Устройство для защиты танкового двигателя от пылевого износа

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам воздухоочистки танковых двигателей. Техническим результатом является повышение надежности двигателя за счет улучшения контроля за очисткой воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что устройство содержит воздухозаборные жалюзи, блоки циклонов, переходный отсек, фланец, вентиляторы и воздуховоды отсоса пыли. В переходном отсеке установлены фотоприемник и герметично изолированные источник света, диафрагма и еще один фотоприемник, которые имеют электрическую связь через операционный усилитель и пороговое устройство с индикатором и механизмом остановки двигателя с выключателем. При загрязнении циклонов или при попадании посторонних предметов в систему воздухоочистки уменьшается или перекрывается свет, идущий на фоторезистор фотоприемника. При этом срабатывает пороговое устройство и механизм остановки двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к системе воздухоочистки танка.

Известные устройства: система воздухоочистки об. 219 (см. Объект 219. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. М., Воениздат, 1979, с. 163-165); Система питания двигателя воздухом (см. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62. М., Воениздат 1968. С.282-284): система питания двигателя воздухом (см. Танк Т-72М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. Часть 1. М., Воениздат, 1963, с. 66-69); система питания двигателя воздухом (См. Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. М., ЦНИИИнформации 1974, с. 282-285).

Указанные устройства представляют собой одно- двухступенчатые системы очистки воздуха, поступающего в двигатель, и устанавливаются на серийных машинах. Существенным недостатком этих систем является отсутствие защиты двигателя от пылевого износа. Исключение составляет система питания двигателя воздухом танка Т- 72, где предусмотрен сигнализатор предельного загрязнения воздухоочистителя. Однако указанный принцип контроля загрязнения воздухоочистителя может применяться только в системах, где одна ступень очистки выполнена в виде промасленных кассет. Для бескассетных систем очистки она не приемлема. В настоящее время наблюдается четкая тенденция перехода к бескассетным системам очистки, например, об. 434, БМП-1, 06.219, БМП-2, БМД.

В качестве прототипа из изученных аналогов взята система воздухоочистки танка об. 219 (см. Объект 219. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. М. , Воениздат. С. 163-165) содержащая воздухозаборные жалюзи, блоки циклонов, переходной отсек, фланец, вентиляторы и воздуховоды отсоса пыли.

Как в военное, так и в мирное время использование танков, как правило, осуществляется в сложных условиях местности при наличии значительной запыленности воздуха. Применяемые на современных танках одноступенчатые (циклонные) системы обеспечивают достаточно высокую степень очистки воздуха, поступающего в двигатель. Однако при загрязнении циклонных аппаратов по различным причинам (попадание масла, топлива, грязи, закупорка циклонов) качество очистки значительно ухудшается, и в двигатель идет практически неочищенный воздух (с содержанием пыли больше допустимого). При эксплуатации танка в таких условиях начинается интенсивный износ двигателя. После 4-5 часов эксплуатации двигатель полностью выходит из строя.

Таким образом, существующие системы при неправильной эксплуатации, не обеспечивают надежную защиту двигателя от повышенного пылевого износа. В процессе обслуживания, по невнимательности обслуживающего персонала, также возможны случаи попадания в систему воздухоочистки посторонних предметов (инструмент, обтирочный материал, детали крепежа и т. п.). Запуск и работа двигателя при этом также могут привести к разрушению силовой установки.

Задача предлагаемого технического решения - защита двигателя от повышенного пылевого износа при нарушении правил эксплуатации системы воздухоочистки.

Указанная задача достигается тем, что в переходном отсеке установлены источник света, диафрагма и два фотоприемника, которые имеют электрическую связь через операционный усилитель со световым и звуковым сигналом.

Техническое решение поясняется графически на чертеже.

Предлагаемое устройство содержит: воздухозаборное жалюзи 1, блоки циклонов 2, переходный отсек 3, фланец 4, защитное стекло 5, электрическая лампочка 6, корпус 7, воздуховоды отсоса пыли 8, эталонный фоторезистор (фотоприемник) 9, гермоотсек 10, диафрагма 11, операционный усилитель 12, вентиляторы 13, рабочий фоторезистор (фотоприемник) 14, индикатор 15, усилитель мощности 16, пороговое устройство 17, механизм остановки двигателя 18, кронштейн 19.

Эталонный фоторезистор 9, диафрагма 11 и источник света 6 помещены в гермоотсек 10 в целях обеспечения эталонной среды. Содержание пыли в эталонной среде соответствует содержанию пыли в воздухе, поступающем в двигатель при нормальной работе системы воздухоочистки. Между рабочим фоторезистором 14 и источником света 6 находится рабочая среда - воздух, поступающий в двигатель. Фоторезистор 14 и источник света 6 защищены от повреждений прозрачными стеклами 5. Шкала индикатора имеет три зоны: зеленую, желтую, красную.

Предлагаемая конструкция имеет выключатель, установленный совместно с механизмом остановки двигателя, позволяющий отключить систему на поле боя, когда фактор повышенного износа не будет иметь приоритета в определенной боевой обстановке.

Работает предлагаемое устройство следующим образом: а) При нормальной работе системы воздухоочистки.

В данном случае проницаемость среды рабочей и эталонной идентичны. Сигналы вырабатываемые фоторезисторами 14 и 9 одинаковы. На выходе операционного усилителя управляющего сигнала не будет и стрелка индикатора находится в зеленой зоне.

б) При нарушении работоспособности циклонного аппарата.

Нарушение работоспособности циклонного аппарата 2 (замасливание, попадание топлива, грязи и т.д.) способствующее поступлению в двигатель воздуха с повышенным содержанием пыли приводит к изменению светопроницаемости среды, что фиксируется фотокатодами. На вход операционного усилителя 12 подается отрицательный сигнал. На выходе операционного усилителя 12 получим результирующий сигнал, величина которого определяется количеством пыли в рабочей среде. Стрелка индикатора 15 указывает на степень очистки воздуха. Если стрелка находится в зеленой зоне - система воздухопитания обеспечивает надежную очистку воздуха, в желтой - система требует обслуживания, в красной - опасность пылевого износа. Пороговое устройство 17 не срабатывает.

в) При попадании посторонних предметов в систему воздухоочистки.

Посторонний предмет, попадая между фоторезистором 14 и источником света 6, перекрывает поток света, попадающий на фоторезистор 14. Сигнал на вход операционного усилителя 12 от рабочей ветви не подается. Срабатывает пороговое устройство 17 и механизм остановки двигателя 18. Двигатель останавливается. Стрелка индикаторного прибора будет находиться за пределами красной зоны, что требует от механика-водителя немедленного удаления посторонних предметов из системы воздухоочистки. Наличие эталонной ветви обусловлено также значительными колебаниями напряжения бортовой сети танка, что отрицательно сказывается на работе источника света 6. Падение напряжения бортовой сети танка при таком техническом решении не скажется на величине суммарного сигнала, выходящего из операционного усилителя 12, а следовательно, на работе электрической схемы устройства в целом.

Использование предлагаемой системы воздухоочистки позволит предупредить пылевой износ двигателя при нарушении работоспособности воздухоочистительных элементов, а также обеспечит надежную защиту двигателя от аварий при попадании в систему посторонних предметов. Простота предлагаемого устройства и применение серийно выпускаемых деталей, узлов и приборов позволит легко и быстро осуществить реализацию данного изобретения в ходе производства и модернизации танков.

Формула изобретения

Устройство для защиты танкового двигателя от пылевого износа, содержащее воздухозаборные жалюзи, блоки циклонов, переходный отсек, фланец, вентиляторы и воздуховоды отсоса пыли, отличающееся тем, что в переходном отсеке установлены фотоприемник и герметично изолированные источник света, диафрагма и один фотоприемник, которые имеют электрическую связь через операционный усилитель и пороговое устройство с индикатором и механизмом остановки двигателя с выключателем.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателестроении в устройствах для очистки воздуха, снабженных ионизаторами

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность очистки путем выполнения инерционной решетки /ИР/ 1 в виде набора поперечных пластин 2, выполненных под углом к радиальной плоскости

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить наполнение цилиндров двигателя и повысить надежность его в работе

Изобретение относится к машиностроению, в частности к большегабаритным воздухоочистителям для транспортных средств, у которых предусмотрена возможность движения в условиях пересеченной местности и бездорожья

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к воздухоочистителям, преимущественно к большегабаритным воздухоочистителям для транспортных средств

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Аспирационная система устройства предварительной очистки для всасывающего воздуха предназначена для двигателя внутреннего сгорания, имеющего воздухозаборник и выпуск для продуктов сгорания при повышенных температурах. Двигатель содержит устройство предварительной очистки, соединенное по текучей среде с воздухозаборником двигателя и расположенное выше по потоку от него. Устройство предварительной очистки выполнено с возможностью предотвращения попадания потока крупных загрязняющих веществ в воздухозаборник двигателя и их накопления. Устройство предварительной очистки имеет выпуск для загрязняющих веществ. Аспирационная система содержит элемент, образующий канал первичного потока для выхлопных газов двигателя. Указанный элемент имеет секцию трубки Вентури и трубку, имеющую выпуск вблизи секции трубки Вентури. Указанная трубка соединена по текучей среде с выпуском устройства предварительной очистки для загрязняющих веществ так, что загрязняющие вещества втягиваются в указанную трубку и проходят через нее. Указанный элемент имеет, по меньшей мере, один впуск для окружающего воздуха в канал первичного потока для охлаждения потока выхлопных газов из двигателя вблизи указанного элемента. Технический результат заключается в улучшении очистки от загрязнений, накапливаемых в устройстве предварительной очистки. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, имеющих охладитель наддувочного воздуха. Способ эксплуатации двигателя заключается в том, что если значение образования конденсата в охладителе (80) наддувочного воздуха соответствует расчетному значению, увеличивают скорость потока впускного воздуха, проходящего через охладитель (80) наддувочного воздуха, путем регулирования клапана (210) впускного бачка (206) внутри охладителя (80) наддувочного воздуха. Клапаном (210) направляют впускной воздух только через часть объема (216) охладителя (80) наддувочного воздуха. И в этой части объема (216), и в остальной части объема имеются впускные отверстия охлаждающих трубок (204), расположенные во впускном бачке (206) и соединенные с одним и тем же впускным каналом (208) для воздуха. Раскрыты варианты выполнения способа эксплуатации двигателя. Технический результат заключается в предотвращении накопления конденсата внутри охладителя надувочного воздуха. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 8 ил.

Предложены способы для оценки значения влажности окружающей среды, используемого для определения образования конденсата в охладителе наддувочного воздуха. Значение влажности окружающей среды определяют по пороговым значениям эффективности охладителя наддувочного воздуха и скорости работы стеклоочистителя. Значение влажности используют для расчета количества конденсата в охладителе наддувочного воздуха и управления системами двигателя для уменьшения образования конденсата и пропусков зажигания в двигателе. Техническим результатом является повышение точности отслеживания уровня конденсата. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а именно к фильтрам очистки воздуха. Технический результат - возможность очистки основного фильтра-патрона без извлечения его из корпуса воздухоочистителя. Воздухоочиститель двигателя внутреннего сгорания, состоящий из узла предварительной очистки воздуха, содержащего кожух, крышку, сетку заборную, пылеотделитель, пылесборный бункер, клапан обратный, отсосную трубку, соединенную с трубой эжектора, трубу центральную, и узла основной очистки воздуха, содержащего корпус, внутри которого с помощью кронштейна со шпилькой и барашковых гаек закреплены основной и предохранительный фильтры-патроны, входной и выходной патрубки, крышка, к выходному патрубку дополнительно подключен электрический датчик засоренности воздушного фильтра, соединенный с лампой индикации предельного загрязнения основного фильтра-патрона; к отверстиям, выполненным в днище корпуса, подсоединены трубки отсоса загрязненного воздуха, соединенные через обратные клапаны с отсосной трубкой; под крышкой смонтирован распределитель воздуха, состоящий из неподвижной и подвижной частей, между которыми установлена шайба с отверстиями для прохода воздуха, изготовленная из материала с низким коэффициентом трения; к неподвижной части распределителя воздуха присоединен нагнетательный трубопровод, соединенный через разъем, установленный в отверстии, выполненном в корпусе, с воздуховодом, в котором размещен электрический клапан, и ресивером; к подвижной части распределителя воздуха присоединены внутренние и внешние трубопроводы, имеющие сопла, и редуктор с приводом от электродвигателя, который связан электрической цепью с выключателем, электрическим клапаном и аккумуляторной батареей. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к воздухоочистителям для двигателей наземной техники. Воздухоочиститель содержит моноблочный корпус 1 и расположенные в нем сепарационные отверстия 2, в каждом из которых со стороны входа размещен завихритель потока загрязненного воздуха 3, а на выходе выполнен кольцевой бурт 4. К корпусу 1 присоединен пылесборный поддон 5 с патрубком отсоса пыли 6 и приемными устройствами для очищенного воздуха 7. Каждое приемное устройство для очищенного воздуха 7 размещено с зазором внутри выходного участка сепарационного отверстия 2 с образованием кольцевого канала 8 для сброса пыли в пылесборный поддон 5. Высота воздухоочистителя определена в зависимости от диаметра сепарационного отверстия 2 и от наружного диаметра приемного устройства для очищенного воздуха 7 в зоне пылесборного поддона 5 по формуле Нв.о.=(2,55÷2,76)⋅(D+d), где Нв.о. - высота воздухоочистителя, D - диаметр сепарационного отверстия 2, a d - наружный диаметр устройства для очищенного воздуха 7 в зоне пылесборного поддона 5. При этом кольцевой бурт 4, выполненный на выходе из каждого сепарационного отверстия 2, сопряжен со стенкой сепарационного отверстия 2 конусной поверхностью 9 между диаметром сепарационного отверстия 2 и внутренним диаметром кольцевого бурта 4. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к воздухоочистителям для двигателей наземной техники. Технический результат - снижение трудоемкости изготовления воздухоочистителя при минимальных размерах воздухоочистителя и оптимальной степени очистки воздуха. Воздухоочиститель содержит моноблочный корпус 1 и расположенные в нем сепарационные отверстия 2, в каждом из которых со стороны входа размещен завихритель потока загрязненного воздуха 3. К корпусу 1 присоединен пылесборный поддон 4 с патрубком отсоса пыли 5 и приемными устройствами для очищенного воздуха 6. Каждое приемное устройство для очищенного воздуха 6 размещено с зазором внутри выходного участка сепарационного отверстия 2 с образованием кольцевого канала 7 для сброса пыли в пылесборный поддон 4. Плоскость начала отвода очищенного воздуха 8 в отверстии приемного устройства для очищенного воздуха 6 совмещена с местом оптимальной очистки воздуха в сепарационном отверстии 2, расположение которого определено по формуле. 1 ил.
Наверх