Многофункциональный путеизмерительный шаблон

 

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте. Шаблон содержит штангу 1, рукоятку 6 с поводком 20 тяги, неподвижный наконечник 2, подвижный наконечник 3, соединенный с поводком 20 тяги рукоятки, устройство 13 измерения уровня рельсов, имеющее уровень и лимб 9 со шкалой уровня, устройство измерения ширины колеи, устройство измерения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса, устройство измерения расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, имеющее шкалы 8, 22, 24 на горизонтальной поверхности штанги 1 между рукояткой 6 и подвижным наконечником 3, и устройство измерения ординат переводных кривых и ширины желобов, включающее наконечник, закрепленный на каретке 27 со шкалой. Шаблон содержит устройство 29 измерения бокового износа рельсов с наконечником 26, переустановленным для использования плоской грани при осуществлении измерений относительно риски отсчета, нанесенной на горизонтальную поверхность штанги. Технический результат: расширение эксплуатационных возможностей. 5 ил.

Изобретение относится к устройствам для технического обслуживания железнодорожных путей и предназначено для контроля и измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте.

Известен путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, на которой смонтировано устройство измерения ширины колеи, состоящее из неподвижного наконечника, связанного со шкалой ширины, и устройство измерения возвышения одной рельсовой нити над другой, состоящее из датчика и генератора, см. авторское свидетельство СССР 1541332 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 1990 г.

Этот шаблон имеет устройства для измерения ширины колеи и возвышения рельсовой нити, что ограничивает его эксплуатационные возможности.

Известен путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный наконечник, подвижный наконечник, соединенный с поводком тяги рукоятки, устройство измерения ширины колеи со шкалой и устройство измерения уровня, см. авторское свидетельство СССР 1409710 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 1988 г.

Этот шаблон сложен по конструктивному выполнению, шкалы ширины колеи и уровня рельсов расположены так, что снятие замеров затруднено и функциональность измерительных режимов ограничена.

Известен многофункциональный шаблон, содержащий штангу, рукоятку, неподвижный и подвижный наконечники, устройство измерения ширины колеи, устройство измерения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса, устройство измерения расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса и устройство измерения ординат переводных кривых и ширины желобов, см. полезную модель Российской Федерации 4977 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 1997 г.

Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения.

Однако оно обладает недостатком.

При условии многофункциональности шаблона не все возможности имеющихся конструктивных элементов использованы для расширения эксплуатационных режимов измерений.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи расширения эксплуатационных возможностей и увеличение функциональности конструктивных элементов шаблона.

Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что в многофункциональном путеизмерительном шаблоне, содержащем штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный наконечник, подвижный наконечник, соединенный с поводком тяги рукоятки, устройство измерения уровня рельсов, имеющее уровень и лимб со шкалой уровня, устройство измерения ширины колеи, устройство измерения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса, устройство измерения расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, имеющее шкалы на горизонтальной поверхности штанги между рукояткой и подвижным наконечником, устройство измерения ординат переводных кривых и ширины желобов, включающее наконечник, закрепленный на каретке со шкалой, и устройство измерения бокового износа рельсов с наконечником, переустановленным для использования плоской грани при осуществлении измерений, и с риской отсчета, нанесенной на горизонтальную поверхность штанги между рукояткой и неподвижным наконечником и взаимодействующей со шкалой каретки, причем при неизношенности рельса положение риски соответствует нулевому значению на шкале каретки.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".

За счет реализации отличительных признаков изобретения (в совокупности с признаками, указанными в ограничительной части формулы) достигаются важные новые свойства объекта. В предложенном техническом решении расширены эксплуатационные возможности путеизмерительного шаблона за счет устройства измерения бокового износа рельсов и увеличена функциональность наконечника и каретки за счет переустановки наконечника и использования для измерений его плоской грани.

Заявителю не известны какие-либо публикации, которые содержали бы сведения о влиянии отличительных признаков изобретения на достигаемый технический результат. В связи с этим, по мнению заявителя, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено: на фиг.1 - общий вид многофункционального путеизмерительного шаблона; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1 (подвижный наконечник); на фиг.3 - устройство измерения уровня; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг.3 (соединение лимба с кулачковым механизмом); на фиг.5 - устройство измерения бокового износа рельсов.

Путеизмерительный шаблон состоит из: - штанги 1; - неподвижного наконечника 2; - подвижного наконечника 3; - устройства измерения ширины колеи 4;
- устройства измерения уровня рельсов 5;
- рукоятки 6;
- устройства измерения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса 21;
- устройства измерения расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 23;
- устройства измерения ординат переводных кривых и ширины желобов 25;
- устройства измерения бокового износа рельсов 29.

Штанга 1 имеет горизонтальную поверхность 7.

Неподвижный наконечник 2 электроизолирован от штанги 2.

Подвижный наконечник 3 закреплен на ползуне 18, который с помощью роликов 19 взаимодействует со штангой 1. Подвижный наконечник 3 всегда находится под действием пружины (не показана), обеспечивающей прижатие обоих наконечников 2 и 3 к внутренним граням головок рельсов.

Устройство измерения ширины колеи 4 включает: неподвижный 2 и подвижный 3 наконечники и шкалу ширины колеи 8, расположенную на горизонтальной поверхности 7 штанги 1, между рукояткой 6 и подвижным наконечником 3.

Устройство измерения уровня рельсов 5 включает: неподвижный 2 и подвижный 3 наконечники, лимб 9, расположенный в горизонтальной плоскости, и уровень 13. Лимб 9 со шкалой уровня 10 на цилиндрической поверхности 11 имеет ось 12. Уровень 13 с ампулой уровня 14 содержит компенсатор угла наклона 15, состоящий из кулачкового механизма 16 и рычага 17. К рычагу 17 прикреплена ампула уровня 14, залитая герметиком. Рычаг 17 соединен с кулачковым механизмом 16, закрепленным на оси 12 лимба 9.

Рукоятка 6 имеет поводок тяги 20.

Устройство измерения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса 21 со шкалой 22, расположенной на горизонтальной поверхности 7 штанги 1 между рукояткой 6 и подвижным наконечником 3, включает неподвижный наконечник 2, подвижный наконечник 3 (измерительная поверхность А).

Устройство измерения расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 23 со шкалой 24 между рукояткой 6 и подвижным наконечником 3 включает неподвижный наконечник 2 (измерительная поверхность Б) и подвижный наконечник 3 (измерительная поверхность А).

Устройство измерения ординат переводных кривых и ширины желобов 25 с наконечником 26, закрепленным на каретке 27 с нанесенной на нее шкалой, положение которой фиксируется прижимным винтом 28 и включает неподвижный наконечник 2 (наконечник 26 электроизолирован от штанги 1).

Устройство измерения бокового износа рельсов 29 с риской отсчета 30, расположенной на горизонтальной поверхности 7 штанги 1 между рукояткой 6 и неподвижным наконечником 2, включает наконечник 26, переустановленный плоской гранью 31 для измерений на каретке 27 с нанесенной на нее шкалой, и неподвижный наконечник 2.

Многофункциональный путеизмерительный шаблон работает следующим образом.

Измерение ширины колеи проводят с помощью устройства 4. Ползун 18 с помощью роликов 12 перемещается вдоль штанги 1 поводком 20, который входит в паз штанги. Усилием руки поводок тяги 20 придвигается к рукоятке 6, при этом тяга 20 перемещает ползун 18 с подвижным наконечником 3. При измерении ширины колеи шаблон с отведенным внутрь подвижным наконечником 3 плавно без ударов устанавливают сначала неподвижным наконечником 2 к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно отпускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 20 и оставляют шаблон свободно лежать на рельсах. Проверив, что оба наконечника 2 и 3 касаются рельсов, а шаблон находится в перпендикулярном положении к оси пути, производят отсчет ширины колеи по шкале 8, размещенной на горизонтальной поверхности 7 штанги 1.

Измерение уровня рельсов и определение возвышения одного рельса относительно другого проводят с помощью устройства 5. Шаблон устанавливают, как описано при измерении ширины колеи, и вращают лимб 9. Вращением лимба 9 влево и вправо (от -30 до +200 мм) изменяют угол наклона рычага 17 с ампулой уровня 14. Поскольку рычаг 17 соединен с кулачковым механизмом 16, а он, в свою очередь, закреплен на оси лимба 9, то динамику компенсатора угла наклона 15 определяют по шкале уровня 10, расположенной на цилиндрической поверхности 11 лимба 9. Лимб 9 вращают до тех пор, пока пузырек ампулы 14 не займет симметричное положение относительно средних рисок ампулы, после чего по шкале 10 лимба 9 производят отсчет возвышения рельса.

Измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса проводят с помощью устройства 21. Шаблон плавно устанавливают сначала неподвижным наконечником 2 к внутренней рабочей грани сердечника перпендикулярно оси рельса. Затем опускают подвижным наконечником 3 на поверхность катания головки рельса. Усилием руки поводок тяги 20 придвигают к рукоятке 6, при этом тяга перемещает ползун 18 с подвижным наконечником 3 и прижимает подвижный наконечник 3 поверхностью А к рабочей грани контррельса. Расстояние между рабочими гранями сердечника и контррельса фиксируется указателем на шкале 22.

Измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса проводят с помощью устройства 23. Шаблон плавно устанавливают сначала поверхностью Б неподвижного наконечника 2 к внутренней рабочей грани усовика перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают подвижным наконечником на поверхность катания головки рельса. Усилием руки поводок тяги 20 придвигают к рукоятке 6, при этом тяга перемещает ползун 18 с подвижным наконечником 3 и прижимает подвижный наконечник 3 поверхностью А к рабочей грани контррельса. Расстояние между рабочими гранями усовика и контррельса фиксируется указателем на шкале 24.

Измерение ординат переводных кривых и ширины желобов проводят с помощью устройства 25. Ординаты переводных кривых фиксируются неподвижным наконечником 2 и наконечником 26, закрепленным на каретке 27. На верхней поверхности каретки нанесена миллиметровая шкала 0-100 мм, по которой отсчитывают значения ординат переводных кривых относительно совпадающего с ней штриха штанги 1. Каретка 27 имеет возможность передвигаться по штанге 1 вдоль нанесенной на нее шкалы. Наконечник 26 может перемещаться вертикально вверх и вниз относительно каретки 27, положение наконечника 26 фиксируется прижимным винтом 28.

Шаблон устанавливают, как описано при измерении ширины колеи, подводят каретку 27 с наконечником 26 и, отпустив прижимной винт 28, опускают наконечник 26 на поверхность катания головки рельса. Затем, перемещая каретку 27, обеспечивают контакт наконечника 26 с внутренней гранью головки рельса и производят отсчет ординаты переводной кривой.

Ширина желобов фиксируется неподвижным наконечником 26, закрепленным на каретке 27. Наконечник 26 должен быть повернут на 180 градусов. Значения ширины желобов отсчитывают по шкале каретки 27 относительно совпадающего с ней штриха шкалы штанги.

Шаблон устанавливают, как описано при измерении ширины колеи, подводят каретку 27 с наконечником 26 и, отпустив прижимной винт 28, опускают наконечник 26 на поверхность катания головки рельса. Затем, перемещая каретку 27, обеспечивают контакт наконечника 26 с внутренней рабочей гранью контррельса или усовика и производят отсчет ширины желоба.

Измерение бокового износа рельсов проводят с помощью устройства 29. Наконечник 26 переустанавливают на каретке 27 для использования при измерении плоской грани 31. Наконечник 26 опускают в крайнее нижнее положение и зажимают винтом 28. Затем перемещают каретку 27 до соприкосновения наконечника с внутренней рабочей гранью головки рельса. Отсчет снимают по шкале каретки относительно риски отсчета 30 "износ" на штанге 1. При неизношенности рельса положение риски соответствует нулевому значению на шкале каретки.

Предложенный шаблон может быть изготовлен промышленным способом, что подтверждается изготовлением и испытаниями опытной партии на предприятии ЗАО завод "Измерон" (Санкт-Петербург). Это обуславливает, по мнению заявителя, его соответствие критерию "промышленная применимость".

Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными средствами аналогичного назначения обеспечивает расширение эксплуатационных возможностей путеизмерительного шаблона и увеличение функционального использования конструктивных элементов за счет устройства измерений бокового износа рельсов.


Формула изобретения

Многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный наконечник, подвижный наконечник, соединенный с поводком тяги рукоятки, устройство измерения уровня рельсов, имеющее уровень и лимб со шкалой уровня, устройство измерения ширины колеи, устройство измерения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса, устройство измерения расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, имеющие шкалы на горизонтальной поверхности штанги между рукояткой и подвижным наконечником, и устройство измерения ординат переводных кривых и ширины желобов, включающее наконечник, закрепленный на каретке со шкалой, отличающийся тем, что шаблон содержит устройство измерения бокового износа рельсов с наконечником, переустановленным для использования его плоской грани при осуществлении измерений относительно риски отсчета, нанесенной на горизонтальную поверхность штанги между рукояткой и неподвижным наконечником, и взаимодействующей со шкалой каретки, причем при неизношенности рельса положение риски соответствует нулевому значению на шкале каретки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерений параметров рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи в зоне стрелочных переводов

Изобретение относится к устройствам измерения радиуса кривой поворота рельсового пути в плане и может быть использовано в передвижных контрольно-измерительных лабораториях железнодорожного и другого транспорта и в его системах управления

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к средствам измерения и контроля, применяемым при сооружении и эксплуатации рельсовых путей, конкретно к устройствам для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельсов и их положения относительно торца рельса

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для зависимости показателя плавности хода железнодорожных вагонов от уровня возмущающего воздействия

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции устройств для измерения ширины колеи рельсового пути

Изобретение относится к шпалоподбивочной машине

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается технологии контроля затяжки клеммных болтов при текущем содержании железнодорожного пути с железобетонными шпалами

Изобретение относится к области путевого хозяйства

Изобретение относится к путевому хозяйству

Изобретение относится к способам определения характеристик профиля рельсов и может быть использовано в процессах рельсошлифования

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля состояния колеи железнодорожного пути, преимущественно для многопараметрового измерения колеи контактным способом

Изобретение относится к устройствам для измерения отклонений геометрических параметров рельсов при эксплуатации, ремонте и строительстве железнодорожных путей
Наверх