Порошковый материал для изготовления седел клапанов двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к порошковой металлургии. Порошковый материал для изготовления седел клапанов двигателя внутреннего сгорания на основе железа содержит никель, молибден, кобальт, углерод и дополнительно медь при следующем соотношении компонентов, мас.%: никель 1,0 - 2,0; молибден 1,0 - 2,0; кобальт 5,0 - 7,0; углерод 0,3 - 0,8; медь 6,0 - 10,0; железо остальное. Технический результат заключается в снижении токсичности материала, повышении коэффициента теплопроводности и износостойкости сопряжения седло-клапан.

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к порошковому материалу для изготовления седел клапанов двигателя внутреннего сгорания.

Седла клапанов, как и сами клапана, работают в очень тяжелых условиях. Температура выхлопных газов в бензиновых двигателях может достигать 950-980oС. При этом седла клапанов подвергаются воздействию циклических тепловых и ударных нагрузок, а также химическому и физическому воздействию отходящих газов топливной смеси.

Основные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к материалам для седел клапанов: - твердость, соизмеримая с твердостью клапана (35-40 HRC); - износостойкость в условиях сухого трения при температуре 600oС для выпускного седла клапана; - термостабилизация материала по структуре и механическим свойствам в диапазоне рабочих температур; - коррозионная стойкость, жаростойкость под действием выхлопных газов; - достаточная теплопроводность, обеспечивающая быстрый отвод тепла от рабочей фаски седла; - технологичность изготовления и хорошая механическая обработка.

Известен состав порошкового материала для изготовления седел клапанов следующего состава,% (1): Никель - 1,0 - 2,0 Молибден - 1,0 - 2,0 Кобальт - 6,0 - 7,0
Углерод - 0,5 - 1,0
Свинец - 0,7 - 1,5
Железо - Остальное
Недостатком данного порошкового материала является наличие экологически вредного элемента - свинца.

Практически все производители седел клапанов уходят от применения свинца в качестве добавок, например фирма "BLEISTAHL" также предложила свой состав бессвинцовистого материала MS 20Cu (2), вместо материала СОМО 7SH, содержащего свинец. Новый материал представляет собой никель-молибденовую сталь, пропитанную медью, связывающую с интерметаллическими фазами высокотемпературные смазки.

Химический состав материала, мас.%:
Углерод - 0,40 - 0,80
Молибден - 2,50 - 3,50
Никель - 2,50 - 3,50
Вольфрам - 0,40 - 0,60
Хром - 0,50 - 1,50
Сера - 0,30 - 0,50
Медь - 14,00 - 20,00
Железо - Остальное
Недостатками данного материала являются следующие:
1. При работе седел клапанов в паре седло-клапан идет повышенный износ клапана из-за высокой твердости седла (350-450 НВ);
2. Материал MS 20 Сu более дорогой, в его составе содержится до 8% дорогих легирующих добавок и в два раза больше содержание меди. По сравнению с традиционной технологией порошковой металлургии, когда медь вводится в виде порошка в смесевой состав, технология пропитки медью требует дополнительных капиталовложений.

Задачей изобретения является:
1. Cнижение токсичности порошкового материала для изготовления седел клапанов;
2. Повышение коэффициента теплопроводности (как следствие тепловой разгрузки узла);
3. Повышение износостойкости сопряжения седло-клапан.

Задача решается следующим образом. Из состава материала исключается свинец, при этом вводится медь при следующих соотношениях компонентов, мас. %:
Никель - 1,0 - 2,0
Молибден - 1,0 - 2,0
Кобальт - 5,0 - 7,0
Углерод - 0,3 - 0,8
Медь - 6,0 - 10,0
Железо - Остальное
Предлагаемый бессвинцовистый материал на основе легированного порошка (кобальтом, никелем и молибденом) с добавками меди и графита более дешев из-за простоты химического состава и технологии изготовления. В данном материале нет трудновосстановимых окислов, таких как окислы хрома, которые ведут к сильной окисленности материала.

Предлагаемый материал за счет введения 5-7% кобальта имеет повышенное значение теплостойкости. Применение меди приводит к снижению температуры в зоне контакта седло-клапан за счет увеличения теплопроводности материала, так как медь образует разделительный слой на поверхности трения, что облегчает приработку пары седло-клапан и дает наибольший положительный эффект по увеличению износостойкости седел клапанов и, кроме того, способствует снижению шума в клапанном механизме, повышает прочность, твердость материала при работе пары седло-клапан.

Конкретное применение использовалось для подготовки серийного изготовления заготовок детали седло вставное впускного клапана автомобиля ВАЗ 2112 - деталь 2112-1007080-72. Изменения мощностных и экономических показателей в сторону ухудшения отсутствуют.

Библиография
1. Патент ФРГ 2114160, 16.03.72.

2. Проспект ф. "Блейшталь", ФРГ.


Формула изобретения

Порошковый материал для изготовления седел клапанов двигателя внутреннего сгорания на основе железа, содержащий никель, молибден, кобальт, углерод, отличающийся тем, что он дополнительно содержит медь при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Никель - 1,0-2,0
Молибден - 1,0-2,0
Кобальт - 5,0-7,0
Углерод - 0,3-0,8
Медь - 6,0-10,0
Железо - Остальное

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.12.2006        БИ: 36/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к сталям для эмалирования и изделиям, выполненым из них, и может быть использовано при производстве эмалированных товаров народного потребления, сантехнических изделий и бытовой техники (стиральных машин, электроплит, газовых плит и холодильников)

Изобретение относится к металлургии, в частности к рельсовой стали
Изобретение относится к металлургии, а именно к сплавам высокого демпфирования на основе системы железо - алюминий, а также к изделиям, выполненным из них, и может быть использовано при изготовлении холодно- и горячекатаных листов, сортового проката, прутков и поковок, используемых в качестве конструкционных материалов, а также при изготовлении элементов конструкций и деталей крепежа

Сталь // 2154123
Изобретение относится к металлургии, в частности к составу конструкционной низкоуглеродистой стали для холодной штамповки с покрытием эмалью

Изобретение относится к высокопрочным низколегированным сталям для трубопроводов, способным к вторичному упрочнению и имеющим в зоне термического влияния прочность, которая по существу равна прочности остальной части трубы, и к способам изготовления листа-заготовки для трубы

Изобретение относится к постоянным магнитам и может быть использовано в области электроники, приборостроения, радиоэлектроники, машиностроения, компьютерной техники и других областях промышленности

Изобретение относится к металлургии, а именно к магнитным сплавам на основе железа, предназначенным для изготовления магнитопроводов трансформаторов и других магнитных элементов радиотехники и электротехники

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в машиностроении при производстве литой износостойкой стали

Изобретение относится к изготовлению листа изотропной электрической стали, используемого в качестве материала сердечников в электрических машинах и оборудовании, например в электромоторах, генераторах, малых трансформаторах, дросселях и им подобных

Изобретение относится к составам порошковых материалов на основе железа с добавками меди, графита и стекла для использования в качестве сильноточных скользящих контактов троллейбусные вставки, коллекторные пластины электропоездов и аналогичные узлы, а также в узлах трения с повышенной нагрузочной способностью

Изобретение относится к порошковой металлургии

Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам на основе железа, и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения в узлах трения текстильных машин, приборов бытовой техники, радиотехнической и электронной промышленности и др., работающих в широких диапазонах удельных давлений и скоростях скольжения сопряженных поверхностей

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления контактных пластин токоприемников электроподвижного состава электрического транспорта

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления спеченных деталей

Изобретение относится к области порошковой металлургии, а именно к производству экономнолегированных конструкционных сталей

Изобретение относится к способу изготовления композитного металлического изделия по меньшей мере из двух видов нержавеющей стали с возможностью получения декоративного узора, например ножевого лезвия, имеющего дамасский узор

Изобретение относится к порошковой металлургии, конкретнее, к области создания антифрикционных износостойких материалов на основе железа, и может быть использовано при изготовлении контактных вставок для токосъема с контактного провода

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к материалам высокой стойкости к абразивному износу и коррозии в условиях агрессивных сред

Изобретение относится к способам получения термоэлектрических материалов n и p типа

Изобретение относится к спрессованным деталям, а точнее к спрессованным и как вариант к предварительно спеченным деталям, изготовленным из металлических порошков и имеющим уплотненную поверхность
Наверх