Тормозное устройство ручных тележек

 

Изобретение относится к тормозному оборудованию подвижных колесных конструкций, например медицинских кроватей для новорожденных, ручных тележек для медицинских аппаратов, приборных столов, пультов управления с поворотными (самоустанавливающимися) и неповоротными вокруг вертикальной оси колесами. Тормозное устройство ручных тележек содержит тормозную колодку, установленную на тяге, вертикально перемещающейся под воздействием тормозного исполнительного механизма в стойке, связанной с вилкой оси колеса. Устройство дополнительно содержит закрепленный на стойке рычажный механизм с промежуточным звеном. Исполнительный механизм выполнен в виде подвижной втулки, расположенной внутри стойки и соединенной с одной стороны с тягой, а с другой стороны с промежуточным звеном рычажного механизма посредством оси, выполненной с возможностью продольного перемещения в пазу стойки. Тяга выполнена с возможностью продольного перемещения во втулке и фиксации от поворота в ней. Тяга закреплена во втулке неподвижно. Пружина сжатия установлена в стойке между подвижной втулкой и тягой, при этом соединение тяги с подвижной втулкой выполнено с зазором, расположенным между верхним торцом тяги и внутренней поверхностью подвижной втулки. Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении удобства эксплуатации тормозных устройств ручных тележек за счет обеспечения быстрого и надежного затормаживания колес. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к тормозному оборудованию подвижных колесных конструкций, например медицинских кроватей для новорожденных, ручных тележек для медицинских аппаратов, приборных столов, пультов управления с поворотными (самоустанавливающимися) и неповоротными вокруг вертикальной оси колесами.

Известно тормозное устройство (см. а.с. СССР 943061 по кл. МПК В 62 В 5/04, опуб. 19.07.82г.), содержащее установленный на кронштейне колеса корпус, в котором размещен толкатель, у которого на верхнем торце выполнен бурт, а на нижнем торце установлена тормозная колодка. Затормаживание колеса обеспечивается перемещением толкателя при нажатии на его бурт ногой и фиксируется роликом от пружины, размещенной в наклонном пазу корпуса, а растормаживание обеспечивается пружиной, установленной на верхнем конце толкателя между его буртом и корпусом при нажатии на педаль, установленной шарнирно в корпусе, которая отводит фиксирующий ролик от толкателя.

Однако данное устройство неудобно при эксплуатации за счет наличия двух элементов управления (верхний бурт толкателя и педаль), что, в свою очередь, требует внимательных и скоординированных действий ногой (в экстренных случаях возможно нажатие не на тот элемент управления). Так как устройство поворачивается вместе с кронштейном и колесом вокруг оси стойки, в которой установлен кронштейн, то возможны положения кронштейна под полками тележки или стола, когда нажать на бурт или педаль затруднено и необходимо дополнительное время для поворота кронштейна рукой или ногой в удобное положение для включения или отключения тормоза ногой. Так как положение устройства изменяется вместе с положением кронштейна с колесом, то объединить включение и выключение нескольких стопорных устройств от одного элемента управления затруднено или невозможно без изменения конструкции. Для надежного затормаживания нескольких колес необходимо дополнительное время для раздельного включения нескольких стопорных устройств, что отвлекает от основной деятельности и нежелательно при проведении экстренных процедур.

Известно также тормозное устройство для колес приборных столов (а.с. СССР 446447 по кл МПК В 62 В 5/04, опуб. 19.06.75г.), снабженных диагонально расположенными самоповоротными колесами и рукояткой управления, воздействующей одновременно на шарнирно закрепленные опоры (колеса) посредством трособлочной системы. Вертикальные оси-кронштейны, на которых установлены колеса, снабжены дисками с прорезями, расположенными в диаметрально противоположных направлениях, с которыми взаимодействуют подпружиненные собачки, связанные трособлочной системой с рукояткой управления. При фиксации колес продольные оси прорезей дополнительно расположенных дисков располагаются на одной прямой. Трособлочная система размещена в специальном основании и соединена стойками с рабочей плитой стола.

Данная конструкция так же, как и предыдущего аналога, также неудобна в эксплуатации из-за сложности и громоздкости. Для затормаживания стола после нажатия на рукоятку необходимо дополнительное время на покачивание стола, чтобы стопорящие собачки запали во все прорези дисков на вертикальных осях-кронштейнах, что нежелательно в экстренных случаях при проведении медицинских процедур.

Наиболее близким к заявляемому является тормозное устройство (а.с. СССР 277566 по кл. МПК В 62 В 5/04, опуб. 26.10.70г.), содержащее тормозную колодку, установленную шарнирно на штоке, вертикально перемещающемся под воздействием тормозного исполнительного механизма в полом шкворне, связанном с полноповоротной вилкой оси колеса. На конце штока установлен имеющий фрикционную накладку диск, взаимодействующий с зафиксированным от проворота тормозным диском тормозного исполнительного механизма.

Данное тормозное устройство также неудобно в эксплуатации из-за громоздкости и наличия специального габаритного основания под стойками тележки или стола. В связи с выполнением габаритного диска (бурта) на вертикальном штоке, используемого для затормаживания кронштейна с колесом от бокового проворота, который охватывается элементами исполнительного механизма, разместить этот узел в малогабаритной стойке тележки без использования специального основания практически невозможно.

Изобретение направлено на решение задачи повышения удобства эксплуатации тормозных устройств ручных тележек за счет обеспечения быстрого и надежного затормаживания колес.

Для решения поставленной задачи тормозное устройство ручных тележек, содержащее тормозную колодку, установленную на тяге, вертикально перемещающейся под воздействием тормозного исполнительного механизма в стойке, связанной с вилкой оси колеса, согласно изобретению дополнительно содержит закрепленный на стойке рычажный механизм с промежуточным звеном, а исполнительный механизм выполнен в виде подвижной втулки, расположенной внутри стойки и соединенной с одной стороны с тягой, а с другой стороны с промежуточным звеном рычажного механизма посредством оси, выполненной с возможностью продольного перемещения в пазу стойки.

Тяга может быть выполнена закрепленной во втулке неподвижно, либо зафиксированной от проворота во втулке с возможностью продольного перемещения в ней.

Тормозное устройство может дополнительно содержать пружину сжатия, установленную в стойке между подвижной втулкой и тягой, при этом соединение тяги с подвижной втулкой выполнено с зазором, расположенным между верхним торцом тяги и внутренней торцевой поверхностью подвижной втулки.

Тормозное устройство может дополнительно содержать пружину растяжения, закрепленную между осями подвижной втулки и рычажного механизма.

Тормозное устройство может дополнительно содержать нажимную пружину, расположенную между тормозной колодкой и введенной в нижний торец стойки втулкой.

Вилки с колесами закреплены на стойках либо неподвижно, либо шарнирно.

Рабочая поверхность тормозной колодки выполнена рифленой в виде тела вращения с образующей, копирующей профиль шины колеса.

В известных автору источниках патентной и научно-технической информации не описано удобных в эксплуатации тормозных устройств ручных тележек, обеспечивающих быстрое и надежное затормаживание колес за счет наличия на наружной поверхности стойки рычажного механизма с промежуточным звеном и расположения исполнительного механизма внутри стойки тележки. Выполнение исполнительного механизма в виде подвижной втулки с возможностью продольного перемещения в стойке, соединенного с тягой и промежуточным звеном рычажного механизма, обеспечивает надежное и эффективное затормаживание колес, установленных как в поворотных, так и в неподвижных вилках. Рычажный механизм, являющийся одновременно рукояткой управления торможением и расположенный, как правило, рядом с ручкой для перемещения тележки, создает удобства эксплуатации и возможность торможения без помех, не отвлекаясь от основной деятельности.

Сказанное позволяет сделать вывод о наличии в заявляемом изобретении критерия "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид тормозного устройства, на фиг.2 и 3 - варианты выполнения устройства с пружинами (сжатия или растяжения), на фиг.4 представлено сечение по месту контакта подвижной втулки и тяги; на фиг.5 представлен вариант расположения тормозного устройства на медицинской тележке для новорожденных.

Тормозное устройство содержит стойку 1, к которой прикреплена либо неподвижно, либо шарнирно вилка 2 с колесом 3, тормозную колодку 4, соединенную жестко с концом тяги 5. Тяга 5 может быть закреплена во втулке 6 неподвижно либо выполнена с возможностью продольного перемещения во втулке 6, которая, в свою очередь, выполнена с возможностью продольного перемещения в стойке 1. Подвижная втулка посредством оси 7 шарнирно соединена с промежуточным звеном 8 рычажного механизма 9. Ось 7 выполнена с возможностью перемещения в пазу 10 стойки 1. Рычажный механизм 9 прикреплен шарнирно к стойке 1 посредством оси 11. На коротком плече рычажного механизма 9 закреплена неподвижно скоба 12, соединенная шарнирно посредством оси 13 с промежуточным звеном 8.

Для повышения эффективности затормаживания путем создания усилий затормаживания тормозной колодки 4 на колесо 3, а также для более надежной фиксации положений рычажного механизма конструкция устройства предусматривает наличие либо пружины сжатия 14 и пружины растяжения 15 (см. фиг.2), либо пружины растяжения 15 и нажимной пружины 16 (см. фиг.3).

При этом, пружину сжатия 14 располагают между подвижной втулкой 6 и тягой 5. Пружину растяжения 15 располагают между осью 7 подвижной втулки 6 и осью 11 рычажного механизма 9. Нажимную пружину 16 располагают между тормозной колодкой 4 и дополнительной втулкой 17, расположенной в нижнем торце стойки 1.

Для компенсации погрешностей изготовления колеса и для ускорения сборки, которая не требует точной регулировки положения тормозной колодки 4 на тяге 5, между верхним торцом тяги 5 и внутренней торцевой поверхностью подвижной втулки 6 при наличии пружины 14 может быть выполнен зазор высотой h (см. фиг.2).

При выполнении устройства без пружин усилие торможения создают путем использования упругости элементов конструкции, в частности упругостью тяги 5, закрепленной неподвижно во втулке 6, при этом необходима четкая регулировка положения тормозной колодки 4, например, при помощи гаек 18 или другим способом.

Длинное плечо рычажного механизма 9 может быть выполнено П-образным, объединяющим два тормозных устройства и воздействующим сразу на два колеса, при этом соединение рычажного механизма с каждым промежуточным звеном 8 осуществляют вышеописанным способом. Расположение П-образного рычажного механизма возможно как вверху тележки, так и на уровне ног (см. фиг.5).

Тяга 5 может быть закреплена во втулке 6 либо неподвижно, либо зафиксирована от проворота в ней (см. фиг.4) с возможностью продольного перемещения.

Рабочая поверхность тормозной колодки 4 может быть выполнена рифленой в виде тела вращения с образующей, копирующей профиль шины колеса, что обеспечивает одинаковое прилегание колодки к колесу в любом положении вилки 2 с колесом 3.

Устройство работает следующим образом.

При повороте рычажного механизма 9 вниз короткое плечо рычага со скобой 12 перемещает промежуточное звено 8 вверх, которое через ось 7 в пазу 10 стойки 1 перемещает подвижную втулку 6 вверх, которая, в свою очередь, перемещает тягу 5 с тормозной колодкой 4 также вверх и колесо 3 растормаживается. Ход рычажного механизма 9 ограничивается верхним торцом паза 10. Ход оси 7 определяется разностью угла поворота рычажного механизма 9 относительно вертикальной оси стойки 1 при расположении рычажного механизма вниз и угла наклона механизма 9 по отношению к продольной оси стойки 1 при положении механизма 9 вверх. При этом, положение рычажного механизма 9 вверх определяет перемычка в скобе 12.

При установке пружины сжатия 14 между подвижной втулкой 6 и тягой 5 рычажный механизм 9 не фиксируется в конечном нижнем положении под углом . При отсутствии какого-либо тягового или толкающего усилия на рычажный механизм 9 происходит его самопроизвольный подъем, что приводит, в конечном итоге, к опусканию тяги 5 с тормозной колодкой 4 на колесо 3 и частичному затормаживанию. Для окончательного затормаживания колеса 3 рычажный механизм 9 переводят вверх под углом к продольной оси стойки 1, пpи этом промежуточное звено 8 перемещает подвижную втулку 6 вниз, которая нажимает пружину 14. Пружина 14 передает заданное усилие тяге 5 и происходит окончательное затормаживание.

Вместо пружины сжатия 14 возможно наличие нажимной пружины 16, которая, как и пружина 14, служит для обеспечения усилий торможения и фиксации положений рычажного механизма 9.

При необходимости фиксации рычажного механизма 9 в нижнем положении, когда частичное затормаживание не обязательно или когда механизм 9 служит только для управления торможением, устройство может содержать пружину растяжения 15, которая является противодействующей пружине сжатия 14 или нажимной пружине 16, используемой вместо пружины 14. Пружина растяжения 15 не дает возможности находиться (без дополнительных усилий) рычажному механизму в вертикальном положении, способствует растормаживанию и движению колес 3, а также при переводе механизма 9 в конечное верхнее положение под угол фиксирует устройство в заторможенном состоянии. При отсутствии пружины растяжения 15 и наличия только нажимной пружины 16 будет происходить постоянное затормаживание колес 3. Только при воздействии усилий на рычажный механизм 9 (например, рукой при перемещений тележки) произойдет растормаживание и движение колес.

Таким образом, заявляемая конструкция удобна в эксплуатации, имеет минимальные габариты. Конструкция позволяет быстро и безошибочно управлять торможением и движением ручных тележек.

Формула изобретения

1. Тормозное устройство ручных тележек, содержащее тормозную колодку, установленную на тяге, вертикально перемещающейся под воздействием тормозного исполнительного механизма в стойке, связанной с вилкой оси колеса, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит закрепленный на стойке рычажный механизм с промежуточным звеном, а исполнительный механизм выполнен в виде подвижной втулки, расположенной внутри стойки и соединенной с одной стороны с тягой, а с другой стороны - с промежуточным звеном рычажного механизма посредством оси, выполненной с возможностью продольного перемещения в пазу стойки.

2. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что тяга выполнена с возможностью продольного перемещения во втулке и фиксации от поворота в ней.

3. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что тяга закреплена во втулке неподвижно.

4. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит пружину сжатия, установленную в стойке между подвижной втулкой и тягой, при этом соединение тяги с подвижной втулкой выполнено с зазором, расположенным между верхним торцом тяги и внутренней торцевой поверхностью подвижной втулки.

5. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит пружину растяжения, закрепленную между осями подвижной втулки и рычажного механизма.

6. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит нажимную пружину, расположенную между тормозной колодкой и введенной в нижний торец стойки втулкой.

7. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что вилки с колесами закреплены на стойках неподвижно.

8. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что вилки с колесами закреплены на стойках шарнирно.

9. Тормозное устройство ручных тележек по п.1, отличающееся тем, что рабочая поверхность тормозной колодки выполнена рифленой в виде тела вращения с образующей, копирующей профиль шины колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам малой механизации, а именно к области тормозных устройств для ручных тележек

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к оборудованию для ручной перевозки продуктов D магазинах и складских помещениях, а также для транспортировки их на подъемниках или грузовых лифтах

Изобретение относится к подъемнотранспортным машинам, в частности к грузоподъемным механизмам, и может быть использовано при производстве погрузочно-разгрузочных работ

Изобретение относится к транспорту, в частности к ручным тележкам с несколькими осями

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение вручную, а именно к тормозным устройствам колес тележек

Изобретение относится к средствам малой механизации и касается тормозов для тележек с самоустанавливающимися колесами

Изобретение относится к транспорту, в частности к тормозным устройствам для тележек с самоустанавливающимися колесами

Изобретение относится к детским коляскам, а именно к шасси с механизмами торможения

Изобретение относится к транспортным средствам, и, в частности, может использоваться в конструкциях передвижных контейнеров

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов

Изобретение относится к средствам для перевозки ценностей, трансформируемым в тележку или стол для облегчения транспортировки штучных, тяжелых, объемных грузов преимущественно в кассовых центрах банков для приема-передачи ценностей на хранение

Изобретение относится к противоугонным устройствам для тележек торговых центров

Изобретение относится к колесу тележки для покупок, содержащему блокировочное устройство

Изобретение относится к технике предотвращения похищения тележек для покупки продуктов и товаров

Изобретение относится к противоугонному блокировочному устройству для покупательской тележки

Изобретение относится к автоматически приводимым в действие тормозам инвалидных колясок, приспособленных для перемещения по лестницам. Автоматический тормоз содержит рычаги с опорными роликами на своих свободных концах. Рычаги шарнирно установлены впереди колес с возможностью принудительного перевода из нерабочего верхнего положения в рабочее нижнее положение и возможностью качения роликов по ступени или иной опорной поверхности впереди колес, а также последующего срыва под действием собственной силы тяжести и зависания над нижестоящей ступенью. Рычаги подпружинены с возможностью фиксации в нерабочем верхнем своем положении силами упругости пружин. Автоматический тормоз содержит опорные костыли с фрикционными пятами, которые расположены на рычагах между шарнирно закрепленным основанием рычага и его опорным роликом. Тормоз дополнительно содержит храповые механизмы. Храповое колесо каждого механизма установлено соосно одному из колес транспортного средства и жестко с ним связано. Каждый опорный костыль выполнен со штоком, подпружиненным возвратным упругим элементом в осевом своем направлении. Фрикционная пята расположена на одном конце штока, ориентированном вниз-вперед, а противоположный его конец, ориентированный вверх-назад, выполнен с возможностью стопорения храпового колеса. Достигается повышение эксплуатационной надежности устройства в различных условиях эксплуатации. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию для перевозки и хранения штучных грузов, преимущественно резиновых заготовок, и может быть использовано в шинной промышленности. Тележка содержит раму со стойками, откидные полки, передние и задние колеса и механизм стопорения. Механизм стопорения выполнен в виде тормозных колодок, смонтированных на пластинах, в отверстиях которых расположены жестко связанные с водилом эксцентрики. При повороте эксцентриков осуществляется перемещение пластин с тормозными колодками по выполненным на кронштейнах передних колес направляющим пазам с помощью пальцев, установленных в пластинах механизма стопорения. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности тележки-книжки для перевозки и хранения штучных грузов в результате применения механизма стопорения передних колес тележки-книжки. 5 ил.
Наверх