Способ стабилизации бензина

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности касается процессов повышения химической стабильности вторичных бензинов термодеструктивных процессов. Способ осуществляется путем контактирования бензина с ионитным кислотным катализатором с последующим выделением из катализата целевого продукта. Контактированию подвергают бензиновые фракции, содержащие растворенные газообразные углеводороды C1 - C6 в количестве 5 - 25 мас.% на 100% жидких углеводородов, и процесс осуществляют при 40 - 90oС, 0,2 - 1,2 МПа и объемной скорости подачи сырья 0,8 - 6,0 -1. 1 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности касается процессов повышения химической стабильности вторичных бензинов термодеструктивных процессов.

Низкая химическая стабильность топлив связана со склонностью непредельных углеводородов, получаемых в процессах термической и термокаталитической переработки различных нефтяных фракций, к реакциям окисления с образованием высокомолекулярных смолистых веществ. Наиболее активными углеводородами, приводящими к значительному снижению химической стабильности, которая характеризуется индукционным периодом и содержанием фактических смол в бензинах, являются циклические и алифатические диены, легкие олефиновые углеводороды, причем образующиеся на их основе пероксиды вовлекают в реакции окисления и менее активные углеводороды (моноолефиновые, парафиновые). Кроме того, пероксиды снижают октановое число бензинов (до 5 пунктов). [А.М. Данилов. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. - М.: Химия, 1996 г., с. 52]. Низкий индукционный период (100-300 мин) и высокое содержание фактических смол (до 40 мг/100 см3) не позволяют вовлекать термические бензины в товарные бензины без предварительного облагораживания, так как резко ухудшаются эксплуатационные свойства последних.

Известно повышение химической стабильности бензинов вторичного происхождения с помощью введения специальных антиокислительных присадок (фенолы, ароматические амины, нитросоединения, хиноны, диенофилы и др., антиоксиданты смешанного типа), которые вводят в количестве 0,01 - 0,10%. Присадки увеличивают стабильность бензинов в основном по индукционному периоду, однако с их помощью не удается достичь его нормируемого значения (не менее 900 мин). Кроме того, содержание смолистых веществ остается достаточно высоким. Например, наиболее доступный и широко применяемый ионол (агидол-1) увеличивает индукционный период бензина термокрекинга со 130 до 380 мин и снижает содержание смолистых образований лишь со 120 до 105 мг/100 см3, а присадка, связывающая диены - малеиновый ангидрид уменьшает смолы до 62 мг/100 см3, но при этом индукционный период не изменяется (130 мин исходный бензин и 135 мин с присадкой) [Там же, с. 122].

Одним из самых распространенных способов облагораживания вторичных бензинов является их гидроочистка [В.П. Суханов. Каталитические процессы в нефтепереработке. - М.: Химия, 1979 г., с. 120]. Однако вследствие большого содержания непредельных углеводородов (до 60%) и жестких условий гидроочистки (температура 350-400oC, давление 3-15 МПа, циркуляция водородсодержащего газа 500:1) катализаторы гидроочистки быстро снижают свою активность за счет интенсивного смолообразования. В связи с этим рекомендуется подвергать гидроочистке смесь прямогонного (85%) и вторичного (15%) бензинов. Недостатком является также значительное (на 5-10 пунктов) снижение октанового числа [Там же, с. 236].

Различные технические приемы, например, смешение перед гидрированием крекинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем [Авт. свид. СССР N 336994, 1980 г. ], или смешение тяжелых фракций только с тяжелой частью бензина с последующим гидрированием смеси, дополнительной стадией контактирования выделенного бензина-гидрогенизата в смеси с исходной легкой частью бензина на специальном алюмосиликатном катализаторе [Авт. свид. СССР N 1395653, 1988 г.] значительно усложняют процесс облагораживания термических бензинов путем гидроочистки. Кроме того, практически все стадии проводятся в жестком высокотемпературном режиме (до 550oC), что требует дополнительных операций и оборудования для подогрева и теплообмена.

Известно использование катализаторов кислотного типа для улучшения качества вторичных бензинов. В способе [Пат. США N 4753720, 1988 г.] бензин каталитического крекинга контактируют с кислотным кристаллическим цеолитом при температуре 400-480oC, давлении от атмосферного до 4,5 кг/см2 и скорости подачи сырья не менее 10 ч-1, в результате чего октановое число увеличивается на 1,0 - 3,6 пунктов. Однако не указывается химическая стабильность целевого продукта, которая при наличии активных диолефиновых и олефиновых углеводородов, дополнительно образующихся при высоких температурах на кислотных катализаторах, по-видимому, остается низкой. Кроме того, используются дорогостоящие катализаторы, имеющие короткий срок службы в жестких рабочих условиях.

Широко известно применение сульфокатионитов в различных процессах органического и нефтехимического синтеза. [Н.Г. Полянский. Катализ ионитами. - М. : Химия, 1973 г., 216 с. Сульфокатиониты - катализаторы современных нефтехимических процессов. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1990 г., 76 с.]. Однако использование твердых ионитных кислотных катализаторов для стабилизации вторичных бензинов весьма ограничено. Так, по известному способу [Пат. США N 3482952, 1969 г.] для получения бензина, имеющего сниженные испаряемость и химическую активность в атмосфере кислорода крекинг-бензин фракционируют на несколько потоков и первый наиболее легкий (-9,4o до 76,7oC) подвергают этерификации низшими спиртами в присутствии кислотного катализатора, содержащего функциональную - SO3H+ группу, преимущественно сульфированную катионообменную смолу на основе полистирола и дивинилбензола. Эфирсодержащий поток смешивают с общим потоком бензина (-9,4 до 218oC), или разделяют перегонкой на несколько потоков для проведения стадии алкилирования одного из них в присутствии любого известного катализатора алкилирования. Далее алкилированная фракция смешивается с основным потоком бензина. Известный способ многостадиен, включает трудоемкие операции, дополнительные реагенты и катализаторы, связан с дополнительными энергетическими затратами.

Технической задачей предлагаемого изобретения является увеличение химической стабильности вторичных бензинов, вовлекаемых в качестве компонента в товарные автобензины.

Поставленная задача решается тем, что, в способе стабилизации бензина термодеструктивных процессов путем контактирования с ионитным кислотным катализатором с последующим выделением из катализата целевого продукта, контактированию подвергают бензиновые фракции, содержащие растворенные газообразные углеводороды C1-C6 в количестве 5-25 мас.% на 100% жидких углеводородов, и процесс осуществляют при 40 - 90oC, 0,2-1,2 МПа и объемной скорости подачи сырья 0,8 - 60 ч-1.

Преимуществом предлагаемого способа является использование контактирования с катализатором промежуточного нестабильного бензина, получаемого в процессах термической и термокаталитической деструкции, который содержит физически растворенные газообразные углеводороды C1-C6 в количестве до 25 - 30 мас. %. Эти углеводороды содержат активные непредельные соединения, которые в присутствии ионитного кислотного катализатора, содержащего функциональную группу [-SO3H+], подвергаются реакциям полимеризации, алкилирования, изомеризации между собой и с жидкими углеводородами. В результате содержание соединений, приводящих к образованию в бензине смолообразнных продуктов окисления, уменьшается, причем в первую очередь убираются самые реакционноспособные диеновые и третичные олефиновые углеводороды.

Мягкие условия проведения процесса стабилизации вторичных бензинов в предлагаемом способе, а именно пониженные температуры 40 - 90oC, преимущественно 45 - 55oC, сохраняют катализатор от десульфирования и усиленного блокирования реакционных центров катионита высокомолекулярными полимерами.

Широкий интервал используемых объемных скоростей 0,8-60 ч-1, преимущественно 1,5-40 ч-1, в зависимости от содержания растворенных газообразных углеводородов C1-C6 (от 5 до 25 мас.%) позволяет регулировать процесс стабилизации, не допуская сильного полимерообразования. Давление 0,2 - 1,2 МПа способствует поддержанию системы в жидком виде и сохранению растворенных газообразных углеводородов в сырье процесса. При малом содержании газов в бензине применяют низкие давления, при увеличенном газосодержании и парциальном давлении смеси давление в реакционной системе увеличивают.

Предлагаемый способ стабилизации не снижает октановое число целевого продукта, в связи с чем не требуется дополнительных стадий для его увеличения.

Изобретение иллюстрируется конкретными примерами.

Пример 1. Бензин термического крекинга смеси керосино-газойлевой фракции коксования и экстрактов масел, содержащий 24,6 мас.% растворенных газообразных углеводородов C1-C6, на 100% жидких углеводородов, в т.ч. 5,57% C1-C4, 9,05% C5, 10,0 C6, непрерывно подают вниз пилотного реактора, заполненного стационарным слоем формованного катионита типа КИФ, имеющего полную статическую обменную емкость 3,58 мг-экв. H+/г, с объемной скоростью 0,8 ч-1 под давлением 1 МПа. Температура в реакторе 40oC. Исходный бензин имеет индукционный период 410 мин, содержание фактических смол 42,5 мг/100 см3. Катализат после контактирования, выходящий сверху реактора, подвергают ректификации с выделением целевого продукта - бензина (пределы кипения Н.К. - 200oC) и остатка, выкипающего выше 200oC. Бензин направляется далее на физическую стабилизацию и используется как компонент товарного бензина. Остаток представляет собой компонент печного топлива или направляется в качестве рециркулята вниз ректификационной колонны продуктов разделения термического крекинга. Индукционный период обработанного бензина 1385 мин, содержание фактических смол 5,3 мг/100 см3. Бензин после обработки используют при компаундировании неэтилированного бензина марки A-76 в количестве 15% по сравнению с исходным бензином, который вводят в товарный не более 8%.

Примеры 2, 3, 4 проводят аналогично примеру 1, но каждый отличается качеством исходного бензина и условиями проведения процесса. Результаты по примерам приведены в таблице.

Индивидуальный и групповой углеводородный состав, включая растворенные газы C1-C6, определяли газохроматографическим методом на капиллярной кварцевой колонке с нанесенной фазой OV-101, длиной 50 м при температурных условиях 40 - 145oC, далее изотерма. Система обработки данных "Мультихром".

Из приведенных в таблице данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить химическую стабильность вторичных бензинов: увеличить индукционный период с 340 - 485 мин до 920 - 1445 мин и снизить фактические смолы с 34,8 - 46,2 до 3,4 - 6,4 мг/100 см3. При этом октановое число бензинов не уменьшается в отличие от процессов гидроочистки.

Количество вторичного бензина, стабилизированного согласно предлагаемому изобретению, который используется как компонент товарного бензина марки A-76, может быть увеличено до 20-25%.

Формула изобретения

Способ стабилизации бензина путем контактирования с ионитным кислотным катализатором с последующим выделением из катализата целевого продукта, отличающийся тем, что контактированию подвергают бензиновые фракции, содержащие растворенные газообразные углеводороды С1 - С8 в количестве 5 - 25 мас.% на 100% жидких углеводородов, и процесс осуществляют при 40 - 90oC, 0,2 - 1,2 МПа и объемной скорости 0,8 - 60,0 ч-1.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к адсорбционной очистке товарных бензинов и бензиновых фракций от меркаптанов и может быть использовано в газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности

Изобретение относится к способам реагентной очистки нефти и газоконденсата от сероводорода и меркаптанов и может быть использовано в газонефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам реагентной очистки нефти и газоконденсата от сероводорода и меркаптанов и может быть использовано в газонефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к получению малосернистого сырья для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способам очистки продуктов деструктивной переработки углеводородного сырья, в данном случае нестабильных бензинов пиролиза, от смолообразующих компонентов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способам выделения сероорганических соединений нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способам выделения сероорганических соединений нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к газонефтедобывающей и газонефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам окислительной очистки нефти, нефтепродуктов и газоконденсата от меркаптанов и сероводорода

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано для очистки продуктов деструктивной переработки углеводородного сырья, в частности бензинов, от содержащихся в них смолообразующих компонентов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к способам дезодорирующей очистки нефтей и газоконденсатов и их смесей от сероводорода и меркаптанов, и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к удалению бром-реакционноспособных углеводородных загрязняющих примесей из ароматических материалов посредством контактирования этих продуктов с кислотным активным катализатором

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот из исходного нефтяного сырья

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот из исходного нефтяного сырья

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот, включая нафтеновые кислоты, тяжелых металлов и серы из исходного нефтяного сырья

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к способам очистки нефти, газоконденсата и нефтепродуктов, а также водонефтяных эмульсий от сероводорода и/или низкомолекулярных меркаптанов, и может быть использовано в нефтяной, газовой, нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к способам подготовки нефти к транспорту и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности при подготовке сернистых нефтей, газоконденсатов с высоким содержанием сероводорода и меркаптанов

Изобретение относится к способам подготовки нефти к транспорту и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности при подготовке сернистых нефтей, газоконденсатов с высоким содержанием сероводорода и меркаптанов
Наверх