Способ получения результатов экспериментальных исследований поверхности шеек коленвала и вкладышей

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к способам получения результатов экспериментальных исследований поверхности шеек коленвала и их вкладышей. Техническим результатом является повышение эффективности проведения исследований износостойкости поверхностей шеек коленвала двигателя внутреннего сгорания, а также вкладышей их подшипников, а также валов, труб и т.п. Сущность изобретения заключается в том, что в нем используют устройство, содержащее неподвижный корпус, крепящийся на суппорт или стол станка, и в котором установлена крутящаяся часть, состоящая из двух образцов, обработанных по обычной технологии и по новой технологии и соединенных между собой при помощи центрирующего хвостовика, соединенного со шпинделем станка с возможностью вращательного движения. Образцы вставляются во вкладыши, которые, прикасаясь к поверхностям образцов, производят их износ в течение заданного времени. Затем снятые с устройства образцы взвешивают на весах, как и до установки их в устройство, а износостойкость определяют с помощью взвешивания образцов, определяя разницу износа, при этом в качестве образцов используют шейки коленвала или вкладыши двигателя внутреннего сгорания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Способ предназначен для исследования работы пары трения (поверхность шейки и к/вала с поверхностью вкладышей) при определении разности износостойкости поверхностей, обработанных по обычной технологии и по новой технологии. Способ характеризуется тем, что используют устройство, содержащее корпус, который соединяют с суппортом или столом станка, и предназначенное для эксплуатации образцов в идентичных условиях. Повышается эффективность проведения исследований износостойкости шеек коленвала, вкладышей к/вала ДВС, труб и т.п.

Изобретение относится к механической обработке (исследования), а именно к исследованиям работы пары трения (поверхность шейки к/вала с поверхностью вкладышей) при определении разности износостойкости поверхностей по обычной технологии обработки и по новой технологии обработки поверхности.

Известен способ получения результатов экспериментальных исследований поверхности шейки к/вала, при котором каждый образец подвергают эксплуатации по отдельности на машине трения, по а.с. SU 777534, G 01 М 13/00, 1980 в образце перемещают поршень, а в патенте 2130602 в образцах в виде колец крутится поршень с кольцами.

Задача изобретения - повышение эффективности проведения исследований износостойкости поверхностей шеек к/вала ДВС и вкладышей шеек к/вала ДВС, валов, труб и т.п.

Разработанный способ основан на том, что шероховатость обработанных поверхностей (указанных изделий) после любой из обработок в осевом и аксиальном направлениях идентична (в первом приближении). Это создает возможность проводить испытание пары трения поверхность шейки к/вала - вкладыши и других пар трения, а также валов, труб с внутренней или с наружной стороны на износостойкость в специально созданном приспособлении, где поверхности шеек к/вала в осевом и аксиальном направлениях делаются при помощи скручивания образцов с помощью хвостовика, устройства, который затем, вращаясь, с помощью шпинделя станка вращает образцы внутри вкладышей, которые устанавливаются в корпусе сделанного из крышек шатуна, соединенные между собой жестяными обоймами в месте соединения, сама вкладышевая обойма закреплена через уравновешивающийся корпус в резцедержательной головке. Таким образцом, для рассматриваемой пары трения рабочее относительное движение образцов, сделанных по обычной технологии обработки и по новой технологии обработки, делается не по отдельности для каждого образца, а сразу обоих образцов по отношению одних вкладышей, т.е. в идентичных условиях или обоих образцов вкладышей по отношению к шейке к/вала.

На чертеже показано устройство, общий вид.

Устройство содержит неподвижный корпус 1, крепящийся на суппорт или стол станка, в который устанавливается подвижная часть (крутящаяся) 3, т.е. которая состоит из двух образцов, вырезанных из шеек к/вала, обработанных по обычной технологии обработки и по новой технологии обработки, соединенных между собой с помощью вкручивания в них центрирующего хвостовика 6, скрученные образцы вставляются в вкладыши 5, которые стоят в обойме 3, сделанной из двух крышек шатунов, соединенных между собой жестяными обоймами 10, в местах соединения крышек шатунов крепясь с помощью винтов 11. Сама обойма мягко устанавливается (подпружиненно) в обойму 2, составную часть неподвижного корпуса, крепящуюся с помощью пружин 4 неподвижной части корпуса. После установки подвижной части, т.е. образцов, скрученных с помощью хвостовика 6, торец неподвижного корпуса закрывается крышкой 8, крепясь с помощью винтов 9. Все устройство крепится на суппорте или столе с помощью специальных шеек 7. Замер износа поверхности образца производится с помощью индикаторной головки 12.

Устройство работает следующим образом.

Собранное и установленное устройство на станок с установкой в нем двух образцов, один из которых, обработанный по иной технологии, работает в течение определенного времени, вращая с помощью шпинделя станка хвостовик 6, который вращает подвижную часть устройства (ротор) 3, над которым установлены вкладыши 5, которые, прикасаясь к поверхностям образцов, производят их износ в течение заданного времени, затем снятые с устройства образцы взвешиваются на оптических весах (с точностью до 0,05 мг), как и до установки их в устройство, определив разницу износа. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность проведения исследований поверхностей образцов как шеек к/вала, так и вкладышей.

В процессе эксплуатации образцов шеек к/вала производится замер их степени износа с помощью индикаторной головки при цене деления 0,002-0,001 мм, при необходимости с удлинением сошки индикаторной головки, т.к. она может быть короче по отношению к поверхности образца.

Формула изобретения

1. Способ получения результатов экспериментальных исследований поверхности шеек коленвала и их вкладышей, при котором используют устройство, содержащее неподвижный корпус, крепящийся на суппорт или стол станка, и в котором установлена крутящаяся часть, состоящая из двух образцов, обработанных по обычной технологии и по новой технологии и соединенных между собой при помощи центрирующего хвостовика, соединенного со шпинделем станка с возможностью вращательного движения, причем образцы вставляются во вкладыши, которые, прикасаясь к поверхностям образцов, производят их износ в течение заданного времени, затем снятые с устройства образцы взвешиваются на весах, как и до установки их в устройство, а износостойкость определяют с помощью взвешивания образцов, определяя разницу износа, отличающийся тем, что в качестве образцов используют шейки коленвала или вкладыши двигателя внутреннего сгорания.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что указанное устройство снабжено подпружиненной обоймой.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе эксплуатации образцов шеек коленвала производится замер их степени износа с помощью индикаторной головки при цене деления 0,002-0,001 мм при необходимости с удлинением сошки индикаторной головки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для испытания конструкционных материалов на трение и износ в присутствии жидкой смазочной среды, а также для контроля и регистрации суммарного линейного износа испытуемого трибосопряжения без его разборки

Изобретение относится к исследованию сопротивления износу или истиранию твердых материалов, а именно обувных подошвенных материалов

Изобретение относится к области испытаний материалов на износ

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и износ

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть преимущественно использовано для диагностирования макрогеометрии дорожек качения колец подшипников

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля качества дорожек качения, диагностирования поверхностей качения колец подшипников

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников

Изобретение относится к способам и средствам для проведения диагностики технического состояния машин на основе измерения и изучения данных вибрации, а конкретно к способам установки вибропреобразователя, и может быть использован в составе систем компьютерного мониторинга

Изобретение относится к области испытательной техники

Изобретение относится к области средств вибродиагностики машин, а конкретно, к устройствам для крепления вибропреобразователя, может быть использовано в системах вибродиагностики для долговременного наблюдения за техническим состоянием машин

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа измеряемых характеристик

Изобретение относится к измерительной технике
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытаниях подшипников качения

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля качества поверхностей деталей
Наверх