Каротажный подъемник

 

Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для спуска и подъема скважинных приборов. Техническим результатом изобретения является упрощение устройства, повышение плавности и обеспечение непрерывного характера изменения скорости движения каротажного кабеля в каротажном подъемнике. Для этого подъемник содержит барабан лебедки с намотанным на него кабелем со скважинными приборами, привод с устройством регулирования скорости вращения барабана лебедки с гидронасосом и пульт управления. Устройство регулирования скорости вращения барабана лебедки выполнено в виде двух планетарных механизмов, входные центральные шестерни которых соединены между собой зубчатой передачей, соединенной с ведущим валом. Выходные центральные шестерни через зубчатые колеса соединены с ведомым валом и звездочкой цепной передачи, передающей вращение на барабан лебедки. Причем водила сателлитов каждого планетарного механизма соединены с гидронасосами, входные отверстия которых соединяются с корпусом заполненного маслом устройства регулирования, а выходные отверстия - с управляемым дифференциальным дроссельным устройством, выход которого также соединен с корпусом устройством регулирования. Управляемое дифференциальное дроссельное устройство соединено с серводвигателем. 1 ил.

Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для спуска и подъема скважинных приборов.

Известен каротажный подъемник, содержащий раму, на одной части которой размещена кабина оператора, а на другой - лебедка с гидроприводом, укладчик кабеля с гидроцилиндром и тормоз [1] .

Недостатком известного устройства является сложность привода, содержащего гидронасос и гидромотор с изменяемой производительностью, а также невысокая точность регулирования скорости спуска и подъема скважинного прибора.

Наиболее близким к заявляемому по конструкции и достигаемым результатам является каротажный подъемник, принятый в качестве прототипа, содержащий гидронасос переменной производительности, связанный с приводным двигателем и гидромотором, соединенным с барабаном лебедки, усилитель мощности, связанный с шаговым электродвигателем, соединенным через редуктор с поворотным корпусом гидронасоса, кабель со скважинными приборами, намотанный на барабан лебедки и пульт управления [2] .

Недостатками этого устройства являются его сложность и недостаточная плавность и дискретный (шаговый) характер регулирования скорости движения кабеля.

Решаемая изобретением задача - упрощение устройства, повышение плавности и непрерывный (бесшаговый) характер изменения скорости движения каротажного кабеля.

Поставленная задача решается тем, что каротажный подъемник, содержащий гидронасос, барабан лебедки с намотанным на него кабелем со скважинными приборами, привод с устройством регулирования скорости вращения барабана лебедки и пульт управления, снабжен вторым гидронасосом, привод выполнен в виде серводвигателя и соединенного с ним управляемого дроссельного устройства, а устройство регулирования скорости вращения барабана выполнено в виде двух планетарных механизмов, входные центральные шестерни которых соединены между собой зубчатой передачей, соединенной с ведущим валом, а выходные центральные шестерни через зубчатые колеса соединены с ведомым валом и звездочкой цепной передачи, передающей вращение на барабан лебедки, причем водила сателлитов каждого планетарного механизма соединены с гидронасосами, входные отверстия которых соединяются с внутренним объемом заполненного маслом корпуса устройства регулирования, а выходные отверстия - с управляемым дифференциальным дроссельным устройством, выход которого также соединен с внутренним объемом корпуса устройства регулирования скорости вращения барабана лебедки.

На чертеже представлена схема каротажного подъемника, где: 1 - барабан лебедки; 2 - планетарные механизмы с водилами сателлитов; 3 - входные центральные шестерни планетарных механизмов; 4 - зубчатые передачи; 5 - ведущий вал устройства регулирования скорости вращения барабана; 6 - выходные центральные шестерни планетарных механизмов; 7 - зубчатые колеса; 8 - ведомый вал устройства регулирования скорости вращения барабана; 9 - звездочка цепной передачи;
10 - гидронасосы с входными и выходными отверстиями;
11 - корпус устройства регулирования;
12 - управляемое дифференциальное дроссельное устройство;
13 - серводвигатель.

14 - ведомая звездочка барабана лебедки.

В корпусе 11 устройства регулирования скорости вращения барабана, заполненном маслом, размещены два планетарных механизма с водилами сателлитов 2, соединенных с ведущим валом 5 устройства регулирования скорости вращения барабана, получающим вращение от двигателя машины (на фигуре не показана). Входные центральные шестерни планетарных механизмов 3 соединяются зубчатыми передачами; выходные центральные шестерни планетарных механизмов 6 через зубчатые передачи соединены с ведомым валом 8 устройства регулирования скорости вращения барабана со звездочкой 9 цепной передачи. С помощью цепной передачи звездочки 9 вращение передается на звездочку 14 барабана лебедки 1. Сателлиты планетарных механизмов через водила соединены с гидронасосами 10. Входные отверстия гидронасосов 10 соединены с внутренним объемом корпуса 11 устройства регулирования скорости вращения барабана, а выходные отверстия гидронасосов соединены с управляемым дифференциальным дроссельным устройством 12, вращаемым серводвигателем 13. Выход управляемого дифференциального дроссельного устройства 12 также соединен с внутренним объемом корпуса 11 устройства регулирования скорости вращения барабана.

Устройство работает следующим образом.

В начальный момент времени управляемое дифференциальное дроссельное устройство 12 открыто, а ведущий вал 5 через шестерни вращает входные центральные шестерни 3 планетарных механизмов 2. Одновременно вращаются сателлиты и водила планетарных механизмов, при этом их вращение передается на валы гидронасосов 10, которые перекачивают масло из корпуса устройства регулирования 11 через управляемое дифференциальное дроссельное устройство 12, возвращая масло обратно в корпус 11 устройства регулирования скорости вращения барабана без какого-либо сопротивления. В этот момент ведомый вал устройства регулирования скорости вращения барабана не вращается, и барабан лебедки 1 не получает вращения от цепной передачи.

Для того чтобы ведомый вал 8 устройства регулирования скорости вращения барабана и звездочка 9 цепной передачи начали вращаться, необходимо с пульта управления (на фигуре не показан) с помощью серводвигателя 13 начать плавно закрывать управляемое дифференциальное дроссельное устройство 12, поворачивая вентиль в одном из направлений, в зависимости от того, необходимо поднять или опустить скважинные приборы. Тогда на одном из гидронасосов возникает гидросопротивление, приводящее к появлению тормозного момента на валу гидронасоса. Тогда водило соответствующего планетарного механизма замедляет свое вращение, а шестерня планетарного механизма под действием его сателлитов начинает вращаться и приводит во вращение ведомый вал 8 устройства регулирования скорости вращения барабана и звездочку 9 цепной передачи, а вместе с ней через цепную передачу - ведомую звездочку 14 барабана лебедки. По мере закрытия управляемого дифференциального дроссельного устройства 12 скорость вращения барабана лебедки 1 растет, а при полном закрытии управляемого дифференциального дроссельного устройство 12 скорость вращения барабана лебедки 1 достигает максимального значения, т. к. соответствующий гидронасос останавливает соответствующие водила планетарного механизма и передаточное число планетарного механизма становится равным единице.

Для изменения направления вращения барабана лебедки 1 достаточно закрывать управляемое дифференциальное дроссельное устройство в направлении, противоположном описанному выше.

Причем скорость вращения пропорциональна сопротивлению потоку масла на выходе насоса, т. е. гидронасосы используются по новому назначению - в качестве тормозного устройства.

Эффективность предлагаемого устройства связана с тем, что при достаточно простой конструкции оно обладает возможностью плавного регулирования скорости и реверсом без расцепления кинематической цепи.

По сравнению с известными устройствами аналогичного назначения предлагаемое техническое решение обладает также следующими преимуществами:
- высокой надежностью, обусловленной простотой конструкции;
- повышенным диапазоном бесступенчатого регулирования скорости вращения барабана лебедки.

Источники информации
1. Авт. св. 1596096, Е 21 В 47/00, БИ 36, 1990.

2. Авт. св. 1654557, Е 21 В 47/00, БИ 21, 1991.


Формула изобретения

Каротажный подъемник, содержащий гидронасос, барабан лебедки с намотанным на него кабелем со скважинными приборами, привод с устройством регулирования скорости вращения барабана лебедки и пульт управления, отличающийся тем, что он снабжен вторым гидронасосом, привод выполнен в виде серводвигателя и соединенного с ним управляемого дроссельного устройства, а устройство регулирования скорости вращения барабана выполнено в виде двух планетарных механизмов, входные центральные шестерни которых соединены между собой зубчатой передачей, соединенной с ведущим валом, а выходные центральные шестерни через зубчатые колеса соединены с ведомым валом и звездочкой цепной передачи, передающей вращение на барабан лебедки, причем водила сателлитов каждого планетарного механизма соединены с гидронасосами, входные отверстия которых соединяются с внутренним объемом заполненного маслом корпуса устройства регулирования скорости вращения барабана лебедки, а выходные отверстия - с управляемым дифференциальным дроссельным устройством, выход которого также соединен с внутренним объемом корпуса устройства регулирования скорости вращения барабана лебедки.

РИСУНКИ

Рисунок 1

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:
ООО "Центр исследований и разработок ЮКОС"

(73) Патентообладатель:
Ковентри Лимитед (WS)

Договор № РД0002515 зарегистрирован 04.10.2005

Извещение опубликовано: 20.12.2005        БИ: 35/2005



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано в приводе высоконагруженных каротажных лебедок

Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для спуска и подъема скважинных приборов

Изобретение относится к области бурения и касается средств передачи сигналов из скважины на поверхность во время бурения

Изобретение относится к кабельным оконечным устройствам и может найти применение в забойных геофизических и навигационных комплексах

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности для проведения глубинных исследований скважин

Изобретение относится к бурению горизонтальных и сильнонаклонных нефтяных и газовых скважин, в частности к устройствам для доставки приборов в скважину

Изобретение относится к технике бурения и предназначено для осуществления каротажа скважины во время подъема буровой колонны

Изобретение относится к горному делу, а более конкретно к технике защиты приборов от выбросов в скважинах

Изобретение относится к промысловым исследованиям скважин

Изобретение относится к эксплуатации нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к области исследований скважин и предназначено для герметизации узлов приборов при их соединении с грузонесущим кабелем

Изобретение относится к технологии обеспечения бурения под нефть, газ и для других целей

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при спуске разных приборов в скважины, в которые подается жидкость под большим давлением

Изобретение относится к промыслово-геофизическим исследованиям в скважинах, в частности к аппаратуре и оборудованию для выполнения каротажных работ, и может быть использовано для производства промыслово-геофизических работ в глубоких и сверхглубоких скважинах

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при удалении гидратопарафиновых образований, геофизических исследованиях и других работах на кабеле для предотвращения аварийного выброса приборов нефтяной или газовой струей

Изобретение относится к области бурения скважин и может быть использовано при контроле забойных и геофизических параметров в процессе бурения

Изобретение относится к бурению скважин и предназначено для измерения забойных параметров в процессе бурения в экранирующих пластах с высокой проводимостью

Изобретение относится к области бурения и предназначено для измерения забойных параметров в процессе бурения скважин

Изобретение относится к нефтегазодобывающей отрасли и может быть использовано для защиты силового кабеля электроцентробежного насоса от механических повреждений в процессе спуска-подъема подвески насосно-компрессорных труб с установкой электроцентробежного насоса

Изобретение относится к нефтедобывающей и газовой промышленности, в частности к устройствам для измерения и регистрации параметров при спускоподъемных операциях
Наверх