Задвижка

 

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к задвижкам, и предназначено для использования в качестве запорной арматуры тепловых и атомных электростанций, а также на трубопроводах химических и нефтегазовых предприятий. Задвижка содержит корпус с направляющими и упором, в корпусе расположены седла, запорный орган в виде двух тарелей со скошенными внутренними поверхностями, подвижный шток с распорной головкой и упругий элемент. Упругий элемент размещен вдоль продольной оси корпуса между тарелями и штоком с возможностью постоянного поджатия тарелей к распорной головке штока. На внутренних скошенных поверхностях тарелей выполнены ограничительные бурты, а на распорной головке - выступы с возможностью взаимодействия с указанными буртами. Упор размещен снизу корпуса с возможностью контактирования с тарелями в закрытом положении. Тарели соединены со штоком с помощью предварительно сжатого упомянутого упругого элемента. Последний установлен между обращенными к нему поверхностями тарелей и распорной головкой с охватом последней. Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность задвижки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в арматуре тепловых и атомных электростанций, а также на трубопроводах химических и нефтехимических предприятий.

Известна задвижка, содержащая корпус, в котором выполнены направляющие и упор, установлены седла и запорный орган в виде двух тарелей со скошенными внутренними поверхностями и подвижного штока с распорной головкой (cм. авт. св. N 1315703, F 16 K 3/18, 1985 г.). В задвижке указанной конструкции герметизирующее давление на уплотнительные поверхности осуществляется за счет расклинивания тарелей, контактирующих с седлом, распорной головкой. Открытие и закрытие задвижки производится путем перемещения затвора относительно уплотнительных поверхностей корпуса. Тарели при этом прижаты к седлу за счет перепада давления и распирающего усилия от головки штока. Возникающие при этом контактные напряжения на уплотнительных поверхностях достигают значительных величин, что приводит к усилению износа контактных уплотнительных поверхностей.

Указанные недостатки в значительной степени устранены в задвижке, наиболее близкой по технической сущности к заявляемой (прототип). См. патент N 1537028, F 16 K 3/18, 1967 г., Франция.

Названная задвижка содержит корпус с направляющими и упором, в корпусе расположены седла, запорный орган в виде двух тарелей со скошенными внутренними поверхностями, подвижный шток с распорной головкой, упругий элемент, размещенный вдоль продольной оси корпуса между тарелями и штоком с возможностью постоянного поджатия тарелей к распорной головке штока, при этом на внутренних скошенных поверхностях тарелей выполнены ограничительные бурты, а на распорной головке - выступы с возможностью взаимодействия с указанными буртами, причем упор размещен снизу корпуса с возможностью контактирования с тарелями в закрытом положении. В названной задвижке тарели прижаты к седлу за счет перепада давления и распирающего усилия головки штока, что приводит к повышенному износу контактных уплотнительных поверхностей седла и тарелей и соответственно к сокращению срока службы задвижки.

Задачей изобретения является создание простой по конструкции задвижки, в которой обеспечивался бы одновременный совместный ход тарелей и штока до полного перекрытия проходного сечения, при этом разгружающего уплотнительные поверхности от контактного давления в момент открывания и закрытия для увеличения срока службы уплотнительных поверхностей и задвижки в целом.

Указанная задача решается тем, что в известной задвижке, содержащей корпус с направляющими и упором, в корпусе расположены седла, запорный орган в виде двух тарелей со скошенными внутренними поверхностями, подвижный шток с распорной головкой, упругий элемент, размещенный вдоль продольной оси корпуса между тарелями и штоком с возможностью постоянного поджатия тарелей к распорной головке штока, при этом на внутренних скошенных поверхностях тарелей выполнены ограничительные бурты, а на распорной головке - выступы с возможностью взаимодействия с указанными буртами, причем упор размещен снизу корпуса с возможностью контактирования с тарелями в закрытом положении, согласно изобретению тарели соединены со штоком с помощью предварительно сжатого упругого элемента, установленного между обращенными к нему поверхностями тарелей и распорной головкой с охватом последней.

При этом на распорной головке выполнен продольный разрез.

В дальнейшем изобретение поясняется описанием примера его конкретного выполнения и чертежом, где изображен общий вид предлагаемой задвижки (продольный разрез).

Задвижка содержит корпус 1, в котором выполнены направляющие и упор 3, установлены седла 4 и запорный орган, состоящий из двух тарелей 5 и подвижного штока 6 с распорной головкой 7. Распорная головка 7 в предпочтительном варианте соединена со штоком плавающим соединением для компенсации погрешностей изготовления деталей и сборки. В других вариантах распорная головка 7 может быть выполнена заодно со штоком 6. На распорной головке 7, имеющей клиновидную форму, в предпочтительном варианте выполнен продольный разрез 8, вдоль оси симметрии, придающий распорной головке 7 упругость для обеспечения равномерности распределения контактных напряжений. В другом варианте распорная головка 7 может быть выполнена без разреза. Тарели 5 прикреплены к штоку 6 с помощью предварительно сжатого упругого элемента 9, выполненного в виде цилиндрической пружины, которая установлена вдоль продольной оси задвижки между обращенными друг к другу торцевыми сторонами тарелей 5 и распорной головки 7 и охватывает хвостовки последней. Упомянутый упругий элемент 9 не только поджимает тарели 5 к распорной головке 7, но и скрепляет тарели 5 со штоком 6, а также обеспечивает некоторый свободный ход штока 6 относительно тарелей 5 после их остановки в крайнем нижнем положении (на величину своего рабочего хода), что необходимо для создания распирающего усилия. В верхней части скошенных внутренних поверхностей тарелей 5 выполнены ограничительные бурты 10, а на распорной головке 7 выполнены выступы 11 для взаимодействия с упомянутыми буртами 10 при открытии задвижки.

Задвижка работает следующим образом.

Тарели 5 в крайнем верхнем положении прижаты к распорной головке 7 упругим элементом 9, который препятствует раскрытию запорного органа. При опускании штока 6 скрепленные с ним упругим элементом 9 тарели 5, поджатые к распорной головке 7, также опускаются и в положении полного перекрытия проходного сечения упираются в ограничительный упор 3 расположенный снизу корпуса 1. При этом исключается остановка тарелей 5 в промежуточном положении, что повышает надежность работы задвижки. Шток 6 с распорной головкой 7, обладающий некоторой подвижностью относительно тарелей 5 за счет упругости их крепления к последнему, продолжает движение на величину рабочего хода упругого элемента 9 и создает распирающее усилие, прижимая тарели 5 к уплотнительным поверхностям седел 4. Продольный разрез 8, выполненный на распорной головке 7, придает последней упругость, позволяя тем самым компенсировать возможные отклонения от параллельности сопрягаемых поверхностей, что также повышает надежность и долговечность работы задвижки. При открывании задвижки сначала перемещается шток 6 с распорной головкой 7 (тарели 5 остаются на месте) и снижает давление на уплотнительные поверхности. Упругий элемент 9 поджимает тарели 5 к распорной головке 7, при этом между седлами 4 и тарелями 5 образуется некоторый зазор. Только после этого распорная головка 7 при движении в направлении открывания доходит до ограничительных буртов 10 на тарелях 5 и, захватив их выступами 11, открывает задвижку. Таким образом, скрепление таралей 5 со штоком 6 упругим элементом 9 исключает создание распорной головкой 7 контактных напряжений на уплотнительных поверхностях до полного перекрытия тарелями проходного сечения, что повышает надежность и долговечность работы задвижки. Размещение упругого элемента 9 вдоль продольной оси задвижки между тарелями 5 и распорной головкой 7 с охватом последней позволяет не только поджать тарели 5 к распорной головке 7, но и этим же упругим элементом 9 обеспечить крепление последних к штоку 6, а также обеспечить требуемый свободный ход штока 6 относительно тарелей 5 в их крайнем нижнем положении, что упрощает конструкцию задвижки, повышает ее надежность и долговечность.

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с направляющими и упором, в корпусе расположены седла, запорный орган в виде двух тарелей со скошенными внутренними поверхностями, подвижный шток с распорной головкой и упругий элемент, размещенный вдоль продольной оси корпуса между тарелями и штоком с возможностью постоянного поджатия тарелей к распорной головке штока, при этом на внутренних скошенных поверхностях тарелей выполнены ограничительные бурты, а на распорной головке - выступы, с возможностью взаимодействия с указанными буртами, причем упор размещен снизу корпуса с возможностью контактирования с тарелями в закрытом положении, отличающаяся тем, что тарели соединены со штоком с помощью предварительно сжатого упомянутого упругого элемента, установленного между обращенными к нему поверхностями тарелей и распорной головкой с охватом последней.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что на распорной головке выполнен продольный разрез.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Вентиль // 2157937
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия потока текущей среды с учетом автоматической саморегулировки износа уплотняемых поверхностей

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия трубопроводов с коррозионной, радиоактивной средой при высоких температурах

Задвижка // 2151939
Изобретение относится к параллельной задвижке с корпусом, содержащим входной патрубок и выходной патрубок, расположенный в корпусе шибер, содержащий две затворные пластины и установленный с возможностью перемещения в поперечном направлении относительно патрубков, расположенных на общей оси между двумя противолежащими посадочными поверхностями, причем обе затворные пластины или их уплотнительные поверхности в закрытом положении находятся в плотном контакте с соответствующими прилегающими посадочными поверхностями под воздействием давления среды, введенной в пространство между двумя затворными пластинами или уплотнительными поверхностями

Задвижка // 2147095
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортирующих жидкие и газообразные среды трубопроводов

Задвижка // 2147094
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортируемых жидких и газообразных сред трубопроводов

Изобретение относится к запорной задвижке

Задвижка // 2101592
Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к устройствам трубопроводной арматуры, обеспечивающим перекрытие и подачу потока жидкости в трубопроводах, и может быть использовано в водоснабжении, горной и др

Задвижка // 2007648
Изобретение относится к арматуростроению и используется для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах нефтяной и газовой промышленности

Задвижка // 2007647
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в арматуре тепловых и атомных электростанций, химических и нефтегазовых предприятий

Задвижка // 2193129
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования в запорных устройствах, устанавливаемых на трубопроводах, транспортирующих жидкие и газообразные среды

Задвижка // 2211977
Изобретение относится к арматуростроению, в частности к задвижкам, и предназначено для герметичного перекрытия проходного сечения трубопроводов

Задвижка // 2254511
Изобретение относится к оборудованию резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, а также для трубопроводных систем перекачки различных жидкостей и газов, и предназначено для перекрытия потоков газообразных или жидкостных сред в трубопроводах различных давлений

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а более конкретно к шиберным затворам, и предназначено для перекрытия каналов перегрузки топлива в ядерном реакторе с жидкометаллическим теплоносителем

Изобретение относится к атомной технике и предназначено для использования на судах с атомной паропроизводящей установкой для герметизации полости контейнера с радиоактивным изделием с обеспечением биологической защиты

Изобретение относится к запорной аппаратуре и предназначено для использования в многокамерных установках молекулярно-лучевой эпитаксии, напылительных установках и других технологических системах, где для обеспечения технологического цикла необходим перенос пластинчатых изделий или кассет с подложками из одного вакуумного объема в другой

Задвижка // 2338108
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено перекрывать потоки жидкости или газа, а также регулировать поток за счет частичного перекрытия затворных отверстий

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Задвижка // 2390681
Изобретение относится к нефтяной и газовой отраслям промышленности и может применяться для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к криохирургическому инструменту, который может быть использован в гинекологии, онкологии, урологии, нейрохирургии, дерматологии, косметологии, а также в общей хирургии
Наверх