Способ организации сгорания и камера сгорания карбюраторного двигателя

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от искры. Способ организации процесса сгорания состоит в том, что при перемещении поршня вблизи верхней мертвой точки (ВМТ) весь объем камеры сгорания делится на малые объемы, зажигание и горение малых объемов протекает независимо друг от друга до окончания активного тепловыделения, пока существует опасность возникновения детонации. Затем малые объемы смеси соединяются и догорание происходит во всем объеме. Для организации такого сгорания крышка цилиндра и днище поршня камеры сгорания (КС) имеют выступы с сопряженными поверхностями, которые перемещаются друг относительно друга при движения поршня вблизи ВМТ и разделяют КС на две или несколько полостей, причем каждая полость имеет вытеснитель, свечу зажигания, впускной и выпускной клапаны. Изобретение обеспечивает улучшение антидетонационных свойств карбюраторных двигателей. 2 с. и 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от искры.

Задача изобретения - улучшение антидетонационных свойств двигателя.

Известно, чем больше диаметр цилиндра, тем выше требования двигателя к детонационной стойкости топлива. Например, увеличение диаметра цилиндра в два раза, с 60 до 120 мм, требует повышения октанового числа топлива в среднем на 12...14 ед.

Это объясняется особенностями развития и возникновения первичных очагов самовоспламенения в последней (несгоревшей) части заряда. Размеры этих очагов пропорциональны масштабу турбулентных пульсаций, а последние - линейным размерам камеры сгорания (КС). В процессе воспламенения таких очагов возрастает вероятность возникновения ударных волн с амплитудой, достаточной для инициирования воспламенения смежных объемов горючей смеси и, таким образом, зарождения детонационной волны.

Самовоспламенение может вызвать детонацию, если к моменту его возникновения в последней части заряда осталось не менее 10% цикловой дозы топлива. В период активного тепловыделения процесса сгорания, который в современных двигателях при работе на режимах вероятного возникновения детонации составляет порядка 40...50o поворота коленчатого вала (ПКВ), выгорает 90... 95 процентов цикловой дозы топлива.

Из изложенного следует, если разделить весь объем КС временно, при положении поршня вблизи верхней мертвой точки (ВМТ) (примерно 30o ПКВ относительно ВМТ), на более мелкие объемы и организовать в них независимое горение смеси на период активного тепловыделения, то склонность двигателя к детонации снизится.

Известные способы организации процесса сгорания путем разделения всего объема КС на две или более частей можно отнести к постоянному или мгновенному разделению объема.

В первом случае весь объем КС делится на объемы основной камеры и дополнительной (предкамера или форкамера), соединенной с основной камерой каналами. Процесс сгорания в этих КС существенно отличается от предлагаемого способа, и, кроме того, двигатели с такими КС не получили широкого распространения в силу органически присущих им недостатков.

Во втором случае разделение всего объема КС происходит на мгновение при положении поршня в ВМТ, и только начальная стадия процесса сгорания, когда нет опасности появления детонации, протекает в одном небольшом объеме. Основное же горение протекает во всем объеме КС, как и в однополостной КС при одинаковых степени сжатия и размерах цилиндра. Это камера с двухстадийным процессом сгорания, являющаяся прототипом данного изобретения (с. 48, Итоги науки и техники (двигатели внутреннего сгорания): Пути повышения экономичности автотракторных двигателей/ В. А.Лунье, В.А.Мангушев, И.В.Маркова. - ВИНИТИ, 1982, т.3, 232 с.) Отличие предлагаемого способа организации сгорания состоит в том, что разделение всего объема КС на более мелкие происходит временно. Зажигание и последующее горение малых объемов смеси протекает независимо друг от друга в течение времени, пока существует опасность возникновения детонации, то есть до окончания активного тепловыделения. Затем малые объемы соединяются и в завершающей стадии процесса сгорания - фазе догорания горение протекает во всем объеме. При соединении объемов смесь дополнительно турбулизируется, что способствует более интенсивному горению. В результате увеличения как объема, так и интенсивности горения увеличивается полнота догорания топлива.

Реализация такого способа организации сгорания показана на примере двухполостной камеры сгорания, схематично изображенной на фиг.1. Камера сгорания образована поверхностями крышки цилиндра 1, цилиндра 2 и поршня 3. На крышке цилиндра выполнен выступ 4, а на днище поршня - выступ 5. При движении поршня возле ВМТ выступы перемещаются друг относительно друга сопряженными поверхностями с зазором "а". Форма сопряженных поверхностей произвольная, вплоть до цилиндрической поверхности. Величина зазора "а" минимальна, исходя из конструктивных и технологических возможностей.

Сопряженные поверхности выступов разделяют вблизи ВМТ весь объем КС на два объема, образуя полости I и II. Каждая полость имеет впускной 6, выпускной 7 клапаны, свечу зажигания 8 и вытеснители 9 и 10. Геометрической формой и расположением вытеснителей можно придать любую форму полостям как самостоятельным камерам сгорания. Аналогичным образом выступами, выполненными попарно на днище поршня и крышке цилиндра, можно разделить камеру сгорания на три и более полости.

Ввиду малости зазора "а" горение смеси в нем физически невозможно, поэтому в полостях I и II будет протекать независимое горение, пока поршень не переместится к нижней мертвой точке (НМТ) на величину перекрытия сопряженных поверхностей S (см. фиг.2). В зависимости от степени сжатия, геометрической формы поверхностей, размеров вытеснителей и применяемого топлива величина перекрытия S будет иметь оптимальное значение для каждой конкретной КС, и определить это значение можно только опытным путем.

На основе вышеизложенного значение перекрытия, оцениваемое в градусах поворота коленчатого вала, можно принять в первом приближении равным 30o ПКВ относительно ВМТ. При компоновке конкретной КС величину перекрытия можно менять за счет зазоров "в" и "с". Для большинства КС, вплоть до степени сжатия 10, этого будет достаточно. В случае необходимости перекрытие S можно увеличить путем выполнения канавок 11 и 12 в крышке и днище поршня и увеличения длины соответствующих выступов 4 и 5 (фиг.2).

Формула изобретения

1. Способ организации процесса сгорания путем разделения всего объема камеры сгорания на две или более части, отличающийся тем, что разделение всего объема на малые объемы, зажигание и независимое друг от друга горение смеси малых объемов осуществляют временно до окончания активного тепловыделения, после чего объемы соединяют и догорание смеси проводят во всем объеме.

2. Камера сгорания карбюраторного двигателя, образованная поверхностями крышки цилиндра, цилиндра и поршня, разделенная на две или более полости, отличающаяся тем, что на крышке и поршне выполнены попарно выступы, имеющие сопряженные поверхности произвольной формы, которые перекрывают друг друга при перемещении поршня вблизи верхней мертвой точки и временно разделяют камеру сгорания на две или более полости, причем каждая полость имеет вытеснитель любой формы, впускной, выпускной клапаны и свечу зажигания.

3. Камера по п.2, отличающаяся тем, что в крышке цилиндра и днище поршня выполнены канавки под соответствующие выступы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к двигателям внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, и может быть использовано в автомобильных двигателях

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конвертированию бензиновых двигателей с искровым зажиганием в дизельные двигатели

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к силовым установкам, содержащим двигатели внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к многотопливным двигателям внутреннего сгорания и системы их питания

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить топливную экономичность и снизить токсичность отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от искры с камерами сгорания, разделенными на две части и более

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к камерам сгорания (КС), разделенным на две или более частей, а также с КС, имеющим особую форму для улучшения рабочего процесса

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к разработке и проектированию камер сгорания топлива поршневых двигателей, преимущественно с искровым зажиганием

Изобретение относится к дизельным двигателям внутреннего сгорания с камерами сгорания для высоких давлений воспламенения
Наверх