Способ изготовления радиальных упругодемпфирующих подшипников скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения. Способ изготовления радиальных упругодемпфирующих подшипников скольжения заключается в том, что элемент из отрезков проволочных спиралей устанавливают в концентричном промежутке между корпусом подшипника и втулкой из антифрикционного материала. Причем элемент из отрезков проволочных спиралей прессуют в осевом направлении до размера, меньшего длины корпуса подшипника и антифрикционной втулки, обеспечивая установку элемента из проволочных спиралей с натягом. Наружную поверхность антифрикционной втулки и внутреннюю поверхность неразъемного корпуса подшипника выполняют фасонными в осевом и окружном направлениях. Технический результат - получение высоких вибродемпфирующих свойств подшипника в радиальном направлении. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения, как гидродинамических, так и гидростатических и самосмазывающихся.

Известен способ изготовления подшипника скольжения (А.С. 186225, Сойфер А. М. , Коднир Д.С., Байбородов Ю.И., от 30.06.1966 г.) путем деформации и приклеивания или припайки эластичного металлопластмассового покрытия прямоугольной формы в плане к корпусу вкладыша.

При таком способе изготовления неизбежен стык концов заготовки, который расположен вдоль образующей подшипника.

Известны способы изготовления неразъемных подшипников, когда в неразъемный корпус устанавливают втулку из антифрикционного материала, например бронзы или чугуна (см. "Подшипники скольжения". С.А. Чернавский, Машгиз, Москва, 1963 г., стр.168). Но такие подшипники жесткие и не обладают вибродемпфирующими свойствами.

Известен также способ изготовления упругодемпфирующего антифрикционного покрытия (А. С. 1321958, МПК F 16 С 33/12, 27/02, опубл. 07.07.87. БИ 25), заключающийся в том, что элемент из отрезков проволочной спирали помещают в пресс-форму и прессуют в одном направлении.

Недостаток известного способа заключается в том, что он не позволяет получать неразъемные радиальные подшипники скольжения. Изготовленное таким способом упругодемпфирующее антифрикционное покрытие представляет собой плоскую заготовку прямоугольной либо трапециевидной формы в плане применительно к радиальным подшипникам скольжения или сегментам.

Эта заготовка является вкладышем, который деформируют по контуру внутренней поверхности корпуса подшипника. Затем этот вкладыш прочно соединяют с корпусом подшипника с помощью припоя либо клея.

При этом неизбежно появляется стык в зоне краев выгнутого по окружности упругодемпфирующего антифрикционного покрытия. Наличие такого стыка в ряде условий работы подшипника недопустимо и неизбежно приводит к снижению надежности и работоспособности подшипника.

Кроме того, технология изготовления радиальных подшипников скольжения даже при наличии стыка крайне сложная.

Поставлена задача разработать способ изготовления, который позволяет получить неразъемные упругодемпфирующие подшипники скольжения.

Пocтaвленная задача решается за счет того, что в предлагаемом способе изготовления радиальных упругодемпфирующих подшипников скольжения элемент из отрезков проволочных спиралей устанавливают в концентричном кольцевом зазоре между неразъемной втулкой из антифрикционного материала и неразъемным корпусом подшипника с натягом и прессуют его последовательно в двух взаимно перпендикулярных направлениях, причем элемент прессуют в осевом направлении до размера, меньшего длины корпуса и антифрикционной втулки, а наружную поверхность антифрикционной втулки и внутреннюю поверхность неразъемного корпуса подшипника выполняют фасонными в окружном и осевом направлениях.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен радиальный неразъемный упругодемпфирующий подшипник в разрезе.

Элемент 1 из отрезков проволочных спиралей устанавливают в концентричном промежутке между корпусом 2 подшипника и втулкой 3 из антифрикционного материала с большим натягом, для этого элемент 1 прессуют в осевом направлении до размера, меньшего длины корпуса 2 подшипника и антифрикционной втулки 3, а наружную поверхность антифрикционной втулки 3 и внутреннюю поверхность неразъемного корпуса 2 подшипника выполняют фасонными до установки между ними элемента 1 из проволочных спиралей.

Наличие большого натяга между упругодемпфирующим материалом из отрезков спрессованных проволочных спиралей, неразъемной втулкой из антифрикционного материала и корпусом подшипника вследствие весьма больших сил трения исключает их относительный сдвиг как в осевом, так и в окружном направлениях, так как силы трения в подшипнике на порядок меньше, чем силы трений между втулкой из антифрикционного материала и отрезками спрессованных проволочных спиралей, а также на порядок меньше сил трения между спрессованными проволочными спиралями и корпусом неразъемного подшипника скольжения.

Кроме того, в результате заполнения фасонных форм в корпусе 2 и антифрикционной втулке 3 спрессованными проволочными спиралями 1 окружной и осевой сдвиг антифрикционной втулки 3 относительно элемента 1 и корпуса 2 подшипника становится возможным лишь при возникновении усилий среза или смятия фасонных выступов и впадин, образованных на элементе 1 в результате прессования в осевом направлении. Но эти усилия на два-три порядка превышают силы трения, возникающие в подшипнике скольжения, следовательно, предлагаемый способ изготовления обеспечивает надежную связь антифрикционной втулки 3 с элементом 1 и через элемент 1 с корпусом 2.

Это обстоятельство дает возможность изготовлять неразъемные радиальные упругодемпфирующие подшипники скольжения без наличия каких-либо стыков на поверхности трения.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получить неразъемные подшипники скольжения, по сравнению с прототипом, позволяет получать прочное соединение элемента 1 из проволочных спиралей с корпусом 2 подшипника и антифрикционной втулкой 3 и получать высокие вибродемпфирующие свойства подшипника в радиальном направлении. Такой способ изготовления и устройство подшипника исключают относительный осевой и окружной сдвиг элемента 1 из проволочных спиралей, корпуса 2 подшипника и втулки 3 из антифрикционного материала.

Формула изобретения

Способ изготовления радиальных упругодемпфирующих подшипников скольжения, включающий размещение в подшипнике элемента из отрезков проволочных спиралей, отличающийся тем, что элемент из отрезков проволочных спиралей устанавливают в концентричном промежутке между корпусом подшипника и втулкой из антифрикционного материала, причем элемент из отрезков проволочных спиралей прессуют в осевом направлении до размера, меньшего длины корпуса подшипника и антифрикционной втулки, обеспечивая установку элемента из проволочных спиралей с натягом, а наружную поверхность антифрикционной втулки и внутреннюю поверхность неразъемного корпуса подшипника выполняют фасонными в осевом и окружном направлениях.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к средствам, предназначенным для соединения по меньшей мере двух элементов

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к технологии изготовления сегментов подпятников гидрогенераторов

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно судостроения, и предназначено для использования в конструкциях валопроводов

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки
Наверх