Бормашина

 

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в медицинской технике при протезировании и лечении зубов. Бормашина содержит привод с вращающимся валом, имеющим выходной конец, наконечник, закрепленный на корпусе привода, и механизм зажима хвостовика режущего инструмента, включающий первую винтовую пружину. Бормашина снабжена гильзой с осевым отверстием в дне. Механизм зажима хвостовика режущего инструмента дополнительно содержит вторую винтовую пружину. Пружины выполнены с противоположными направлениями навивки. Концы пружин связаны перемычкой по образующей наружного диаметра. На выходном конце вала предусмотрена торцовая полость с осевым отверстием в дне. Гильза насажена на выходной конец вала привода. Пружины размещены в образованном объеме между дном стакана и дном торцовой полости выходного конца вала привода. Пружины зафиксированы от проворота, причем диаметры осевых отверстий дна стакана, дна торцовой полости выходного конца вала привода и внутренние диаметры винтовых пружин выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента. Технический результат изобретения заключается в сокращении габаритов и веса бормашины, упрощении ее конструкции и снижении себестоимости. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в медицинской технике при протезировании и лечении зубов.

Известны бормашины, содержащие привод в виде коллекторного электродвигателя, хвостовик вала которого посредством муфты сочленен с выходным концом вала съемного наконечника [1].

Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому изобретению является бормашина, содержащая привод (вентильный двигатель) с вращающимся валом, имеющим выходной конец, наконечник в виде кожуха, закрепленный на корпусе привода, и механизм зажима хвостовика режущего инструмента (в виде цанги с упругим элементом), включающий первую винтовую пружину [2].

Недостатками приведенных технических решений являются 1) повышенная сложность исполнения (пониженная технологичность), связанная с наличием большого количества дополнительных конструктивных элементов (дополнительный вал в наконечнике, соединительная муфта, опоры качения, цанговый зажим и т.п.); 2) повышенные осевые габариты и вес, связанные с наличием дополнительных элементов; 3) повышенная себестоимость изделия; 4) пониженная надежность, связанная с наличием дополнительных элементов и узлов.

С помощью предлагаемого технического решения достигается новый технический результат, заключающийся в упрощении конструктивного исполнения, снижении осевых габаритов и веса, а также в повышении надежности.

В соответствии с предлагаемым изобретением технический результат достигается тем, что бормашина, содержащая реверсивный привод с вращающимся валом, имеющим выходной конец, наконечник в виде кожуха, закрепленный на корпусе привода, и механизм зажима хвостовика режущего инструмента, включающий первую винтовую пружину, снабжена гильзой с осевым отверстием в дне, а механизм зажима хвостовика режущего инструмента дополнительно содержит вторую винтовую пружину, при этом пружины выполнены с противоположными направлениями навивки, на выходном конце вала привода предусмотрена торцовая полость с осевым отверстием в дне, гильза частично насажена на выходной конец вала привода, а пружины размещены соосно с валом привода в образованном объеме между дном гильзы и дном торцовой полости выходного конца вала привода и зафиксированы от проворота. причем диаметры осевых отверстий дна гильзы, дна торцовой полости выходного конца вала привода и внутренние диаметры винтовых пружин выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента.

Кроме того, близлежащие концы первой и второй пружин связаны перемычкой по образующей их наружного диаметра.

Кроме того, концы пружин со сторон дна гильзы и дна торцовой полости выходного конца вала привода выполнены воронкообразной формы в поперечном сечении.

Кроме того, механизм фиксации пружин от проворота выполнен в виде двух диаметрально противоположно расположенных радиальных пальцев, закрепленных в боковой стенке гильзы и попеременно взаимодействующих своими концами с перемычкой, связывающей пружины.

На чертеже представлена предлагаемая бормашина (в увеличенном масштабе).

Бормашина содержит реверсивный привод 1 (например, в виде вентильного двигателя) с вращающимся валом 2, имеющим выходной конец 3, в котором предусмотрена торцовая полость 4 с осевым отверстием 5, наконечник в виде кажуха 8, закрепленный на корпусе привода 1, гильзу 7 с осевым отверстием 8 в дне, которая частично насажена (например, запрессована) на выходной конец 3 вала 2 привода 1. Бормашина также содержит пружины 9 и 10, которые установлены в образовавшийся объем 11 соосно c валом 2 между дном гильзы 7 и дном полости 4. Пружины 9 и 10 выполнены с противоположным направлением навивки и связаны своими ближними концами перемычкой 12 по образующей их наружного диаметра, а концы "а" и "б" пружин 9 и 10 со стороны дна гильзы 7 и дна торцовой полости 4 выходного конца 3 вала 2 выполнены воронкообразной формы в поперечном сечении (для удобства установки инструмента и лучшей центровки пружин). В гильзе 7 диаметрально противоположно друг другу установлены два радиальных пальца 13 и 14, попеременно взаимодействующих с перемычкой 12 пружин 9 и 10 при передаче крутящего момента (в зависимости от направления вращения вала привода).

Диаметры осевых отверстий 5 и 8, а также внутренние диаметры пружин 9 и 10 выполнены по наружному диаметру "d" хвостовика 15 режущего инструмента (причем диаметры отверстий с плюсовым допуском, а внутренние диаметры пружин с минусовым допуском).

Работа бормашины осуществляется следующим образом.

После выбора нужного режущего инструмента его хвостовик 15 пропускают через осевое отверстие 8 гильзы -7, под напряжением продевают через внутренние диаметры пружин 9 и 10 и размещают его конец в осевом отверстии -5 полости 4 выходного конца 3 вала 2, чем достигается необходимая соосность инструмента и вала привода (указанная операция осуществляется осевым перемещением хвостовика режущего инструмента до упора в сторону привода бормашины).

При вращении вала в одну сторону (например, 1) и приложении нагрузки к режущему инструменту пружина 10, скручиваясь, надежно фиксирует (охватывает) хвостовик 15, перемычка 12 упирается в конец пальца 13 (верхний палец фиг. 1), чем достигается передача крутящего момента. При реверсе (направление вращения - 2) аналогичным образом "работают" пружина 9, перемычка 12 и конец пальца 14.

После завершения необходимых работ (или при смене режущего инструмента) привод отключают, при этом пружины (за счет упругих сил) принимают первоначальную форму, и инструмент легко может быть удален путем приложения осевого усилия в сторону от привода бормашины.

Из вышеприведенного следует, что предложенное техническое решение при использовании дает новый положительный технический результат, а именно упрощается конструктивное исполнение, уменьшаются осевые габариты и вес, а также повышается надежность изделия при одновременном снижении его себестоимости (за счет отсутствия дополнительных элементов и узлов в изделии, таких как дополнительный вал с опорами качения, соединительная муфта, сложный в исполнении цанговый зажим и др.).

По материалам заявки на предприятии в настоящее время изготовлен опытный образец предлагаемой бормашины, который при испытаниях подтвердил достижение вышеуказанного технического результата.

Источники информации 1. А.С. СССР 15876, МПК А 61 С 1/00, 1962г.

2. Патент РФ N2056806, МПК А 61 С 1/06, 1992г. (прототип).

3. А.C. СССР N1662539, МПК А 61 С 1/10, 1989г.

4. А.C. СССР N1621909, МПК А 61 С 1/10, 1989г.

5. Патент Франции N2651115, А 61 С 1/10, 1991г.

6. Патент Франции N2651672, А 61 С 1/14, 1991г.

7. Патент ГДР (ДД) N262801, А 61 С 1/10, 1988г.

Формула изобретения

1. Бормашина, содержащая реверсивный привод с валом, имеющим выходной конец, наконечник в виде кожуха, закрепленный на корпусе привода, и механизм зажима хвостовика режущего инструмента, включающий первую винтовую пружину, отличающаяся тем, что она снабжена гильзой с осевым отверстием в дне, а механизм зажима хвостовика режущего инструмента дополнительно содержит вторую винтовую пружину, при этом пружины выполнены с противоположными направлениями навивки, на выходном конце вала привода предусмотрена торцовая полость с осевым отверстием в дне, гильза насажена на выходной конец вала привода, а пружины размещены соосно валу привода в образованном объеме между дном гильзы и дном торцовой полости выходного конца вала привода и зафиксированы от проворота, причем диаметры осевых отверстий дна гильзы, дна торцовой полости выходного конца вала привода и внутренние диаметры винтовых пружин выполнены по наружному диаметру хвостовика режущего инструмента.

2. Бормашина по п. 1, отличающаяся тем, что близлежащие концы первой и второй пружин связаны перемычкой по образующей их наружного диаметра.

3. Бормашина по п. 1, отличающаяся тем, что концы пружины со стороны дна гильзы и дна торцовой полости выходного конца вала привода выполнены воронкообразной формы в поперечном сечении.

4. Бормашина по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что механизм фиксации пружин от проворота выполнен в виде двух диаметрально противоположно расположенных радиальных пальцев, закрепленных в боковой стенке гильзы и попеременно взаимодействующих своими концами с перемычкой, связывающей первую и вторую пружины при реверсе привода.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам, используемым при протезировании зубов

Бормашина // 2215494
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в медицинской технике при протезировании и лечении зубов

Изобретение относится к медицине. Головка стоматологической бормашины состоит из корпуса, крыльчатки и подшипников. Корпус имеет покрытие и полость. Крыльчатка содержит вал и лопасти. Между покрытием корпуса и торцами соответствующего вала размещено устройство, предотвращающее обратное всасывание. Предотвращающее устройство может быть реализовано выполнением покрытия корпуса головки как резинового покрытия корпуса головки или размещением резиновой детали между корпусом головки и крыльчаткой. Резиновое покрытие корпуса головки и резиновая деталь могут вовремя тормозить крыльчатку, как только происходит обратное всасывание, чтобы уменьшить всасывание грязи. Головка может содержать светодиодную лампу кольцевой формы. Контакт и разделение между верхней поверхностью лампы и электропроводной пленкой обеспечивают соответственно включение и выключение светодиодной лампы, чем достигаются упрощенная конструкция и легкость установки. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх