Двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению. Технический результат заключается в повышении кпд двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию. Двигатель снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи - на их внутренних стенках. 2 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.
Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию [1]. Недостатком известного двигателя сгорания является пониженный уровень кпд, так как теплота, отводимая от блока цилиндров охлаждающей жидкостью, сбрасывается в окружающую среду и полезно не используется. Этот двигатель внутреннего сгорания выбран в качестве прототипа. В основу изобретения поставлена задача повышения кпд двигателя внутреннего сгорания за счет превращения в электроэнергию части теплоты, отводимой от блока цилиндров охлаждающей жидкостью. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию, снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи - на их внутренних стенках. В результате этого теплота, отводимая от блока цилиндров охлаждающей жидкостью, частично превратится в электроэнергию, что позволит уменьшить долю мощности, отбираемую от коленчатого вала на привод генератора переменного тока и соответственно увеличить долю мощности, передаваемую на трансмиссию, повысив тем самым кпд двигателя внутреннего сгорания. На фиг. 1 показана схема двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 2 - схема термоэлектрического генератора. Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров 1 с рубашкой охлаждения 2, радиатор 3 с подводящим 4 и отводящим 5 коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения 2 циркуляционными каналами 6, коленчатый вал 7 и кинематически связанные с ним генератор переменного тока 8 и трансмиссию 9. Двигатель внутреннего сгорания снабжен термоэлектрическим генератором 10, холодные спаи 11 которого размещены на наружных стенках 12 подводящего 4 и отводящего 5 коллекторов, а горячие спаи 13 - на их внутренних стенках 14. Двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом. Жидкость, поступающая из рубашки охлаждения 2 блока цилиндров 1 по циркуляционному каналу 6 в подводящий коллектор 4 и далее через радиатор 3 в отводящий коллектор 5, нагревает горячие спал 13 термоэлектрического генератора 10, размещенные на внутренних стенках 14 коллекторов 4 и 5. Холодные спаи 11 термоэлектрического генератора 10, размещенные на наружных стенках 12 коллекторов 4 и 5, охлаждаются атмосферным воздухом, обтекающим радиатор 3. В результате этого теплота, отводимая от блока цилиндров 1 охлаждающей жидкостью, частично превратится в электроэнергию в термоэлектрическом генераторе 10, что приведет к повышению кпд двигателя внутреннего сгорания, так как при одном и том же расходе топлива можно уменьшить долю мощности, отбираемую от коленчатого вала 7 на привод генератора переменного тока 8, и соответственно увеличить долю мощности, передаваемой на трансмиссию 9. Источники информации 1. Вершигора В.А., Игнатов А.П., Новокшонов К.В., Пятков К.Б. Автомобиль ВАЗ-21213. Многокрасочный альбом. - М.: Издательство "Третий Рим", 1996, с. 4, 10, 50.Формула изобретения
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию, отличающийся тем, что он снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи - на их внутренних стенках.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2