Свинцовая стартерная батарея работоспособная в условиях низких температур

 

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении батареи, предназначенной для комплектации автомобильной техники, эксплуатируемой в условиях низких температур. Техническим результатом изобретения является обеспечение надежной и эффективной работоспособности свинцовых стартерных аккумуляторных батарей при температуре окружающей среды от минус 30oС до минус 50oС. Согласно изобретению нагревательный элемент и теплоизолятор из пенопласта с теплопроводностью 0,033 Вт/(мК) расположены внутри батареи между моноблоком и внешним баком. При этом отношение толщины теплоизолятора из пенопласта к толщине внешнего бака должно быть 1,25-1 для предупреждения рассеивания тепла в окружающую среду и сокращения времени разогрева батареи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении батареи, предназначенной для комплектации автомобильной техники, эксплуатируемой в условиях низких температур.

Известна аккумуляторная батарея с внутренним электрообогревом [1], которая содержит корпус моноблока с перегородками, разнополярные электроды, собранные в блоки и разделенные сепараторами, параллельные электродам плоские нагреватели в виде тепловых труб Гровера, соединенных с дополнительными нагревателями. Перегородки и торцевые стенки моноблока выполнены полыми, а плоские нагреватели размещены в их полостях. Надежность такой работы батареи понижена из-за необходимости внешней коммутации отдельных нагревателей. Кроме того, усложняется изготовление литьевых форм на моноблок. Возникают трудности при монтаже пуансонов, оформляющих двойные перегородки из-за их малых размеров. При литье возможны перекосы этих пуансонов, это приведет к изменению толщины перегородок, их разрывам. Изготовление таких моноблоков требует наличие литьевых машин высокого класса точности с регулируемым электронным управлением. Использование дополнительных нагревателей приводит к повышению трудоемкости (изготовление дополнительной крышки и ее монтажа в ячейках моноблока).

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемым результатам является аккумуляторная батарея [2], содержащая внутренний корпус, в котором расположены блоки электродов и электролит, гибкий нагревательный элемент, прилегающий к внутреннему корпусу, и внешний корпус, внутри которого размещен внутренний корпус и нагревательный элемент. Нагревательный элемент выполнен в виде крестообразной формы, а отношение толщины внешнего корпуса к толщине внутреннего корпуса равно 1,5-5, так как при меньшем соотношении этих толщин увеличивается рассеивание тепла в окружающую среду, что снижает эффективность обогрева, а при большем соотношении указанных величин происходит неоправданное увеличение массы и габаритов батареи.

Существенным недостатком является то, что в условиях низких температур режим работы батареи существующей конструкции усложняется, так как стенки полипропиленового бака не могут выполнять функции теплового экрана с внешней стороны нагревателя, т.е. будут значительные тепловые потери, что приведет к резкому падению емкости как на длительных, так и на стартерных режимах разряда. Кроме того, нагревательный элемент не защищен от воздействия паров серной кислоты, что снижает его показатели надежности.

В основу изобретения поставлена задача создать техническое решение, обеспечивающее надежную и эффективную работоспособность свинцовых стартерных аккумуляторных батарей при температурах окружающей среды от минус 30oС до минус 50oС путем поддержания благоприятного теплового режима внутри аккумуляторной батареи.

Преимуществом создаваемого конструктивного решения батареи, содержащей внутренний моноблок и внешний бак, является наличие нагревательного элемента и дополнительно теплоизолятора. Теплоизолятор из пенопласта с теплопроводностью 0,033 Вт/мК путем заполнения зазоров между стенками нагревателя и баком обеспечивает плотный контакт между поверхностью нагревателя и моноблока в течение всего срока службы батареи. Теплоизолятор выполняет функцию теплового экрана и при отключении нагревательного элемента в течение 1,5 сут не происходит быстрого остывания и переохлаждения батареи. Для исключения разрушения нагревательного элемента и теплоизолятора от паров серной кислоты, образующихся в процессе заряда и разряда батареи, герметизация зазоров между моноблоком и баком производится контактно-тепловой сваркой.

На фиг.1 изображена батарея, собранная в двойном корпусе с нагревательным элементом и теплоизолятором. Батарея состоит из внутреннего моноблока 1, внутри которого расположены блоки электродов и электролит. Нагревательный элемент 2 и названный теплоизолятор 3 расположены между моноблоком 1 и внешним баком 4 таким образом, что их средняя часть находится под дном внутреннего моноблока. Для плотного контакта края прилегают к боковым стенкам моноблока. Такое расположение позволяет обеспечить высокий темп форсированного разогрева батареи в течение 30 мин при температуре электролита минус 50oС, а при отключении нагревательного элемента - только лишь после 1,5 сут стоянки автомобильной техники в условиях низких температур, выравнивается значение температуры окружающей среды и электролита батареи. Согласно предлагаемому конструктивному решению отношение толщины теплоизолятора к толщине внешнего бака должно быть 1,251, при меньшем соотношении увеличивается рассеивание тепла в окружающую среду, при этом удлиняется время разогрева батареи, а также снижается эффективность термоизоляции, это приводит к быстрому остыванию и переохлаждению батареи. Для надежной изоляции нагревательного элемента и термоизолятора от воздействия паров серной кислоты верхняя часть 5 бака 4 сваривается контактно-тепловым способом со специальным бортом 6 по контору крышки 7. В камере холода подвергались испытаниям батареи существующей конструкции и по предлагаемому конструктивному решению. Результаты показали, что у аккумуляторных батарей, у которых при придонном пространстве размещались электронагреватели без теплоизолятора, эффективность разогрева в сравнении с предлагаемым конструктивным решением способность сохранять тепло значительно ниже. При разогреве батарей с начальной температурой электролита минус 50oС с помощью нагревателей без теплоизолятора темп разогрева составил 0,32oС/мин, в то время как при разогреве с помощью предлагаемого технического решения он составил 0,75oС/мин. На диаграмме (фиг.2) показаны сравнительные значения стартерной емкости свинцовой батареи с нагревателем и термоизолятором и с нагревателем без термоизолятора после 8 часовой ее стоянки на ветру в диапазоне температур от минус 30oС до минус 50oС. Диаграмма отражает работу батареи на 5 минутном режиме разряда при стартерной нагрузке, равной 300 А.

При температуре минус 20oС батарея без теплоизолятора теряет 65% емкости, при минус 30oС - 72%, при минус 50oС - 100%, с теплоизолятором при минус 20oС - 27%, минус 30oС - 44%, при минус 50oС - 60%.

Источники информации 1. Патент России 21360085.

2. Авторское свидетельство 1010680 (прототип).

Формула изобретения

1. Свинцовая аккумуляторная батарея, содержащая внутренний моноблок и внешний бак, внутри которого расположен нагревательный элемент, отличающаяся тем, что внутри внешнего бака и моноблока расположены нагревательный элемент и дополнительный теплоизолятор из пенопласта с теплопроводностью 0,033 Вт/(мК) для заполнения зазоров между стенками нагревателя и баком и обеспечения плотного контакта между поверхностью нагревателя и моноблока, при этом отношение толщины теплоизолятора к толщине внешнего бака составляет 1,25-1.

2. Батарея по п. 1 отличается тем, что верхняя часть внешнего бака батареи сваривается с крышкой, снабженной специальным бортом по контуру, контактно-тепловым способом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.11.2010

Дата публикации: 10.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам терморегулирования с замкнутым гидравлическим контуром и предназначено для поддержания температуры рабочих тел, агрегатов, приборов, работающих в условиях гравитации, например, для установки на подводных лодках

Изобретение относится к перезаряжаемым литиевым элементам

Изобретение относится к транспортным средствам с электрической тягой

Изобретение относится к электромеханической промышленности и может быть использовано для производства аккумуляторных батарей, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для поддержания оптимального теплового режима аккумуляторов и батарей из них

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в производстве металлогазовых батарей

Изобретение относится к холодильной технике, конкретнее к термоэлектрическим охладителям, и может быть использовано при создании бытовых, промышленных, торговых холодильников и морозильников, а также медицинских и специальных термоохлаждающих приборов и термостатирующих устройств

Изобретение относится к области электротехники, в частности к автоматизированному производственному комплексу для формирования и зарядки аккумуляторных батарей при их поточном производстве

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности производству свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с пастированными пластинами

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к производству свинцовых двухъярусных аккумуляторов большой энергии, используемых на подводных объектах, подвергаемых интенсивной эксплуатации

Изобретение относится к области электротехники, в частности к производству аккумуляторных батарей с пастированными пластинами

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройству электропитания, в котором возможно обнаружить неисправность системы охлаждения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системе охлаждения для батарейного блока, который используется в качестве источника питания электромобилей и гибридных электромобилей

Изобретение относится к системе автоматического управления для воздушного фильтра, используемого в аккумуляторной батарее, и способу автоматического управления для него

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (НВАБ) преимущественно в автономных системах электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ)

Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторных батарей (АБ) с автономной системой терморегулирования (СТР)
Наверх