Танковый тренажер

 

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам. Тренажер обеспечивает возможность обучаемому ощущать результаты своих действий при преодолении танком с противоминным тралом препятствий, а также имитировать крен, юз и пробуксовку машины. Сущность изобретения заключается в том, что танковый тренажер снабжен телевизионным приемником, телевизионной камерой и механизмом переключения скоростей. Макет танка снабжен противоминным тралом, а органы управления - датчиками положения, при этом дорожка выполнена с возможностью перемещения, а датчики положения механически связаны с механизмом переключения скоростей и электрически с макетом танка и коробкой управления скоростью дорожки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области учебно-тренировочных средств, в частности к танковым тренажерам.

Известные устройства, тренажеры вождения TP-172M, ТР-434 и ТР-675, представляющие собой макет отделения управления с органами управления, предназначенные для приобретения моторных навыков в управлении машиной (см. Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах. - М.: Воениздат, 1981, с. 16-21). Существенным недостатком этих тренажеров является невозможность обучения вождению с противоминными тралами.

В настоящее время для обучения вождению боевых машин широко используются унифицированные динамические кинотренажеры типа ТТВ (см. Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах. - М.: Воениздат, 1981, с. 60-67). Тренажеры данного типа представляют собой унифицированные динамические комплексы, предназначенные для формирования у механиков-водителей практических навыков в последовательности и координации действий органами управления, в наблюдении за контрольно-измерительными приборами, а также для совершенствования приемов вождения машин в различных условиях движения. Однако конструкция этих тренажеров не позволяет обучение вождению с противоминными тралами и имеет ряд существенных недостатков снижение качества изображения при скоростях менее 20 кадр в сек: ограниченное количество учебных фильмов; высокая стоимость оборудования; сложность регулирования, настройки и эксплуатации; невозможность привития обучаемому чувства габарита машины; невозможность имитации крена, юза и пробуксовки машины; невозможность обучения вождению с противоминными тралами; обучаемый не ощущает визуально результатов неправильных действий по управлению как машиной в целом, так и навесным оборудованием, что с психологической точки зрения весьма важно, потому что нарушение правил преодоления препятствий и неточные действия органами управления влекут за собой сваливания, разрушение препятствий, поломки или аварии машины и трала; на тренажерах типа ТТВ практически невозможно добиться ощущения правильного преодоления препятствий потому, что даже при явно неверных действиях обучаемого кинопленка отснята на правильное действие и производит на экране следствие правильных действий:
Практика использования тренажеров при обучении преодоления препятствий показывает, что положительный эффект достигается только в том случае, когда обучаемый ощущает свои неверные действия органами чувств. Поэтому в настоящее время возникает необходимость создания танкового тренажера, который бы обеспечивал обучаемому чувство габарита машины с навесным оборудованием, возможность визуально ощущать неправильные действия по управлению танком и результаты этих действий, имитацию крена, юза и пробуксовки машины, улучшение качества изображения при движении на малых скоростях, при незначительной стоимости и высокой эксплуатационной надежности.

В качестве прототипа выбран тренажер по вождению танков по заявке FR 2595492, C 09 B 9/04, 11.09.87.

Задачей настоящего изобретения является создание танкового тренажера для обучения вождению танков с противоминными тралами путем обеспечения возможности ощущать свои неправильные действия при преодолении препятствий и результаты этих действий, а также имитацию крена, юза и пробуксовки машины, улучшением качества изображения при малых скоростях движения на основе телевизионной техники.

Указанная задача достигается тем, что на известный тренажер установлены телевизионный приемник, телевизионная камера и макет танка с навесным оборудованием, на который может надвигаться бегущая дорожка с макетами характерных препятствий, кроме того органы управления оснащены датчиками положения, которые имеют механическую связь с механизмом переключения скоростей и электрическую с макетом танка и коробкой управления скоростью дорожки.

Имитация нахождения обучаемого в танке обеспечивается тем, что установка телевизионной камеры на действующем макете танка дает угол обзора, соответствующий обзорности с места механика-водителя в реальном танке, а макеты танка и препятствий выполнены в масштабе 1:20. Предлагаемое изобретение и его работа поясняется чертежом.

Танковый тренажер состоит из кабины 1, малогабаритного телевизионного приемника 2, жесткой тяги 3, телевизионной камеры 4, действующего макета танка с противоминным тралом 5, бегущей дорожки с макетами препятствий 6 коробки управления скоростью электродвигателя 7, электродвигателя постоянного тока с редуктором 8, переключателя скоростей 9, призменного прибора наблюдения 10, педали подачи топлива с датчиком положения 11, педали тормоза с датчиком положения 12, педали сцепления с датчиком положения 13, рычага кулисы с тросиком переключателя скоростей 14, рычагов поворота с датчиками положения 15.

На бегущей дорожке 6 установлены препятствия согласно курсу вождения. Тяга 3 обеспечивает макету танка 5 две степени свободы. Переключатель скоростей 9 выполнен по схеме механизма переключения передач гоночных велосипедов.

Работает тренажер следующим образом. Обучаемый занимает место в кабине 1 и производит запуск аналогично ТР-172М, при этом включается телевизионная камера 4 и телевизионный приемник 2. Через прибор наблюдения обучаемый видит на экране телевизионного приемника 2 изображение препятствия, передаваемого телевизионной камерой 4, установленной на действующем макете танка 5. Для начала движения обучаемый выжимает педаль сцепления 13,которая через коробку управления 7 блокирует подачу напряжения на обмотку возбуждения электродвигателя 8 и бегущая дорожка неподвижна. При включении передачи рычаг кулисы с тросиком 14 переводит переключатель скоростей 9 в положение, соответствующее выбранной передачи. Отпуская педаль сцепления 13 и выжимая педаль подачи топлива 11, обучаемый приводит в движение бегущую дорожку с макетами препятствий 6. Бегущая дорожка накатывается на макет танка 5, который с помощью тяги 3 остается неподвижным относительно поступательного движения дорожки с препятствиями.

При перемещении рычагов поворота 15 происходит электромагнитное торможение соответствующей гусеничной ленты макета танка 5. На экране телевизионного приемника 2 обучаемый видит изменение обстановки, передаваемое телевизионной камерой 4 в соответствии с движением макета по препятствию.

Преодолевая препятствия, модель танка 5 совершает такие же движения, как и реальный танк на местности, и обучаемый наблюдает то же, чтобы он видел на месте механика-водителя и реальном танке.

Комплект телевизионной аппаратуры позволяет обучаемому визуально ощущать как поведение макета танка на препятствиях, так и результаты своих неправильных действий, так например, сваливание с препятствия, скатывания, крены и т.д.

Использование предлагаемого тренажера обеспечит возможность обучения вождению танков с противоминными тралами при высокой надежности и относительно небольшой стоимости. Простота предлагаемого устройства и применение выпускаемых промышленностью большинства узлов и деталей позволит легко и быстро, без значительных затрат осуществить реализацию данного изобретения.


Формула изобретения

1. Танковый тренажер, содержащий кабину с органами управления, макет танка, установленный на дорожке с характерными препятствиями, отличающийся тем, что он снабжен телевизионным приемником, телевизионной камерой и механизмом переключения скоростей, макет танка снабжен противоминным тралом, а органы управления - датчиками положения, при этом указанная дорожка выполнена с возможностью перемещения, а упомянутые датчики положения механически связаны с механизмом переключения скоростей и электрически - с макетом танка и коробкой управления скоростью дорожки.

2. Танковый тренажер по п.1, отличающийся тем, что телевизионная камера установлена на макете танка.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к обучению вождению наземных транспортных средств, например военных гусеничных машин, имеющих сложную компоновку обитаемого отделения (наличие перегородок, большое количество штатного оборудования, размещаемого в обитаемом отделении)

Изобретение относится к способам обучения управлению транспортными средствами и может быть использовано при обучении в автошколах

Изобретение относится к устройствам для обучения механика-водителя танка

Изобретение относится к тренажерам для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для тренировки велосипедистов в несезонное время года

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для управления режимами работы колесных транспортных средств с дублирующим педальным управлением с целью обучения вождению

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и контроля качества вождения самоходными безрельсовыми транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями

Изобретение относится к области исследования параметров движения самоходных транспортных средств и предназначено для использования в процессе профессионального обучения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления режимами работы транспортных средств, и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных бронированных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин на маршрутах, имеющих участки с различными видами дорожного покрытия
Наверх