Задвижка

 

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования в запорных устройствах, устанавливаемых на трубопроводах, транспортирующих жидкие и газообразные среды. Задвижка содержит корпус с седлами и двумя запорными дисками. Диски выполнены с крыльями. Задвижка выполнена с направляющими. Последние обеспечивают перемещение дисков между уплотнительными поверхностями седел. Между дисками размещен распорный клин. Он выполнен отдельно от шпинделя и обеспечивает при закрытии задвижки прижим дисков к седлам для уплотнения и их отвод от седел в начале открытия задвижки. Направляющие выполнены в корпусе. В направляющих выполнены верхние и нижние окна различной высоты. Крылья выполнены со скосами и расположены на дисках с возможностью их входа в окна для обеспечения прижима и отвода дисков соответственно. Изобретение позволяет упростить конструкцию задвижки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в запорных устройствах, устанавливаемых на трубопроводах, транспортирующих жидкие и газообразные среды.

Известна задвижка (пат. РФ 2007647), содержащая корпус, в котором выполнены направляющие и упоры, запорный орган в виде двух дисков, связанных штоком. Шток выполнен с выступом и сферической головкой. Внутренние поверхности дисков выполнены со скосом. Запорный орган снабжен упругими элементами. Эта конструкция позволила исключить трение между седлами и дисками и соответственно уменьшить их износ в момент открывания и закрывания задвижки.

Недостатками этой задвижки являются: - так как в направляющих корпуса двигается дискодержатель, а диски установлены на осях с зазорами и ограничены упругими элементами, потоком среды диск прижимается к выходному седлу. Происходит трение диска с седлом. Кроме того, при кавитации диски стучат о седла, в результате чего происходит износ и образуются раковины на уплотнительных поверхностях; - так как седла на корпусе имеют погрешность симметричности относительно оси штока и диски имеют погрешности по толщине, при закрывании задвижки шток получает изгибающий момент в ту или иную сторону, который передается на сальник и создает трение между штоком и сальником, что приводит к износу сальника и утечке через него; - при установке задвижки с горизонтальным расположением оси штока масса дисков и сила давления потока проводимой среды приводит к трению между диском и седлом, что оказывает сопротивление движению запорного узла, в результате чего возникает остановка перемещения запорного узла не доходя до упора в корпусе. Так как диски зафиксированы упругими элементами только вверху, при остановке дисков шток перемещается относительно дисков, раздвигая их к седлам корпуса, в результате чего происходит прижатие дисков к седлам при неполном опускании дисков, и задвижка остается полузакрытой.

Известна также задвижка (пат. РФ 2147095), содержащая корпус и запорный узел, состоящий из двух дисков с уплотнительными элементами и упором, связанным со шпинделем, снабженным распорной головкой.

Недостатками этой задвижки являются: - из-за отсутствия в корпусе направляющих запорный узел при открывании и закрывании потоком среды прижимается к седлу, при этом происходит трение уплотнительного элемента по седлу и его износ.

Кроме того, при кавитации запорный узел стучит о седла, в результате чего происходит износ и разрушение уплотнительного элемента; - так как седла на корпусе имеют погрешность симметричности относительно оси шпинделя и диски имеют погрешности по толщине, то при закрывании задвижки шпиндель получает изгибающий момент в ту или иную сторону, который передается на сальник и при этом возникает трение между шпинделем и сальником, что приводит к износу сальника и утечки через него.

Ввиду того, что уплотнительный элемент должен иметь упругие свойства, ограничен выбор материала уплотнительного элемента (невозможно изготовить из фторопласта, латуни, стали и т.д.). В связи с этим задвижка имеет ограниченное применение как по температуре, так и по агрессивности проводимой среды.

Наиболее близким по технической сущности является задвижка, содержащая корпус с седлами и двумя запорными дисками, причем диски выполнены с крыльями, а задвижка - с направляющими, обеспечивающими перемещение дисков между уплотнительными поверхностями седел, при этом между дисками размещен распорный клин, выполненный отдельно от шпинделя и обеспечивающий при закрытии задвижки прижим дисков к седлам для уплотнения и их отвод от седел вначале открытия задвижки (см. авт. сви-во СССР 631730, кл. F 16 К 3/12, 05.11.1978).

Однако это задвижка имеет сложный механизм прижима и отвода дисков.

Задачей изобретения является упрощение конструкции задвижки.

Технический результат достигается тем, что в известной задвижке, содержащей корпус с седлами и двумя запорными дисками, причем диски выполнены с крыльями, а задвижка - с направляющими, обеспечивающими перемещение дисков между уплотнительными поверхностями седел, при этом между дисками размещен распорный клин, выполненный отдельно от шпинделя и обеспечивающий при закрытии задвижки прижим дисков к седлам для уплотнения и их отвод от седел вначале открытия задвижки, направляющие выполнены в корпусе, в направляющих выполнены верхние и нижние окна различной высоты, а крылья выполнены со скосами и расположены на дисках с возможностью их входа в окна для обеспечения прижима и отвода дисков соответственно.

Кроме этого диски стянуты между собой пружинными металлическими разрезными кольцами.

На фиг.1 изображен затвор задвижки (в разрезе); на фиг.2 - разрез по А-А фиг.1.

Задвижка содержит корпус 1, шпиндель 2, распорный клин со сферическими боковыми поверхностями 3, с обеих сторон охваченный запорными дисками 4. Диски сверху и снизу охвачены упругими пружинными металлическими разрезными кольцами 5.

В корпусе 1 выполнены уплотнительные кольца седел 6, направляющие 7, в которых выполнены окна 8, и упор 9. Диски выполнены с крыльями 10.

Задвижка работает следующим образом.

Диски 4 в крайнем верхнем положении сжаты упругими разрезными кольцами 5.

При опускании дисков 4 их нижние крылья 10 упираются в упор 9 корпуса 1 и останавливаются. При последующем движении шпинделя 2 в сторону закрывания клин 3 раздвигает диски 4, преодолевая сопротивление упругих разрезных колец 5. В это время крылья 10 диска 4 заходят в окна 8, выполненные на направляющих 7 корпуса 1, позволяя дискам 4 уплотняться седлами 6 корпуса 1. Для открытия задвижки шпиндель 2 и клин 3 движется вверх, при этом диски 4 под воздействием упругих колец 5 сближаются друг к другу и крылья 10 дисков 4 выходят из окон 8, выполненных на направляющих 7 корпуса 1. При последующем движении затвора вверх крылья 10 дисков 4 перемещаются по направляющим 7 корпуса 1, не допуская трения дисков 4 о седла 6. Причем нижние крылья 10 имеют большую высоту, чем верхние, благодаря чему при поднимании дисков 4 нижние крылья 10 не западают в верхние окна 8 выполненных на направляющих 7 корпуса 1, благодаря чему уплотнительные поверхности дисков 4 не трутся об уплотнительные поверхности седел 6. Боковые поверхности нижних и верхних крыльев 10 дисков 4 со стороны уплотнений имеют конические скосы, которые отводят диски от корпуса и предотвращают заедание их в окнах 8, выполненных на направляющих 7 корпуса 1, при движении вверх во время открывания задвижки.

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с седлами и двумя запорными дисками, причем диски выполнены с крыльями, а задвижка - с направляющими, обеспечивающими перемещение дисков между уплотнительными поверхностями седел, при этом между дисками размещен распорный клин, выполненный отдельно от шпинделя и обеспечивающий при закрытии задвижки прижим дисков к седлам для уплотнения и их отвод от седел в начале открытия задвижки, отличающаяся тем, что направляющие выполнены в корпусе, в направляющих выполнены верхние и нижние окна различной высоты, а крылья выполнены со скосами и расположены на дисках с возможностью их входа в окна для обеспечения прижима и отвода дисков соответственно.

2. Задвижка по п. 1, отличающаяся тем, что диски стянуты между собой пружинными металлическими разрезными кольцами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Другие изменения, связанные с зарегистрированными изобретениями

Изменения:Публикацию о досрочном прекращении действия патента на изобретение считать недействительной

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2005

Извещение опубликовано: 10.07.2005        БИ: 19/2007



 

Похожие патенты:

Задвижка // 2161745
Изобретение относится к арматуростроению, а именно к задвижкам, и предназначено для использования в качестве запорной арматуры тепловых и атомных электростанций, а также на трубопроводах химических и нефтегазовых предприятий

Вентиль // 2157937
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия потока текущей среды с учетом автоматической саморегулировки износа уплотняемых поверхностей

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия трубопроводов с коррозионной, радиоактивной средой при высоких температурах

Задвижка // 2151939
Изобретение относится к параллельной задвижке с корпусом, содержащим входной патрубок и выходной патрубок, расположенный в корпусе шибер, содержащий две затворные пластины и установленный с возможностью перемещения в поперечном направлении относительно патрубков, расположенных на общей оси между двумя противолежащими посадочными поверхностями, причем обе затворные пластины или их уплотнительные поверхности в закрытом положении находятся в плотном контакте с соответствующими прилегающими посадочными поверхностями под воздействием давления среды, введенной в пространство между двумя затворными пластинами или уплотнительными поверхностями

Задвижка // 2147095
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортирующих жидкие и газообразные среды трубопроводов

Задвижка // 2147094
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортируемых жидких и газообразных сред трубопроводов

Изобретение относится к запорной задвижке

Задвижка // 2101592
Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к устройствам трубопроводной арматуры, обеспечивающим перекрытие и подачу потока жидкости в трубопроводах, и может быть использовано в водоснабжении, горной и др

Задвижка // 2007648
Изобретение относится к арматуростроению и используется для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах нефтяной и газовой промышленности

Задвижка // 2211977
Изобретение относится к арматуростроению, в частности к задвижкам, и предназначено для герметичного перекрытия проходного сечения трубопроводов

Задвижка // 2254511
Изобретение относится к оборудованию резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, а также для трубопроводных систем перекачки различных жидкостей и газов, и предназначено для перекрытия потоков газообразных или жидкостных сред в трубопроводах различных давлений

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а более конкретно к шиберным затворам, и предназначено для перекрытия каналов перегрузки топлива в ядерном реакторе с жидкометаллическим теплоносителем

Изобретение относится к атомной технике и предназначено для использования на судах с атомной паропроизводящей установкой для герметизации полости контейнера с радиоактивным изделием с обеспечением биологической защиты

Изобретение относится к запорной аппаратуре и предназначено для использования в многокамерных установках молекулярно-лучевой эпитаксии, напылительных установках и других технологических системах, где для обеспечения технологического цикла необходим перенос пластинчатых изделий или кассет с подложками из одного вакуумного объема в другой

Задвижка // 2338108
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено перекрывать потоки жидкости или газа, а также регулировать поток за счет частичного перекрытия затворных отверстий

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Задвижка // 2390681
Изобретение относится к нефтяной и газовой отраслям промышленности и может применяться для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к криохирургическому инструменту, который может быть использован в гинекологии, онкологии, урологии, нейрохирургии, дерматологии, косметологии, а также в общей хирургии

Изобретение относится к запорному клапану с двойной тарелкой, в котором перемещение тарелок (8, 9) в корпусе (1) выполняют при помощи манипулятора тарелок, способного изменять положение по меньшей мере одной из тарелок клапана относительно ее исходного положения относительно центральной плоскости (5) за счет перемещения верхнего держателя (11) тарелок относительно нижнего держателя (10) тарелок
Наверх