Храповая обгонная муфта

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности. Храповая обгонная муфта содержит фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо. Сущность заключается в том, что храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке, а собачки установлены в пазах ведущей полумуфты в два ряда. Техническим результатом является повышение работоспособности муфты и уменьшение ее габаритных размеров. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности.

Известны храповые обгонные муфты, в которых момент передается от ведомой к ведущей полумуфте посредством собачки и храпового колеса [1]. В этих муфтах возникают ударные нагрузки при контакте собачек с зубьями храпового колеса, что ограничивает применение муфт, особенно при повышенных скоростях.

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату храповую обгонную муфту [2], содержащую ведущую с установленными на шлицах дисками и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, выполненное в виде диска, фрикционно связанного по плоским фрикционным поверхностям с дисками ведущей полумуфты.

Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Известная муфта имеет фрикционную связь между ведущей и ведомой полумуфтами.

Фрикционная связь в известной муфте позволяет компенсировать ударные нагрузки между собачкой и зубьями храпового колеса, однако в данной конструкции моменты инерции звеньев, связанных с собачкой и с храповым колесом, значительны, что снижает эффект компенсации ударных нагрузок фрикционной связью.

Цель предлагаемого изобретения - повышение работоспособности храповой обгонной муфты за счет уменьшения ударных нагрузок, а также уменьшение габаритов конструкции.

Предлагаемая фрикционная муфта имеет следующие существенные признаки. Она содержит фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, выполненое с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемой муфте храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.

Конструкция предлагаемой храповой обгонной муфты представлена на фиг.1 с продольным сечением А-А; на фиг.2 - с поперечным сечением Б-Б.

Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, установленные в пазах ведущей полумуфты два ряда подпружиненных собачек 3, храповое колесо 4 с зубьями 5, навинченную на ведомую полумуфту гайку 6 с упругими пластинами 7, контактирующими с храповым колесом, 8 - коническая фрикционная поверхность контакта храпового колеса и ведомой полумуфты, c и x - угловой шаг собачек и зубьев храпового колеса, p - угол между находящимися в зацеплении зубьями и собачками.

Муфта работает следующим образом. При вращении ведущей полумуфты в направлении стрелки (рабочий ход) находящиеся в зацеплении собачки передают вращение храповому колесу, которое силами трения между коническими фрикционными поверхностями 8 передает вращение ведомой полумуфте. Величина передаваемого момента зависит от усилия упругих пластин 7 и регулируется гайкой 6. При вращении ведущей полумуфты в направлении, противоположном стрелке (холостой ход), вращение на ведомую полумуфту не передается. При смене холостого хода на рабочий полумуфты поворачиваются относительно друг друга на угол срабатывания муфты = n 360o/(ZcZx), где Zс=360o/c и Zх=360o/x - число собачек и зубьев, а n=360o/p и соответствует наибольшему общему делителю Zc и Zх. В предлагаемом примере конструкции Zc= 12, Zx=15, n=3, =3360o/(1215)= 6o. Из-за наличия угла срабатывания происходит удар собачек по зубьям, который можно ослабить уменьшением угла срабатывания, а также использованием фрикционной связи между полумуфтами и уменьшением момента инерции храпового колеса по отношению к ведомой полумуфте. Предлагаемая конструкция позволяет минимизировать габариты муфты и выполнить храповое колесо с моментом инерции более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты.

Гайка 6 может быть смонтирована и на ведущей полумуфте.

Источники информации 1. С.Н. Кожевников, Я.И. Есипенко. Я.М. Раскин. Механизмы. Справочник. - 4-е изд. М.: Машиностроение, 1976.

2. Авт. св. СССР 217156, F 16 D 41/12. 17.10.64.

Формула изобретения

1. Храповая обгонная муфта, содержащая фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, отличающаяся тем, что храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты.

2. Храповая обгонная муфта по п. 1, отличающаяся тем, что пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в силовых механизмах со свободным ходом для передачи крутящих моментов в одном направлении, например в приводах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, в частности в инерционных трансформаторах вращающего момента

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для передачи вращения от ведущего к ведомому звену, имеющему возможность свободного хода, а именно - для передачи момента вращения при превышении частоты вращения ведущего звена относительного ведомого

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к обгонным муфтам с распорками, заклинивающимися между зубьями наружной и внутренней поверхностей
Наверх