Система управления аварией для атомной электростанции с несколькими реакторными установками

 

Изобретение относится к области ядерной энергетики и может быть использовано при строительстве и модернизации АЭС с несколькими реакторными установками. Задачей изобретения является повышение эффективности защиты окружающей среды на АЭС с несколькими реакторными установками в случае развивающейся множественной аварии на двух и более реакторах. Система содержит противоаварийные оболочки, полости которых сообщены между собой по схеме "каждая с каждой" посредством трубопроводов с задвижками, а посредством коллектора с коллекторными задвижками сообщены с вентиляционной трубой и снабжены датчиками давления, выходы которых и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ, соединенной с терминалом. Технический результат состоит в повышении управляемости развивающейся множественной аварии на двух или более реакторах. 1 ил.

Изобретение относится к области ядерной энергетики и может быть использовано при строительстве и модернизации АЭС с несколькими реакторными установками.

Известна система вентиляции защитной оболочки ядерного реактора (Патент JP 2809734, МПК 6 G 21 C 9/004, 1998 г. ; реферат ИСМ, вып. 99, 1999, 11, с. 9), содержащая две ядерные энергетические установки А и В с индивидуальными защитными оболочками, причем сухая и мокрая шахты оболочки А соединены каждая посредством соответствующих трубопроводов через соответствующие клапаны с расположенным в оболочке В компенсатором давления в мокрой шахте, которая посредством соответствующего трубопровода через соответствующий клапан соединена с устройством выброса газов в атмосферу.

Наиболее близкой к заявляемой по технической сущности является система управления аварией для АЭС с несколькими реакторными установками (Патент JP 2915012, МПК 6 G 21 C 9/004, 1999 г. ; реферат ИСМ, вып. 99, 2000, 8, с. 7), содержащая две ядерные энергетические установки, противоаварийные оболочки которых снабжены датчиками давления и соединены трубопроводом через задвижку, открываемую контроллером при возрастании давления выше заданного значения из-за отказа системы отвода остаточного тепла.

Задачей изобретения является повышение эффективности защиты окружающей среды на АЭС с несколькими реакторными установками в случае развивающейся множественной аварии на двух и более реакторах.

Решение задачи достигается тем, что в системе управления аварией для АЭС с несколькими реакторными установками, каждая из которых снабжена датчиком давления и заключена в противоаварийную оболочку, полость которой сообщена посредством трубопровода с задвижкой с полостью другой противоаварийной оболочки, полости противоаварийных оболочек сообщены между собой посредством трубопроводов с задвижками по схеме "каждая с каждой", полость каждой противоаварийной оболочки через другую задвижку сообщена с коллектором, выходящим в вентиляционную трубу, а выходы датчиков давления и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ, соединенной с терминалом.

Технический результат состоит в повышении управляемости развивающейся множественной аварией на двух или более реакторах.

На чертеже изображена структурная схема системы для АЭС с тремя реакторными установками.

Система содержит противоаварийные оболочки 1, полости которых сообщены между собой по схеме "каждая с каждой" посредством трубопроводов 2 с задвижками 3, а посредством коллектора 4 с другими (коллекторными) задвижками 5 сообщены с вентиляционной трубой 6 и снабжены датчиками 7 давления, выходы которых и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ 8, соединенной с терминалом 9.

Система работает следующим образом. В штатном режиме, при нормальном давлении в полостях противоаварийных оболочек 1, реализуется программное автоматическое управление, при котором сигналы, поступающие на ЭВМ 8 с выходов датчиков 7 давления, соответствуют заданным значениям, а ЭВМ 8 отрабатывает программу общей или последовательно-параллельной вентиляции противоаварийных оболочек 1, подавая на все задвижки соответствующие команды управления; при этом задвижки 3 трубопроводов закрыты, коллекторные задвижки 5 либо закрыты, либо открыты полностью или частично, обеспечивая соответствующую вентиляцию посредством коллектора 4 и вентиляционной трубы 6. В аварийном режиме, в который система переходит автоматически при достижении давлением заданного значения внутри хотя бы одной противоаварийной оболочки 1, реализуется программное или/и ручное управление. При программном управлении поступающие на ЭВМ 8 с выходов датчиков 7 давления сигналы, не соответствующие заданным значениям, обрабатываются в ЭВМ 8 по стандартным алгоритмам сбора и обработки данных с идентификацией оптимальной программы (из пакета аварийных программ конкретной АЭС), которая автоматически реализуется в виде следующих команд на задвижки 3 и 5: в начале развития аварии все задвижки 3 и 5 закрыты; по мере развития аварии и повышения давления в конкретной противоаварийной оболочке 1 до заданного значения последовательно открываются полностью или частично в зависимости от сигналов датчиков 7 давления задвижки 3; после полного открытия всех задвижек 3 при дальнейшем возрастании давления последовательно открываются полностью или частично в зависимости от сигналов датчиков 7 давления коллекторные задвижки 5, обеспечивая выход продуктов аварии через коллектор 4 в вентиляционную трубу 6. Если оказывается, что в связи со сложностью аварии аварийная ситуация автоматически не идентифицируется, то происходит переход в ручной режим и дальнейшее управление аварией производится дежурным оператором, который (используя другие, например экспертные, возможности ЭВМ) принимает личные решения о необходимых текущих командах управления на все задвижки, минимизирующие развитие и результаты аварии.

Система может быть выполнена из известных структурных элементов, например, совпадающих по конструкции с представленными в описаниях аналогов. В качестве управляющей ЭВМ с терминалом может быть использована, в частности, модель СМ-2а со стандартным программным обеспечением или ее многопроцессорный вариант.

Формула изобретения

Система управления аварией для атомной электростанции с несколькими реакторными установками, каждая из которых снабжена датчиком давления и заключена в противоаварийную оболочку, полость которой сообщена посредством трубопровода с задвижкой с полостью другой противоаварийной оболочки, отличающаяся тем, что полости противоаварийных оболочек сообщены между собой посредством трубопроводов с задвижками по схеме "каждая с каждой", полость каждой противоаварийной оболочки через другую задвижку сообщена с коллектором, выходящим в вентиляционную трубу, а выходы датчиков давления и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ, соединенной с терминалом.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям легководных ядерных реакторов, в которых в качестве топлива применяется торий

Изобретение относится к ядерной технике, а именно к конструкциям быстрых реакторов с тяжелыми жидкометаллическими теплоносителями

Изобретение относится к атомной промышленности, а именно к способам контроля технологической операции перегрузки поглощающих элементов активной зоны (сборок пэлов) ядерного реактора, находящегося в заглушенном состоянии и имеющего изотропную структуру

Изобретение относится к области ядерной техники, более конкретно - к устройствам для получения нейтронов - источникам нейтронов с использованием ускоренных заряженных частиц
Изобретение относится к области атомной энергетики и атомной промышленности

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к способам управления реактивностью быстрых гомогенных ядерных реакторов

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к способам эксплуатации быстрых гомогенных ядерных реакторов

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано при создании плавучих атомных электростанций средней мощности для эксплуатации в прибрежных зонах

Изобретение относится к области атомной техники, в частности к конструкциям внутренних блоков водо-водяных ядерных реакторов, используемых в ядерных установках АЭС малой мощности или другого назначения

Изобретение относится к технике эксплуатации канальных ядерных реакторов, а именно к способу реконструкции активной зоны канального ядерного реактора, и может быть использовано при проведении капитальных ремонтов по замене технологических каналов (ТК)

Изобретение относится к новым способам и материалам для минимизации отложений окислов металлов на трубах парогенератора во вторичной линии работающих под давлением парогенераторов атомных электростанций (АЭС) при использовании полимерных диспергаторов высокой чистоты

Изобретение относится к устройствам для обработки материалов с радиоактивным заражением и может быть использовано преимущественно при локализации последствий аварии на атомных электростанциях, а также в технологии очистки фильтрацией газообразных отходов на радиохимических заводах
Изобретение относится к атомной энергетике, а именно к технологии преобразования ядерной энергии в тепловую энергию, предназначенной для разработки энергетических установок нового поколения
Изобретение относится к ядерной энергетике, конкретно к активным зонам водо-водяных реакторов, к составляющим их тепловыделяющим сборкам, содержащим делящееся ядерное топливо, и способу их эксплуатации
Изобретение относится к области производства энергии, в частности к производству электроэнергии, и может быть использовано для создания безопасной ядерной электроэнергетики нового типа
Наверх