Защитная смазка для металлических деталей

 

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас.%: отработанное моторное масло 20-30; омыленный талловый пек - 2,0-3,0; кальцинированная сода 0,3-0,9; вода - остальное. Технический результат - исключение коррозии металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках. Использование отработанных масел автотракторных двигателей позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных фракций. 1 табл.

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

Для защиты деталей от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, являются консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /"Нефтепереработка и нефтехимия", М., 1982, N 2, с. 16-18/.

Недостатком таких смазок является то, что отработанные моторные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.

Задача изобретения - повышение коррозийной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.

Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки - кальцинированную соду при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20-30 Омыленный талловый пек - 2,0-3,0 Кальцинированная сода - 0,3-0,9 Вода - Остальное Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК /ОСТ-130-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение /ОТП/ в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакций компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и кальцинированной содой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде".

Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 10-20 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серовато-желтого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным тонким слоем, как в холодном, так и в горячем состояниях.

Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной технике при хранении на открытых площадках, при следующем соотношении компонентов: Отработанное моторное масло 20,0; 25,0; 30,0 мас.% Омыленный талловый пек 2,0; 2,5; 3,0 мас.% Кальцинированная сода 0,3; 0,6; 0,9 мас.% Вода Остальное.

Все компоненты, кроме отработанного масла, используются в виде водных растворов.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + кальцинированная сода вводятся с расчетным количеством воды.

Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oC.

После длительного хранения смазки желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.

Перед проведением производственных испытаний смазки были проведены лабораторные испытания. Исследование защитных свойств смазок проводилось в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств были приняты следующие смазки: 1. отработанное моторное масло; 2. смазка К-17; смазка НГ-204; отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + кальцинированная сода + вода, на поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в таблице.

Для оценки защитной способности различных консервационных масел в условиях хранения сельскохозяйственной техники были проведены испытания. Проведенные испытания по выявлению защитной способности отработанных моторных масел, которые очень широко используют хозяйства как средство защиты от коррозии при постановке сельскохозяйственной техники на хранение, показали невысокие результаты. Коэффициент защитной способности отработанного моторного масла K = 0,12 - 0,35 /см. таблицу/. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности K = 0,92-0,96 /см. таблицу/, может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.

Процессом торможения электродного механизма коррозии является введение в отработанное масло пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества используется омыленный талловый пек.

Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.


Формула изобретения

Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит омыленный талловый пек, кальцинированную соду и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20 - 30
Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0
Кальцинированная сода - 0,3 - 0,9
Вода - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области смазочных веществ, в частности к эмульсолам для обработки металлов давлением - прокатки, волочения и штамповки

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано для обработки узлов трения различных машин и механизмов в технологических процессах, ставящих своей целью модификацию поверхностей трения

Изобретение относится к способу получения загущающей присадки, которая применяется для производства масел различного типа: моторных, трансмиссионных, гидравлических, смазочных и других, и может быть использовано в нефтехимической промышленности

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках

Изобретение относится к пластичным смазкам, применяемым в тяжелонагруженных узлах трения машин, работающих в различных температурных условиях, а именно: в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, преимущественно применяемым для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей металлоизделий, в том числе для консервации внутренних полостей автомобилей

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым для механической обработки металлов резанием, и может быть использовано, в частности, при операции протягивания

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к уплотнительным смазкам для резьбовых соединений бурильных и обсадных колонн, предназначено также для смазки опор шарошечных долот, работающих в условиях высоких температур и притока в скважину минерализованных вод

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ
Наверх