Способ переработки изношенных шин
Изобретение относится к технике утилизации полимерных материалов и позволяет при его использовании уменьшить энергозатраты и повысить производительность при переработке изношенных шин различных транспортных средств. Способ переработки изношенных шин включает деформацию изношенной шины путем приложения к ее бортовым кольцам через соответствующие захваты осевой растягивающей нагрузки, последовательную генерацию в жидкости волн сжатия. После приложения к захватам осевой растягивающей нагрузки изношенную шину охлаждают до температуры ниже температуры охрупчивания резины, из которой выполнена шина, приводят шину во вращение вокруг ее оси путем приложения к ней через те же захваты соответственно крутящих моментов М1 и М2. Погружают изношенную шину в радиальном направлении в некипящую жидкость на глубину (0,8-1,1)(R1-R), где R1 и R соответственно наибольший и наименьший радиус шины в недеформированном состоянии. Генерируют в жидкости волны сжатия с амплитудой 0,3-0,9 МПа и длительностью 10-3-10 мс, воздействующие на всю внешнюю поверхность погруженной в жидкость части шины. Температура жидкости Тж, температура шины Тш, и минимальная температура ТL пленочного кипения жидкости удовлетворяют неравенству: где ж,ш - теплопроводность, ж,ш - плотность, Сж, Сш - теплоемкость, соответственно жидкости и материала шины. Способ обеспечивает высокую технологичность, уменьшает затраты энергии и имеет высокую производительность. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к технике утилизации полимерных материалов) а более конкретно к переработке изношенных шин различных транспортных средств с металлическим кордом или без него для последующей раздельной утилизации резины и корда.
Из предшествующего уровня техники известен способ переработки изношенных шин (авторское свидетельство SU-A1-1194687, 1984), согласно которому изношенную шину охлаждают ниже температуры охрупчивания резины, из которой выполнена шина, нагревают металлический корд шины токами высокой частоты, а затем осуществляют дробление шины с помощью механических средств. Недостаток известного способа заключается в том, что его осуществление связано с большими капитальными затратами (сооружение крупногабаритной установки индукционного нагрева) и энергетическими затратами на нагрев металлокорда. Кроме того, охлаждение шин осуществляют до температуры существенно ниже температуры начала охрупчивания резины, чтобы при последующем естественном нагревании шина не нагрелась до температуры начала охрупчивания резины раньше, чем ее начнут дробить. Известен также способ переработки изношенных шин (патент RU-C1-2080261, 1997), включающий охлаждение изношенной шины до температуры охрупчивания резины, из которой выполнена шина, воздействие на всю внутреннюю поверхность шины сначала ударной, а затем детонационной волнами. Недостаток известного способа заключается в том, что он не обеспечивает получение резиновой крошки заданного размера, а также полного отделения металлокорда от резины, поскольку последовательное воздействие на изношенную шину ударной и детонационной волн приводит к разрушению шины на фрагменты достаточно больших размеров, которые представляют без дополнительной переработки ограниченный утилизационный интерес. В качестве прототипа взят способ переработки изношенных шин, описанный в патенте RU-C1-2135355, 1977, согласно которому помещают шину в жидкость и одновременно деформируют ее путем приложения к ее бортовым кольцам через соответствующие захваты осевой растягивающей нагрузки, последовательно воздействуют на внутреннюю поверхность шины ударными волнами, генерируемыми в жидкости сфокусированным лазерным излучением. Недостатками известного способа являются: - большой расход энергии и низкий КПД в связи с низким КПД мощных лазеров; - низкая производительность, поскольку интервал между ударными волнами определяется временем восстановления оптической прозрачности жидкости. В основу изобретения поставлена задача уменьшения затрат энергии и повышения производительности. Поставленная задача решена тем, что в способе переработки изношенных шин, включающем деформацию изношенной шины путем приложения к ее бортовым кольцам через соответствующие захваты осевой растягивающей нагрузки, последовательную генерацию в жидкости волн сжатия, согласно изобретению после приложения к захватам осевой растягивающей нагрузки изношенную шину охлаждают до температуры ниже температуры охрупчивания резины, из которой выполнена шина, приводят шину во вращение вокруг ее оси путем приложения к ней через те же захваты соответственно крутящих моментов M1 и M2, погружают изношенную шину в радиальном направлении в некипящую жидкость на глубину (0,8 - 1,1) (R1 - R), где R1 и R, соответственно наибольший и наименьший радиус шины в недеформированном состоянии, после чего генерируют в жидкости волны сжатия с амплитудой 0,3 - 0,9 МПа и длительностью 10-3 - 10 мсек, воздействующие на всю внешнюю поверхность погруженной в жидкость части шины, при этом температура жидкости Tж, температура шины Tш и минимальная температура TL пленочного кипения жидкости удовлетворяют неравенству: где: ж,ш - теплопроводность, ж,ш - плотность, Cж, Cш - теплоемкость соответственно жидкости и материала шины. Кроме того, временная зависимость крутящих моментов M1 и M2 имеет вид: M1= M0+Mcos(2t) M2= M0+Mcos(2t+) 2 1 где M0 и M соответственно постоянная составляющая и амплитуда переменной составляющей; 1 - угловая частота вращения изношенной шины; 2 - угловая частота изменения знака деформации кручения шины, t - время. Преимущество предложенного способа заключается в том, что при его осуществлении обеспечиваются условия принципиально нового механизма гидродинамического дробления изношенных шин. Действительно, как следует из уровня техники, специалисты исходили из того, что в той или иной степени фрагментацию изношенной шины можно осуществить путем воздействия на всю шину или ее часть ударных волн, генерируемых с помощью внешнего источника и с амплитудой, превышающей прочностные характеристики материала шины. В результате для тонкой фрагментации изношенной шины необходимо было затрачивать значительную энергию. При осуществлении же предложенного способа переработки изношенных шин погружение условно выделенного каждого участка (кольцевого сектора) изношенной шины в жидкость, температура кипения (Tк) которой ниже температуры материала (Tм) погружаемого участка шины, будет сопровождаться нагревом слоя жидкости вблизи поверхности контакта ее с материалом шины. Если температура поверхности контакта жидкость-шина (величину - Tр которой можно оценить, исходя из решения нестационарного уравнения теплопроводности для двух полуограниченных пространств:где Tж - температура жидкости; ж,ш - теплопроводность, ж,ш - плотность, Cж, Cш - теплоемкость соответственно жидкости и материала шины) превышает минимальную температуру пленочного кипения TL (точку Лейденфроста), то происходит образование сплошной паровой пленки, изолирующей жидкость от рассматриваемого (выделенного условно) участка шины. В процесс вращения изношенной шины вокруг своей оси материал выделенного участка шины будет постепенно охлаждаться, что приведет к уменьшению величины теплового потока от него в жидкость, а следовательно, к снижению величины температуры Tр. Подбирая скорость вращения шины вокруг своей оси таким образом, чтобы температура Tр при выходе рассматриваемого участка шины из жидкости в находящийся над ней газ была заключена в пределах Tз < Tр <
2 1
где M0 и M соответственно постоянная составляющая и амплитуда переменной составляющей; 1 - угловая частота вращения изношенной шины; 2 - угловая частота изменения знака деформации кручения шины, t - время. Погружают шину 5 в радиальном направлении в некипящую жидкость 7, например, сжиженный газ, на глубину (0,8 - 1,1) (R1 - R), где R1 и R соответственно наибольший и наименьший радиус шины 5 в недеформированном состоянии, после чего включают источник 8 волн сжатия с амплитудой 0,3 - 0,9 МПа и длительностью 10-3 - 10 мсек. При этом температура жидкости (Tж), температура шины 5 (Tш) и минимальная температура пленочного кипения жидкости 7 (TL) должны удовлетворять соотношению:
где ж,ш - теплопроводность, ж,ш - плотность, Сж, Сш - теплоемкость соответственно жидкости и материала шины. Разрушение поверхностного слоя погруженной части шины 5 происходит за счет создания (как показано выше при анализе выделенного, элементарного участка кольцевого сектора длиной l - фиг. 2) мощных гидродинамических возмущений в виде импульсов сжатия с амплитудой более 10 МПа и микротоков жидкости 7, индуциируемых волнами сжатия, генерируемых источником 8 и распространяющихся в направлении, перпендикулярном оси 6 изношенной шины 5, обеспечивая при этом эффективное взаимодействие волн сжатия не только с протекторной частью изношенной шины 5, но и с ее обоими бортовыми кольцами. В случае необходимости подогрева поверхности шины в процессе ее разрушения (фрагментации) используется излучатель 9, интенсивность которого можно регулировать, при этом спектральный состав излучателя 9 не должен перекрывать спектральную область поглощения газа, заполняющего свободное от жидкости 7 пространство рабочей камеры 1. Предложенный способ переработки изношенных шин может быть использован как на специализированных предприятиях переработки отходов, так и на крупных транспортных предприятиях поскольку не требует больших капитальных и энергетических затрат и обеспечивает высокую экологичность.
Формула изобретения
где ж, ш - теплопроводность;
ж, ш - плотность;
Сж, Сш - теплоемкость, соответственно жидкости и материала шины. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что временная зависимость крутящих моментов М1 и М2 имеет вид
M1= M0+Mcos(2t),
M2= M0+Mcos(2t+),
2 1,
где М0 и M соответственно постоянная составляющая и амплитуда переменной составляющей;
1 - угловая частота вращения изношенной шины;
2 - угловая частота изменения знака деформации кручения шины;
t - время.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2