Способ обеспечения защиты от кражи аппаратуры и оборудования, прежде всего автомобильных радиоприемников

 

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного пользования аппаратурой и оборудованием автомобиля. Согласно предложенному способу для активизации аппаратуры присвоенную ей кодовую комбинацию вводят непосредственно в аппаратуру. При этом на основании кодовой комбинации методом необратимого кодирования осуществляют формирование контрольной информации и для разблокирования аппаратуры осуществляют сравнение этой контрольной информации с контрольной информацией, хранящейся в памяти аппаратуры. Для кодирования используют метод асимметричного кодирования, например метод Райвеста-Шамира-Адлемана. Способ характеризуется повышенным уровнем защиты. 6 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способу обеспечения защиты от кражи аппаратуры и оборудования, прежде всего автомобильных радиоприемников, при этом для активизации этой аппаратуры присвоенную ей кодовую комбинацию необходимо вводить непосредственно в аппаратуру.

Уровень техники Известно, что для защиты от кражи автомобильные радиоприемники снабжают защитным кодом или шифром. С этой целью в функционально связанной с радиоприемником памяти сохраняют секретный код, соответственно кодовую комбинацию. Такой памятью может служить, например, внутреннее или внешнее ЭСППЗУ (электрически стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство). При вводе в эксплуатацию или повторном вводе в эксплуатацию после временного отключения приемника от электропитания код необходимо вводить непосредственно в радиоприемник. Такой ввод можно производить либо вручную с помощью клавиш ввода на панели управления радиоприемника, либо с помощью вставляемой извне кодовой карточки. Встроенный в автомобильный радиоприемник процессор сравнивает затем хранящийся в памяти секретный код с введенным кодом и при их совпадении разблокирует радиоприемник для свободного пользования им.

Недостаток такой системы заключается в том, что заложенный в память радиоприемника секретный код можно сравнительно легко "взломать", т.е. считать его. Зная код, считанный таким несанкционированным путем, радиоприемник могут активизировать и посторонние (неуполномоченные) пользователи.

Преимущества изобретения Преимущество предлагаемого в изобретении способа с отличительными признаками п. 1 формулы изобретения в отличие от уровня техники заключается в невозможности несанкционированного пользования защищенной от кражи аппаратурой. Благодаря заданию, соответственно созданию кодовой комбинации методом необратимого кодирования на основании присвоенной этой аппаратуре контрольной информации сам защитный код не закладывается в память аппаратуры. Такое решение позволяет исключить возможность несанкционированного считывания указанной кодовой комбинации в преступных целях и несанкционированного ввода аппаратуры в эксплуатацию. В качестве методов необратимого кодирования используют, например, асимметричные методы, в частности так называемый РСА-метод (метод Райвеста-Шамира-Адлемана). Преимущество этих методов заключается в их высокой криптографической надежности, т.е. расшифровать закодированную асимметричным методом информацию можно только методом систематических проб с такими чрезвычайно большими затратами времени и объемом вычислений, которые экономически никак не соизмеримы с получаемой выгодой.

В одном из предпочтительных вариантов осуществления изобретения предлагается сохранять в процессоре, соответственно в функционально связанной с ним памяти аппаратуры открытый ключ метода кодирования и исходную информацию для кодирования (контрольную информацию), в частности серийный номер кодируемой аппаратуры. Знание этой информации не дает неуполномоченному пользователю возможности определить кодовую комбинацию для свободного пользования закодированной аппаратурой. Лишь ввод кодовой комбинации извне уполномоченным на это пользователем, например, вручную или с помощью кодовой карточки дает возможность вычислить контрольную информацию, сравнение которой с контрольной информацией, хранящейся в памяти, при их идентичности обеспечивает разблокирование, т.е. раскодирование, аппаратуры.

В другом предпочтительном варианте изобретения предлагается наряду с контрольной информацией сохранять в памяти защищаемой аппаратуры алгоритм проверки кодовой комбинации. Преимущество такого решения состоит в возможности минимизировать затраты на кодирование, используя тот же метод необратимого кодирования. Кроме того, относительно сложный и трудоемкий асимметричный метод можно и не использовать в полном объеме, а осуществлять подобное необратимое кодирование также по несколько иной схеме, сохраняя в памяти аппаратуры алгоритм проверки кодовой комбинации, но не алгоритм ее формирования. Доступные для считывания алгоритм проверки и контрольная информация и в этом случае позволяют определить алгоритм формирования кодовой комбинации, а тем самым и саму кодовую комбинацию только при условии высоких затрат.

Другие предпочтительные варианты осуществления изобретения указаны в отличительных признаках, приведенных в остальных зависимых пунктах формулы изобретения.

Чертежи Ниже изобретение более подробно поясняется на примере нескольких вариантов его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано: на фиг.1 - схема кодирования аппаратуры, на фиг. 2 - схема включения закодированной аппаратуры при вводе в эксплуатацию, на фиг.3 - схема кодирования аппаратуры согласно второму варианту осуществления способа и на фиг.4 и 5 - схема включения аппаратуры, закодированной согласно второму варианту, при вводе в эксплуатацию.

Описание примеров осуществления способа Рассмотренные ниже варианты осуществления способа описаны на примере создания и использования кодовой комбинации для защиты от кражи автомобильных радиоприемников. Однако в принципе предлагаемый в изобретении способ может найти применение для защиты представляющей определенную ценность аппаратуры и оборудования любых типов.

На фиг. 1 показана схема предлагаемого в изобретении кодирования с созданием кодовой комбинации (или шифра). При этом в алгоритме 10 асимметричного кодирования в качестве исходной используют контрольную информацию 12, которая обрабатывается с помощью секретного ключа 14, в результате чего получают кодовую комбинацию 16. В качестве контрольной информации 12 может быть использован, например, серийный номер защищаемой аппаратуры, т.е., например, автомобильного радиоприемника. На основании указанного серийного номера или его части, например на основании произвольного набора отдельных разрядов этого серийного номера, с помощью секретного ключа 14 при изготовлении радиоприемника в защищенных от постороннего доступа условиях формируется кодовая комбинация 16. Эту кодовую комбинацию 16 прикладывают к автомобильному радиоприемнику при его первоначальной поставке или продаже, соответственно при его намеренной передаче другому лицу. При этом такая кодовая комбинация сообщается владельцу, например, в письменном виде на входящем в комплект поставки листке-вкладыше или в машиночитаемом виде на кодовой карточке, на которую записана эта кодовая комбинация 16.

Сам автомобильный радиоприемник имеет процессор, в память которого в виде неизменяемой информации заложена контрольная информация 12 и открытый ключ 18, которые использовались в алгоритме 10 асимметричного кодирования.

В показанном на фиг.2 в виде блока 20 автомобильном радиоприемнике имеется открытый ключ 18 и контрольная информация 12, но отсутствует кодовая комбинация 16, необходимая для включения автомобильного радиоприемника 20 при его активизации или приведении в рабочее состояние, т.е. при его вводе, соответственно при повторном вводе в эксплуатацию. Для санкционированного включения автомобильного радиоприемника 20 при вводе, соответственно при повторном вводе в эксплуатацию обладающий соответствующими правами, т.е. уполномоченный, пользователь вводит кодовую комбинацию 16 в процессор радиоприемника 20. Кодовая комбинация 16 при этом может вводиться, например, нажатием соответствующих клавиш на панели управления радиоприемником, если она приложена в виде письменного сообщения, или считыванием с кодовой карточки, которую в этом случае необходимо вставить в соответствующее гнездо. После этого с использованием алгоритма 10 асимметричного кодирования на основании введенной кодовой комбинации 16 и открытого ключа 18 определяется расчетная контрольная информация 12'. Затем эта контрольная информация 12' сравнивается компаратором 22 с хранящейся в памяти неизменяемой контрольной информацией 12. При установлении в результате сравнения компаратором 22 идентичности контрольной информации 12 с расчетной контрольной информацией 12' радиоприемник 20 разблокируется для его свободного использования 24.

Очевидно, что при краже автомобильного приемника 20 хотя и можно будет так или иначе воспользоваться общедоступным открытым ключом 18, использованным в алгоритме 10 асимметричного кодирования, а также общедоступной контрольной информацией, например серийным номером радиоприемника, однако ни в коем случае не удастся воспользоваться кодовой комбинацией 16 для определения расчетной контрольной информации 12'. Эту кодовую комбинацию 16 невозможно также определить и по открытому ключу 18, использованному в алгоритме 10 асимметричного кодирования.

Таким образом, сразу же становится очевидным, что, не зная кодовой комбинации 16, радиоприемник 20 невозможно включить при вводе, соответственно при повторном вводе в эксплуатацию.

Поскольку затраты на представленный на фиг.1 и 2 метод необратимого асимметричного кодирования для определенных категорий защищаемой аппаратуры экономически никак не соизмеримы с получаемой выгодой, в примерах по фиг.3 и 4 описан упрощенный метод необратимого кодирования.

Как и в примере по фиг.1, в методе, соответственно в алгоритме 10' кодирования аналогичным образом используют контрольную информацию 12, например серийный номер автомобильного радиоприемника. С помощью алгоритма 26 формирования на основании контрольной информации создается кодовая комбинация 16. Эта кодовая комбинация 16 в свою очередь сообщается владельцу либо в письменном виде на входящем в комплект радиоприемника листке-вкладыше, либо в машиночитаемом виде на входящей в комплект кодовой карточке.

Включение радиоприемника 20 при вводе, соответственно при повторном вводе в эксплуатацию осуществляется, как показано на фиг.4, путем введения кодовой комбинации 16 в радиоприемник 20. При этом с использованием алгоритма 10' кодирования кодовая комбинация 16 проверяется с помощью алгоритма 28 проверки кодовой комбинации и контрольной информации 12. В алгоритме 28 проверки проверяется соответствие кодовой комбинации 16 и контрольной информации 12. Если в результате проверки с помощью алгоритма 28 проверки будет установлена принадлежность кодовой комбинации 16 к снабженному контрольной информацией 12 автомобильному радиоприемнику 20, последний разблокируется для его свободного использования 24.

Описанный со ссылкой на фиг.3 и 4 способ необратимого кодирования также отличается тем, что в самом автомобильном радиоприемнике нет ни кодовой комбинации 16, ни алгоритма 26 формирования кодовой комбинации 16. В нем имеются лишь контрольная информация 12 и алгоритм 28 проверки, который даже при его несанкционированном считывании не позволяет получить непосредственный доступ к кодовой комбинации 16. Алгоритм 26 формирования кодовой комбинации 16 можно определить лишь трудоемким анализом алгоритма 28 проверки кодовой комбинации. Таким образом, даже такой упрощенный метод необратимого кодирования обеспечивает высокую степень защиты от кражи автомобильных радиоприемников 20, соответственно другой защищаемой аппаратуры и оборудования.

В зависимости от требуемой степени защиты защищаемой аппаратуры можно выбрать либо более сложный и трудоемкий метод асимметричного кодирования согласно фиг.1 и 2 или более простой псевдоасимметричный метод кодирования согласно фиг.3 и 4.

На фиг.5 показан процесс включения аппаратуры при вводе ее в эксплуатацию, закодированной по второму варианту, где формирование контрольной информации 12' осуществляется с помощью алгоритма 10' кодирования на основании кодовой комбинации 16 и алгоритма 26 проверки кодовой комбинации. При этом алгоритм 28 проверки вместе с контрольной информацией 12 находится в радиоприемнике 20. Компаратором 22 контрольная информация 12' сравнивается с контрольной информацией 12 в радиоприемнике и при их совпадении последний разблокируются для его свободного использования 24.

Формула изобретения

1. Способ предотвращения несанкционированного пользования аппаратурой (20), преимущественно автомобильным радиоприемником, при котором для активизации этой аппаратуры (20) присвоенную ей кодовую комбинацию (16) необходимо вводить непосредственно в аппаратуру (20), отличающийся тем, что на основании кодовой комбинации (16) методом (10) необратимого кодирования осуществляют формирование контрольной информации (12') и для разблокирования аппаратуры осуществляют сравнение этой контрольной информации (12')с контрольной информацией (12), хранящейся в памяти аппаратуры (20).

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для кодирования используют метод асимметричного кодирования.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что для кодирования используют метод Райвеста-Шамира-Адлемана.

4. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что кодовую комбинацию (16) устанавливают для каждой аппаратуры в защищенном от несанкционированного доступа месте с помощью секретного ключа (14).

5. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что в память аппаратуры (20) закладывают открытый ключ (18) для кодовой комбинации (16) и контрольную информации (12).

6. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что в память аппаратуры закладывают алгоритм (28) проверки кодовой комбинации (16) и контрольную информацию (12).

7. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что в качестве контрольной информации (12) используют серийный номер или часть серийного номера аппаратуры (20).

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бытовому оборудованию, устанавливаемому на транспортных средствах с ограниченным объемом помещения на одного человека, в частности, в кабине небольшого самолета со штурвальным постом управления

Изобретение относится к системе переходника для фронтального монтажа встраиваемого прибора в автомобиле

Изобретение относится к области оборудования для транспортных средств

Изобретение относится к области оборудования для транспортных средств

Изобретение относится к узлу рулевого колеса автомобиля в соответствии с п.1 формулы изобретения и к способу управления переносным функциональным компонентом в автомобиле

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Соединительное устройство переносного электронного оборудования со снабженным магнитной опорой анкерным устройством содержит магнитную опору с магнитным основанием и соединительной пластиной. Магнитное основание состоит из двух расположенных бок о бок магнитов. Соединительная пластина содержит ферромагнитный материал и фиксируется на задней части поддерживаемого оборудования. Магнитное основание содержит гнездо притяжения для расположения имеющей обратную форму поверхности взаимодействия соединительной пластины. Гнездо образовано из двух постоянных магнитов, взаимно притянутых друг к другу. Каждый магнит является аксиально намагниченным с обратной полярностью. Соединительная пластина со стороны магнитного основания содержит одну выступающую часть поверхности взаимодействия, изготовленную из ферромагнитного материала. Анкерное устройство содержит две подвижные губки, шарнирно закрепленные относительно друг друга на первом конце. Губки имеют кулачкообразную поверхность относительно основания первого конца, которая упирается соответственно в установочную контргайку. Болт проходит относительно контргайки коаксиально. В анкерном устройстве магнитное основание с гнездом притяжения соединено с регулировочной контргайкой. Достигается простота и надежность фиксации переносного электронного оборудования. 11 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх