Способ увеличения емкости пруда-отстойника хвостохранилища

 

Изобретение относится к горной промышленности. Целью изобретения является увеличение объема пруда-хвостохранилища. Сущность изобретения заключается в том, что, с целью увеличения емкости пруда, особенно для зимнего периода в районах с продолжительными периодами отрицательных температур, в процессе наполнения хвостохранилища пульпой производят ускоренное наращивание экрана из хвостов по верхнему откосу ограждающих дамб путем послойного срезания пляжа ковшом, который закрепляют тросом с двумя механическими шасси, имеющими положительную плавучесть и оборудованными тяговыми лебедками, причем первое шасси располагают на границе пляжа и пруда-отстойника, а второе шасси располагают на гребне ограждающей дамбы, загружают за счет тягового усилия, создаваемого лебедкой при движении ковша, затем транспортируют ковш на гребень ограждающей дамбы, где его разгружают, затем возвращают на границу пляжа и пруда для следующей загрузки, причем механическое шасси с положительной плавучестью передвигают последовательно по всему периметру хвостохранилища, увеличивая площадь пруда-отстойника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области горного дела, а именно к способам открытой разработки месторождений полезных ископаемых и обеспечению экологической безопасности при этих разработках, а также при складировании хвостов обогащения полезных ископаемых.

Известен способ создания насыпных плотин из расчета необходимого объема пруда-хвостохранилища, исходя из обеспечения следующих требований: создание объема водного бассейна, обеспечивающего необходимое осветление пульпы с учетом объема отложения хвостов на верховых откосах плотин и дамб обвалования; вмещение хвостов за период зимней эксплуатации фабрики; аккумулирования части объема паводков; необходимое превышение гребня плотины, дамбы над НПГ (нормально подпертый горизонт) во избежание перелива воды через гребень плотины с учетом высоты волны в хвостохранилища (см., например, Разумов К. А. Проектирование обогатительных фабрик. М.: Недра, 1970, с. 339-342).

Недостатком данного способа является то, что увеличение объема пруда-отстойника хвостохранилища предусматривают только путем наращивания плотины и дамбы насыпным или намывным способом.

Цель изобретения - увеличение объема пруда-хвостохранилища.

Поставленная цель достигается за счет того, что в способе увеличения объема пруда-отстойника хвостохранилища путем наращивания плотины, в процессе наполнения хвостохранилища пульпой производят ускоренное наращивание экрана из хвостов по верхнему откосу ограждающих дамб путем послойного срезания пляжа ковшом, который закрепляют на тросе с двумя механическими шасси, имеющими положительную плавучесть и оборудованными тяговыми лебедками, причем одно шасси располагают на границе пляжа и пруда-отстойника, а второе шасси располагают на гребне ограждающей дамбы, загружают за счет тягового усилия, создаваемого лебедкой при движении ковша, затем транспортируют ковш на гребень ограждающей дамбы, где его разгружают и затем возвращают на границу пляжа и пруда для следующей загрузки, причем первое механическое шасси передвигают последовательно по всему периметру хвостохранилища для увеличения площади пруда-отстойника; кроме того, за счет дополнительного углубления дна пруда-отстойника хвостохранилища, для чего первое механическое шасси располагают на середине пруда-отстойника хвостохранилища и производят перемещение ковша на гребень ограждающей дамбы.

На фиг. 1, 2 и 3 показана схема осуществления способа увеличения объема пруда-отстойника хвостохранилища.

Достигается это тем, что с целью увеличения емкости пруда, особенно для зимнего периода в районах с продолжительными периодами отрицательных температур, в процессе наполнения хвостохранилища пульпой производят ускоренное наращивание экрана из хвостов по верхнему откосу ограждающих дамб путем послойного срезания пляжа ковшом, который закрепляют тросом с двумя механическими шасси, имеющими положительную плавучесть и оборудованными тяговыми лебедками. Первое шасси располагают на границе пляжа и пруда-отстойника, а второе шасси располагают на гребне ограждающей дамбы. Ковш загружают за счет тягового усилия, создаваемого лебедкой при движении ковша, затем транспортируют ковш на гребень ограждающей дамбы, где его разгружают. Затем ковш возвращают на границу пляжа и пруда для следующей загрузки, причем механическое шасси с положительной плавучестью передвигают последовательно по всему периметру хвостохранилища, увеличивая площадь пруда-отстойника.

Если необходимо дополнительно увеличить объем пруда-отстойника, то одно механическое шасси, которое имеет положительную плавучесть, помещают на середину пруда - отстойника, а второе механическое шасси располагают также на гребне оградительной дамбы и перемещают хвосты со дна пруда-отстойника на гребень дамбы.

Способ осуществляется следующим способом. Одно механическое шасси 1 с положительной плавучестью устанавливают на гребень 2 оградительной дамбы 3, другое механическое шасси 1 - на границе пляжа и пруда-отстойника хвостохранилища 4, причем ковш 5, закрепленный тросом 6 между тяговыми лебедками механических шасси 1, находится возле механического шасси 1, расположенного на границе пляжа и пруда. Механическое шасси 1, расположенное на гребне, включает тяговую лебедку, которая заставляет ковш 5 двигаться к гребню 7 оградительной дамбы 3, при этом срезая слой пляжа 8. Подтянув на гребень 7 оградительной дамбы 3, ковш 5 разгружают, после чего механическое шасси 1, расположенное на границе пляжа и пруда, транспортирует к себе тяговой лебедкой ковш 5. Затем цикл повторяется, ковшом срезают слой за слоем пляж, и транспортируют срезаемую массу на гребень ограждающей дамбы, наращивая экран из хвостов. При этом граница пляжа и пруда-отстойника перемещается в сторону оградительной дамбы 3 по всему периметру хвостохранилища.

Проведя срезания пляжной зоны и нарастив экран из хвостов по всему периметру хвостохранилища, замеряют полученный дополнительный объем пруда-отстойника.

Если полученный объем меньше необходимого для размещения хвостов за зимний период с учетом аккумулирования части объема паводков, то в этом случае механическое шасси с положительной плавучестью располагают в середине пруда-отстойника, после чего углубляют дно пруда, повторяя процесс.

Формула изобретения

1. Способ увеличения объема пруда-отстойника хвостохранилища путем наращивания ограждающих дамб, отличающийся тем, что в процессе наполнения хвостохранилища пульпой производят наращивание экрана из хвостов по верхнему откосу ограждающих дамб путем послойного срезания пляжа ковшом, который закрепляют на тросе между двумя механическими шасси, имеющими положительную плавучесть и оборудованными тяговыми лебедками, причем одно шасси располагают на границе пляжа и пруда-отстойника, а второе шасси располагают на гребне ограждающей дамбы, загружают за счет тягового усилия, создаваемого лебедкой при движении ковша, затем транспортируют ковш на гребень ограждающей дамбы, где его загружают и затем возвращают на границу пляжа и пруда для следующей загрузки, причем оба механических шасси передвигают последовательно по всему периметру хвостохранилища для увеличения площади пруда-отстойника.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что производят дополнительное углубление дна пруда-отстойника хвостохранилища, для чего первое механическое шасси располагают на середине пруда-отстойника хвостохранилища и производят перемещение ковша на гребень ограждающей дамбы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к открытым горным и земляным работам

Изобретение относится к горному делу, а именно к способам защиты горных выработок от разрушений под действием горного давления

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам производства буровзрывных работ на карьерах, и может быть использовано при разработке в обводненных породных массивах

Изобретение относится к открытым горным работам и может быть использовано для транспортирования горной массы с глубоких горизонтов карьера

Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ при отвалообразовании в отработанное пространство карьера и, в частности, может быть использовано для засыпки горной породой отработанных пространств или котлованов и оврагов в дорожном строительстве или по экологическим соображениям

Изобретение относится к области открытых горных работ

Изобретение относится к горному делу, а именно к способу открытой разработки наклонных и крутопадающих залежей полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к открытой разработке полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке пологих и наклонных месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке крутопадающих вытянутых месторождений карьерами, предельное дно которых имеет ступенчатую форму

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для разработки русловых алмазосодержащих россыпей, при эксплуатации обводненных россыпных месторождений алмазов

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема и спуска автомобилей-самосвалов в карьер при ведении открытых горных работ

Изобретение относится к устройствам для первичной подготовки крупнокусковой горной массы и последующего транспортирования ленточными конвейерами

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при заоткоске высоких уступов при отработке кимберлитовых месторождений карьером

Изобретение относится к горной промышленности, к способам открытой разработки
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при добыче и переработке руд, песков россыпей, твердых горючих полезных ископаемых, драгоценных камней, строительных горных пород и некоторых других нескальных твердых полезных ископаемых, сосредоточенных в горизонтально и полого залегающих пластовых, плаще-, пласто-, жило- и линзообразных залежах, а также в гнездообразных и изометрических телах, разобщенных и сближенных в горизонтальной плоскости и имеющих малую и небольшую мощность
Наверх