Узел качания камеры жидкостного ракетного двигателя (жрд)

 

Узел качания камеры ЖРД содержит камеру, подводящий трубопровод продуктов газогенерации ЖРД от турбины к камере. Камера закреплена относительно трубопровода с возможностью пространственного перемещения вокруг точки в районе оси или на оси камеры в заданном телесном угле. Между камерой и трубопроводом установлен подвижный герметизирующий узел. Подвижный герметизирующий узел выполнен в виде сферического подвижного уплотнительного соединения, содержащего головку и обойму. На одной из них выполнена сферическая уплотнительная поверхность, на другой - гнездо, где смонтирован кольцевой уплотнительный элемент, поджатый к сферической уплотнительной поверхности, например, пружиной и выполненный из уплотнительного материала с низким коэффициентом трения об указанную сферическую уплотнительную поверхность, например из фторопласта, а в головке и обойме выполнен сквозной магистральный продольный канал, сообщающийся со стороны входа непосредственно с подводящим трубопроводом продуктов газогенерации, а со стороны выхода - с камерой ЖРД. Предложенное изобретение позволяет упростить изготовление, снизить стоимость и уменьшить габариты узла качания камеры сгорания. 8 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлам качания камер ЖРД, в том числе и камер с дожиганием газогенераторного газа, и может быть также использовано в авиации, например, в случае применения ЖРД на самолетах. Следует отметить, что отдельные элементы изобретения, в частности сферические подвижные уплотнительные соединения, могут применяться и в других областях техники (например, газовой, нефтехимической и химической промышленности) там, где используются жидкостные и газовые магистрали.

Из анализа уровня техники известны узлы качания как камеры, так и целого ЖРД и отдельных его частей.

Из патента США N 3302885 известно поворотное сопло для ракетного двигателя. Сопло соединено с остальной частью камеры через сферическое подвижное уплотнительное соединение. Сопло закреплено относительно остальной части камеры с возможностью пространственного перемещения вокруг точки в районе около оси или на оси камеры в соответствующем телесном угле. Это техническое решение выбираем за аналог заявляемого изобретения. Недостаток этого аналога в том, что сферическое подвижное уплотнительное соединение расположено в магистрали высокотемпературных продуктов сгорания, что требует либо работы на продуктах сгорания пониженной температуры, либо каких-то конструктивных мер, обеспечивающих надежность двигателя.

Известно также крепление всего ЖРД к ракете-носителю при помощи карданного подвеса, обеспечивающего поворот двигателя в заданных плоскостях. Это техническое решение реализовано, в частности, на 1 ступени американской ракеты-носителя "Сатурн-5", в ЖРД F-1 (см., например, энциклопедию "Космонавтика", М, 1985, стр. 420). Его принимаем за аналог заявляемого изобретения. Недостаток аналога в том, что содержащийся в нем сильфонный компенсатор имеет большие габариты и массу, т.к. он расположен на входных магистралях ЖРД, имеющих большое сечение. Кроме того, на этом ЖРД приходится применять мощные приводы управления качанием двигателя, в частности, в связи с большими инерционными массами, включающими практически весь двигатель в целом.

Известен жидкостный ракетный двигатель, в котором между трубопроводом и камерой установлен сильфонный компенсатор линейных и угловых перемещений, что нашло отражение в материалах заявки на изобретение РФ N 97107052. Это изобретение принимаем также за аналог заявленного изобретения. Недостаток этого аналога в том, что сильфонный компенсатор является дорогим устройством, т. к. содержит трудоемкие и сложные в изготовлении сильфоны. Из книги "Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей" под ред. Г.Г. Гахуна, М, Машиностроение, 1989, с. 375, известен узел качания камеры ЖРД с дожиганием, принимаемый за прототип изобретения.

Прототип содержит камеру, трубопровод (газовод) газогенераторного газа от турбины к камере, карданный подвес камеры, камера закреплена относительно трубопровода с возможностью пространственного перемещения вокруг точки в районе или на оси камеры в заданном телесном угле, а между камерой и трубопроводом установлен подвижный герметизирующий узел.

Этот узел и сложен в изготовлении и дорогостоящ. Следует отметить также большие габаритные размеры узла, а также большой управляющий момент, необходимый для поворота камеры в узле качания на работающем двигателе. Это в результате приводит к неоправданно значительным массе и габаритам двигателя.

Сущность изобретения заключается в следующем. Узел качания камеры ЖРД содержит камеру, подводящий трубопровод продуктов газогенерации ЖРД от турбины к камере. Камера закреплена относительно трубопровода с возможностью пространственного перемещения вокруг точки в районе или на оси камеры в заданном телесном угле. Между камерой и трубопроводом установлен подвижный герметизирующий узел. Отличительная особенность узла качания камеры ЖРД в том, что подвижный герметизирующий узел выполнен в виде сферического подвижного уплотнительного соединения, содержащего головку и обойму. На одной из этих деталей (головке или обойме) выполнена сферическая уплотнительная поверхность, а на другой гнездо, в котором смонтирован кольцевой уплотнительный элемент, поджатый к сферической уплотнительной поверхности, например, пружиной. Этот элемент выполнен из уплотнительного материала с низким коэффициентом трения об указанную сферическую уплотнительную поверхность, например из фторопласта. В головке и обойме выполнен сквозной магистральный продольный канал, сообщающийся со стороны входа непосредственно с подводящим трубопроводом продуктов газогенерации (возможно также, чтобы этот канал сообщался непосредственно с выходом турбины турбонасосного агрегата ЖРД), а со стороны выхода - с камерой ЖРД.

В частных случаях подвижный герметизирующий узел узла качания ЖРД содержит также вторую обойму, расположенную по другую сторону головки (сравнительно с первой обоймой). Головка и вторая обойма содержат элементы, образующие сферическое уплотнительное соединение головки со второй обоймой, при этом головка и одна из обойм или обе обоймы жестко скреплены одна с камерой, а вторая с подводящим трубопроводом продуктов газогенерации.

В частном случае узел качания камеры ЖРД содержит карданный механизм, через который трубопровод продуктов газогенерации скреплен с входной частью камеры.

В частном случае сферическое уплотнительное соединение головки со второй обоймой выполнено в виде сферической уплотнительной поверхности на головке, жестко скрепленной с камерой и взаимодействующим с этой поверхностью уплотнительным усом, выполненным на второй обойме. При этом первая обойма скреплена как с подводящим трубопроводом, так и со второй обоймой.

В частных случаях вилки карданного механизма могут быть выполнены на обоймах, а рамка карданного механизма выполняется непосредственно на головке герметизирующего узла. Вилки карданного механизма могут выполняться также на головке и обойме, а рамка карданного механизма может быть выполнена в виде отдельной детали, например в виде кольца.

В другом частном случае сферическая уплотнительная поверхность выполнена вогнутой на скрепленной с подводящим трубопроводом обойме (в принципе, возможна конструкция с вогнутой сферической уплотнительной поверхностью на обойме, скрепленной с камерой ЖРД), а головка содержит подпружиненную гильзу с коническим скосом. Кольцевой уплотнительный элемент установлен в головке и содержит кольцевой конический скос, которым этот элемент упирается в конический скос гильзы.

Для этого частного случая узел качания камеры ЖРД имеет свой частный случай, в котором подвижный герметизирующий узел имеет вторую обойму, которая скреплена с камерой и имеет вогнутую сферическую уплотнительную поверхность, а головка содержит вторую противоположно расположенную подпружиненную гильзу с коническим скосом и второй кольцевой уплотнительный элемент с ответным коническим скосом, которым этот уплотнительный элемент упирается в конический скос второй гильзы.

Еще в одном частном случае возможно гидравлическое соединение зоны контакта кольцевого уплотнительного элемента и сферической уплотнительной поверхности на обойме с магистралью холодного компонента топлива, например жидкого кислорода.

Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, состояла в том, чтобы избежать в конструкции узла качания камеры ЖРД применения сложных и дорогостоящих металлических сильфонов. Это значит упростить конструкцию и упростить технологию изготовления узла, что приводит к удешевлению устройства в условиях, обычных для производства современных ЖРД.

Технический результат от решения задачи заключается в том, что создан узел качания камеры ЖРД, в котором отсутствуют металлические сильфоны. Этот узел располагается между подводящим трубопроводом продуктов газогенерации и камерой ЖРД. В патентуемом узле качания камеры обеспечивается уменьшенный осевой габарит, а также уменьшенный момент поворота камеры приводом, что обеспечивает снижение массы двигателя в целом. Следует отметить также дополнительный технический результат, заключающийся в том, что патентуемое техническое решение имеет повышенный ресурс работы по сравнению с узлом качания, в котором использованы сильфоны, ресурс которых определяется их усталостной прочностью.

На фиг. 1 представлен узел качания камеры ЖРД без карданного механизма. На фиг. 2 изображен узел качания камеры ЖРД с сильфоном постоянного размера. На фиг. 3 изображен узел качания камеры ЖРД с двумя кольцевыми уплотнениями по сфере и дренажом между ними. На фиг. 4 представлен узел качания камеры ЖРД с подпружиненной гильзой в головке. На фиг. 5 изображен узел качания камеры ЖРД с двумя подпружиненными гильзами в головке. На фиг. 6 представлена принципиальная схема узла качания камеры ЖРД.

Пример реализации изобретения представлен на фиг. 1, где подводящий трубопровод продуктов газогенерации ЖРД от турбины к камере и камера ЖРД не показаны. Трубопровод скреплен с обоймой 1, например, сваркой. Обойма 1 имеет сферическую уплотнительную поверхность 2. С камерой ЖРД (на чертеже не показана) скреплена, например, сваркой головка 3, в которой установлен кольцевой уплотнительный элемент 4, выполненный из фторопласта и зажатый между кольцом 5 и головкой 3 почти в замкнутом объеме. К головке 3 прикреплена сваркой юбка 6. На головке 3 вместе с юбкой 6 выполнена сферическая поверхность 7, которая образует зазор с поверхностью 2 благодаря выступанию кольцевого уплотнительного элемента 4 над поверхностью 7. Головка 2 имеет сферическую уплотнительную поверхность 8. С обоймой 1 скреплена, например, с помощью шпилек и гаек вторая обойма 9. Герметичность соединения обойм 1 и 9 между собой обеспечивается с помощью прокладки 10. Обойма 9 имеет уплотнительный ус 11, который упруго поджат к сферической уплотнительной поверхности 8. Коническая пружина 12, упираясь в шайбу 13, обеспечивает поджатие головки 3 через кольцевой уплотнительный элемент 4 к сферической уплотнительной поверхности 2. Полость пружины 12 является дренажной полостью. Она герметизирована от полости основной магистрали (вход и выход показаны стрелками) с помощью кольцевого уплотнительного элемента 4. Центры сферических поверхностей 8, 7, 2 практически совпадают. Это дает возможность головке 3 поворачиваться вокруг центра указанных сферических поверхностей. Полость пружины 12, т. е. дренажная полость, отделена от полости хвостового отсека ракеты, где располагается двигатель с помощью уплотнительного соединения с прокладкой 10 и уплотнения усом 11. Эта полость выводится за борт ракеты через штуцер 14.

Во всех рассматриваемых примерах подводящий трубопровод продуктов газогенерации может быть очень коротким и представлять собой выходной участок магистрали за турбиной ЖРД.

На фиг. 2 представлен другой вариант исполнения узла качания камеры жидкостного ракетного двигателя, где также не показаны камера ЖРД и подводящий трубопровод продуктов газогенерации. Здесь с обоймой 15 скреплена, например, сваркой вилка 16 карданного механизма. К обойме 15 герметично прикреплен сварной конец короткого сильфона 17. Другой конец сильфона герметично прикреплен сваркой к втулке 18, которая, в свою очередь, скреплена сваркой с кольцом 19. В полость между деталями 18 и 19 установлен кольцевой уплотнительный элемент 20. Для облагораживания потока основной магистрали она ограждена от полости сильфона 17 с помощью трубчатого экрана 21. Кроме вилки 16 карданный механизм имеет вилку 22, скрепленную с головкой 23, которая, в свою очередь, скреплена с не показанной на чертеже камерой ЖРД. Карданный механизм содержит также рамку 24 и четыре запрессованные в рамку осевые втулки 25. Головка 23 имеет сферическую уплотнительную поверхность 26, к которой поджат кольцевой уплотнительный элемент 20 благодаря жесткости сильфона в исходном положении и благодаря разности эффективных площадей сильфона 17 и кольцевого уплотнительного элемента 20 при давлении текучей среды во внутренней полости при пневмоиспытаниях или продуктов газогенерации на работающем двигателе. Герметизация внутренней полости узла качания (вход и выход рабочей магистрали показаны стрелками) от его внешней среды, т.е. в данном случае от полости двигательного отсека ракеты, осуществляется с помощью кольцевого уплотнительного элемента 20. Центр карданного механизма и центр сферической уплотнительной поверхности 26 практически совпадают.

На фиг. 3 представлен узел качания камеры ЖРД с двумя кольцевыми уплотнениями по сфере и дренажом между ними. Здесь также трубопровод продуктов газогенерации ЖРД от турбины к камере и камера ЖРД не показаны. С указанным трубопроводом герметично скреплен, например, сваркой патрубок 28, в который, в свою очередь, герметично скреплен с составной обоймой, состоящей из верхней обоймы 29 и нижней обоймы 30, скрепленных между собой, например, сваркой. Узел содержит головку 31 со сферической уплотнительной поверхностью 32. В двух кольцевых канавках, образованных деталями 28, 29, 30, размещены упругие кольца 33 и 34, поджимающие в исходном положении воротниковые манжеты 35 и 36 к сферической уплотнительной поверхности 32, обеспечивая отделение внутренней полости узла качания (вход и выход рабочей магистрали показаны стрелками) от его внешней среды, т.е. на ракете от двигательного отсека ракеты. Полость, имеющаяся в устройстве, между воротниковыми манжетами 35 и 36 через штуцер 37 сообщается с дренажом. На нижней обойме 30 выполнена вилка 38 карданного механизма. Другая вилка 39 карданного механизма скреплена с головкой 31, скрепленной, в свою очередь, с камерой ЖРД, которая на чертеже не показана. Рамка 40 карданного механизма шарнирно скреплена с вилками 38 и 39 с помощью четырех осевых втулок 41. Центр карданного механизма практически совпадает с центром сферической уплотнительной поверхности 32.

На фиг. 4 представлен узел качания камеры ЖРД с подпружиненной гильзой в головке. На этом чертеже подводящий трубопровод 42 продуктов газогенерации герметично скреплен с обоймой 43 узла качания с помощью штифтов 44 и упругих уплотнительных прокладок 45. На обойме 43 выполнена сферическая уплотнительная поверхность 46, с которой взаимодействует кольцевой уплотнительный элемент 47, поджатый к поверхности 46 пружиной 48 через гильзу 49, имеющую конический скос 50. Этим коническим скосом гильза 49 упирается в ответный конический скос на кольцевом уплотнительном элементе 47 (графически совпадающий со скосом 50 гильзы 49). Гильза 49 подвижно посажена в головке 51 и благодаря скосу 50 обеспечивает герметизацию внутренней полости 52 узла качания камеры относительно окружающей среды. Головка 51 скреплена с камерой 53 со стороны хвостовика 54 с помощью штифтов 55. В подводящий трубопровод 42 жестко вставлен трубчатый экран 56, а в камеру 53 жестко вставлен трубчатый экран 57. Эти трубчатые экраны служат для спрямления потока и уменьшения гидравлического сопротивления узла. Между головкой 51 и камерой 53 установлена упругая металлическая уплотнительная прокладка 58. Узел качания камеры ЖРД снабжен карданным механизмом, который обеспечивает возможность поворота камеры вокруг центра карданного механизма, причем центр, как и в предыдущих случаях, расположен на оси камеры (65) и оси подводящего трубопровода (42). Карданный механизм содержит рамку 59, в которую установлены осевые втулки 60 (всего 4 втулки) на сферических подшипниках скольжения 61. Втулки 60 вставлены также в вилки 62 и 63, выполненные на обойме 43 и головке 51 соответственно. В вилках 62 и 63 выполнены выемки 64, в которых размещается с соответствующими зазорами рамка 59. На входе в камеру 53 имеется полость 65. Вход и выход на изображенных на фигурах устройствах показаны стрелками.

Узел качания камеры ЖРД с двумя подпружиненными гильзами в головке показан на фиг. 5. Обойма 66 скреплена с подводящим трубопроводом, имеет сферическую уплотнительную поверхность 67, к которой подвижно поджат кольцевой уплотнительный элемент 68. Это поджатие обеспечивается через конические поверхности 69 взаимодействующих между собой кольцевого уплотнительного элемента 68 и гильзы 70, которая подпружинена пружиной 71. Эти детали размещены во внутренней полости головки 72, как это видно на чертеже. Кольцевой уплотнительный элемент 68 расположен со стороны входа в головку 72. Направление движения потока во внутренней полости узла качания камеры на чертеже показано стрелками. Со стороны выхода в головке 72 размещен кольцевой уплотнительный элемент 73, поджатый к сферической уплотнительной поверхности 74, выполненной на второй обойме 75. Эта обойма герметично скреплена с камерой ЖРД (на чертеже не показано). Кольцевой уплотнительный элемент 73 подпружинен через гильзу 76 пружиной 77 к сферической уплотнительной поверхности 74 обоймы 75. Устройство снабжено карданным механизмом, содержащим вилки 78 и 79 обойм 75 и 66 соответственно. В вилки 78 и 79 вставлены осевые стаканы (4 стакана) 80, фиксируемые от радиальных смещений с помощью вкладышей 81 и сферических колец 82, образующих сферические подшипники скольжения. В этой конструкции роль рамки карданного механизма выполняет головка 72. Устройство содержит трубчатые экраны 83 и 84, скрепленные с обоймами 75 и 66 соответственно. Эти экраны обеспечивают улучшение гидравлической характеристики узла качания. Устройство содержит каналы 85 для подведения охлаждающей среды в зону расположения кольцевого уплотнительного элемента 73 со стороны основной магистрали узла качания (для кислородно-керосинового ЖРД с окислительным газогенератором в качестве охлаждающей среды может быть жидкий кислород). При необходимости аналогичные каналы могут быть подведены в зону расположения кольцевого уплотнительного элемента 68. Следует отметить, что для предотвращения возможных утечек рабочей среды в двигательный отсек возможно соединение обойм 66 и 75 эластичным кожухом, например сильфонным, и дренажом за борт среды в связи с указанной негерметичностью.

На принципиальной схема узла качания, представленной на фиг. 6, подводящий трубопровод продуктов газогенерации 86 соединен с камерой 87 через подвижный герметизирующий узел 88. Камера 87 может "качаться" в пространстве вокруг точки "О", являющейся центром сферической уплотнительной поверхности (2, 26, 32, 46, 67) и карданного механизма, если он имеется в узле 89 - турбина, являющаяся приводом турбонасосного агрегата ЖРД (на чертеже насосы не показаны), 90 - газогенератор. Для упрощения в схеме опущены также агрегаты автоматики, трубопроводы, измерительные устройства, системы запуска и зажигания и пр.

Работает узел качания следующим образом. На всех фигурах узел показан в исходном положении. На работающем ЖРД при подаче команды на привод (на чертежах не показан) узла качания камера 87 поворачивается относительно точки "О" в заданное положение. Герметизирующий узел 88 обеспечивает герметизацию полости основной магистрали с помощью подвижного герметизирующего узла 88, выполненного в виде сферического подвижного уплотнительного соединения. После работы и выключения ЖРД привод возвращает камеру 87 в исходное положение.

Формула изобретения

1. Узел качания камеры ЖРД, содержащий камеру, подводящий трубопровод продуктов газогенерации ЖРД от турбины к камере, при этом камера закреплена относительно трубопровода с возможностью пространственного перемещения ее вокруг точки в районе оси или на оси камеры в заданном телесном угле, а между камерой и трубопроводом установлен подвижный герметизирующий узел, отличающийся тем, что подвижный герметизирующий узел выполнен в виде сферического подвижного уплотнительного соединения, содержащего головку и обойму, на одной из которых выполнена сферическая уплотнительная поверхность, а на другой - гнездо, в котором монтирован кольцевой уплотнительный элемент, поджатый и сферической уплотнительной поверхности, например, пружиной, и выполненный из уплотнительного материала с низким коэффициентом трения об указанную сферическую уплотнительную поверхность, например, из фторопласта, а в головке и обойме выполнен сквозной магистральный продольный канал, сообщающийся со стороны входа непосредственно с подводящим трубопроводом продуктов газогенерации, а со стороны выхода - с камерой ЖРД.

2. Узел качания камеры ЖРД по п.1, отличающийся тем, что подвижный герметизирующий узел содержит также вторую обойму, расположенную по другую сторону головки (сравнительно с первой обоймой), а головка и вторая обойма содержит элементы, образующие сферическое уплотнительное соединение головки со второй обоймой, при этом головка и одна из обойм или две обоймы жестко скреплены одна с камерой, а вторая с подводящим трубопроводом продуктов газогенерации.

3. Узел качания камеры ЖРД по п.1 или 2, отличающийся тем, что содержит карданный механизм, через который трубопровод продуктов газогенерации скреплен с входной частью камеры.

4. Узел качания камеры ЖРД по пп.1 и 2, отличающийся тем, что сферическое уплотнительное соединение головки со второй обоймой выполнено в виде сферической уплотнительной поверхности на жестко скрепленной с камерой головке и взаимодействующим с этой поверхностью уплотнительным усом, выполненным на второй обойме, при этом первая обойма скреплена как с подводящим трубопроводом, так и со второй обоймой.

5. Узел качания камеры ЖРД по пп.1 и 3, отличающийся тем, что вилки карданного механизма выполнены на обоймах, а рамка карданного механизма выполнена непосредственно на головке герметизирующего узла.

6. Узел качания камеры ЖРД по пп.1 и 3, отличающийся тем, что вилки карданного механизма выполнены на головке и обойме, а рамка карданного механизма выполнена в виде отдельной детали, например в виде кольца.

7. Узел качания камеры ЖРД по пп.1 и 3, отличающийся тем, что сферическая уплотнительная поверхность выполнена вогнутой на скрепленной с подводящим трубопроводом обойме, в головке размещена подпружиненная гильза с коническим скосом, а кольцевой уплотнительный элемент вставлен в головку и содержит кольцевой конический скос, которым кольцевой уплотнительный элемент упирается в конический скос гильзы.

8. Узел качания камеры ЖРД по пп.1, 3, 7, отличающийся тем, что подвижный герметизирующий узел имеет вторую обойму, которая скруглена с камерой и имеет вогнутую сферическую уплотнительную поверхность, а головка содержит вторую противоположно расположенную подпружиненную гильзу с коническим скосом и второй кольцевой уплотнительный элемент с ответным коническим скосом, которым этот уплотнительный элемент упирается в конический скос второй гильзы.

9. Узел качания камеры ЖРД по п.1, отличающийся тем, что зона контакта кольцевого уплотнительного элемента со сферической уплотнительной поверхностью гидравлически соединена с магистралью холодного компонента топлива, например жидкого кислорода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.06.2010

Извещение опубликовано: 27.06.2010        БИ: 18/2010




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлу качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с дожиганием, и может быть использовано в системах трубопроводов, работающих в условиях высоких температур и высоких давлениях

Изобретение относится к области однокамерных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с дожиганием генераторного газа, изменяемого вектора тяги за счет качания камеры сгорания

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в жидкостных ракетных двигателях для управления вектором тяги

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в жидкостных ракетных двигателях дя управления вектором тяги

Изобретение относится к ракетной технике

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлу качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с дожиганием генераторного газа после турбины турбонасосного агрегата в камере сгорания, и может быть использовано в системах трубопроводов с рабочим телом высокого давления и высокой температуры. Узел качания в одной плоскости камеры, включающий камеру, установленную цапфами в подшипниках качения в траверсах, закрепленных на его силовой раме, и блок гибких трубопроводов, в котором согласно изобретению сильфоны и гибкие трубопроводы объединены в два блока гибких трубопроводов (БГТ), прикрепленных своими неподвижными кронштейнами к траверсам, расположенным по обе стороны камеры вдоль оси качания и взаимодействующих с помощью гибких трубопроводов с подвижными кронштейнами, при этом подвижный кронштейн БГТ газового тракта своей серьгой, контактирующей с одной стороны с цилиндрической поверхностью резьбовой втулки, ввернутой в цапфу камеры, а с другой стороны снабжен вилкой, контактирующей через сферический шарнир с серьгой неподвижного фланца этого БГТ, при этом в отверстия подвижного и неподвижного кронштейнов установлены втулки, к которым закреплены наконечники сильфона, а подвижный кронштейн БГТ, расположенный по другую сторону камеры, своей вилкой взаимодействует с консольно расположенным валиком цапфы камеры, выполненным с двумя боковыми плоскими поверхностями, при этом между вилкой подвижного кронштейна БГТ и валиком в их отверстиях установлен палец. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы, равномерное изгибание гибких элементов, повышению точности установки геометрической оси камеры, уменьшение габаритных размеров узла качания. 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к способам управления запуском жидкостных реактивных двигателей ракеты космического назначения на стартовой позиции. Способ включает зажигание топлива в камерах сгорания двигателей, выход на режим предварительной ступени, проверку работоспособности на этом режиме и выдачу команды на перевод тяги всех двигателей на главную ступень. Одновременно с проверкой работоспособности на режиме предварительной ступени измеряют угловые отклонения качающихся частей всех двигателей от их средних положений. Если измеренное угловое отклонение качающейся части хотя бы одного двигателя превышает заданное значение, то выдают команду на выключение всех двигателей. В противном случае переводят все двигатели, в случае их работоспособности, на режим главной ступени. Одновременно формируют команды управления качающимися частями двигателей с учетом измеренных их угловых отклонений. Техническим результатом изобретения является повышение вероятности безаварийного старта ракеты. 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и, в частности, к устройствам, воспринимающим тягу жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и позволяющим обеспечить проток компонентов топлива из баков ракеты в магистрали двигателя и качание двигателя. В устройстве для восприятия тяги и протока двух компонентов топлива, включающем двухстепенной подвес и сильфонный узел для протока двух компонентов топлива, при этом в качестве указанного подвеса применен карданный подвес, имеющий раму карданного механизма, две пары осей с подшипниками, размещенными в раме в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и две пары вилок, соединенных с осями, при этом одна пара вилок жестко соединена с рамой двигателя, другая - с головкой камеры сгорания двигателя, при этом указанный сильфонный узел размещен внутри рамы карданного механизма и выполнен в виде двух сильфонов - внутреннего, установленного по оси двигателя и оси карданного подвеса, и наружного сильфона, концентрично размещенного относительно внутреннего, образующих между собой кольцевой канал, полость внутреннего сильфона с одной стороны соединена с полостью бака ракеты одного из компонентов топлива, с другой стороны через коллектор соединена с входной магистралью двигателя, полость кольцевого канала через изогнутый трубопровод соединена с полостью бака ракеты другого компонента, с другой стороны эта полость через коллектор соединена с входной магистралью двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности, уменьшение массово-габаритных характеристик. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к узлам качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и может быть использовано для установки геометрической оси камеры, качающейся в одной плоскости, в заданном положении, с высокой точностью. В узле качания между внутренней обоймой подшипника и цапфой установлена дополнительная резьбовая втулка с буртом для упора подшипника, контактирующая с ответной резьбой цапфы, в траверсах, в местах установки болтов, выполнены отверстия в виде овальных пазов, между основаниями рамы и траверсами установлены регулировочные прокладки из стального листа, между траверсами и головками болтов установлены двойные опорные стальные шайбы увеличенной толщины с отверстиями под болты, между резьбовой втулкой и цапфой установлен штифт. Изобретение обеспечивает высокую точность установки геометрической оси и оси качания камеры на двигателе относительно общей оси двигателя и его привалочной плоскости, повышение надежности крепления траверс к основаниям рамы и исключение проворота резьбовой втулки относительно цапфы. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх