Съемное декомпрессионное устройство для аварийно- спасательного комплекса

 

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию и предназначено для использования в аварийно-спасательных комплексах в составе: серийная подводная лодка-носитель, имеющая в штатном составе камеру спасательную всплывающую, и подводный спасательный аппарат. Устройство содержит прочный корпус с входным люком с комингс-площадкой для стыковки со спасательным подводным аппаратом и соединенной с входным люком центральной шлюзовой шахтой, вокруг которой расположены ярусами кольцевые барокамеры. Шахта в нижней части отделена люком от промежуточной камеры нормального давления с постом управления и съемными коммуникациями к обеспечивающим системам лодки-носителя. В нижней части корпуса размещено устройство для его закрепления на комингс-площадке лодки-носителя, предназначенной для установки ее штатной камеры спасательной всплывающей. Такое выполнение устройства обеспечивает возможность повышения эффективности проведения аварийно-спасательных работ. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию для личного состава и может быть эффективно применено при эксплуатации аварийно-спасательных комплексов в составе подводной лодки-носителя, в штатный состав которой входит камера спасательная всплывающая, и спасательного аппарата.

Известны средства, предназначенные для спасения экипажей затонувших подводных лодок, такие как подводный спасательный аппарат DSRV Avalon на борту носителя - атомной ПЛ SSN-660 Sand Lancr BMC США или спасательный аппарат LR 5 фирмы Cable & Wireless, Великобритания, который действует совместно с судном обеспечения /Marit. Def. 1996, v. 21, N 7, c. 190, 192, 196/. Известные аварийно-спасательные средства являются штатными для подводного флота. Будучи оборудованы стационарными барокамерами, они применяются для проведения декомпрессии спасаемых, если те на аварийной подводной лодке подвергались воздействию повышенного давления воздушной среды. Длительность процедуры декомпрессии увеличивает промежуток времени между спасательными рейсами таких аппаратов к аварийной лодке, что снижает эффективность самих аварийно-спасательных работ. Проведение процедуры декомпрессии только на борту лодки-носителя или судна сопровождения требует дооборудования большинства серийно выпускаемых лодок, поскольку оснащение их декомпрессионными камерами не предусмотрено.

Известно устройство для проведения процедуры декомпрессии подводников при аварийно-спасательных работах комплекса "подводная лодка-носитель - спасательный аппарат", выполненное в виде поточно-декомпрессионной камеры, установленной в съемной наделке для размещения и транспортировки спасательного аппарата (СПА) на подводной лодке /пат. N 2059524, РФ, B 63 G 8/40, публ. 10.05.96/. Известная поточно-декомпрессионная камера выполнена в виде прочного контейнера, разделенного переборками на отсеки и оборудованного по концам собственными переходными люками с комингс-площадками для СПА на концевых отсеках контейнера. Баллоны со сжатым газом, используемым для декомпрессии, размещены на наделке. При проведении спасательных работ, в случае необходимости декомпрессии подводников, СПА садится на комингс-площадку входного отсека контейнера, а подводники переходят через люк внутрь камеры. После последовательного перемещения по отсекам камеры и проведения цикла декомпрессии подводники попадают в выходной отсек, на комингс-площадку которого садится СПА, который принимает их и перемещается на комингс-площадку промежуточной переходной шахты, через которую подводники попадают внутрь лодки-носителя.

Известная конструкция контейнера поточно-декомпрессионной камеры съемной наделки выбрана в качестве наиболее близкого аналога.

Известная конструкция обладает следующими недостатками: - размещение в съемной наделке прочных контейнеров для проведения декомпрессии спасаемых другого вспомогательного оборудования и запасов сжатого воздуха, используемых для декомпрессии, приводит к существенному увеличению массогабаритных характеристик наделки, что в масштабах комплекса влияет на остойчивость лодки, сопровождается изменением гидродинамических характеристик комплекса в сравнении с лодкой и т.д.; - перевод подводников, прошедших декомпрессию, из камеры в отсеки лодки или доступ к ним медперсонала для оказания помощи производится через СПА, что требует стыковок с комингс-площадками наделки и увеличивает длительность проведения спасательных работ.

Задача, решаемая изобретением, состоит в повышении эффективности аварийно-спасательных работ с использованием комплексов "лодка-носитель - СПА", организованных на базе серийных подводных лодок, в штатный состав которых входит камера спасательная всплывающая (КСВ).

Задача решена тем, что съемное декомпрессионное устройство для аварийно-спасательного комплекса в составе подводной лодки-носителя и спасательного подводного аппарата, содержащее корпус, в верхней части которого размещен входной люк с комингс-площадкой для стыковки со спасательным подводным аппаратом, и расположенные в этом корпусе барокамеры, в соответствии с изобретением, снабжено расположенными в корпусе, выполненном прочным, центральной шлюзовой шахтой, соединенной с входным люком, и промежуточной камерой нормального давления, сообщенной с шлюзовой шахтой через люк в нижней части последней, а также размещенным в нижней части корпуса устройством для его закрепления на комингс-площадке лодки-носителя, предназначенной для установки ее штатной камеры спасательной всплывающей, при этом барокамеры выполнены кольцевыми и с люками для сообщения с указанной шлюзовой шахтой, вокруг которой установлены эти барокамеры, а промежуточная камера нормального давления выполнена с постом управления режимом декомпрессии, причем этот пост связан с барокамерами и, посредством съемных коммуникаций, с обеспечивающими системами лодки-носителя.

Кроме того, барокамеры оснащены резервными средствами регенерации и очистки воздуха.

Технический результат изобретения заключается в том, что процедура полного цикла декомпрессии может быть проведена раздельно для каждой группы спасаемых при использовании раздельных барокамер декомпрессионного устройства с применением необходимых средств жизнеобеспечения, размещенных на лодке-носителе, и под контролем с поста управления. Наличие шлюзовой шахты позволяет обеспечить проход группам спасаемых к барокамерам и вывод их из декомпрессионного устройства в лодку-носитель через промежуточную камеру по мере завершения декомпрессии. Наличие резервных средств жизнеобеспечения в барокамерах позволяет поддерживать требуемые условия пребывания спасаемых, в частности во время аварийных ситуаций на лодке-носителе. Тем самым, заявляемое устройство по функции и выполнению может быть охарактеризовано как съемный баромодуль. При выполнении устройства для его закрепления на компингс-площадке лодки-носителя идентичным устройству крепления штатной КСВ, которой укомплектованы современные серийные подводные лодки, осуществима установка баромодуля на месте крепления КСВ, что повышает эффективность использования подводных спасательных аппаратов в период работ по спасению подводников из отсеков с повышенным давлением.

Сущность изобретения поясняется фиг. 1, на которой представлена конструкция съемного декомпрессионного устройства; фиг. 2, на которой представлена схема взаимного расположения подводной лодки-носителя и КСВ; фиг. 3, на которой представлен аварийно-спасательный комплекс в составе лодки-носителя, СПА и съемного декомпрессионного устройства (баромодуля) при проведении работ в режиме движения и приема спасаемых без декомпрессии, а также фиг. 4, на которой представлен аварийно-спасательный комплекс в режиме приема СПА для декомпрессии спасаемых в баромодуле.

Съемное декомпрессионное устройство (фиг. 1) содержит прочный корпус 1, рассчитанный на воздействие внешнего (забортного) давления воды, соответствующего глубине погружения лодки-носителя. По оси корпуса 1 расположена вертикально центральная шлюзовая шахта 2, вокруг которой расположены кольцевые барокамеры 3, ограниченные стенками корпуса 1 и центральной шлюзовой шахты 2, которые разделены герметичными настилами, рассчитанными на воздействие внутреннего давления, равного максимальному давлению декомпрессии. В нижней части шлюзовой шахты 2 расположен люк 4, обеспечивающий герметизацию шахты 2 в закрытом положении и сообщение с отсеками лодки-носителя в открытом положении через промежуточную камеру нормального давления 5, в которой размещен пост управления режимом декомпрессии, связанный с барокамерами 3, и, посредством съемных коммуникаций, с обеспечивающими системами лодки-носителя (на фиг. 1 не обозначены).

В нижней части корпуса 1 размещено устройство 6 для установки, крепления и герметизации декомпрессионного устройства на комингс-площадке лодки-носителя, предназначенной для установки штатной КСВ этой лодки. Кольцевые барокамеры 3 имеют люки 7 для сообщения со шлюзовой шахтой 2, которая в верхней части перекрывается входным люком 8, обеспечивающим доступ в шахту 2 из СПА. В верхней части корпуса 1 вокруг входного люка 8 размещена комингс-площадка 9 для стыковки заявляемого съемного декомпрессионного устройства с СПА.

Внутри декомпрессионного устройства проложены необходимые трубопроводы с арматурой для вентиляции барокамер 3 и шлюзовой шахты 2 сжатым воздухом под давлением от системы сжатого воздуха лодки-носителя, для слива воды из комингс-площадки 9 после посадки спасательного аппарата, кабельные трассы для подачи электропитания, средства связи и обмена информацией между декомпрессионным устройством и лодкой-носителем, которые подсоединяются к коммуникациям подводной лодки посредством съемных элементов (на фиг. 1 - 2 не показаны).

Съемное декомпрессионное устройство используют при проведении аварийно-спасательных работ следующим образом (фиг.2-4). При подготовке к проведению работ с подводной лодкой в качестве лодки-носителя, имеющей входной люк с комингс-площадкой 10 и штатную КСВ 12 (фиг.2), на комингс-площадку 10 входного (спасательного) люка лодки-носителя 14 устанавливают спасательный аппарат 11, снимают штатную КСВ 12, установленную на комингс-площадке 13 лодки-носителя 14, и на комингс-площадку 13 вместо КСВ устанавливают корпус 1 с размещенными в нем функциональными системами (съемное декомпрессионное устройство 15), после чего монтируют коммуникации между лодкой-носителем 14 и съемно-декомпрессионным устройством 15 (фиг. 3).

После прибытия лодки-носителя 14 к аварийной ПЛ СПА 11 делает переход и стыкуется с аварийной лодкой, принимает партию спасаемых, находящихся в т.ч. под повышенным давлением воздуха в отсеках аварийной лодки, и доставляет их к лодке-носителю 14. СПА 11 садится на комингс-площадку 9 съемно-декомпрессионного устройства 15, стыкуется с ним (фиг. 4).

После стыковки в комингс-площадке 9, шлюзовой шахте 2 и одной из барокамер 3 съемного декомпрессионного устройства 15 создают давление, равное давлению в СПА 11, после чего спасаемые переходят через входной люк 8 в барокамеру 3, где проводится их декомпрессия.

После передачи первой группы спасаемых в декомпрессионное устройство (баромодуль) 15 СПА 11 совершает последующие спасательные рейсы. Группы спасаемых, не испытавшие воздействия избыточного давления, переходят в отсеки лодки-носителя 14 при посадке СПА 11 непосредственно на комингс-площадку 10 входного (спасательного) люка лодки-носителя 14 (фиг.3).

Съемное декомпрессионное устройство (баромодуль) может быть установлено также на надводных судах-спасателях при отсутствии у них штатных стационарных барокамер или их недостаточной вместимости. Функциональное назначение такого устройства позволяет использовать его также в качестве учебно-тренировочного комплекса военно-морской базы, для лечебных процедур типа оксигенобаротерапии.

Формула изобретения

1. Съемное декомпрессионное устройство для аварийно-спасательного комплекса в составе подводной лодки-носителя и спасательного подводного аппарата, содержащее корпус, в верхней части которого размещен входной люк с комингс-площадкой для стыковки со спасательным подводным аппаратом, и расположенные в этом корпусе барокамеры, отличающееся тем, что оно снабжено расположенными в корпусе, выполненном прочным, центральной шлюзовой шахтой, соединенной с входным люком, и промежуточной камерой нормального давления, сообщенной с шлюзовой шахтой через люк в нижней части последней, а также размещенным в нижней части корпуса устройством для его закрепления на комингс-площадке лодки-носителя, предназначенной для установки ее штатной камеры спасательной всплывающей, при этом барокамеры выполнены кольцевыми и с люками для сообщения с указанной шлюзовой шахтой, вокруг которой установлены эти барокамеры, а промежуточная камера нормального давления выполнена с постом управления режимом декомпрессии, который связан с барокамерами и посредством съемных коммуникаций - с обеспечивающими системами лодки-носителя.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что барокамеры оснащены резервными средствами регенерации и очистки воздуха.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок

Изобретение относится к подводной морской технике и может быть использовано при создании подводных плавсредств, предназначенных для работы в районах, где может иметь место устойчивый ледяной покров (Арктические, Антарктические и др

Изобретение относится к судостроению, в частности к морской подводной технике, эксплуатируемой в напряженной ледовой обстановке

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, находящегося на предельной глубине

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных судов

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к плавательно-летающим спасательным средствам для подводников

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к средствам аварийного спасения экипажей подводных лодок

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спасения экипажа подводных судов

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) и может быть использовано в качестве камеры спасательной всплывающей (КСВ), а также в составе аварийно-спасательного комплекса в качестве декомпрессионного устройства

Изобретение относится к области подводного судостроения и к области боевых средств подводного базирования
Наверх