Кормовая оконечность подводной лодки

 

Изобретение относится к подводному кораблестроению и касается создания подводных лодок с атомными или дизельными пропульсивными установками. Кормовая оконечность имеет прочный и легкий корпуса, кормовой отсек, гребной винт со ступицей, гребной вал с подшипниками, гребной электродвигатель, дейдвуд, кормовые рули с приводами, устройства для выпуска буксируемых антенн. Гребной винт подвижно насажен на прочный корпус подводной лодки в районе, например, кормового отсека. Для этого в легком корпусе имеется разрыв. Гребной винт выполнен со ступицей большого диаметра, причем ступица совпадает по своему диаметру и контуру с образующей линией легкого корпуса подводной лодки в месте установки гребного винта. Упор от гребного винта на прочный корпус передается через кольцевые конструкции ступицы. Упорные и опорные поверхности как прочной конструкции, принадлежащие прочному корпусу, так и ступице гребного винта покрыты антифрикционным материалом. Смазка и охлаждение трущихся поверхностей обеспечены самопротоком через них окружающей забортной воды. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении защиты кормовой оконечности подводной лодки как наиболее уязвимой ее части. 2 ил.

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может найти применение при создании новых или модернизации атомных или дизельных подводных лодок (АПЛ и ПЛ).

Известна американская атомная подводная лодка "Тритон" (SSRN-586), имеющая кормовую оконечность (КО), содержащую прочный корпус, гребные валы с гребными винтами, а также главные упорные подшипники и дейдвуды в кормовом отсеке. (Быховский И.А. Атомные суда. Ленинград, 1961 г., стр. 121-128, 144, табл. 13/3-я строка сверху).

Недостатком этой АПЛ является то, что ее КО не приспособлена для размещения в ней дополнительного оборудования контроля и защиты кормовой полусферы как из-за отсутствия необходимой площади для размещения, так и невозможности обеспечить условия для работы аппаратуры обнаружения.

Известна также российская дизельная ПЛ проекта 877 (Класс "Kilo" -"Варшавянка") (см. Справочник "Военные корабли СССР и России", г. Якутск, изд. 1995 г., стр. 44), имеющая КО с кормовым отсеком, через которые насквозь проходит линия вала, а гребной винт расположен кормовее по отношению к кормовым рулям - прототип.

Недостатком КО данной ПЛ является конструктивная неприспособленность для размещения в ней дополнительных акустических и неакустических средств контроля за наиболее уязвимой кормовой полусферой пространства за ПЛ, систем подводной радиосвязи с выпускаемой антенной и средств активной и пассивной защиты от телеуправляемого и самонаводящегося оружия противника.

Технической сущностью настоящего изобретения является обеспечение защиты кормовой оконечности подводной лодки как наиболее уязвимой ее части.

Это достигается тем, что в КО, содержащей прочный и легкий корпуса, гребной винт и вал, гребной электродвигатель, главный упорный и опорный подшипники, дейдвуд и кормовые рули с приводами, гребной винт подвижно насажен на прочный корпус, например в районе кормового отсека, и имеет ступицу большого диаметра, по контуру совпадающую с образующей линией легкого корпуса ПЛ в месте установки ГВ. При этом для размещения ГВ легкий корпус ПЛ имеет разрыв, а упор винта передается на корпусные конструкции прочного корпуса непосредственно от ГВ через кольцевые поверхности на ступице винта и прочном корпусе (находящиеся в плоскости шпангоута), снабженные антифрикционным покрытием, а смазка и охлаждение трущихся поверхностей обеспечивается самопротоком окружающей забортной воды.

Количество лопастей данного ГВ в связи с резким увеличением диаметра ступицы увеличивается в несколько раз по сравнению с ГВ традиционной конструкции, а их высота снижена из расчета создания требуемого упора ГВ при существенно сниженной частоте вращения до супернизких оборотов.

Привод ГВ осуществляется, например, несколькими радиально установленными электродвигателями, на выходном валу каждого из которых имеются шестерни, вступающие в зацепление с зубчатым колесом большого диаметра, являющимся частью конструкции ступицы ГВ.

На фиг. 1 изображен общий вид КО ПЛ с гребным винтом, подвижно насаженным на прочный корпус.

На фиг. 2 показана схема установки и привода ГВ.

КО ПЛ содержит прочный 2 и легкий 3 корпуса. В районе кормового отсека 1 размещается ГВ 4, для чего в сплошном легком корпусе сделан разрыв. ГВ 4 установлен подвижно на прочном корпусе на опорном подшипнике 5.

Кормовые рули 7 размещены кормовее ГВ, притом возможность разместить в кормовом отсеке их поворотный механизм 6 (рулевую машину) позволяет использовать более эффективные рули без неподвижных стабилизаторов и меньшей чем обычно площади (в связи с большим удалением от миделя), чем в случае установке рулей перед ГВ.

На ГВ имеются кольцевые поверхности с антифрикционным материалом (носовая - 15 и кормовая - 18), которые упираются в аналогичные корпусные конструкции соответственно 14 и 19, являющиеся неотъемлемой частью ПК.

Ступица ГВ 16 имеет в своей конструкции коническое зубчатое колесо большого диаметра 17, неподвижно закрепленное на ступице.

С этим колесом входит в зацепление коническое зубчатое колесо 20, установленное на выходном гребном валу 24 гребного электродвигателя 22. Гребной вал выходит из прочного корпуса ПЛ через дейдвуд 21 с уплотнением 23.

Двигательно-движительный комплекс ПЛ работает следующим образом.

При включении ГЭД 22 вращается гребной вал 24 с конической шестерней 20, передающей мощность зубчатому колесу ступицы ГВ 17.

При движении вперед упор ГВ 4 от ступицы через кольцевую конструкцию 15 передается на кольцевую конструкцию прочного корпуса 14. При вращении винта на задний ход упор ГВ передается соответственно через кольцевые конструкции 18 и 19.

В кормовом отсеке 1 установлены средства самообороны (торпедные аппараты 8 и торпеды 12), а также аппаратура дополнительных технических средств контроля за окружающей подводной обстановкой, например гидроакустическая станция 11. По оси КО и параллельно ей установлено оборудование выпускаемых антенн - гидроакустической 10 и дальней радиосвязи 9.

Таким образом, предлагаемая конструкция кормовой оконечности, снабженная средствами наблюдения и контроля за подводной обстановкой, а также средствами самообороны, ставшая возможной только в результате предлагаемого конструктивного исполнения КО значительно увеличивает защиту ПЛ с наиболее уязвимых кормовых углов, существенно повышая ее боеспособность.

Формула изобретения

Кормовая оконечность подводной лодки, содержащая прочный и легкий корпуса, кормовой отсек, гребной винт со ступицей, гребной вал с подшипниками, гребной электродвигатель, дейдвуд, кормовые рули с приводами, устройства для выпуска буксируемых антенн, отличающаяся тем, что гребной винт подвижно насажен на прочный корпус подводной лодки в районе, например, кормового отсека, для чего в легком корпусе выполнен разрыв, причем гребной винт выполнен со ступицей большого диаметра, совпадающей по своему диаметру и контуру с образующей линией легкого корпуса подводной лодки в месте установки гребного винта, а упор от гребного винта на прочный корпус передается через кольцевые конструкции ступицы, при этом упорные и опорные поверхности как прочной конструкции, принадлежащие прочному корпусу, так и ступице гребного винта, покрыты антифрикционным материалом, а смазка и охлаждение трущихся поверхностей обеспечены самопротоком через них окружающей забортной воды.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике и касается технологии спасения личного состава аварийной подводной лодки в спасательном снаряжении из ее отсеков с повышенным давлением, которая может применяться на подводных лодках ВМФ РФ

Изобретение относится к спасательному оборудованию для выхода личного состава из аварийной подводной лодки (АПЛ), лежащей на грунте, и может быть использовано на ПЛ ВМФ, подводных снарядах и других подводных объектах

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному оборудованию

Изобретение относится к спасательным средствам, в частности к средствам обеспечения спасения личного состава аварийных подводных лодок при конструктивном обеспечении герметичности стыковки подводного аппарата с объектом в подводном положении

Изобретение относится к судостроению, касается вопросов создания движущей силы на подводных технических средствах

Изобретение относится к подводному судостроению и может найти применение на подводных лодках и подводных аппаратах как при проектировании новых, так и при модернизации плавающих

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции погружных грузовых судов, преимущественно для эксплуатации в ледовых условиях

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройству для контроля кинематики поворотных элементов, которые должны открываться при вращении одновременно или почти одновременно для того, чтобы освободить проход, в частности, крышек и других поворотных элементов, которые могут создать препятствие для прохождения какого-либо боевого средства (оружия) в пусковой установке оружия, снабженной контуром пуска оружия через воздухораспределительное устройство на борту подводной лодки

Изобретение относится к технике освоения океана, в частности к подводным аппаратам с измеряемой плавучестью

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции носовой оконечности подводной лодки

Изобретение относится к судовым устройствам и может найти применение в подъемных устройствах антенн подводных лодок

Изобретение относится к подъемным устройствам и может найти применение в подъемных устройствах антенн подводных лодок

Изобретение относится к корабельной электротехнике и может быть использовано в составе электроэнергетической системы дизель-электрической подводной лодки

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных парусных катамаранов, используемых в качестве носителей обитаемых подводных аппаратов

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок

Изобретение относится к подводным судам, преимущественно к атомным подводным лодкам, и способам их бесшумного движения с использованием бесшумного судового двигателя

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к конструкции подводных аппаратов

Изобретение относится к оптическому приборостроению, к устройствам оптического наведения и прицеливания, а именно к перископам подводных лодок

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию и предназначено для использования в аварийно-спасательных комплексах в составе: серийная подводная лодка-носитель, имеющая в штатном составе камеру спасательную всплывающую, и подводный спасательный аппарат

Судно // 2173653
Изобретение относится к области судостроения
Наверх