Пластичная смазка

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным составам для узлов трения при эксплуатации машин. Смазка содержит масло, загущенное литиевыми или кальциевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты или синтетических жирных кислот, и полимерную добавку - циклогексанонформальдегидную смолу в количестве до 2 мас.% Технический результат - улучшение триботехнических характеристик смазок, в частности почти на треть увеличение нагрузочной способности пары трения (качения) при сохранении физико-химических свойств смазок. 3 табл.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным составам для узлов трения при эксплуатации машин.

Известны пластические смазки, содержащие масла, загущенные кальциевыми мылами синтетических жирных кислот - солидолы (ГОСТ 4366-76, Манусаджянц О. И. , Смаль Ф. В. Автомобильные эксплуатационные материалы, М.: Транспорт, 1989, с. 134). Недостатками их являются низкая механическая стабильность и невысокий температурный предел их работоспособности, а также недостаточно высокие триботехнические характеристики.

Известны пластичные смазки, содержание масла, загущенные литиевыми или кальциевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты или синтетических жирных кислот, причем для улучшения противоизносных свойств и повышения долговечности их работы в узлах трения смазки содержат добавки полиолефинов в концентрации 1-5% (Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок, М.: Химия, 1974, с. 38, 110-111). В частности, пластическая смазка Литол-24 (ГОСТ 21150-75), принятая за прототип, содержит 3,5% полиизобутилена П-20.

Недостатком известных смазок являются их недостаточно высокие триботихнические характеристики.

Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, - улучшение триботехнических характеристик смазки, достигается тем, что пластичная смазка дополнительно содержит полимерную присадку - циклогексанонформальдегидную смолу общей формулы где n = 10-15, в количестве до 2 мас.%.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "технический уровень".

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области и смежных областях показало, что содержащаяся в составе смазки циклогексанонформальдегидная смола известна в составе композиции лаков ля печатной продукции на бумаге. Это лак ЦГ-595 по ТУ-6-10-1182-76 и лак ЦГ-593 по ТУ-6-10-1203-76, предназначенные для лакирования печатной продукции, а также лак НЦ-269 для художественно-декоративных изделий. В составе указанных лаков циклогексанонформальдегидная смола благодаря своей высокой полярности и пространственной структуре макромолекул обеспечивает хорошее сцепление со структурой бумаги. Однако в объекте, к которому относится заявляемое решение, циклогексанонформальдегидная смола при хорошей адгезии к металлу проявляет новые свойства за счет функций ее как демпфера и антиоксиданта в узлах трения.

Поскольку названный результат не известен, и циклогексанонформальдегидная смола не применялась в качестве противоизносной, противозадирной присадки, то предлагаемые пластичные смазки соответствуют критерию "изобретательский уровень".

Триботехнические испытания смазок проводились на машинах трения ЧШМ по ГОСТ 9480-93 и СМЦ-2 по методике самарского триботехнического центра.

Результаты испытаний пластичных смазок приведены в табл. 1-3.

Из приведенных данных видно, что предлагаемые пластичные смазки, содержащие в качестве присадки циклоалканонформальдегидную смолу в количестве 0,5-2 мас. %, имеют (при сохранении физико-химических свойств) улучшенные триботехнические характеристики по сравнению с Литолом-24, содержащим полимерную присадку, и особенно солидолом, ее не содержащим.

Формула изобретения

Пластичная смазка, содержащая масло, загущенное литиевыми или кальциевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты или синтетических жирных кислот, и полимерную добавку, отличающаяся тем, что в качестве последней смазка содержит циклогексанонформальдегидную смолу общей формулы где n = 10 - 15, в количестве до 2 мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:
Наверх