Динамометр-люфтомер для диагностирования рулевого управления

 

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения. Устройство содержит плоский корпус, имеющий Г-образную форму в продольной плоскости. Введен рычаг, шарнирно связанный с корпусом. Динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага, при этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками - к корпусу. Указанная пружина может быть выполнена в виде резинового жгута, крышка в зоне размещения шкал - прозрачной. Данное изобретение позволяет упростить конструкцию устройства, улучшить его эксплуатационные свойства, в частности обеспечить удобство и точность измерений. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения.

Рулевое управление транспортного средства (автомобиля, трактора) относится к элементам, обеспечивающим безопасность движения. В эксплуатации машин общая оценка технического состояния рулевого управления производится по величине суммарного люфта и по усилию, необходимому для повертывания рулевого колеса. Для этого широко используют динамометры-люфтомеры и другие средства для диагностирования рулевого управления [1, 2].

Недостатками указанных устройств является то, что они дорогостоящи и сложны для эксплуатационных условий.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является динамометр-люфтомер модели К-402 для диагностирования рулевого управления, состоящий из корпуса с присоединенным к нему узлом для установки динамометра на рулевое колесо; динамометрической рукоятки; пружины динамометра, размещенной в корпусе с возможностью взаимодействия с динамометрической рукояткой; шкалы люфтомера; стрелки с захватами для ее крепления на рулевой колонке [3].

Недостатками известной конструкции является то, что она сложна, громоздка, недостаточно удобна в эксплуатации. Кроме того, в конструкции динамометра не предусмотрены средства, обеспечивающие точность измерения.

Задачей изобретения является упрощение конструкции устройства, улучшение его эксплуатационных свойств, в частности обеспечение удобства и точности измерений.

Поставленная задача решена следующим образом. Корпус выполнен плоским, имеющим Г-образную форму в продольной плоскости. Узел для установки динамометра на рулевое колесо присоединен к нижней части рукоятки. Введен рычаг, один конец которого шарнирно связан с корпусом, другой его конец свободен. Динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага. При этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками жестко присоединена к корпусу. Динамометрическая рукоятка установлена на свободном конце рычага. Введены стрелка в виде вертикальной стойки, жестко установленная на рычаге, и плоская крышка, разъемно присоединенная к корпусу над рычагом. На одном конце крышки со стороны стрелки, устанавливаемой на рулевую колонку, нанесена шкала люфтомера; на другом конце крышки - динамометрическая шкала и выполнена прорезь под стрелку, установленную на рычаге. При этом динамометрическая пружина может быть выполнена в виде резинового жгута, а крышка - прозрачной в зоне размещения шкал.

На фиг. 1, 2, 3 изображен динамометр-люфтомер для диагностирования рулевого управления. Он состоит из корпуса 13, к нижней части которого жестко присоединен узел для установки динамометра на рулевое колесо 6, содержащee два упора 16; язычок 15, присоединенный к корпусу 13 на оси 14; а также винт-фиксатор 2, ввинченный в корпус 13 с возможностью взаимодействия с язычком 15. Корпус 13 выполнен плоским и имеет Г-образную форму в продольной плоскости. Динамометрическое звено выполнено в виде рычага 4, один конец которого посредством оси 8 и втулки 9 шарнирно связан с корпусом 13, другой - свободный и на нем установлена рукоятка 5. Динамометрическая пружина 11 размещена перпендикулярно оси рычага 4. При этом в середине она жестко присоединена к указанному рычагу посредством прижима 10 и винта 19, а по краям посредством рым-болтов 18 с регулировочными гайками 17 - к корпусу 13, в котором выполнена стойки 12. На рычаге 4 жестко установлена в виде вертикальной стойки стрелка 3. Над рычагом 4 к корпусу 13 разъемно (винтами 7) присоединена плоская крышка 1. На одном ее конце (со стороны стрелки, закрепленной на рулевой колонке) нанесена шкала люфтомера, на другом (со стороны стрелки 3) - шкала данамометра. Указанная крышка может быть выполнена прозрачной в зонах размещения шкал или с прорезью под стрелку 3. Для упрощения конструкции динамометрическая пружина 11 может быть выполнена в виде резинового жгута (фиг. 3).

Диагностирование рулевого управления предлагаемым устройством выполняют в следующем порядке. Вывешивают передний мост, например, автомобиля и устанавливают колеса в положение прямолинейного движения. Закрепляют винтом 2 на ободе рулевого колеса 6 динамометр со шкалой (фиг. 1, 2), а на рулевой колонке стрелку люфтомера (не показано). Если шкала люфтомера выполнена прозрачной, то стрелка его может быть установлена так, как удобно это сделать: либо ниже, либо выше этой шкалы. Проверяют силу трения в элементах рулевого управления повертыванием рулевого колеса за рукоятку 5 динамометра из одного крайнего положения в другое. При этом рычаг 4 взаимодействуя с пружиной 11, повертывается на оси 8 относительно корпуса 13, а стрелка 3 перемещается относительно крышки 1 (шкалы динамометра) и указывает усилие на рулевом колесе. При наличии гидроусилителя рулевого управления силу трения проверяют при опущенных колесах и при работе двигателя на средней частоте вращения коленчатого вала. Замеряют люфт рулевого колеса, прикладывая к динамометру усилие 1 кГ сначала влево, а затем вправо. Снимают с рулевого колеса динамометр и стрелку в обратном порядке. При поверке динамометра натяжение пружины 11 регулируют гайками 17.

Предлагаемое устройство компактно, имеет простую конструкцию, надежно и удобно в эксплуатации. В конструкции динамометра предусмотрены элементы, обеспечивающие точность измерения. Это обусловлено тем, что динамометрическая рукоятка выполнена в виде рычага, шарнирно связанного с корпусом. Динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага. При этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками - к корпусу. Указанная пружина может быть выполнена в виде резинового жгута, крышка в зоне размещения шкал - прозрачной.

Источники информации 1. А.с. СССР N 1661613, G 01 M 17/06, 18.04.89.

2. А.с. СССР N 1640573, G 01 M 17/06, 05.12.88.

3. Аринин И.Н. Диагностирование технического состояния автомобиля. - М.: Транспорт, 1978. - C. 114-117 - прототип.

Формула изобретения

1. Динамометр-люфтомер для диагностирования рулевого управления, содержащий корпус с присоединением к нему узлом для установки динамометра на рулевое колесо, динамометрическую рукоятку, пружину динамометра, размещенную с возможностью взаимодействия с динамометрической рукояткой, шкалу люфтомера, первую стрелку с захватами для ее крепления на рулевой колонке, отличающийся тем, что корпус выполнен плоским, имеющим Г-образную форму в продольной плоскости, узел для установки динамометра на рулевое колесо присоединен к нижней части корпуса, введен рычаг, один конец которого шарнирно связан с корпусом, другой его конец свободен, динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага, при этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками жестко присоединена к корпусу, динамометрическая рукоятка установлена на свободном конце рычага, введены вторая стрелка в виде вертикальной стойки, жестко установленная на рычаге, и плоская крышка, разъемно присоединенная к корпусу над рычагом, на конце крышки со стороны первой стрелки нанесена шкала люфтомера, на другом конце крышки нанесена динамометрическая шкала и выполнена прорезь под вторую стрелку.

2. Динамометр-люфтомер по п.1, отличающийся тем, что динамометрическая пружина выполнена в виде резинового жгута.

3. Динамометр-люфтомер по.1, отличающийся тем, что крышка выполнена прозрачной в зонах размещения шкал.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния несущей системы транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике по проверке и регулировке углов установки управляемых колес транспортного средства, и может быть использовано на автосборочных и авторемонтных заводах для регулировки углов установки колес полностью агрегатированной передней подвески до ее монтажа на автомобиле

Изобретение относится к средствам контроля параметров транспортных средств, преимущественно используемых в процессе автовождения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля люфтов передней и задней подвесок автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике, используемой при диагностике автотранспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике по регулировке углов установки управляемых колес транспортного средства, и может быть использовано на автосборочных и авторемонтных заводах для регулировки углов установки как передних, так и задних колес автомобиля

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам измерения суммарного люфта в рулевом управлении

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине углового люфта рулевого колеса

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния транспортных средств
Наверх