Экраноплан

 

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования и производства экранопланов для грузопассажирских перевозок. Экраноплан имеет кабину, крыло и устройства стабилизации. Одно из устройств стабилизации выполнено в виде вращающегося маховика. Маховик установлен внутри крыла на вертикальной оси. Экраноплан снабжен дополнительным устройством стабилизации - откидными гидрокилями. Гидрокили установлены на задней кромке крыла. На концах гидрокилей установлены грузы. Целесообразно ось вращающегося маховика такого экраноплана выполнять с возможностью поворота в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана. Ось этого маховика может быть снабжена стопорным устройством, взаимодействующим с гидрокилями через рычажно-тросовую передачу с пневмоприводом. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности стабилизации экраноплана при его посадке на малой скорости и при большой волне. 1 з.п.ф-лы., 8 ил.

Данное техническое решение относится к области конструирования и производства летательных аппаратов, предназначенных для грузопассажирских перевозок.

Известен аналог экраноплана, содержащий кабину, крыло и кормовые устройства стабилизации в виде вертикального и горизонтального оперений, а также в виде вращающегося маховика, установленного внутри крыла на вертикальной оси (патент РФ N 2106991, кл. B 60 V 1/08, 1998 г., прототип).

Недостатком данного прототипа является низкая эффективность стабилизации при посадке экраноплана на малой скорости, а также при большой волне. Во время посадки при задевании крылом волны экраноплан может быть развернут вокруг оси вплоть до переворота.

Имеющиеся кили у прототипа не эффективны на малой скорости, а маховик бесполезен при разворотах экраноплана вокруг продольной оси.

Целью данного изобретения является устранение указанных недостатков экраноплана путем оснащения его дополнительным устройством стабилизации.

Указанная цель достигается тем, что в экраноплане, содержащем кабину, крыло и устройство стабилизации, одно из которых выполнено в виде вращающегося маховика, установленного внутри крыла под кабиной на вращающейся оси, применено дополнительное устройство стабилизации - откидные гидрокили, установленные на задней кромке крыла с имеющимися на концах грузами для изменения центра тяжести экраноплана, а также тем, что ось маховика имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана, и снабжена стопорным устройством, взаимодействующим с гидрокилями через рычажно-тросовую передачу с пневмоприводом.

Использование указанного устройства стабилизации позволяет существенно увеличить устойчивость экраноплана во время посадки на малых скоростях и при более высокой волне.

На прилагаемых чертежах изображены: фиг. 1 - экраноплан, вид сбоку; фиг. 2 - вид экраноплана спереди: фиг. 3 - вид экраноплана сверху: фиг. 4 - поперечное сечение крыла с гидрокилем; фиг. 5 - рычажно-тросовая передача с пневмоприводом; фиг. 6 - ось маховика с упором; фиг. 7 - направляющая верхнего конца оси маховика; фиг. 8 - подвижная опора оси маховика.

Как показано на фиг. 1, экраноплан имеет кабину 1, крыло 2 (фиг. 2), устройства стабилизации в виде вертикального 3 и горизонтального 4 оперений, а также вращающегося маховика 5 (фиг. 3), установленного внутри крыла на вертикальной оси.

В соответствии с целью изобретения экраноплан снабжен дополнительным устройством стабилизации - откидными гидрокилями 6. (фиг. 4), установленными на задней кромке крыла 2, причем на конце гидрокилей 6 установлены грузы 7. На фиг. 1 гидрокили показаны в рабочем положении пунктирной линией 8. Ось 9 (фиг. 5) выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана, и снабжена стопорным устройством, состоящим из штока 10 и пружины 11, которое взаимодействует с гидрокилями 6, покоящимися в посадочно-фиксирующем седле 12, через барабан 13 и рычажно-тросовую передачу 14 с пневмоприводом 15. Пунктирной линией 16 показано положение маховика в момент посадки после выкидывания гидрокилей 6, которые имеют треугольный профиль 17 с округлыми рабочими гранями.

На фиг. 6 показано устройство, обеспечивающее поворот оси 9 маховика 5 в вертикальной плоскости. Оно состоит из закрепленной на обшивке 18 направляющей 19 (фиг. 7) верхнего конца оси 9 маховика 5, которая имеет гнездо 20 и продольный паз 21, а также подвижной опоры 22 (фиг. 8) с отверстием 23 оси 9 маховика 5 и отверстием 24 штока 10 стопорного устройства.

Дополнительное устройство стабилизации работает следующим образом. Во время посадки экраноплана выкидываются гидрокили 6 с грузами 7 на концах, при этом резко нарушается центровка за счет перемещения центра тяжести назад, в связи с чем увеличивается угол атаки. Выкидывание гидрокилей 6 осуществляется посредством барабана 13, на котором намотаны два конца тросов рычажно-тросовой передачи 14 по одному витку в разные стороны: один на подъем, а другой на выкидывание гидрокилей 6. Барабан 13 приводится в движение через рычажно-тросовую передачу 14 пневмоприводом 15. Одновременно с этим происходит расстопоривание маховика 5 путем выдергивания штока 10 стопорного устройства из гнезда 20 направляющей 19 оси 9 маховика 5. Таким образом верхний конец оси 9 маховика 5 начинает движение в продольном пазу 21 направляющей 19, и маховик 5 принимает положение, показанное пунктирной линией 16 на фиг. 5. После посадки гидрокили 6 приводятся посредством пневмопривода 15, барабана 13, рычажно-тросовой передачи 14 в исходное положение, как показано на фиг. 5, и шток 10 стопорного устройства, подпружиненный пружиной 11, входит в гнездо 20 направляющей 19 верхнего конца оси 9 маховика 5, тем самым фиксируя его первоначальное положение вместе с подвижной опорой 22.

По сравнению с прототипом данное дополнительное устройство стабилизации позволяет держать экраноплан от заноса при касании воды, а также существенно уменьшить посадочную скорость, что обеспечивает безопасную посадку при любой волне.

Указанный положительный эффект способствует более комфортабельной перевозке пассажиров и сохранности грузов за счет производства мягкой посадки, а также эксплуатацию экраноплана в более жестких климатических условиях. Данное положительное качество повышает экономическую целесообразность использования экраноплана с дополнительным устройством стабилизации для грузопассажирских перевозок в различных географических зонах.

Формула изобретения

1. Экраноплан, содержащий кабину, крыло и устройства стабилизации, одно из которых выполнено в виде вращающегося маховика, установленного внутри крыла на вертикальной оси, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным устройством стабилизации - откидными гидрокилями, установленными на задней кромке крыла, причем на концах гидрокилей установлены грузы.

2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что ось вращающегося маховика выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии экраноплана, и снабжена стопорным устройством, взаимодействующим с гидрокилями через рычажно-тросовую передачу с пневмоприводом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания экранопланов

Экранолет // 2159714
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам, использующим экранный эффект

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам, использующим экранный эффект

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается создания транспортных средств с ветросиловой установкой, имеющей электропривод

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания экранопланов, используемых в качестве спортивных снарядов и для перевозки грузов или пассажиров

Изобретение относится к области транспортных средств на воздушной подушке и может найти применение для перевозки пассажиров и грузов в тоннелях (трубах) с высокой скоростью

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касаться конструирования экранопланов, выполненных по типу "летающего крыла"

Изобретение относится к транспорту и касается проектирования и конструирования экранопланов

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической подушке и может быть использовано в механизации при взлете, посадке и крейсерском режиме полета

Изобретение относится к водному транспорту, касается судостроения и гидроавиации и может быть использовано в быстроходных судах, экранопланах и в водных транспортных средствах повышенной мореходности

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов-экранопланов без руля высоты

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, касаясь создания амфибийных и авиационных транспортных аппаратов многоцелевого назначения

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов парусного экранопланного типа, которые могут использоваться в спортивных или транспортных целях

Экранолет // 2185979
Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается создания транспортных средств на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических крылатых судов

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов, использующих экранный эффект

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов, использующих экранный эффект

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов на динамической воздушной подушке
Наверх