Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием

 

Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием содержит камеру сгорания с газоводом и опорными элементами на корпусе головки камеры сгорания, карданный шаровой подвес с неподвижной опорной частью и полым подвижным опорным конусом, пропущенным через него вбок газоводом и скрепленным с камерой сгорания, и систему рулевых приводов качания двигателя в виде двух приводов, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях с тягами, силовыми цилиндрами и вилками для крепления тяг к опорному конусу. Подвижный опорный конус карданного подвеса выполнен из скрепленных между собой по горизонтальному разъемному стыку верхней основной конической части с раскрытым отверстием для прохода газовода и нижнего, примыкающего к ней разъемного силового кольца, установленного на опорных элементах корпуса головки камеры сгорания. Изобретение позволяет производить монтаж и демонтаж карданного шарового подвеса с подвижным опорным конусом при оптимальной массе подвеса и габаритах и массе системы качания. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области однокамерных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с дожиганием генераторного газа при турбонасосном агрегате (ТНА), размещенном сбоку от камеры сгорания и с качанием двигателя в двух плоскостях.

Известны однокамерные ЖРД с дожиганием при управлении вектора тяги посредством качания двигателя в двух плоскостях. Такие двигатели имеют карданный подвес с цапфами подвеса и рамой карданного подвеса (см. книгу авторов Г. Г. Гахуна и др. "Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей". М. : Машиностроение, 1989 г., стр. 375, рис. 14.11 и описание патента РФ N 2090773, М.кл. F 02 K 9/84, 1995 г.).

Поскольку к карданному подвесу, опоясовывшему камеру сгорания, во время работы приложена вся сила тяги камеры, то как следствие этого в целом система качания сложна, обладает раздутыми поперечными габаритами и существенной массой.

Указанный недостаток частично устранен в ЖРД с карданным шаровым подвесом.

Известный ЖРД (см. заявку авторов Чикалова В.Г. и др. на изобретение "Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием" N 95121284/06 (037458) от 26.12.95, принятую ФИПС на рассмотрение по существу) имеет карданный шаровой подвес с неподвижным опорным конусом и полым, подвижным, камеру сгорания с газоводом и опорными элементами на корпусе головки камеры, систему рулевых приводов качания с тягами, силовыми цилиндрами и вилками для тяг, причем газовод камера расположен внутри подвижного конуса и пропущен через одно боковое отверстие данного конуса. Один рулевой привод данного двигателя расположен в плоскости, проходящей через ось камеры сгорания и ТНА, а другой - в перпендикулярной плоскости. Силовая ферма передачи каждого привода от силового цилиндра на камеру сгорания выполнена в виде силового треугольника, состоящего из двух наклонных тяг, расположенных в одной плоскости друг к другу под острым углом и закрепленных на вилках у основания конуса и в его средней части.

В известном ЖРД, в случае его многоразового использования, невозможно произвести монтаж и демонтаж подвижного опорного конуса с шаровой опорой с целью ее осмотра, ремонта, или замены. Фактически, в данном конструктивном исполнении, для снятия подвижной опоры следует произвести демонтаж всего ТНА и, соответственно, большинство основных трубопроводов двигателя. Аналогичная проблема возникает при замене на двигателях, прошедших огневые контрольно-сдаточные испытания, стержневых опор на более прочные и надежные литые опоры. Наличие в подвижном опорном конусе одного большого отверстия в его боковой стенке для прохода газовода вызывает, при передаче через него силы тяги камеры сгорания, перекос конуса, дающий нежелательное дополнительное отклонение вектора тяги порядка полградуса. Система рулевых приводов, размещенных каждый в своей плоскости, с учетом того, что центр масс двигателя вмещен в бок от оси камеры сгорания, имеет недостаточную жесткость, необходимую при качании двигателя. Тяги таких приводов, кроме растяжения и сжатия, подвергнуты действию моментов кручения, что требует увеличенной их жесткости. Кроме того, плоскости размещения приводов установлены асимметрично относительно плоскости, проходящей через оси камеры сгорания и ТНА, что вынуждает выполнять или переразмеренный один силовой привод, или два разных типоразмера приводов.

Задача на решение которой направлено заявленное изобретение заключается в создании ЖРД минимальной массы при получении возможности демонтажа подвижного опорного конуса без разборки всего двигателя и уменьшения нежелательного отклонения вектора тяги из-за деформации опорного конуса и с обеспечением надежного функционирования его элементов качания.

Поставленная задача решается тем, что подвижный опорный конус карданного подвеса выполнен из скрепленных между собой по горизонтальному разъемному стыку верхней основной конической части с раскрытым отверстием для прохода газовода и нижнего, примыкающего к ней разъемного силового кольца, установленного на опорных элементах корпуса головки камеры сгорания.

Варианты решения задачи описаны в последующих пунктах формулы изобретения. В частности, коническая стенка опорного подвижного конуса может быть выполнена со вторым отверстием, расположенным напротив отверстия для прохода газовода, силовая ферма передачи сил каждого привода от силового цилиндра на камеру сгорания может быть выполнена в виде силового треугольника, состоящего из шарнирно соединенных между собой наклонной тяги, установленной на вилке в районе верхнего фланца, или горизонтального ребра жесткости, конической стенки верхней части опорного конуса с ребром жесткости по образующей конуса и горизонтального кронштейна треугольной формы, с двумя проушинами, закрепленными в вилках, установленных на уровне нижнего фланца верхней части опорного конуса, а плоскости размещения приводов могут быть установлены под углом сорок пять градусов к плоскости, проходящей через оси камеры сгорания и ТНА.

Выполнение подвижного опорного конуса с разъемным силовым кольцом и верхней основной конической части с раскрытым отверстием под газовод позволяет произвести монтаж и демонтаж шарового подвеса без разделения ТНА от камеры сгорания и нарушения целостности системы трубопроводов и тем самым избежать дополнительных сборок и огневых контрольно-сдаточных испытаний ЖРД. Наличие в подвижном конусе второго, противоположного отверстия отверстию под газовод, выравнивает жесткость по оси камеры и тем самым ликвидирует перекос камеры при передаче силы тяги на шаровой подвес. Введение треугольного кронштейна в горизонтальной плоскости, силовой фермы передачи сил привода обеспечивает увеличенную жесткость фермы в горизонтальной плоскости, которая противодействует моменту кручения, возникающему вследствие смещения центра тяжести от оси камеры сгорания в сторону ТНА. Поскольку все элементы фермы работают на растяжение, или сжатие, места крепления расположены в местах повышенной жесткости подвижной опоры, ось наклонной тяги проходит через точку крепления рулевого привода, конструкция силовой фермы минимальна по массе. Размещение плоскостей приводов под 45o к плоскости, проходящей через оси камеры сгорания и ТНА, позволяет выполнять оба привода одной размерности. В целом упомянутый комплекс отличий от известного ЖРД обеспечивает возможность снятия карданного подвеса без разборки двигателя и качания двигателя при минимальных массе и габаритах.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлен схематически общий вид ЖРД; на фиг. 2 - вид сверху на ЖРД; на фиг. 3 - сборочная единица подвижного опорного конуса шарового подвеса с силовыми фермами передачи сил от силовых цилиндров; на фиг. 4 - вид сверху на сборочную единицу подвижного опорного конуса; на фиг. 5 - вариант выполнения ЖРД.

ЖРД с дожиганием генераторного газа содержит камеру сгорания 1, скрепленную по стыку 2 с турбонасосным агрегатом 3, размещенным сбоку от камеры сгорания. Камера сгорания в верхней части включает газовод 4 форсуночной головки с ее опорными элементами 5 корпуса головки 6. Камера сгорания установлена, с возможностью качания, на карданном шаровом подвесе 7, скрепленном с силовым каркасом ракеты. Шаровой подвес включает стержневую неподвижную часть 8 и полый подвижный опорный конус 9. Данный конус выполнен литым из верхней основной конической части 10 и нижнего силового кольца 11, скрепленных между собой по горизонтальному разъемному стыку 12. Верхняя часть 10 содержит верхнее горизонтальное ребро, или фланец 13, и нижний фланец 14. В конической стенке 15 верхней части 10 выполнено два противоположно расположенных отверстия 16 и 17. Отверстие 16 раскрытое, оно служит для прохода газовода 4 и образует вырез 18 во фланце 14, дающий возможность прохода газовода в отверстие 16 со стороны фланца. Противоположное отверстие 17 фланец 14 не перерезает, а стенка 15 усилена ребрами жесткости 19, направленными по образующей конуса. На уровне верхнего горизонтального ребра 13 и нижнего фланца 14 в теле подвижного опорного конуса прилиты верхние 20 и нижние 21 вилки крепления элементов системы рулевых приводов 22. Нижнее силовое кольцо 11 выполнено разъемным по вертикальной плоскости 23. Скрепление двух симметричных половин осуществлено посредством лап 24 и 25, крепление подвижного конуса 9 к камере сгорания 1 осуществлено с помощью лап 26 силового кольца 11 к опорным элементам 5, или опорного фланца корпуса головки 6. Стыковка элементов конуса 9 и его крепление к камере сгорания осуществлено с помощью болтовых соединений.

Система рулевых приводов качания 22 ЖРД включает два привода, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях 27 и 28. Каждый привод содержит опорную ферму 29, силовой цилиндр 30 и силовую ферму 31 передачи сил от силового цилиндра на камеру сгорания через опорный конус 9.

Силовая ферма 31 выполнена в виде силового треугольника, состоящего из шарнирно соединенных между собой наклонной тяги 32, установленной на вилке 20, горизонтального кронштейна 33 с двумя проушинами 34, закрепленными в симметрично разнесенных относительно плоскости качания вилках 21 и конической стенки 15 с ближайшим ребром жесткости 19. Плоскости размещения приводов 27 и 28 установлены под углами к плоскости 35, проходящей через оси камеры сгорания и ТНА. Угол равен 45o (с учетом возможных допусков на изготовление).

Монтаж подвижного опорного конуса на камеру сгорания, с установленным на ней ТНА, производится при снятой одной половине разъемного силового кольца 11. При этом газовод пропускается через вырез 18 отверстия 16, после чего производится окончательное скрепление обоих половин кольца друг с другом, с верхней конической частью 11 и с камерой сгорания 1. Демонтаж производится в обратном порядке.

При необходимости изменения вектора тяги в соответствующий силовой цилиндр 30 подается под давлением рабочая среда. Силы, образуемые силовыми цилиндрами, передаются на вершину силовой фермы 31, и образующий крутящий момент относительно центра качания шарового подвеса поворачивает конус 9 вместе с камерой сгорания на необходимый угол. При этом сила тяги, образуемая камерой сгорания, через опорные элементы 5 передается на подвижный опорный конус 9 и неподвижную опорную часть 8 на силовой каркас ракеты.

ЖРД с дожиганием может быть выполнен с неподвижной опорной частью шарнирного подвеса 7 в виде полого неподвижного опорного конуса 36, (см. фиг. 5) или с размещением системы рулевых приводов качания со стороны ТНА.

Формула изобретения

1. Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием, содержащий камеру сгорания с газоводом и опорными элементами на корпусе головки камеры сгорания, турбонасосный агрегат с размещением его сбоку от камеры сгорания, карданный шаровой подвес с неподвижной опорной частью и полым подвижным опорным конусом, с пропущенным через него вбок газоводом и скрепленным с камерой сгорания, и систему рулевых приводов качания двигателя в виде двух приводов, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях с тягами, силовыми цилиндрами и вилками для крепления тяг к опорному конусу, отличающийся тем, что подвижный опорный конус карданного подвеса выполнен из скрепленных между собой по горизонтальному разъемному стыку верхней основной конической части с раскрытым отверстием для прохода газовода и нижнего, примыкающего к ней разъемного силового кольца, установленного на опорных элементах корпуса головки камеры сгорания.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что в конической стенке верхней части опорного подвижного конуса выполнено второе отверстие, расположенное напротив отверстия для прохода газовода.

3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что силовая ферма передачи сил каждого привода от силового цилиндра на камеру сгорания выполнена в виде силового треугольника, состоящего из шарнирно соединенных между собой наклонной тяги, установленной на вилке в районе верхнего фланца, или горизонтального ребра жесткости, конической стенки верхней части опорного конуса с ребром жесткости по образующей конуса и горизонтального кронштейна треугольной формы, с двумя проушинами, закрепленными в вилках, установленных на уровне нижнего фланца верхней части опорного конуса.

4. Двигатель по пп. 1 и 3, отличающийся тем, что плоскости размещения приводов установлены под углом сорок пять градусов к плоскости, проходящей через оси камеры сгорания и турбонасосного агрегата.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области однокамерных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с дожиганием генераторного газа, изменяемого вектора тяги за счет качания камеры сгорания

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлу качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с дожиганием, и может быть использовано в системах трубопроводов, работающих в условиях высоких температур и высоких давлениях

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в жидкостных ракетных двигателях для управления вектором тяги

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в жидкостных ракетных двигателях дя управления вектором тяги

Изобретение относится к ракетной технике

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлу качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с дожиганием генераторного газа после турбины турбонасосного агрегата в камере сгорания, и может быть использовано в системах трубопроводов с рабочим телом высокого давления и высокой температуры. Узел качания в одной плоскости камеры, включающий камеру, установленную цапфами в подшипниках качения в траверсах, закрепленных на его силовой раме, и блок гибких трубопроводов, в котором согласно изобретению сильфоны и гибкие трубопроводы объединены в два блока гибких трубопроводов (БГТ), прикрепленных своими неподвижными кронштейнами к траверсам, расположенным по обе стороны камеры вдоль оси качания и взаимодействующих с помощью гибких трубопроводов с подвижными кронштейнами, при этом подвижный кронштейн БГТ газового тракта своей серьгой, контактирующей с одной стороны с цилиндрической поверхностью резьбовой втулки, ввернутой в цапфу камеры, а с другой стороны снабжен вилкой, контактирующей через сферический шарнир с серьгой неподвижного фланца этого БГТ, при этом в отверстия подвижного и неподвижного кронштейнов установлены втулки, к которым закреплены наконечники сильфона, а подвижный кронштейн БГТ, расположенный по другую сторону камеры, своей вилкой взаимодействует с консольно расположенным валиком цапфы камеры, выполненным с двумя боковыми плоскими поверхностями, при этом между вилкой подвижного кронштейна БГТ и валиком в их отверстиях установлен палец. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы, равномерное изгибание гибких элементов, повышению точности установки геометрической оси камеры, уменьшение габаритных размеров узла качания. 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к способам управления запуском жидкостных реактивных двигателей ракеты космического назначения на стартовой позиции. Способ включает зажигание топлива в камерах сгорания двигателей, выход на режим предварительной ступени, проверку работоспособности на этом режиме и выдачу команды на перевод тяги всех двигателей на главную ступень. Одновременно с проверкой работоспособности на режиме предварительной ступени измеряют угловые отклонения качающихся частей всех двигателей от их средних положений. Если измеренное угловое отклонение качающейся части хотя бы одного двигателя превышает заданное значение, то выдают команду на выключение всех двигателей. В противном случае переводят все двигатели, в случае их работоспособности, на режим главной ступени. Одновременно формируют команды управления качающимися частями двигателей с учетом измеренных их угловых отклонений. Техническим результатом изобретения является повышение вероятности безаварийного старта ракеты. 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и, в частности, к устройствам, воспринимающим тягу жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и позволяющим обеспечить проток компонентов топлива из баков ракеты в магистрали двигателя и качание двигателя. В устройстве для восприятия тяги и протока двух компонентов топлива, включающем двухстепенной подвес и сильфонный узел для протока двух компонентов топлива, при этом в качестве указанного подвеса применен карданный подвес, имеющий раму карданного механизма, две пары осей с подшипниками, размещенными в раме в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и две пары вилок, соединенных с осями, при этом одна пара вилок жестко соединена с рамой двигателя, другая - с головкой камеры сгорания двигателя, при этом указанный сильфонный узел размещен внутри рамы карданного механизма и выполнен в виде двух сильфонов - внутреннего, установленного по оси двигателя и оси карданного подвеса, и наружного сильфона, концентрично размещенного относительно внутреннего, образующих между собой кольцевой канал, полость внутреннего сильфона с одной стороны соединена с полостью бака ракеты одного из компонентов топлива, с другой стороны через коллектор соединена с входной магистралью двигателя, полость кольцевого канала через изогнутый трубопровод соединена с полостью бака ракеты другого компонента, с другой стороны эта полость через коллектор соединена с входной магистралью двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности, уменьшение массово-габаритных характеристик. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к узлам качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и может быть использовано для установки геометрической оси камеры, качающейся в одной плоскости, в заданном положении, с высокой точностью. В узле качания между внутренней обоймой подшипника и цапфой установлена дополнительная резьбовая втулка с буртом для упора подшипника, контактирующая с ответной резьбой цапфы, в траверсах, в местах установки болтов, выполнены отверстия в виде овальных пазов, между основаниями рамы и траверсами установлены регулировочные прокладки из стального листа, между траверсами и головками болтов установлены двойные опорные стальные шайбы увеличенной толщины с отверстиями под болты, между резьбовой втулкой и цапфой установлен штифт. Изобретение обеспечивает высокую точность установки геометрической оси и оси качания камеры на двигателе относительно общей оси двигателя и его привалочной плоскости, повышение надежности крепления траверс к основаниям рамы и исключение проворота резьбовой втулки относительно цапфы. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании карданных подвесов однокамерных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с дожиганием генераторного газа. В карданном подвесе жидкостного ракетного двигателя, содержащем опорный и подвижный усеченные конусы, скрепленные через карданный узел, включающий полую шаровую пяту, пронизанную подвижной и неподвижной осями качания, подпятник, установленный внутри глухой гайки, соосно ввернутой в нижний торцовый участок опорного конуса, две рулевые машины с верхними и нижними рамами крепления, шаровая пята, снабженная фланцем крепления к верхнему торцовому участку подвижного конуса, включает сквозной канал, например, прямоугольного поперечного сечения с пропущенными через него коаксиальными наружной подвижной и внутренней неподвижной осями качания, причем верхняя стенка канала выполнена с центральной вогнутой цилиндрической поверхностью с осью качания, перпендикулярной к неподвижной оси, а подвижная ось качания содержит прилив с выпуклой цилиндрической поверхностью, входящей в контакт с вогнутой цилиндрической поверхностью сквозного канала и позволяющей обеспечить скольжение по ней цилиндрической поверхности прилива подвижной оси в ограниченном диапазоне, и верхний неподвижный опорный конус снабжен вилкообразным захватом, закрепленным по обоим концам неподвижной оси, выполненной в виде призонного болта с головкой и крепежной гайкой. Каждая шарнирная точка крепления двух рулевых машин закреплена на раме, состоящей из подкоса, шарнирно закрепленного к одной из стенок соответствующего конуса, и горизонтально расположенного кронштейна треугольной формы с парой проушин, закрепленных в вилках, установленных на верхнем или нижнем посадочном фланце конусов. Изобретение обеспечивает повышение надежности конструкции и автономную работу системы качания. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлам качания камер ЖРД, может быть использовано в космической технике и авиации. Узел качания камеры, расположенный между камерой и газоводом, включающий герметизирующее устройство, сферический неподвижный корпус, подвижный стакан, неподвижный и подвижный экраны, образующие центральный продольный канал, рамочный кардан, имеющий возможность качаться с камерой и герметизирующим устройством в 2-х взаимно перпендикулярных плоскостях относительно общего центра и газовода, согласно изобретению, герметизирующее устройство конструктивно совмещено с силовыми элементами и содержит силовой опорный вкладыш, жестко закрепленный на стакане и имеющий шаровую поверхность, эквидистантную сферической поверхности корпуса, покрытую материалом с низким коэффициентом трения и высоким уплотняющим свойством, например «Афталом». Кроме того, рамочный кардан имеет регулировочные прокладки, устанавливаемые между вилками кардана и сферическим корпусом для регулирования распределения осевого усилия на шаровом вкладыше и кардане. Неподвижный экран с входным наконечником газовода выполнен в виде конфузора, с минимальным диаметром на 25-30% меньше входного диаметра, с последующим переходом в диффузор, а подвижный экран выполнен в виде диффузора с каналами регенеративного охлаждения. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции, ее компактности, снижение массы и габаритов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх