Топливомерно-расходомерная система самолета

 

Изобретение может быть использовано для измерения запаса топлива на борту самолета. Система содержит топливомер, включающий установленные в топливном баке два соединенных параллельно электроемкостных чувствительных элемента. В баке также расположены сигнализаторы уровня топлива, а в соединенной с баком расходной магистрали установлен датчик расхода топлива. В состав системы, кроме того, входят интегрирующее устройство, схема вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, индикатор запаса топлива, схема ввода поправки, блок вычисления удельной поправки и таймер реального времени. Изобретение обеспечивает уменьшение погрешности измерения запаса топлива, возникающей в промежутках времени между коррекциями. 1 ил.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения запаса топлива на борту самолета.

Известно топливоизмерительное устройство транспортного средства, содержащее топливомер с электроемкостными датчиками, входящими в его состав, измеритель массовой плотности топлива, микропроцессор и индикатор запаса топлива. [Патент Российской Федерации 2081398, МКИ G 01 F 13/00, опубл. 1997]. Однако устройство не содержит датчик расхода и потому расход топлива в ней определяется косвенным методом путем статистических оценок изменений показаний топливомера, что приводит к значительной методической погрешности. Ввиду того, что Авиационные Правила предписывают определять количество топлива на борту самолета (так называемый "запас" топлива) с помощью двух независимых методов измерения: с помощью топливомера и с помощью расходомера, указанное устройство неприемлемо для измерения запаса топлива на борту самолета.

Указанный недостаток отсутствует в наиболее близком к предлагаемому изобретению и принятом за прототип устройстве для измерения расхода топлива [Авторское свидетельство СССР 1569559, МКИ G 01 F 9/00, опубл. 1990].

Эта система содержит датчик мгновенного расхода топлива, топливомер с электроемкостными датчиками, входящими в его состав. Система также содержит датчик расхода топлива, интегрирующее устройство, схему вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, схему ввода поправки и индикатор запаса топлива. Выход интегрирующего устройства соединен с одним из входов схемы вычисления запаса топлива, другой вход которой подключен к задатчику количества заправленного топлива, а первый выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен к первому входу схемы ввода поправки.

В известной системе отсутствует методическая погрешность косвенного определения расхода, т.к. расход топлива измеряется непосредственно датчиком мгновенного расхода. Однако в данной системе возникает значительная по величине погрешность измерения суммарного расхода топлива, вызванная накоплением во времени ошибки q измерения суммарного расхода, т.к. суммарный расход вычисляется путем интегрирования в реальном времени сигнала датчика мгновенного расхода топлива.

Ошибка q непрерывно возрастает по мере расходования топлива из топливного бака и уже к моменту опорожнения бака на 20...25% достигает величины q>1%.

Для уменьшения влияния ошибки q на точность измерения запаса топлива в известной системе использован способ частичной компенсации путем введения поправки к сигналу датчика мгновенного расхода топлива. Указанная поправка представляет собой разность двух физических величин: количества топлива в баке, измеренного с помощью топливомера, и количества топлива в баке, измеренного с помощью датчика расхода.

Поправка вычисляется схемой ввода поправки, на вход которой поступают три измерительных сигнала: сигнал о значении массы Q0 топлива, заправленного в топливный бак, формируемый задатчиком количества заправленного топлива, сигнал о текущем значении остатка Q* топлива в топливном баке, формируемый топливомером, и сигнал о суммарном расходе топлива из топливного бака, формируемый интегрирующим устройством путем интегрирования в реальном времени сигнала датчика мгновенного расхода топлива.

В результате сравнения трех указанных сигналов в схеме ввода поправки на выходе этой схемы формируется сигнал поправки к показаниям датчика мгновенного расхода топлива, значение которого пропорционально величине ошибки q. В идеальном случае, при отсутствии погрешностей измерений в сигналах Q0 и Q*, величина поправки должна быть в точности равной ошибке q по величине и противоположна ей по знаку, поэтому ошибка q в этом случае должна быть полностью скомпенсирована поправкой.

Однако в реальном случае значение Q* запаса топлива, измеренного топливомером, содержит значительную по величине погрешность Q измерения.

Величина Q складывается из инструментальной погрешности электроемкостных датчиков топливомера и методической погрешности, вызванной разбросом электрофизических параметров топлива, влияющих на точность измерения, и прежде всего - разбросом значений диэлектрической проницаемости - параметра, непосредственно влияющего на точность электроемкостного метода измерения.

Разброс значений диэлектрической проницаемости между различными сортами авиационных топлив достигает величины 2%.

Т. к. при перелетах дальнемагистральных самолетов дозаправка топливом происходит в различных аэропортах с различными сортами топлив, то топливные баки самолета практически всегда заполнены смесью нескольких сортов топлива, значение диэлектрической проницаемости которой лежит в пределах разброса 2%. В связи с этим у современных авиационных электроемкостных топливомеров величина суммарной погрешности измерения запаса топлива в нормальных условиях составляет Q =2,5% от полной вместимости топливного бака, а в условиях эксплуатации превышает эту величину. Поэтому поправка к показаниям датчика мгновенного расхода топлива, вычисляемая как малая разность трех больших величин (Q0, Q* и суммарный расход), одна из которых, а именно Q*, измерена со значительной погрешностью Q, существенно отличается по величине от ошибки q. В результате ошибка q, возникающая в известной системе при измерении суммарного расхода, компенсируется схемой введения поправки лишь в незначительной степени, что приводит к значительной погрешности измерения суммарного расхода и запаса топлива в топливном баке самолета, превышающей величину 2,5% от полной вместимости топливного бака.

В основу предлагаемого изобретения поставлена задача уменьшения погрешности измерения запаса топлива.

Поставленная задача решается тем, что в топливомерно-расходомерной системе самолета, содержащей топливомер, датчик расхода топлива, интегрирующее устройство, схему вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, схему ввода поправки и индикатор запаса топлива, причем выход интегрирующего устройства соединен с одним из входов схемы вычисления запаса топлива, другой вход которой подключен к задатчику количества заправленного топлива, новым согласно изобретению является то, что в нее дополнительно введены сигнализаторы уровня топлива, блок вычисления удельной поправки и таймер реального времени, число входов которого равно числу сигнализаторов уровня топлива, каждый из входов таймера соединен с одним из сигнализаторов уровня топлива, а выход - с первым входом блока вычисления удельной поправки, второй вход которого подключен к выходу схемы ввода поправки, соединенной своим вторым входом с выходом топливомера, а выход датчика расхода топлива подключен к входу интегрирующего устройства, снабженного дополнительным входом, который соединен с выходом блока вычисления удельной поправки, первый выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен ко входу индикатора запаса топлива, а второй выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен к первому входу схемы ввода поправки.

Функциональная схема предложенной системы показана на чертеже.

Система содержит топливомер 1 с датчиками 2 количества топлива, установленными в топливном баке 3, в частности, представляющими собой два соединенных параллельно электроемкостных чувствительных элемента. В баке 3, кроме того, расположены сигнализаторы 4 уровня топлива, а в соединенной с баком 3 расходной магистрали 5 установлен датчик 6 расхода топлива. Выход датчика 6 подключен ко входу интегрирующего устройства 7, выход которого соединен с одним из входов схемы 8 вычисления запаса топлива.

Другой вход схемы 8 соединен с задатчиком 9 количества заправленного топлива, а выходы схемы 8 подключены: первый - к индикатору 10 запаса топлива, второй - к первому входу схемы 11 ввода поправки. Второй вход схемы 11 соединен с выходом топливомера 1, а ее выход - со вторым входом блока 12 вычисления удельной поправки, выход которого подключен к дополнительному входу интегрирующего устройства 7. Первый вход блока 12 соединен с выходом таймера 13 реального времени, число входов таймера 13 равно числу сигнализаторов 4 уровня топлива, причем каждый из входов таймера 13 соединен с одним из сигнализаторов 4 уровня.

Система работает следующим образом.

При выработке топлива из топливного бака 3 через расходную магистраль 5 сигнал о расходе Q(t) топлива поступает с выхода датчика 6 расхода топлива на вход интегрирующего устройства 7, где интегрируется в режиме реального времени от момента времени t0=0 (время запуска двигателя) до текущего момента времени t. В результате интегрирования расхода Q(t) на выходе устройства 7 возникает сигнал о суммарном расходе mQ топлива: где (t) - погрешность измерения расхода топлива датчиком 6 в функции времени.

При постоянном расходе топлива указанный интеграл упрощается: Из последнего выражения следует, что сигнал о суммарном расходе топлива, возникающий на выходе интегрирующего устройства 7, содержит погрешность t, линейно возрастающую с течением времени t.

С выхода интегрирующего устройства 7 сигнал mQ поступает на один из входов схемы 8, предназначенной для вычисления запаса топлива, оставшегося в баке 3. На другой вход этой схемы от задатчика 9 поступает сигнал о количестве топлива m0, залитого в бак 3 при заправке. Вычитая из m0 mQ, схема 8 определяет запас топлива mрасх в баке 3, вычисленный на основе измерения расхода топлива: mрасх=m0-mQ Информация о запасе топлива mрасх поступает с первого выхода схемы 8 на индикатор 10. Однако эта информация содержит погрешность t измерения запаса топлива. Для уменьшения указанной погрешности блок 12 формирует и выдает на дополнительный вход интегрирующего устройства 7 сигнал о значении удельной поправки к сигналу датчика 6 расхода топлива.

Сигнал о значении удельной поправки формируется следующим образом.

Информация о запасе топлива mpacx поступает со второго выхода схемы 8 на первый вход схемы 11 ввода поправки, на второй вход которой с выхода топливомера 1 подается сигнал о массе топлива mтопл в баке 3, измеренной топливомером. В схеме 11 производится формирование сигнала о значении поправки m, равного разности указанных сигналов: m=mpacx-mтопл=m0-mQ-mтопл При срабатывании первого (верхнего по уровню) сигнализатора 4 на первый вход блока 12 с выхода таймера 13 выдается сигнал о первом промежутке времени t1 = t1-t0, где t1 - время срабатывания первого сигнализатора 4. Кроме того, в момент срабатывания первого сигнализатора 4 блок 12 фиксирует значение первой поправки m1, поступающее на второй вход блока 12 с выхода схемы 11. В блоке 12 производится формирование первой удельной поправки 1: 1 = m1/t1, после чего сигнал о вычисленном значении 1 инвертируется и непрерывно подается на дополнительный вход интегрирующего устройства 7 в течение следующего промежутка времени t2 = t2-t1, где t2 - время срабатывания второго (по уровню) сигнализатора 4. Значение поправки 1 лишь незначительно отличается от значения погрешности 1 измерения расхода топлива на промежутке времени t1: 11, поэтому их разность близка к нулю:
1-10.
Высокая точность вычисления поправки 1 объясняется высокой точностью сигнализаторов 4. Абсолютная погрешность c срабатывания сигнализаторов уровня, например, терморезисторных равна c =1 мм, что составляет для фюзеляжных топливных баков с характерной высотой 500...1000 мм относительную величину всего лишь 0,2...0,1%.

Таким образом, в течение промежутка времени t2/ на входы интегрирующего устройства 7 непрерывно поступают два сигнала: первый - о значении расхода топлива (Q1) и второй - о значении удельной поправки 1. Устройство 7 интегрирует сумму этих сигналов и вырабатывает точную информацию о количестве израсходованного топлива m1:

поступающую с выхода устройства 7 на вход схемы 8 и с выхода схемы 8 - на вход индикатора 10.

Отсутствие в окончательном результате последнего выражения погрешности t подтверждает тот факт, что в информации о запасе топлива, поступающей с выхода схемы 8 на индикатор 10 на промежутке времени t2, ошибка измерения суммарного расхода топлива скомпенсирована за счет подачи на вспомогательный вход интегрирующего устройства 7 сигнала о значении удельной поправки 1.
Точно так же, как на временном промежутке t2, предложенная система компенсирует погрешность t на следующем промежутке времени между срабатываниями последующих сигнализаторов уровня.

Тем самым поставленная в предлагаемом изобретении задача уменьшения погрешности измерения запаса топлива (до величины, не превышающей 1%) решена путем вычисления и подачи на дополнительный вход интегрирующего устройства 7 сигнала о значении удельной поправки, суммируемого с сигналом датчика 6 расхода топлива и компенсирующего нарастающую во времени погрешность измерения суммарного расхода топлива.


Формула изобретения

Топливомерно-расходомерная система самолета, содержащая топливомер, датчик расхода топлива, интегрирующее устройство, схему вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, схему ввода поправки и индикатор запаса топлива, причем выход интегрирующего устройства соединен с одним из входов схемы вычисления запаса топлива, другой вход которой подключен к задатчику количества заправленного топлива, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены сигнализаторы уровня топлива, блок вычисления удельной поправки и таймер реального времени, число входов которого равно числу сигнализаторов уровня топлива, каждый из входов таймера соединен с одним из сигнализаторов уровня топлива, а выход - с первым входом блока вычисления удельной поправки, второй вход которого подключен к выходу схемы ввода поправки, соединенной своим вторым входом с выходом топливомера, а выход датчика расхода топлива подключен ко входу интегрирующего устройства, снабженного дополнительным входом, который соединен с выходом блока вычисления удельной поправки, первый выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен ко входу индикатора запаса топлива, а второй выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен к первому входу схемы ввода поправки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам измерения потерь в слое отложений, образующихся на рабочей поверхности емкостных датчиков уровня или влажности, используемых в различных отраслях промышленности, в частности в теплоэнергетике для контроля уровня подтоварной воды в нефти и мазуте или влажности в нефти и мазуте

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для использования при измерении уровня различных жидкостей, например, в движущихся автотранспортных средствах

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения уровня жидкостей, находящихся в резервуарах, в частности уровня компонентов жидкого топлива в баках ракет-носителей, и может быть использовано в различных отраслях промышленности: нефтеперерабатывающей, химической и др

Изобретение относится к самолетостроению, а именно к системам контроля топливных систем самолета

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения уровня диэлектрических жидкостей, находящихся в резервуарах, в частности уровня компонентов жидкого криогенного топлива в баках ракет-носителей, и может быть использовано в различных отраслях промышленности: нефтеперерабатывающей, химической и др

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к устройствам контроля уровня жидкости в технологических сосудах

Изобретение относится к измерению диэлектрической проницаемости диэлектрического вещества

Изобретение относится к устройствам контроля уровня жидкости в технологических сосудах

Изобретение относится к устройствам для измерения уровня электропроводящих сред

Изобретение относится к способам определения объемов, в частности, внутренних объемов танков

Изобретение относится к технике взвешивания жидкостей, газов, в частности к определению массы нефтепродукта в закрытой емкости, преимущественно в контейнере-цистерне, предназначенном для хранения и транспортировки на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, находящихся под высоким давлением (до 16105 Па) агрессивных сред

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения количества топлива в топливных баках летательного аппарата

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для измерения внутреннего объема кабин и салонов транспортных средств и сельскохозяйственной техники

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в пищевой, фармацевтической, перерабатывающей и иных отраслях промышленности, где необходимо определение количества жидких, сыпучих и твердых веществ, находящихся в замкнутой емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, в частности, для измерения объема жидкости, находящейся в закрытом герметичном сосуде под давлением, в условиях транспорта, хранения и переработки жидкости, в топливомерах в авиационных и космических аппаратах

Изобретение относится к авиакосмической технике и может найти применение в системе хранения и подачи жидкого топлива двигательных установок в космических аппаратах, работающих в условиях глубокого космоса
Наверх