Способ переработки покрышек, подлежащих утилизации

 

Изобретение может быть использовано при утилизации изношенных, поврежденных, забракованных при производстве покрышек, в том числе содержащих металлокордный брекер. В способе покрышку, содержащую бортовые кольца, закрепляют, вращают, разрезают на несколько составных частей, последующую их переработку и выделение резинового, текстильного и металлического компонентов. При закреплении покрышку сжимают в осевом направлении до деформации изгиба в брекерно-протекторной части, осуществляют вращение покрышки. С помощью ножей, подвижных в радиальном направлении, вырезают каркасно-брекерно-протекторное кольцо, отделяют две боковины. Вырезанное кольцо плотно фиксируют по внутреннему диаметру на станке с раздвижным вращающимся барабаном, приводят во вращение и снимают резиновый слой протектора. Оставшуюся каркасно-брекерную часть кольца обкатывают валками для отделения армирующих материалов от резины. Из боковин путем вырывания удаляют бортовые кольца как до закрепления и разрезания покрышки на составные части, так и после разрезания.

Изобретение относится к способам переработки покрышек, подлежащих утилизации (изношенных, поврежденных, забракованных при производстве), содержащих в том числе металлокордный брекер.

В основе практически всех существующих в настоящее время технологических процессов переработки изношенных покрышек лежит их механическое разрезание с последующим измельчением и выделением металлического, текстильного и резинового компонентов.

Известен способ переработки изношенных покрышек, при котором покрышки измельчают в три рабочие операции. Старые шины приводят во вращение, постепенно поворачивают в зону резания протектор. Затем один за другим отделяют куски беговой дорожки. После этого осуществляют путем радиального поворота зажатых остаточных частей покрышки, т.е. бортовых колец с боковинами, аналогичное разрезание боковин на куски. Куски протектора и боковин подают в емкости. При этом добиваются осуществления резки покрышек на мелкие куски и одновременной сортировки (пат. ФРГ 3217149, В 29 Н 19/02).

К числу недостатков вышеуказанного способа относится образование больших количеств бортовых колец, содержащих резину, а также большие трудозатраты и энергозатраты.

Известен также способ переработки изношенных покрышек, согласно которому напряженные старые покрышки приводят во вращение, с помощью истирающего или обтачивающего инструмента, отделяют резиновый компонент, в частности с поверхности протектора. Затем с помощью подвижных в аксиальном направлении ножей покрышку разрезают на несколько составных частей, в частности на две боковины, протектор и два бортовых кольца (пат. DE 4200949, В 29 В 17/02).

Недостаток этого способа заключается в том, что он может быть использован только при переработке покрышек, не содержащих дефектов, препятствующих созданию напряженного состояния. Использование при резке косых ножей, подвижных в аксиальном направлении, не позволяет полностью отделить резинокордный массив, образуется много отходов, немалая доля которых повторно не используется. Кроме того, способ также отличают большие трудо- и энергозатарты.

Задачей изобретения является повышение эффективности процесса, повышение его производительности.

Поставленная цель достигается тем, что способ переработки покрышек, подлежащих утилизации, включающий последовательную резку покрышки на составные части (каркасно-брекерно-протекторное кольцо и две боковины с бортовыми кольцами) и последующую раздельную переработку их на функционально ориентированных машинах, заключается в следующем.

На первой стадии борта покрышки зажимают в осевом направлении на станке усилием, обеспечивающим необходимую деформацию изгиба покрышки в брекерно-протекторной части, что позволяет при последующем удалении протектора с вырезанного кольца максимально снять резиновый слой. Покрышку приводят во вращение и с помощью ножей, подвижных в радиальном направлении, вырезают каркасно-брекерно-протекторное кольцо в окружном направлении, отделяют две боковины. В случае металлокордного брокера ширина каркасно-брекерно-протекторного кольца должна быть установлена не меньше ширины брекера. Вырезанное кольцо плотно фиксируют по внутреннему диаметру на станке с раздвижным вращающимся барабаном, приводят во вращение и снимают резиновый слой протектора, например срезанием или шерохованием. С покрышек, содержащих металлокордный брекер, удаление резинового слоя протектора производят до брекера. В случае текстильного брекера глубина снятия резинового слоя определяется экономической целесообразностью этого способа в сравнении с другими способами переработки резинотекстильных слоев. Кольцо с текстильным брекером может поступать на дальнейшую переработку, как с отделением резиновой части, так и целиком. После удаления получаемый резиновый компонент можно перерабатывать дальше любыми известными способами.

Оставшуюся каркасно-брекерную часть кольца, содержащую металлокордный брекер и резинотканевые слои обкатывают валками до полного отделения металлического брекера от резинотканевых слоев. Кольцо можно подавать на переработку как в целом виде, без предварительного механического разрезания металлокордного брекера, так и частями.

Металл уходит в лом, а резинотканевый слой идет на переработку любыми известными способами. Отделенные боковины направляют на установку для удаления бортовых колец. Путем вырывания удаляют бортовые кольца, освобожденные от резинотканевого слоя. Резинотканевый слой отправляют на переработку известными способами, а бортовые кольца идут в лом. Предлагаемый способ позволяет удалять бортовые кольца как до закрепления и разрезания покрышки в окружном направлении на составные части, так и после разрезания.

Новым в изобретении является то, что на первой стадии покрышку сжимают в осевом направлении с деформацией изгиба в брекерно-протекторной части. С помощью ножей, подвижных в радиальном направлении, из покрышки вырезают каркасно-брекерно-протекторное кольцо в окружном направлении. Деформация изгиба покрышки в протекторной части дает возможность при дальнейшей обработке кольца максимально снять резиновый слой протектора, например срезанием или шерохованием. С покрышек, содержащих металлокордный брокер, удаление резинового слоя протектора производят до брекера. Кольцо с текстильным брекером может поступать на дальнейшую переработку как с отделением резиновой части, так и целиком. После удаления резинового слоя оставшуюся каркасно-брекерную часть кольца, состоящую из слоев металлокордного брекера и резинотканевых слоев каркаса, обкатывают на валковых машинах до полного отделения металла от резинотканевых слоев. Кольцо можно подавать на переработку как в целом виде, без предварительного механического разрезания металлокордного брекера, так и частями. Бортовые кольца удаляют из боковин путем вырывания, освобожденными от резинотканевого слоя. Способ позволяет удалять бортовые кольца как до закрепления и разрезания покрышки на составные части, так и после разрезания.

Предложенный способ утилизации покрышек позволяет повысить эффективность процесса, заключающуюся в следующем: появляется возможность использовать для переработки практически все покрышки, подлежащие утилизации (изношенные, поврежденные, забракованные при производстве), содержащие в том числе металлокрдный брекер, увеличивается выход резиновой крошки, которая является ценным сырьем для резинотехнической промышленности, исключается образование отходов бортовых колец с резиной и механическая резка металлокордного брекера, вследствие чего упрощается процесс, снижаются энергозатраты и капитальные вложения.

Формула изобретения

Способ переработки покрышек, подлежащих утилизации, включающий закрепление покрышки, содержащей бортовые кольца, ее вращение, разрезание на несколько составных частей, последующую их переработку и выделение резинового, текстильного и металлического компонентов, отличающийся тем, что при закреплении покрышку сжимают в осевом направлении до деформации изгиба в брекерно-протекторной части, осуществляют вращение покрышки, с помощью ножей, подвижных в радиальном направлении, вырезают каркасно-брекерно-протекторное кольцо, отделяют две боковины, вырезанное кольцо плотно фиксируют по внутреннему диаметру на станке с раздвижным вращающимся барабаном, приводят во вращение и снимают резиновый слой протектора, оставшуюся каркасно-брекерную часть кольца обкатывают валками для отделения армирующих материалов от резины, из боковин удаляют бортовые кольца путем вырывания как до закрепления и разрезания покрышки на составные части, так и после разрезания.



 

Похожие патенты:
Наверх