Способ информирования водителей транспортных средств о дорожной обстановке в мегаполисе

 

Изобретение относится к области регулирования движения транспортных средств в крупных населенных пунктах и предназначено для предоставления водителям возможности выбора оптимальных маршрутов движения. На диспетчерском пункте формируют и передают по каналам связи водителям кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях, либо посредством мобильных средств связи, принимающих текстовые сообщения. Для представления дорожной обстановки мегаполис условно разбивают на регионы, дорожным объектам присваивают абрревиатуры в рамках региона, дорожным ситуациям и направлениям въезда на перекресток - коды, а дорожную обстановку в мегаполисе представляют как совокупность сообщений, упорядочных по регионам и состоящих из кода действующей дорожной ситуации, отнесенной непосредственно к перекрестку, либо к примыкающим к нему участкам дорог, кода перекрестка, состоящего в свою очередь из аббревиатур магистральной и пересекающей дорог, а также кода направления въезда на перекресток. Способ характеризуется функциональной гибкостью информационного обеспечения за счет применения разнообразных средств дистанционной передачи кодовых сообщений водителям и повышенной эффективностью информирования путем выполнения емких и удобочитаемых сообщений. 7 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области регулирования движения транспортных средств (ТС) в крупных населенных пунктах и предназначено для предоставления водителям транспортных средств, возможности выбора оптимальных маршрутов движения.

Известен способ информирования водителей, предусматривающий передачу по радиоканалу от центрального компьютера диспетчерского пункта (ДП) к персональным компьютерам ТС визуальной информации о ситуации на проезжей части, дорожных работах, заторах, возможностях парковки, а также о температуре воздуха, состоянии дорожной поверхности, наличии ветра, дождя или снегопада (PCT 095/24029 A1, G 08 G 1/0967, 08.09.1995).

Однако техническая реализация известного способа, сопряжена с ориентацией исключительно на компьютерную связь, что существенно ограничивает область практического применения подобного способа.

Наиболее близким к предложенному является способ информирования водителей ТС о дорожной обстановке в мегаполисе, согласно которому на ДП формируют и передают по каналам связи водителям ТС специально сформированные кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах с рекомендациями о предпочтительных маршрутах движения и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях (RU 2125295 C1, G 08 G 1/00, 20.01.99).

Однако из-за малой информативности используемых кодовых сообщений сведения, предоставляемые водителям указанным способом, оказываются недостаточными для получения полной и достоверной картины о ситуации на проезжей части и принятия надлежащих мер.

Задачей изобретения является осуществление функциональной гибкости информационного обеспечения за счет применения разнообразных средств для дистанционной передачи кодовых сообщений водителям ТС и повышение эффективности информирования путем выполнения емких и удобочитаемых сообщений.

Поставленная задача решается тем, что в способе информирования водителей ТС о дорожной обстановке в мегаполисе, согласно которому на ДП формируют и передают по каналам связи водителям ТС кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах с рекомендациями о предпочтительных маршрутах движения и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях, - при кодировании сообщений регионам мегаполиса присваивают индивидуальные коды, с помощью которых отделяют одно сообщение от другого или от нескольких, в каждое сообщение включают последовательно код дорожной ситуации, код перекрестка, состоящий из кодов магистральной и пересекающей дорог, код направления выезда с перекрестка по магистральной дороге, ведущего к указанной дорожной ситуации.

Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения.

Коды регионов могут быть выбраны в виде порядковых номеров или совокупностей из порядкового номера и кода пересекающей магистральной дороги.

Каждое кодовое сообщение может иметь восемь разрядов, из которых для кода дорожной ситуации отведен один разряд, для кода перекрестка - шесть разрядов, отнесенных по три к кодам магистральной и пересекающей дорог, для кода направления выезда с перекрестка - один разряд.

Для кодирования магистральной и пересекающей дорог могут использоваться трехсимвольные аббревиатуры названий дорожных объектов - проспектов, площадей, улиц, мостов, при этом кодирование производят с помощью заглавных символов латинского алфавита, цифр и отдельных специальных символов.

Код одной дорожной ситуации от другой и от кода региона может быть отделен пробелом.

Кодовые сообщения могут передаться по расписанию или запросам кодов регионов водителями в системе коротких сообщений SMS для телефонов GSM, имеющих трубки с дисплеями, на текстовые пейджеры, через широковещательные FM-радиостанции с использованием дисплеев автомагнитол, оборудованных системой RDS, по адресам электронной почты через соответствующие шлюзы E-mail-SMS-message и E-mail-pager.

Сущность и практическое осуществление предложенного способа удобно рассмотреть на примере дорожной сети Санкт-Петербурга. Предполагается, что водители ТС знакомы с данной сетью и картой города.

На ДП с учетом сигналов от расположенных в дорожной сети датчиков и от региональных станций слежения формируют кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах с рекомендациями о предпочтительных маршрутах движения.

Структура кодового сообщения предусматривает наличие трех частей: 1 разряд - код дорожной ситуации; 2,3,4,5,6,7 разряды - код перекрестка (в свою очередь, состоит из кода магистральной дороги - 2,3,4 разряды и кода пересекающей дороги - 5,6,7); 8 разряд - код направления выезда с перекрестка по магистральной дороге, ведущего к указанной дорожной ситуации.

Важно подчеркнуть, что кодируются не те перекрестки, которые создают дорожную ситуацию (пробку), а въезды на проблемные участки, ведущие к ней.

Для кодирования магистралей и пересекающих дорог используются удобочитаемые трехсимвольные аббревиатуры названий объектов - проспектов, площадей, улиц, мостов и пр. Официальный перечень аббревиатур и описание формата кодовых сообщений раздается зарегистрированным пользователям и при дальнейшем постоянном использовании легко воспринимается без использования подсказки.

Кодирование производится с помощью заглавных символов латинского алфавита, цифр и отдельных специальных символов.

Районирование города по дорожной обстановке предлагается осуществлять с использованием пяти регионов дорожной обстановки: -1- - Центральный - Адмиралтейство и Центральный районы к северу от Обводного канала до Невы.

-2- - Острова - Васильевский остров, ПС, Кировские острова.

-3- - Северный - К северу от Невы, включая Пискаревский проспект.

-4- - Правобережный - Правый берег Невы, до Пискаревского проспекта -5- - Южный - Левый берег Невы от Обводного канала к югу.

Нумерация произведена от Центрального региона по часовой стрелке.

Таким образом, границы между регионами определяются Пискаревским проспектом, р. Невой, Обводным каналом и мостами. Задав код соответствующего региона, пользователи могут запрашивать, например, по E-mail обстановку избирательно.

Номера регионов могут также рассматриваться в качестве пересечений с магистралями и представляться трехсимвольной аббревиатурой для удобства восприятия: ANM-4- - Пересечение моста Александра Невского и Правобережного региона.

LIM-1- - Пересечение Литейного моста и Центрального региона.

Для кодирования дорожных ситуаций могут быть использованы следующие символы: # - закрыто движение; * - пробка, для проезда требуется ожидание в течение 4 и более циклов светофора; ~ - плотный транспортный поток;
О - заблокированы (ремонт, дтп и проч.) все полосы в данном направлении; объезд по встречной;
1 - заблокирована первая полоса;
2 - заблокирована вторая полоса;
3 - заблокирована третья полоса;
4 - заблокирована четвертая полоса;
! - прочие опасности;
+ - неисправный светофор.

При построении аббревиатур первые два символа трехсимвольного кода дорожной обстановки принимают уникальными для объекта данного типа в своем регионе. Третий символ обозначает тип дорожного объекта, Представляются следующие дорожные объекты:
М - Мост; P - Проспект; U - Улица; S - плоЩадь; R - пеРеулок; N - Набережная; L - Линия; E - шоссЕ; В - Бульвар; А - Аллея; Z - проеЗд.

При кодировании направлений выезда с перекрестка учитывается, что при ориентации в городе географическую систему направлений (север, юг, запад, восток) применяют редко, вместо этого чаще всего используют формулировки по отношению к центру города, въезду и выезду из города. В настоящем коде под "центром города" подразумевается Невский пр. на участке от пл. Восстания до Адмиралтейства. Указание направления выезда с перекрестка необходимо только для уточнения одного из двух возможных направлений движения по указанной "магистрали" и не требует точной географической привязки. Для кодирования направлений используют 5 символов, имеющих смысловое значение:
> - в строну от "центра города"; на выезде из города; в направлении пл. Восстания при следовании по Невскому пр.;
< - в сторону к "центру города"; на въезде в город; в направлении Адмиралтейства при следовании по Невскому пр.;
) - вправо от направления на "центр города";
( - влево от направления на "центр города";
* - в обоих направлениях по указанной магистрали.

Предлагается использовать аббревиатуры мостов:
LSM - Лейтенанта Шмидта;
DVM - Дворцовый;
TRM - Троицкий;
LIM - Литейный;
PVM - Петра Великого;
ANM - Александра Невского
VOM - Володарский;
USM - Ушаковский;
KMM - Кантемировский;
GRM - Гренадерский;
SMM - Сампсониевский;
TUM - Тучков;
BIM - Биржевой;
BKM - Большой Крестовский;
KOM - Каменноостровский;
AMM - Американские;
абрревиатуры площадей:
DVS - Дворцовая;
VOS - Восстания;
KOS - Конституции;
SES - Сенная...;
аббревиатуры проспектов:
NER - Невский;
MOR - Московский;
BAR - Бакунина...

Ниже приведены некоторые примеры кодирования дорожной обстановки:
-1- #SINBAR) *NEPPLU< -4- 1ANM-4- < !ZNPENP > + NPNCP*
-1 - Заголовок Центрального региона;
#SINBAR) - Закрыт проезд по Синопской наб. от перекрестка с пр. Бакунина вправо от направления на центр города;
*NEPPLU< - Пробка по Невскому пр. от перекрестка с Полтавской ул. в направлении к Адмиралтейству;
-4- - Заголовок Правобережного региона;
1ANM-4-< - Заблокирована 1 полоса на мосту Ал. Невского от пересечения с 4 регионом в сторону Центра;
! ZNPENP> - Прочие опасности на участке от перекрестка Заневского пр. и пр. Энергетиков при следовании по Заневскому пр. в направлении от центра города;
+ ZNPNCP* - На перекрестке Заневского пр. и Новочеркасского пр. неисправен светофор.

Код одной дорожной ситуации отделяется от кода другой и от заголовка региона пробелом. Текстовая интерпретация кодового сообщения может даваться в свободной форме при условии сохранения смысла кода.

Передача кодированной удобочитаемой для человека информации о дорожной обстановке производится:
в системе коротких сообщений SMS (Storage Management System) для телефонов GSM (Global System for Mobile communications);
на текстовые пейджеры;
через широковещательные FM- радиостанции для отображения на 8-ми разрядном текстовом дисплее автомагнитол, оборудованных системой RDS (Rational Data System).

Передачу осуществляют:
путем отправки кодов сообщений о дорожной обстановке по адресам электронной почты по расписанию через соответствующие шлюзы E-mail-SMS-message и E-mail-pager с использованием списков почтовой рассылки для зарегистрированных пользователей;
посредством автоответчиков электронной почты для отправки ответного сообщения по запросу пользователя избирательно по каждому дорожному региону города;
использованием широковещательной трансляции кодов обстановки в системе RDS через FM-радиостанции.

Наибольшие ограничения на формат представления данных накладываются задачей представления кодов в системе RDS. Учитывая ограничение возможностей отображения текстовой информации в системе RDS восьмиразрядным индикатором автомагнитол, длина отдельного сообщения ограничивается 8-ю разрядами. Использование "бегущего текста" является нецелесообразным, поскольку требует постоянного внимания водителей. При трансляции кодов в системе RDS предполагается их поочередное отображение на дисплее магнитол в течение некоторого времени (например, 5-1- сек. на каждый код) и группирование по регионам дорожной обстановки. Перед трансляцией кодов нового региона, как уже указывалось, должен следовать заголовок с названием региона. Поочередное отображение статичных кодов позволяет водителю ТС усваивать информацию при беглом взгляде на индикатор, не отвлекаясь от контроля за дорогой.


Формула изобретения

1. Способ информирования водителей транспортных средств о дорожной обстановке в мегаполисе, согласно которому на диспетчерском пункте формируют и передают по каналам связи водителям транспортных средств кодовые сообщения об обстановке на отдельных дорожных объектах и визуально воспроизводят их на установленных на транспортных средствах дисплеях, либо посредством мобильных средств связи, принимающих текстовые сообщения, отличающийся тем, что для представления дорожной обстановки мегаполис условно разбивают на несколько регионов, дорожным объектам присваивают абрревиатуры в рамках дорожного региона, дорожным ситуациям и направлениям въезда на перекресток - коды, а дорожную обстановку в мегаполисе представляют как совокупность сообщений, упорядоченных по регионам дорожной обстановки и состоящих из кода действующей дорожной ситуации, отнесенной непосредственно к перекрестку либо к примыкающим к нему участкам дорог, кода перекрестка, состоящего, в свою очередь, из аббревиатуры магистральной и пересекающей дорог, а также кода направления въезда на перекресток.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что каждое сообщение о дорожной обстановке составляют из 8 разрядов, из которых для кода дорожной ситуации отводят один разряд, для кода перекрестка - шесть разрядов, отнесенных по три к кодам магистральной и пересекающей дорог, для кода направления въезда на перекресток - один разряд.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что два разряда трехразрядных аббревиатур дорожных объектов, используемых для представления кода перекрестка, образуют латинскими символами, фонетически соответствующими отдельным буквам в названии дороги, а один разряд - латинским символом, фонетически соответствующим способу именования дороги в мегаполисе, например проспектам, улицам, площадям, мостам, шоссе, переулкам, набережным, линиям, аллеям, дорогам, бульварам, проездам.

4. Способ по любому из пп.1-3 отличающийся тем, что кодовые сообщения передают по расписанию или по мере изменения дорожной обстановки через широковещательные FM-радиостанции, оборудованные системой RDS, для отображения на дисплеях автомагнитол, оборудованных системой RDS, а также по расписанию, по мере изменения дорожной обстановки или по запросам водителей избирательно по каждому региону на текстовые пейджеры и в системе коротких сообщений SMS для телефонов GSM.

5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что набор символов, используемых для представления кодов дорожной обстановки, ограничивают возможностью их отображения на 8-разрядных дисплеях автомагнитол, оборудованных системой RDS, и включают в него латинские буквы, цифры и отдельные специальные символы.

6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что направления въезда на перекресток по указанной магистрали задают по отношению к ориентиру, принятому в качестве условного центра города, и предполагают возможность кодового представления пяти вариантов: по направлению движения транспорта в сторону центра города, на въезде в город, по направлению движения транспорта из центра города, на выезде из города, вправо от направления на центр города, влево от направления на центр города, в обе стороны по указанной магистрали.

7. Способ по п.6, отличающийся тем, что участкам дорог, непосредственно примыкающим к центру города, для исключения неопределенности присваивают различающиеся аббревиатуры.

8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что в зависимости от кода указанной дорожной ситуации ее относят либо непосредственно к указанному перекрестку, либо к участку магистральной дороги, примыкающему к нему.

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.07.2005        БИ: 21/2005

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.12.2008

Извещение опубликовано: 10.12.2008        БИ: 34/2008



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к координированному управлению дорожным движением, способам управления транспортными потоками в районах регулирования с использованием нейронных сетей

Изобретение относится к регулированию движения автотранспорта и может быть использовано для опознавания (идентификации) транспортных средств

Изобретение относится к информационным системам

Изобретение относится к технике автономных автоматических и автоматизированных систем управления и может быть использовано для обеспечения бесперебойного действия светофорных объектов, световой динамической рекламы, робототехнических комплексов

Изобретение относится к области контроля движения транспортных средств и может быть использовано, в частности, в системах централизованного контроля подвижных единиц маршрутизированного транспорта

Изобретение относится к области контроля движения транспортных средств и может быть использовано, в частности, в системах централизованного контроля подвижных единиц маршрутизированного транспорта

Изобретение относится к системам управления движением транспорта

Изобретение относится к технике безопасности дорожного движения и предназначено для применения на автотранспортных средствах в качестве дополнительного оборудования

Изобретение относится к технике безопасности дорожного движения и предназначено для применения на автотранспортных средствах в качестве дополнительного оборудования

Изобретение относится к устройствам для обнаружения нарушений дорожного движения

Изобретение относится к технике световой сигнализации

Изобретение относится к средствам видеосъемки возникновения и протекания дорожно-транспортных происшествий

Изобретение относится к контролю за транспортировкой грузов до мест их назначения

Изобретение относится к контролю за транспортировкой грузов до мест их назначения

Изобретение относится к области управления маршрутизированным транспортом и может быть использовано для контроля и коррекции графика движения транспортного средства по маршруту следования
Наверх