Система отопления транспортного средства

 

Изобретение относится к системам отопления транспортных средств и может быть, в частности, использовано в качестве утилизатора тепла выхлопных газов двигателя транспортного средства для отопления его салона. Система отопления транспортного средства работает на промежуточном теплоносителе и содержит расширительный бачок, насос прокачки промежуточного теплоносителя, газожидкостный теплообменник, отопитель с вентилятором в салоне транспортного средства и соединительные трубопроводы. Сущность изобретения в том, что снаружи транспортного установлен воздушно-жидкостный охладитель промежуточного теплоносителя, выполненный в виде оребренной трубки, и подключен параллельно отопителю салона, а в одном из двух стыков параллельного соединения расположен крановый распределитель. Техническим результатом является повышение надежности работы системы отопления транспортного средства. 1 ил.

Изобретение относится к системам отопления транспортных средств и может быть, в частности, использовано в качестве утилизатора тепла выхлопных газов двигателя транспортного средства для отопления его салона.

Известна система отопления транспортного средства, работающая на тепле выхлопных газов его двигателя и использующая жидкость в качестве промежуточного теплоносителя. Такая система содержит расширительный бачок, насос прокачки промежуточного теплоносителя, отопитель с вентилятором в салоне транспортного средства, соединительные трубопроводы и газожидкостный теплообменник с перепускной трубой и установленной в ней заслонкой [1].

В теплообменнике данной системы отопления, даже при полностью открытой заслонке перепуска, часть газа протекает через полость матрицы теплообменника, в результате чего в матрице может происходить кипение промежуточного теплоносителя. Как показали испытания автомобиля ГАЗ -3309 с такой системой отопления, на высоких эксплуатационных режимах работы двигателя при температуре окружающей среды -10o и выше происходят выбросы паров и самого жидкого теплоносителя из системы отопления. Следствием этого является уменьшение надежности работы системы отопления.

Наиболее близкой из известных является система отопления транспортного средства, газожидкостный теплообменник которой в перепускной трубе имеет заслонку, выполненную в виде двух створок, установленных с возможностью перекрывания окон пропуска газа в полость матрицы теплообменника и с возможностью смыкания друг с другом путем поворота вокруг оси, нормальной к оси трубы [2].

Однако в этом теплообменнике, даже при полностью перекрытых створками заслонки окнах пропуска, выхлопные газы двигателя заполняют полость теплообменной матрицы и покидают ее. Происходит этот процесс через окна выпуска газа из полости матрицы теплообменника в результате пульсаций давления выхлопного газа в перепускной трубе. Испытания медицинского автомобиля ГАЗ-32214, имеющего систему отопления с таким газожидкостным теплообменником, показали, что при неработающем вентиляторе отопителя и на низких режимах работы вентилятора происходят выбросы паров и жидкого промежуточного теплоносителя в окружающую среду при температуре выше 0oС. Это приводит к снижению надежности работы системы отопления.

Технический результат, достигаемый заявляемым решением, заключается в повышении надежности работы системы отопления транспортного средства.

Указанный результат достигается тем, что система отопления транспортного средства, содержащая расширительный бачок, насос прокачки промежуточного теплоносителя, газожидкостный теплообменник, отопитель с вентилятором в салоне транспортного средства и соединительные трубопроводы, имеет установленный снаружи транспортного средства воздушно-жидкостный охладитель промежуточного теплоносителя, выполненный в виде оребренной трубки и подключенный параллельно отопителю салона, а в одном из двух стыков параллельного соединения расположен крановый распределитель.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежом, где изображена схема предложенной системы отопления транспортного средства.

Система отопления содержит последовательно соединенные трубопроводами 6 расширительный бачок 1, насос прокачки 2 промежуточного теплоносителя, газожидкостный теплообменник 3, отопитель салона 4 и вентилятор 5. Параллельно отопителю салона подключен воздушно-жидкостный охладитель 7 промежуточного теплоносителя в виде оребренной трубки, расположенный снаружи транспортного средства, а в стыке этого параллельного соединения после отопителя и охладителя установлен крановый распределитель 8.

Устройство работает следующим образом. Когда крановый распределитель перекрывает канал пропуска жидкости через охладитель, промежуточный теплоноситель протекает через отопитель, обеспечивая максимальную утилизацию тепла системой отопления. Когда крановый распределитель перекрывает канал пропуска жидкости через отопитель, промежуточный теплоноситель протекает через охладитель. При движении транспортного средства расположенный снаружи охладитель омывается воздухом и промежуточный теплоноситель отдает тепло в окружающую среду.

Испытания опытной системы отопления на медицинском автомобиле ГАЗ-32214 показали, что даже при температуре окружающей среды +30oC и при неработающем вентиляторе отопителя температура промежуточного теплоносителя не превышала 80oC.

Возможность полного перепуска промежуточного теплоносителя через воздушно-жидкостный охладитель исключает кипение жидкости в газожидкостном теплообменнике, исключает выбросы паров и самой жидкости из системы отопления, обеспечивая тем самым ее надежность.

Источники информации 1. Журавец Н.Б., Миллер А.А. Средства отопления кабин тракторов с дизелями воздушного охлаждения. Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1997, 9, стр. 17-19 - аналог.

2. Кальницкий Ф.Е., Маханев В.Т., Пархоменко Н.Д., Плотников Д.А. Газожидкостный теплообменник системы отопления. Патент на изобретение 2151701 - ближайший аналог.

Формула изобретения

Система отопления транспортного средства, содержащая расширительный бачок, насос прокачки промежуточного теплоносителя, газожидкостный теплообменник, отопитель с вентилятором в салоне транспортного средства и соединительные трубопроводы, отличающаяся тем, что снаружи транспортного средства установлен воздушножидкостный охладитель промежуточного теплоносителя, выполненный в виде оребренной трубки и подключен параллельно отопителю салона, а в одном из двух стыков параллельного соединения расположен крановый распределитель.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть, в частности, использовано в качестве рекуператора системы утилизации тепла выхлопных газов двигателя транспортного средства для отопления его салона

Изобретение относится к кондиционированию и может .быть использовано в кабинах транспортных средств, оборудованных двигателями внутреннего сгорания

Изобретение относится к отопительной технике транспортных средств, например автобусов, автопогрузчиков Цель изобретения - повышение эффективности системы отопления транспортного средства Система отопления транспортного средства содержит основной контур 1, включающий в себя двигатель 2 внутреннего сг орания, трубопроводы 3 и 4, отопитель 5 кабины и дополнительный контур 6, ответвляющийся от основного и проходящий через установленный на выхлопной трубе 7 теплообменник 8, и напольный отопитель 9 В месте ответвления дополнительного контура от основного по ходу теплоносителя установлен трехходовой электромагнитный клапан 10, связанный электрически через электронный блок 11с напольным отопителем 9

Изобретение относится к отопителч;ыь

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано а устройствах для обогрева кабин и кузовов транспортных средств утилизированной теплотой выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам создания микроклимата в кабинах транспортных средств, и может быть использовано в кабинах тракторов, грузовых и легковых автомобилей, строительно-дорожных машин

Изобретение относится к системам обогрева салона летательного аппарата. Система обогрева (50) салона (2) летательного аппарата (1) содержит кольцевой теплообменник (10), размещенный вокруг выхлопного трубопровода (21) турбинного двигателя (20) и в которой циркулирует теплоноситель (14) и окружающий воздух (25). Теплообменник (10) содержит заднюю оболочку, расположенную на выходе теплообменника (10) и ориентирующую окружающий воздух (25), выходящий из теплообменника (10), к выхлопным газам (15), выходящим из трубопровода (21) выхлопных газов. Выхлопные газы (15) обеспечивают циркуляцию окружающего воздуха (25) в теплообменнике посредством «эффекта Коанда». Окружающий воздух (25), циркулирующий в теплообменнике (10), нагревается, таким образом, конвекцией от трубопровода (21), и теплоноситель (14) нагревается с одной стороны излучением от трубопровода (21) и с другой стороны конвекцией между теплоносителем (14) и окружающим воздухом (25). Достигается уменьшение потерь мощности теплового двигателя. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх