Защитная смазка для металлических деталей

 

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас.%: отработанное моторное масло 20-30; омыленный талловый пек 2-3; соляная кислота 0,25-0,35; вода остальное. Технический результат - исключение коррозии металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках. Использование отработанных масел автотракторных двигателей позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных фракций. 2 табл.

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении.

Для защиты машин от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, являются консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. ("Нефтепереработка и нефтехимия", 1982, N 2, с.16-18).

Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.

Задача изобретения - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.

Указанная задача достигается тем, что предлагаемая сказкаб включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки - соляную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20-30 Омыленный талловый пек - 2-3 Соляная кислота - 0,25-0,35 Вода - Остальное Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК/ОСТ-13-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение /ОТП/ в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакций компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и соляной кислотой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде".

Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном моторном масле при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, оринтировочно продолжительность составляет 10-20 мин.

Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

Примеры 1-3 вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, даны в табл. 1.

Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: омыленный талловый пек + отработанное моторное масло + соляная кислота вводятся вместе с расчетным количеством воды.

Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oC.

После длительного хранения смазки желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.

Перед проведением производственных испытаний, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследование защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках.

Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки: 1) отработанное моторное масло; 2) смазка К-17; 3) смазка НГ-204; 4) отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + соляная кислота + вода. На поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл. 2.

Для оценки защитной способности различных консервационных масел в условиях хранения сельскохозяйственной техники были проведены испытания. Проведенные испытания по выявлению защитной способности отработанных моторных масел, которые широко используют хозяйства как средство защиты от коррозии при постановке с/х техники на хранение, показали невысокие результаты. Данные по коэффициенту защитной способности отработанного моторного масла К=0,12-0,35 приведены в табл. 2. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности K=1,0,93-0,97, может быть рекомендован к использованию для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей с/х техники при хранении на открытых площадках.

Процессом торможения электродного механизма коррозии является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующих веществ используется омыленный талловый пек.

Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей с/х техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.

Формула изобретения

Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит омыленный талловый пек, соляную кислоту и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20 - 30 Омыленный талловый пек - 2 - 3 Соляная кислота - 0,25 - 0,35
Вода - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу

Изобретение относится к смазочным составам, использующимся для смазывания рельсов и гребней колесных пар подвижного состава железнодорожного и иных видов рельсового транспорта, а также в других областях техники

Изобретение относится к смазочным составам, использующимся для смазывания рельсов и гребней колесных пар подвижного состава железнодорожного и иных видов рельсового транспорта, а также в других областях техники

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной обработки металлов и может быть использовано для холодной прокатки металлов из углеродистых и легированных сталей на многоклетьевых непрерывных станах

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной обработки металлов и может быть использовано для холодной прокатки металлов из углеродистых и легированных сталей на многоклетьевых непрерывных станах

Изобретение относится к производству водосмешиваемых смазочно-охлаждающих средств (СОТС) на основе гудронов от дистилляции жирных кислот, выделенных из соапстоков хлопкового масла, и может быть использовано в машиностроении, преимущественно при обработке металлов резанием

Изобретение относится к холодильному маслу, в частности к холодильному маслу, применяемому в сочетании с фторуглеводородным хладагентом, и к способу смазывания системы охлаждения с использованием такого холодильного масла

Изобретение относится к холодильному маслу, в частности к холодильному маслу, применяемому в сочетании с фторуглеводородным хладагентом, и к способу смазывания системы охлаждения с использованием такого холодильного масла

Изобретение относится к пластичным смазкам, применяемым в тяжелонагруженных узлах трения машин, работающих в различных температурных условиях, а именно: в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, преимущественно применяемым для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей металлоизделий, в том числе для консервации внутренних полостей автомобилей

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым для механической обработки металлов резанием, и может быть использовано, в частности, при операции протягивания

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к уплотнительным смазкам для резьбовых соединений бурильных и обсадных колонн, предназначено также для смазки опор шарошечных долот, работающих в условиях высоких температур и притока в скважину минерализованных вод

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств масел для двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу
Наверх