Способ приготовления асфальтобетонной смеси

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано в районах с резко континентальным климатом. Способ приготовления включает нагрев и разделение на фракции минеральных заполнителей, перемешивание нагретого битумного связующего с крупной фракцией заполнителя, последующее введение мелкого заполнителя и минерального порошка, перед подачей нагретого битумного связующего крупную фракцию заполнителя обрабатывают разжижителем до полного обволакивания его. Причем разделение заполнителей проводят по граничному зерну 5 мм. В качестве разжижителя применяют нефтяной гудрон или мазут. Для асфальтобетона из горячих смесей количество разжижителя составляет 0,7-1,5% от общего состава смеси. Для асфальтобетона из холодных смесей количество разжижителя составляет 1,6-3% от общего состава смеси. Технический результат: повышение морозостойкости и долговечности асфальтобетона. 5 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано в районах с резко континентальным климатом.

Известен способ приготовления асфальтобетонной смеси для дорожных покрытий, включающий смешение нагретых минеральных заполнителей с минеральным порошком, расплавленным битумом и введение через 10-15 с пластификатора - дизельного топлива в количестве 3-5% от веса битума [А.С. 834302 МКИ Е 01 С 7/18, Способ приготовления асфальтобетонной смеси для дорожных покрытий/И.В. Королев, Е. Н. Агеева и др. 2668412/29-33; Заявлено 14.07.78; опубликовано 30.05.81. Бюл. 20].

Известный способ облегчает перемешивание, укладку и уплотнение смеси, что сказывается положительно на водоустойчивости и прочности. Однако с течением времени легкая часть дизельного топлива испаряется, и периферийные зоны битумного покрытия преобретают исходные свойства; при знакопеременных температурных воздействиях и динамических нагрузках покрытие становится хрупким, снижаются его эксплуатационные характеристики.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ приготовления асфальтобетонной смеси, включающей нагрев и разделение заполнителей на фракции, перемешивание нагретого битумного связующего с грубой фракцией заполнителя и последующее введение мелкой фракции заполнителя и минерального порошка [А.С. 520929 МКИ Е 01 С 7/18, Способ приготовления асфальтобетонной смеси /Карл Гуннар Олсон (Швеция). - 1720906/33; Заявлено 01.12.71; опубликовано 05.07.76. Бюл. 25].

Недостатком данного способа является невысокая морозостойкость и долговечность асфальтобетонных покрытий при их эксплуатации в районах с резкоконтинентальным климатом.

Целью изобретения является повышение морозостойкости и долговечности асфальтобетона.

Поставленная цель достигается тем, что в способе приготовления асфальтобетонной смеси, включающем нагрев и разделение заполнителей на фракции, перемешивание нагретого битумного связующего с крупной фракцией заполнителя, последующее введение мелкой фракции заполнителя и минерального порошка, перед подачей нагретого битумного связующего крупную фракцию заполнителя обрабатывают разжижителем до полного обволакивания его.

Разделение заполнителей проводят по граничному зерну 5 мм.

В качестве разжижителя применяют нефтяной гудрон.

В качестве разжижителя применяют мазут.

Для асфальтобетона из горячих смесей количество разжижителя, взятого для обработки крупного заполнителя, составляет 0,71,5%.

Для асфальтобетона из холодных смесей количество разжижителя, взятого для обработки крупного заполнителя, составляет 1,63%.

При обработке разжижителем на крупном заполнителе создается тонкослойное пленочное покрытие с высокими эластичными и адгезионными свойствами при отрицательной температуре. При динамических нагрузках и знакопеременных температурных воздействиях, особенно в весенне-осенний периоды эксплуатации автомобильных дорог в условиях резко континентального климата, за счет этой пленки повышаются морозостойкость и долговечность покрытия.

Способ осуществляется следующим образом. Сначала нагревают щебенисто-песчаную смесь в сушильном барабане до t=90-160oС и приводят рассев на крупную и мелкую фракцию по классу 5 мм.

Разжижители (мазут, гудрон) разогревают t= 60oC. Битумное связующее (вязкий битум) разогревают до t=90-130oC.

Крупную фракцию заполнителя вводят в смеситель, туда же подают разжижитель, смесь перемешивают 10 сек. Затем вводят разогретый битум и перемешивают 15-20 сек, туда же подают мелкий заполнитель и минеральный порошок, смесь перемешивают 30 сек. Из горячих и холодных асфальтобетонных смесей формируют образцы диаметром и высотой 71,4 мм по ГОСТ 12801-84 и образцы балочки размером 4040150 мм по методике СоюздорНИИ.

Коэффициент морозостойкости определялся по снижению прочности образцов при сжатии после 50 циклов замораживание - оттаивание. Долговечность асфальтобетона определялась по количеству циклов, выдерживаемых образцами балочками размером 4040150 мм до разрушения при многократном воздействии нагрузки при -10oС по методу СоюздорНИИ.

Примеры конкретной реализации Характеристика исходного сырья: 1. Щебень из гравия фр. 5-20 мм, соответствует ГОСТ 9128-76; 2. Кварцевый песок, Мкр=2,8, соответствует ГОСТ 8736-93; 3. Минеральный порошок - молотый известняк, соответствует ГОСТ 16557-78; 4. Вязкий нефтяной дорожный битум марки БНД 90/130, ГОСТ 2245-76; 5. Разжижители: мазут, нефтяной гудрон.

Характеристика разжижителей приведена в таблице 1.

Для экспериментальной проверки способа испытаны следующие составы асфальтобетона из горячих и холодных смесей. Показатели физико-механических свойств этих составов приведены в таблице 2.

I. Составы асфальтобетона из горячих смесей: 1) щебень фр. 5-20 мм - 50% разжижитель (мазут) - 0,65% вязкий битум БНД 90/130 - 4,35%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
2) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 0,65%
вязкий битум БНД 90/130 - 4,35%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
3) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (мазут) - 0,7%
вязкий битум БНД 90/130 - 4,3%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
4) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 0,7%
вязкий битум БНД 90/130 - 4,3%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
5) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (мазут) - 1,5%
вязкий битум БНД 90/130 - 3,5%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
6) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 1,5%
вязкий битум БНД 90/130 - 3,5%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
7) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (мазут) - 1,55%
вязкий битум БНД 90/130 - 3,45%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
8) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 1,55%
вязкий битум БНД 90/130 - 3,45%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
9) (прототип)
фракция заполнителя 1,7-20 мм - 50%
вязкий битум - 5%
фракция заполнителя менее 1,7 мм - 35%
минеральный порошок - 10%
II. Составы асфальтобетона из холодных смесей
10) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (мазут) - 1,6%
вязкий битум БНД 90/130 - 3,4%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
11) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 1,6%
вязкий битум БНД 90/130 - 3,4%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
12) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (мазут) - 3,0%
вязкий битум БНД 90/130 - 2%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
13) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 3%
вязкий битум БНД 90/130 - 2%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
14) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (мазут) - 3,1%
вязкий битум БНД 90/130 - 1,9%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
15) щебень фр. 5-20 мм - 50%
разжижитель (гудрон) - 3,1%
вязкий битум БНД 90/130 - 1,9%
песок - 35%
минеральный порошок - 10%
16) (прототип)
фракция заполнителя 1,7-20 мм - 50%
жидкий битум МГ 130/200 - 5%
фракция заполнителя менее 1,7 мм - 35%
минеральный порошок - 10%
Граничные пределы количественного введения разжижителя обоснованы для горячих и холодных асфальтобетонных смесей показателями асфальтобетона: прочность, морозостойкость, долговечность.

Для горячих асфальтобетонных смесей оптимальным является количество вводимого разжижителя 0,7-1,5%.

При уменьшении количества разжижителя менее 0,7% снижаются морозостойкость и долговечность асфальтобетона.

При увеличении количества разжижителя более 1,5% морозостойкость и долговечность асфальтобетона увеличиваются, однако снижается предел прочности при сжатии ниже нормативного (2,5 МПа).

Количество вводимого разжижителя 1,5% является граничным при переходе от горячих к холодным асфальтобетонным смесям.

Для холодных асфальтобетонных смесей оптимальным является количество вводимого разжижителя 1,6-3%.

При увеличении количества разжижителя более 3% снижается прочность асфальтобетона ниже нормативной (1,5 МПа), кроме того, снижаются показатели морозостойкости и долговечности асфальтобетона.


Формула изобретения

1. Способ приготовления асфальтобетонной смеси, включающий нагрев и разделение заполнителей на фракции, перемешивание нагретого битумного связующего с крупной фракцией заполнителя и последующее введение мелкой фракции заполнителя и минерального порошка, отличающийся тем, что перед подачей битумного связующего в крупную фракцию заполнителя вводят разжижитель и перемешивают до полного обволакивания заполнителя разжижителем.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что разделение заполнителей проводят по граничному зерну 5 мм.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве разжижителя применяют нефтяной гудрон.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве разжижителя применяют мазут.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для асфальтобетона из горячих смесей количество вводимого разжижителя составляет 0,7-1,5%.

6. Способ п. 1, отличающийся тем, что для асфальтобетона из холодных смесей количество вводимого разжижителя составляет 1,6-3,0%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.03.2011

Дата публикации: 10.01.2012




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к смесям из каменных материалов с противогололедной добавкой, обработанных органическими вяжущими веществами (битумом), и может быть применено для устройства покрытий с шероховатой поверхностью на автомобильных дорогах

Изобретение относится к способу приготовления асфальтобетонной смеси и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог, аэродромов и т.п

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к способу устройства дорожного покрытия

Изобретение относится к строительству автомобильный дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах

Изобретение относится к области строительства и капитального ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог высоких категорий и взлетно-посадочных полос аэродромов

Изобретение относится к наполнителям для путей движения транспорта, в частности, к порошкообразным наполнителям для битумсодержащих путей движения транспорта

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при производстве асфальтобетонных смесей и строительстве дорожных покрытий
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройств дорожных покрытий и оснований

Изобретение относится к получению дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве

Изобретение относится к области производства нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве компаундированных битумов путем смешения окисленного битума, полученного путем окисления при повышенной температуре остаточных продуктов переработки нефти, и неокисленных остаточных нефтепродуктов

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд

Изобретение относится к производству битумных эмульсий и может быть использовано в дорожном строительстве

Изобретение относится к битумным композициям, обладающим полезными свойствами при высокой и низкой температуре, которые сохраняются в течение большего периода времени, обеспечивая по оценкам увеличенный срок службы, по сравнению с композициями, использованными, например, в кровельных материалах

Изобретение относится к получению улучшенных материалов на битумной основе и может быть использовано при производстве дорожных, кровельных гидроизоляционных покрытий

Изобретение относится к катионактивным адгезионным присадкам к битумам и может быть использовано при устройстве автомобильных дорог, аэродромов

Изобретение относится к катионоактивным битумным эмульсиям, применяемым в дорожном строительстве

Изобретение относится к области приготовления модифицированных битумов и может быть использовано для производства вяжущих, мастик, герметиков, кровельных материалов и использоваться в дорожном и промышленном строительстве, в производстве строительных материалов, гидроизоляции трубопроводов

Изобретение относится к композициям, применяемым при производстве материалов, используемых для изоляции стыков, швов, примыканий, приклейки рулонных кровельных материалов и гидроизоляции фундаментов и трубопроводов

Изобретение относится к получению дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве
Наверх