная схема проведения опроса посредством системы по данному изобретению практически не зависит от уровня участвующей в этом опросе платежной системы (международная, национальная, региональная, локальная), поскольку изменение уровня платежной системы означает лишь соответствующее изменение административного масштаба этой системы и не влечет за собой каких-либо существенных изменений ни в структуре платежной системы, ни в правилах взаимодействия ее элементов при проведении опроса. По той же причине вышеописанная схема проведения опроса полностью применима и в том случае, когда задействованная в опросе платежная система представляет собой совокупность двух или более платежных систем, при этом платежные инструменты каждой из этих систем действительны также и в сети приема всех остальных систем из указанной совокупности, а обмен электронными сообщениями между этими платежными системами осуществляется через коммуникационные шлюзы, соединяющие назначенные телекоммуникационные сети этих систем. Более того, система проведения опросов по данному изобретению позволяет соединять возможности любого количества независимых платежных систем простым сложением результатов, которые дает каждая из задействованных независимых систем.

Способ проведения опросов среди держателей платежных инструментов платежной системы, входящей в состав системы по данному изобретению, реализуется следующим образом. Организация-заказчик опроса согласовывает с ЦОДО все технические параметры будущего опроса, в том числе тип опроса (открытый или анонимный), номера вопросов и соответствующие варианты ответов, типы допущенных к участию в опросе платежных инструментов, разрешенные способы авторизации и типы устройств и т.д. Перед началом опроса ЦОДО направляет каждому из ПЦ платежной системы электронное уведомление о предстоящем опросе, содержащее следующие сведения:
- код опроса;
- дата или период проведения опроса;
- тип опроса;
- перечень БИНов платежных инструментов, допущенных к участию в опросе;
- способы авторизации, разрешенные при проведении опроса (только для ПЦ банков-эквайреров);
- типы устройств, которые могут быть использованы при проведении опроса (если разрешена электронная авторизация; только для ПЦ банков-эквайреров);
- условия, при которых данный ПЦ будет направлять в ЦОДО информацию об ответах респондентов на вопросы этого опроса;
- другие необходимые сведения.

В свою очередь, организация-заказчик опроса тем или иным способом оповещает о предстоящем опросе держателей платежных инструментов. В частности, анонсы предстоящих опросов могут распечатываться на чеках, выдаваемых держателям при каждой очередной покупке в магазине, или на выписках по банковским счетам держателей, регулярно формируемых банками-эмитентами своим клиентам. Такие анонсы могут также публиковаться в средствах массовой информации, раздаваться в виде буклетов или вывешиваться на рекламных щитах в общественных местах и т. д. На случай, если несколько опросов совпадут по времени, целесообразно для печати рекламной информации о них использовать бумагу разных цветов, при этом каждому такому опросу должен соответствовать только один из возможных цветов. В анонсе указываются следующие параметры:
- дата или период проведения опроса;
- код опроса;
- номера и формулировки вопросов;
- коды ответов;
- другая информация.

Описываемый способ проведения опросов допускает как совмещение респондентами участия в опросе с обычными операциями покупки в торговых точках или получения наличных денег в банкоматах и ПВН, так и использование респондентами указанных точек приема платежных инструментов исключительно для целей участия в опросе.

Респондент (держатель платежного инструмента), находясь в торговой точке и желая принять участие в опросе, передает свой платежный инструмент кассиру этой торговой точки. Кассир визуально проверяет действительность и, в меру возможности, подлинность этого платежного инструмента. Если правила платежной системы требуют нанесения на платежный инструмент фотографии держателя, кассир также сличает респондента с лицом, изображенным на этой фотографии. Дальнейший ход событий определяется тем, какой способ авторизации использует данная торговая точка. В случае голосовой авторизации кассир по телефону связывается с оператором ПЦ банка-эквайрера, обслуживающего эту торговую точку. Кассир сообщает оператору код операции "опрос", а затем под диктовку респондента называет оператору код опроса, номер вопроса и код ответа. Далее, как указано выше в описании работы системы по данному изобретению, оператор инициирует выполнение системой операции "опрос", включающей проверку процессинговым центром банка-эмитента заявленных кассиром сведений об используемом платежном инструменте и его держателе, а также проверку того, не пытается ли респондент повторно ответить на данный вопрос. Информация о результатах этих проверок поступает на монитор оператора ПЦ банка-эквайрера, и он уведомляет кассира об успешном завершении данной операции "опрос" либо сообщает ему причину отказа. В случае положительного ответа оператора кассир оформляет для респондента специальный чек, содержащий дату, время и место ответа респондента, номер платежного инструмента респондента, код опроса, номер вопроса, код ответа и иную необходимую информацию.

Если в распоряжении кассира имеется POS-терминал, кассир набирает на клавиатуре POS-терминала код операции "опрос", затем под диктовку респондента набирает код опроса, номер вопроса и код ответа, после чего вставляет в терминал платежный инструмент респондента. Если по правилам данной торговой точки респондент должен дополнительно идентифицировать себя с помощью ПИНа, он по указанию кассира набирает свой ПИН на отдельной ПИН-клавиатуре терминала, обращенной к респонденту и защищенной от посторонних взглядов. После нажатия кассиром определенной клавиши POS-терминал передает по телекоммуникационной сети в ПЦ банка-эквайрера шифрованное электронное сообщение, состоящее из вышеупомянутых инфо-блоков И1- И3 с данными, введенными кассиром с клавиатуры и считанными из платежного инструмента респондента. Это сообщение является указанием процессинговому центру банка-эквайрера инициировать выполнение системой операции "опрос". Далее, как и вслучае голосовой авторизации, ПЦ банка-эмитента выполняет вышеупомянутые проверки, по итогам которых ПЦ банка-эквайрера направляет по телекоммуникационной сети шифрованное электронное сообщение (ответ) данному POS-терминалу. В случае положительного ответа POS-терминал распечатывает для респондента специальный чек, содержащий дату и место ответа респондента, номер платежного инструмента респондента, код опроса, номер вопроса, код ответа и иную необходимую информацию.

В описанных выше вариантах участия респондента в опросе сведения о выборе этого респондента становятся доступными кассиру торговой точки, а в случае голосовой авторизации они также становятся известными оператору ПЦ банка-эквайрера и, кроме того, могут быть получены путем прослушивания телефонной линии, используемой кассиром этой торговой точки. Если респондент не желает, чтобы указанные сведения стали доступны кому-либо, он выбирает для участия в опросе POS-терминал с ПИН-клавиатурой, при этом кассир вводит в POS-терминал только код операции "опрос", остальные необходимые для ответа данные респондент вводит сам посредством ПИН-клавиатуры. Тем не менее, в этом случае кассир по-прежнему знает о самом факте участия респондента в каком-либо опросе. Если даже эта информация, по мнению респондента, не должна быть известна окружающим, он участвует в опросе посредством автономного (расположенного отдельно) POS-терминала или банкомата. В этом случае респондент самостоятельно выполняет всю последовательность действий: вводит в используемое устройство код операции "опрос", код опроса, номер вопроса и код ответа, вставляет в это устройство свой платежный инструмент для считывания хранящихся в нем данных и, наконец, инициирует передачу этим устройством электронного сообщения в ПЦ банка-эквайрера. По окончании операции "опрос" устройство распечатывает для респондента специальный чек, содержащий соответствующую выполненной операции информацию.

Независимо от желания респондентов использовать те или иные способы или устройства для ответа на вопросы какого-либо опроса ЦОДО по согласованию с заказчиком этого опроса может дополнительно ограничить функциональность платежной системы в отношении этого опроса на весь период его проведения, разослав процессинговым центрам соответствующие указания в составе электронных уведомлений о предстоящем опросе. Так, например, ЦОДО может запретить процессинговым центрам обслуживать голосовые авторизационные запросы с кодом операции "опрос", а также электронные запросы с тем же кодом операции, поступившие от POS-терминалов, не оснащенных ПИН-клавиатурой. В этом случае необходимо, чтобы сеть приема платежных инструментов, обслуживающая данный опрос, была в достаточной степени оснащена POS-терминалами с ПИН-клавиатурой и банкоматами, иначе подобные ограничения могут значительно снизить эффективность проведения опроса или вообще сделать его проведение невозможным.

Для повышения привлекательности участия в опросе держателей платежных инструментов и, как следствие, увеличения числа респондентов могут использоваться различные способы привлечения и стимулирования держателей. Например, после окончания опроса можно проводить лотереи среди респондентов этого опроса, причем функцию лотерейных билетов могут выполнять вышеупомянутые специальные чеки, полученные респондентами по итогам их участия в опросе. Также респонденты могут получать денежные премии или приобретать товары со скидкой по предъявлении этих специальных чеков. При этом, вне зависимости от используемого способа стимулирования, призы или вознаграждения могут выдаваться респондентам как на основании самого факта их участия в данном опросе, так и отдельно по каждому вопросу этого опроса. Допустимы также любые иные социально безопасные формы и методы привлечения и стимулирования держателей к участию в опросе.

Описанное выше изобретение позволяет проводить голосования, референдумы и опросы общественного мнения, снижает расходы на создание системы для проведения указанных мероприятий, обеспечивает многократность ее использования, а также позволяет достичь максимальных удобств для участников голосований, референдумов и опросов общественного мнения.


Формула изобретения

1. Система проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения, включающая интегрированную систему сбора данных проводимых мероприятий, состоящую из подсистем сбора и предварительной обработки данных, связанных между собой посредством сети передачи данных, отличающаяся тем, что в качестве интегрированной системы сбора данных проводимых мероприятий использована платежная система любого уровня - международная, национальная, региональная, локальная или сочетание таких платежных систем, а в качестве сети передачи данных использована коммуникационная среда упомянутой платежной системы, при этом система проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения содержит Центр обработки данных опросов для окончательной обработки указанных данных, связанный посредством упомянутой коммуникационной среды с упомянутыми подсистемами сбора и предварительной обработки данных, при этом программное обеспечение упомянутой платежной системы включает в себя дополнительный набор функций для проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения и предварительной обработки данных проводимых мероприятий, шифрования и дешифрования этих данных и помещения их в информационные блоки для проведения как открытых, так и тайных голосований, референдумов и опросов общественного мнения, обмена электронными сообщениями, содержащими указанные информационные блоки, между упомянутыми подсистемами сбора и предварительной обработки данных и Центром обработки данных опросов, а программное обеспечение Центра обработки данных опросов включает в себя набор функций для обмена указанными электронными сообщениями с упомянутыми подсистемами, для дешифрования включенных в эти сообщения информационных блоков, для накопления и анализа содержащихся в этих информационных блоках данных голосований, референдумов и опросов общественного мнения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что Центр обработки данных опросов состоит из коммуникационного компьютера с подключенным к нему устройством связи, центрального компьютера с подключенным к нему устройством долговременного хранения информации и персональных компьютеров, причем все указанные компьютеры связаны локальной вычислительной сетью, а указанное устройство связи соединено с упомянутой коммуникационной средой.

3. Способ проведения голосований, референдумов и опросов общественного мнения, включающий идентификацию голосующих и респондентов по индивидуальным картам электронного ключа, получение информации о сделанном ими выборе, передачу этой информации по телекоммуникационным сетям и последующую обработку накопленной информации, отличающийся тем, что идентификацию голосующих и респондентов производят посредством POS-терминалов и банкоматов, обслуживаемых платежной системой, а в качестве индивидуальных карт электронного ключа используют платежные инструменты упомянутой платежной системы, имеющиеся у голосующих и респондентов, при этом информацию о голосующих и респондентах и сделанном ими выборе в виде электронных сообщений, состоящих из шифрованных информационных блоков, направляют с указанных POS-терминалов и банкоматов в процессинговые центры упомянутой платежной системы, откуда эти электронные сообщения после предварительной обработки направляют в Центр обработки данных опросов для дешифрования указанных информационных блоков и окончательной обработки данных голосований, референдумов и опросов общественного мнения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для телеголосования в интеллектуальной сети

Изобретение относится к способу голосования при проведении любых выборов, опросов, референдумов с использованием бюллетеней
Изобретение относится к массовым играм и может быть использовано при социологических исследованиях

Изобретение относится к контрольным устройствам и может быть использовано в устройствах для голосования, а также для контроля состояния объектов и линий связи в системах дистанционного контроля

Изобретение относится к оргтехнике и может быть использовано при голосовании

Изобретение относится к техническим средствам электронного голосования при проведении съездов, заседений, совещаний

Изобретение относится к средствам для голосования и может быть использовано при проведении референдумов и выборов

Изобретение относится к средствам автоматизации учета и может быть использовано при проведении опросов общественного мнения при проведении социологических исследований по анкете, а также для проведения выборов на избирательных участках Цель изобретения - повышение информативности , расширение области применения устройства , а также повышение оперативного контроля за достоверностью работы устройства

Изобретение относится к средствам для голосования, в том числе на выборах

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для выяснения общественного мнения по различным вопросам, и может быть использовано на избирательных участках

Изобретение относится к технике автоматизированного сбора о результатах голосования

Изобретение относится к способу для голосования избирательными бюллетенями при проведении выборов, опросов или референдумов
Изобретение относится к области массовых опросов и коллективных игр с использованием теле-, радиокоммуникаций и может быть использовано при проведении социологических исследований

Изобретение относится к оргтехнике, в частности к оборудованию для проведения голосования с использованием избирательных бюллетеней
Наверх