Сцепное устройство двухзвенного транспортного средства

 

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой. Сцепное устройство двухзвенного транспортного средства содержит шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью, размещенный внутри полурамы и выполненный с подпружиненными колодками с фиксирующими зубьями и опорными поверхностями, и барабан. Барабан установлен с возможностью поворота на опорах, закрепленных в корпусе заднего звена, вокруг горизонтальной оси под действием привода управления. Вал напротив подпружиненных колодок снабжен фиксирующими зубьями, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев вокруг горизонтальной оси, с возможностью зацепления с фиксирующими зубьями подпружиненных колодок при их перемещении в радиальном направлении при воздействии на опорные поверхности подпружиненных колодок площадок барабана. Технический результат - повышение надежности механизма блокировки и возможность использования его в произвольном положении звеньев машины для повышения безопасности в работе. 2 ил.

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой.

Известно сцепное устройство, содержащее шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, и зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью [1].

Недостатком такого устройства является невозможность блокировки шарнира с горизонтальной осью в произвольном положении звеньев, например, при работе на косогорах (блокировка происходит лишь при значительных углах складывания звеньев). Такая конструкция, кроме того, не позволяет защитить механизм от механических и атмосферных воздействий.

Технический результат, достигаемый заявляемым решением, заключается в повышении надежности механизма блокировки и возможности использования его в произвольном положении звеньев машины для повышения безопасности работы.

Указанный результат достигается тем, что сцепное устройство двухзвенного транспортного средства, содержащее шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, и зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью, при этом механизм блокировки размещен внутри полурамы и выполнен с подпружиненными колодками с фиксирующими зубьями и опорными поверхностями, установленными в гнездах корпуса заднего звена, жестко закрепленного на нем, и барабаном, имеющим на внутренней поверхности площадки для взаимодействия с опорными поверхностями подпружиненных колодок, при этом барабан установлен с возможностью поворота на опорах, закрепленных в корпусе заднего звена, вокруг горизонтальной оси под действием привода управления, при этом вал напротив подпружиненных колодок снабжен фиксирующими зубьями, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев вокруг горизонтальной оси с возможностью зацепления с фиксирующими зубьями подпружиненных колодок при их перемещении в радиальном направлении при воздействии на опорные поверхности подпружиненных колодок площадок барабана.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами, где: фиг. 1 - сцепное устройство двухзвенного транспортного средства, фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Сцепное устройство содержит вал 1, установленный в опорах 2 шарнира с горизонтальной осью заднего звена 3 и связанный шарниром с вертикальной осью 4 с передним звеном 5. Механизм блокировки состоит из подпружиненных колодок 6, размещенных в гнездах корпуса заднего звена и имеющих фиксирующие зубья и опорные поверхности, барабана 7 с площадками 8, установленного на опорах 9 и связанного с приводом управления 10.

Работает устройство следующим образом. При движении двухзвенного транспортного средства по пересеченной местности происходит поворот переднего 5 и заднего 3 звеньев относительно друг друга вокруг горизонтальной оси. Максимально допустимый угол поворота, определяемый из условий безопасности движения, достигает 25 - 30o в каждую сторону от горизонтального положения. При этом для повышения боковой устойчивости, особенно при работе на косогорах, возникает необходимость блокировки шарнира с горизонтальной осью в любом положении звеньев. Под воздействием водителя привод управления 10 поворачивает барабан 7 на опорах 9 вокруг горизонтальной оси. При этом площадки 8 на внутренней поверхности барабана воздействуют на опорные поверхности подпружиненных колодок. Последние перемещаются в радиальном направлении и входят своими фиксирующими зубьями в зацепление с фиксирующими зубьями вала 1, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев 3 и 5 вокруг горизонтальной оси.

Разблокировка производится водителем поворотом барабана 7 в первоначальное положение.

Проведенные испытания подтвердили эффективность работы устройства с повышением надежности механизма блокировки. В настоящее время на ОАО "АМЗ" ведется подготовка серийного производства двухзвенных транспортных средств с описанным сцепным устройством.

Источники информации 1. Авт. св. СССР N 1324915 кл. B 62 D 53/04 - ближайший аналог.

Формула изобретения

Сцепное устройство двухзвенного транспортного средства, содержащее шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, и зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью, отличающееся тем, что механизм блокировки размещен внутри полурамы и выполнен с подпружиненными колодками с фиксирующими зубьями и опорными поверхностями, установленными в гнездах корпуса заднего звена, жестко закрепленного на нем, и барабаном, имеющим на внутренней поверхности площадки для взаимодействия с опорными поверхностями подпружиненных колодок, при этом барабан установлен с возможностью поворота на опорах, закрепленных в корпусе заднего звена, вокруг горизонтальной оси под действием привода управления, при этом вал напротив подпружиненных колодок снабжен фиксирующими зубьями, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев вокруг горизонтальной оси, с возможностью зацепления с фиксирующими зубьями подпружиненных колодок при их перемещении в радиальном направлении при воздействии на опорные поверхности подпружиненных колодок площадок барабана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно прицепостроения и может быть использовано при изготовлении верхнего и нижнего колец поворотных кругов типа "А" по СТ СЭВ5166-85, а именно, поворотных кругов по авторским свидетельствам N 703406, N 1555173 и N 1669856

Изобретение относится к транспортным устройствам, в частности к поворотным кругам автомобильных и тракторных прицепов

Изобретение относится к транспорным системам, в частности к поворотным устройствам прицепов

Изобретение относится к транспортным устройствам, в частности к поворотным кругам автомобильных и тракторных прицепов

Изобретение относится к транспорным средствам, в частности к конструкциям поворотных тележек автомобильных и тракторных прицепов

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в поворотных тележках автомобильных и тракторных прицепов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к рамам поворотных тележек прицепов

Изобретение относится к колесным тракторам, оборудованным автоматическим силовым регулятором навесной системы, а именно к устройствам для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при агрегатировании их с прицепами и другими прицепными машинами

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к автомобильным седельным тягачам

Изобретение относится к области специализированного транспорта, в частности к автопоездам с полуприцепами, приспособленными для производства погрузочно-разгрузочных работ с переднего конца рамы и предназначенными для перевозки тяжеловесных грузов

Изобретение относится к способам и устройствам для эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к сочлененным, многоосным транспортным средствам для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов

Автопоезд // 2175927
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к автопоездам в составе седельного тягача и полуприцепа
Наверх