Тормозное устройство для створных переплетов окна или двери

 

Изобретение предназначено для установки между раздельной рамой и створным переплетом окна или двери. Тормозное устройство состоит из телескопической трубы и установленного внутри нее с возможностью скольжения поршневого штока. Поршневой шток проходит через переднее направляющее отверстие телескопической трубы, которое выполнено в жестко закрепленном профильном теле, входящем внутрь телескопической трубы и имеющем тормозные поверхности, конусообразно сужающиеся к направляющему отверстию для поршневого штока и взаимодействующие с охватывающей поршневой шток конусообразной тормозной колодкой, состоящей из одной или нескольких частей и находящейся под постоянным воздействием пружины. В телескопической трубе между поршнем и неподвижно закрепленной на трубе контропорой установлен по меньшей мере один амортизатор из эластичного материала. Данная конструкция при повышении функциональной надежности обеспечивает равномерное торможение, благодаря которому надежная конечная позиция достигается с замедлением таким образом, чтобы тормозное устройство служило ограничителем при открывании любых оконных рам и дверей, в особенности поворачивающихся относительно двух различных осей. 11 з. п. ф-лы, 7 ил.

Предметом изобретения является тормозное устройство, состоящее из телескопической трубы и скользящего внутри нее поршневого штока, предназначенное для установки между раздельной рамой и створным переплетом окна или двери.

Известно тормозное устройство такого рода (ЕР 0723058 A2), которое предназначено, в частности, для фрамуги. Данное тормозное устройство выполнено телескопическим и представляет собой телескопическую трубу прямоугольного сечения со скользящим в ней плоским прямоугольным шатуном. Свободные концы шатуна и телескопической трубы оснащены сцепными муфтами для соединения этих концов с раздельной рамой и соответственно со створным переплетом окна.

Рядом с концом шатуна, вдвигающимся в телескопическую трубу, предусмотрено высеченное отверстие прямоугольной формы, где размещается тормозное устройство. Данное тормозное устройство состоит из двух тормозных колодок, которые опираются двумя противоположно направленными коническими гранями на клин, находящийся в высеченном отверстии. Далее, в высеченном отверстии расположена пружина, в которую выступает цапфа клина и которая воздействует на тормозные колодки таким образом, что тормозные колодки соединяются с клином с силовым замыканием и опираются своими внешними гранями на внутренние грани телескопической трубы.

Чтобы предотвратить непредусмотренное выскальзывание шатуна вместе с тормозным устройством из телескопической трубы, на внутренней стороне телескопической трубы предусмотрены желобки, которые углубляются в расположенную внутри телескопической трубы фрикционную поверхность. Далее, на незначительном расстоянии от высеченного прямоугольного отверстия плоский шатун снабжен желобами, которые взаимодействуют с желобками телескопической трубы при ходе шатуна для ограничения величины этого хода.

Так как желобки образуют набегающие скосы, при высокой степени нагрузки телескопического устройства, которая может возникнуть при закрывании оконной рамы, телескопическая труба деформируется. Телескопическая труба и шатун могут взаимно заклиниваться.

Из-за ударной нагрузки в конечном положении телескопического устройства может дополнительно возникнуть опасность возникновения повреждений на собственно створном переплете или в местах крепления раздельной рамы и створного переплета.

Еще одним недостатком известного механизма движения тормозных колодок по внутренней поверхности телескопической трубы является то, что возникающие при изготовлении телескопической трубы неровности поверхности не позволяют достичь равномерного торможения.

Известное тормозное устройство можно использовать только для окон, рамы которых поворачиваются лишь вокруг одной оси.

Задача изобретения состоит в создании тормозного устройства названного выше типа, которое при повышении функциональной надежности обеспечивает равномерное торможение и благодаря которому надежная конечная позиция достигается с замедлением таким образом, чтобы тормозное устройство служило ограничителем при открывании любых оконных рам и дверей, в особенности таких, которые поворачиваются относительно двух различных осей (поворотно-откидное исполнение).

Эта задача была решена согласно изобретению за счет того, что отверстие с передней стороны телескопической трубы, через которое проходит поршневой шток, размещено в жестко закрепленном на телескопической трубе и выступающем внутрь трубы профильном теле, которое снабжено конусообразными сужающимися к направляющему отверстию поршневого штока тормозными поверхностями, которые взаимодействуют с охватывающей поршневой шток конусообразной тормозной колодкой, соответствующей контуру тормозных поверхностей, состоящей из одной или нескольких частей и находящейся под постоянной нагрузкой пружины, а в телескопической трубе между поршнем и неподвижно закрепленной в трубе контропорой располагается по меньшей мере один амортизатор из эластичного материала.

Сила торможения, воздействующая на поршневой шток, образуется при выходе поршневого штока через пружину и через фрикционный замок между поршневым штоком, тормозной колодкой и неподвижно закрепленной в трубе конусоообразной тормозной поверхностью. Данная сила торможения больше, чем сила торможения при входном перемещении поршневого штока, которая в основном обусловлена пружиной.

На силу торможения можно влиять выбранной парой трения между поршневым штоком и тормозной колодкой, на которую воздействует пружина.

Равномерное уменьшение силы трения между тормозной колодкой, на которую воздействует пружина, и поршневым штоком возможно тогда, когда поршневой шток имеет круглое сечение.

Он может иметь и форму с отклонением от круглого сечения, например овальную.

Дополнительные признаки изобретения вытекают из зависимых пунктов формулы изобретения.

Пример осуществления тормозного устройства согласно изобретению изображен на чертеже и описан ниже.

Фиг. 1. Состоящее из телескопической трубы и установленного в ней с возможностью скольжения поршневого штока тормозное устройство, вид спереди.

Фиг. 2. Тормозное устройство по фиг. 1, в разрезе по линии II-II.

Фиг. 3. Образующее отверстие телескопической трубы для поршневого штока профильное тело, снабженное тормозными поверхностями, в перспективе.

Фиг. 4. Взаимодействующая с тормозными поверхностями профильного тела по фиг. 3 тормозная колодка, в перспективе.

Фиг. 5. Неподвижно укрепленная в трубе контропора, в перспективе.

Фиг. 6. Амортизатор.

Фиг. 7. Головка для закрытого конца телескопической трубы.

Тормозное устройство 1, которое расположено между раздельной рамой и створным переплетом окна или двери, состоит из телескопической трубы 2 и поршневого штока 3. Из изображения телескопической трубы на фиг. 1 и 2 явствует, что поперечное сечение телескопической трубы имеет овальную или эллиптическую форму.

Телескопическая труба 2 имеет конец, закрытый головкой 4. Эта головка изображена на фиг. 7 в перспективе и снабжена крепежной деталью 5, которая входит в зацепление с телескопической трубой и закреплена там с помощью язычка, высеченного из телескопической трубы и входящего в выемку 6. Часть 7 головки, выступающая из телескопической трубы, имеет просверленное отверстие 8, ось 9 которого находится в правом углу по отношению к продольной оси 10 телескопической трубы. Через просверленное отверстие 8 проходит крепежный элемент, к которому шарнирно прикреплен элемент 11 фурнитуры, который вращается вокруг оси 9 и служит для закрепления конца тормозного устройства на раздельной раме или створном переплете.

Крепежная деталь 5 головки 4, которая входит в зацепление с телескопической трубой 2, имеет овальное сечение, которое соответствует овальному внутреннему сечению телескопической трубы.

На поршневом штоке 3 укреплен поршень 12, который установлен с возможностью скольжения в телескопической трубе 2 с относительно большим зазором и который изготовлен из металла, предпочтительно из легкого металла, или при необходимости из пластмассы.

Поршневой шток 3 на свободном выходящем конце снабжен соединительной накладкой 13, при помощи которой поршневой шток шарнирно соединяется с соединительной фурнитурой, которая связывает конец поршневого штока с раздельной рамой или створным переплетом окна или двери.

Поршневой шток проходит через отверстие 15 в торцевой стороне 14 телескопической трубы 2, которое образуется с помощью профильного тела 16. Это профильное тело, которое может быть изготовлено из алюминия или цинка литьем под давлением или из пластмассы, укрепляется на телескопической трубе 2 и может быть оснащено с этой целью крепежным фланцем 17, прилегающим к торцевой стороне телескопической трубы. Внешний контур этого крепежного фланца совпадает с контуром торцевой стороны телескопической трубы и за счет этого полностью закрывает торцевую сторону телескопической трубы. В выемки 18 профильного тела 16 вставляют крепежные элементы для неподвижного закрепления профильного тела в телескопической трубе.

Профильное тело имеет тормозные поверхности 19, которые сужаются в виде конуса к направляющему отверстию 15 поршневого штока и взаимодействуют с тормозной колодкой 20, через срединный канал 21 которой проходит поршневой шток 3. Эта тормозная колодка 20 выполнена в виде конуса, причем ее внешний контур соответствует контуру тормозных поверхностей 19 профильного тела 16.

В изображенном на фиг. 4 примере исполнения тормозная колодка 20 имеет перекрывающие друг друга шлицы 22, 23, 24, 25, так что тормозная колодка в процессе работы даже в случае износа остается подогнанной к поршневой штанге 3 и в особенности при выходе поршневого штока из телескопической трубы во взаимодействии с конусообразными тормозными поверхностями 19 может развивать свою силу торможения на поршневой шток 3.

В примере исполнения по фиг. 4 тормозная колодка 20 является цельной. Также возможно исполнение тормозной колодки из нескольких частей.

Тормозная колодка изготавливается преимущественно из пластмассы, которая в отличие от тормозной колодки, изготовленной из металла, преимущественно из стали, обладает более высоким коэффициентом трения.

На тормозную колодку 20 постоянно опирается пружина 26, которая по примеру исполнения, изображенному на фиг. 2, выполнена как цилиндрическая винтовая пружина и прилегает обращенным от тормозной колодки концом к контропоре 27, закрепленной на телескопической трубе 2. Контропора 27, которая изготавливается, например, из алюминия, имеет центральное отверстие 28, через которое проходит поршневой шток 3.

Контропора в соответствии с внутренним контуром телескопической трубы 2 выполняется овальной.

Выполнение контропоры 27 в основном соответствует исполнению поршня 12 за исключением того, что поршень 12 установлен в телескопической трубе 2 с возможностью скольжения.

Между контропорой 27 и поршнем 12 имеются, как изображено в примере исполнения по фиг. 2, три амортизатора 29, благодаря которым достигается замедление, когда поршень под большой силовой нагрузкой движется в направлении контропоры 27.

Эти эластичные амортизаторы изображены в перспективе на фиг. 6. Они имеют центральный канал 30, через который проходит поршневой шток. Амортизаторы могут быть сделаны из вспененного полимерного материала или из резины. Внешний контур амортизаторов 29 соответствует внутреннему контуру телескопической трубы, так что данные амортизаторы заполняют на свою длину пространство телескопической трубы, свободное от штока.

Формула изобретения

1. Тормозное устройство, состоящее из телескопической трубы и установленного внутри нее с возможностью скольжения поршневого штока, для установки между раздельной рамой и створным переплетом окна или двери, отличающееся тем, что переднее направляющее отверстие (15) телескопической трубы, через которое проходит поршневой шток (3), выполнено в жестко закрепленном профильном теле (16), входящем внутрь телескопической трубы (2) и имеющем тормозные поверхности (19), конусообразно сужающиеся к направляющему отверстию (15) для поршневого штока и взаимодействующие с охватывающей поршневой шток (3) конусообразной тормозной колодкой (20), состоящей из одной или нескольких частей и находящейся под постоянным воздействием пружины, а в телескопической трубе (2) между поршнем (12) и неподвижно закрепленной на трубе контропорой (27) установлен, по меньшей мере, один амортизатор (29) из эластичного материала.

2. Тормозное устройство по п. 1, отличающееся тем, что профильное тело (16) имеет крепежный фланец (17), закрывающий торцевую сторону телескопической трубы (2).

3. Тормозное устройство по п. 1, отличающееся тем, что тормозная колодка (20) выполнена цельной и имеет перекрывающие друг друга шлицы (22, 23, 24,25).

4. Тормозное устройство по п. 1, отличающееся тем, что конусообразный контур тормозной колодки (20) соответствует контуру тормозных поверхностей (19), и тормозная колодка имеет направляющий канал для поршневого штока (3).

5. Тормозное устройство по п. 1, отличающееся тем, что на расстоянии от профильного тела (16) находится неподвижно закрепленная на трубе контропора (27), на которую с одной стороны опирается пружина (26), нагружающая тормозную колодку (20), а со стороны, обращенной к поршню (12), - амортизатор (29).

6. Тормозное устройство по п. 5, отличающееся тем, что оно снабжено несколькими подушкообразными амортизаторами.

7. Тормозное устройство по п. 6, отличающееся тем, что амортизаторы выполнены из вспененного материала.

8. Тормозное устройство по п. 6, отличающееся тем, что амортизаторы выполнены из резины.

9. Тормозное устройство по одному из пп. 5-7, отличающееся тем, что амортизаторы (29) охватывают поршневой шток и заполняют на свою длину внутреннюю часть телескопической трубы (2), свободную от штока.

10. Тормозное устройство по одному из пп. 1-9, отличающееся тем, что телескопическая труба (2) имеет овальное сечение.

11. Тормозное устройство по одному из пп. 1-10, отличающееся тем, что поршневой шток выполнен круглым или овальным.

12. Тормозное устройство по одному из пп. 1-11, отличающееся тем, что тормозное усилие, воздействующее на поршневой шток (3), возникающее при его выходе через пружину (26) и фрикционный замок между поршневым штоком (3), тормозной колодкой (20) и неподвижно закрепленными на трубе конусообразными тормозными поверхностями (19), превышает тормозное усилие, обусловленное по существу пружиной (26), при входном перемещении поршневого штока (3).

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для фиксации створок в открытом положении при их перемещении (открывании) вверх и может быть использовано преимущественно в мебельной промышленности

Изобретение относится к устрой-

Изобретение относится к области замочно-запирающей техники и касается блокирующего устройства для дверей

Замок // 2170315
Изобретение относится к скобяным изделиям и касается замка, содержащего расположенные в корпусе несколько замочных механизмов, которые взаимодействуют с одним или с несколькими засовами и через них замок открывается по определенной последовательности

Изобретение относится к области замочно-запирающей техники и может использоваться для дверей различного назначения

Изобретение относится к области замочно-запирающей техники и может использоваться для дверей различного назначения

Изобретение относится к области замочно-запирающейся техники и касается блокирующего устройства для дверей

Изобретение относится к технике защиты различных объектов от несанкционированного доступа к ним, в частности к запирающим устройствам для жилья, и может быть использовано в качестве предохранительного устройства двери

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается замочно-запирающего устройства с возможностью удерживания двери в частично приоткрытом положении, содержащего по меньшей мере один запирающий узел и соответственно по меньшей мере один неразъемно запираемый в его запирающем участке элемент, предназначенные для удерживания двери в частично приоткрытом положении

Изобретение относится к устройству для соединения и удерживания в открытом положении окна или застекленной двери, посредством которого рамы соединяются друг с другом с возможностью отсоединения, в соответствии с ограничительной частью п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к транспортным средствам или другим объектам, имеющим распашные двери
Изобретение относится к способам фиксации створки от перемещения в заданном направлении в определенном положении створки относительно рамы - положении фиксации створки

Изобретение относится к устройствам для фиксации створок в открытом положении

Изобретение относится к области изготовления запорных устройств для окон и дверей
Наверх