Клапан запорный

 

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и предназначено для использования в качестве запорной арматуры на промыслах, магистральных газопроводах, в дренажных, сбросных и свечных линиях. Клапан запорный содержит корпус, затвор, седло с эластичным уплотнением и червячный привод затвора, включающий червяк и червячное колесо с ходовой резьбой на внутренней поверхности. Затвор выполнен в виде втулки с ходовой резьбой на наружной поверхности. Упомянутая резьба на ходовой поверхности взаимодействует с ходовой резьбой червячного колеса. В корпусе установлен штифт. Втулка снабжена пазом. Последний взаимодействует со штифтом. Изобретение позволяет повысить пропускную способность, герметичность, уменьшить габариты и величины усилий на закрытие и открытие клапана. 2 ил.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано на промыслах, ПХГ, ГРС, магистральных газопроводах, в дренажных, сбросных, свечных линиях.

Известно запорное устройство в виде задвижки со стальным клином, где задвижка обеспечивает высокую степень герметичности ("Современные конструкции трубопроводной арматуры", 1976, изд-во Недра, стр. 64).

Задвижка состоит из корпуса, двух дисков, между которыми размещен разжимной грибок и подпятник, шпинделя, который, воздействуя на подпятник, прижимает диски к седлам, чем достигается герметичное перекрытие прохода.

Задвижка обеспечивает высокую степень герметичности, так как перемещение дисков вдоль седел минимальное, без трения дисков о седла. Однако при попадании твердых частиц между диском и седлом при взаимном перемещении последних происходит повреждение седел и, как следствие, нарушение герметичности.

Наиболее близким техническим решением является прямоточный клапан по патенту GB 2166847 А, кл. F 16 К 1/12.

Прямоточный клапан по GB 2166847 A имеет корпус, внутри которого расположены седло с эластичным уплотнением, затвор и червячный привод, включающий червяк, червячное колесо с ходовой резьбой на внутренней поверхности и шток с резьбой, связанный с затвором и взаимодействующий с внутренней резьбой червячного колеса.

Клапан отличается повышенной пропускной способностью (т.к. прямоточный). Основным недостатком конструкции является расположение затвора и всего механизма привода внутри клапана. Это затрудняет доступ при ремонте и обслуживании. Клапанный затвор при больших давлениях потребует значительных усилий привода, что приведет к увеличению его габаритов и соответственно увеличению габаритов байпасного канала для прохода газа и габаритов корпуса, работающего под давлением. Червяк привода, размещенный в байпасном канале, уменьшает площадь для прохода газа.

Целью предлагаемого изобретения является повышение пропускной способности, герметичности, уменьшение габаритов и величины усилий на закрытие и открытие. Указанная цель достигается тем, что затвор выполнен в виде втулки с ходовой резьбой на наружной поверхности, взаимодействующей с ходовой резьбой червячного колеса, причем в корпусе установлен штифт, а втулка снабжена пазом, взаимодействующим со штифтом.

Анализ отобранных в результате поиска патентных, информационных и каталожных материалов по клапанам запорным по фондам областной универсальной научно-технической библиотеки г. Саратова позволяет сделать вывод, что предлагаемое изобретение не известно из уровня техники, т.е. имеет изобретательский уровень.

Конструкция предлагаемого клапана запорного вызвана практикой эксплуатации подобных устройств, исключает их основные недостатки, а именно, данная конструкция позволяет получить значительное снижение усилия при перемещении втулочного затвора, обеспечить высокую герметичность, т.к. исключается трение затвора о седло, обеспечить доступ к механизму червячного редуктора, получить клапан небольших габаритов.

Следовательно, предлагаемый инструмент обладает промышленной полезностью.

Изобретение поясняется чертежами (фиг.1, 2).

Клапан запорный содержит корпус 1, затвор 2 в виде втулки с ходовой резьбой на наружной поверхности, седло 3 с эластичным уплотнением 4, червячное колесо 5 с ходовой резьбой на внутренней поверхности, червяк 6, взаимодействующий с червячным колесом 5, во втулочном затворе 2 выполнен паз 7, а в корпусе установлен штифт 8, входящий в паз 7, причем червяк 6 снабжен валом 9.

Клапан запорный работает следующим образом.

Вращая червяк 6 за вал 9, передают усилие на червячное колесо 5, которое при вращении перемещает затвор 2 (на чертеже - вниз на закрытие и вверх - на открытие). Штифт 8 перемещается в пазах 7, не позволяя втулочному затвору 2 проворачиваться. Данная конструкция позволяет значительно снизить усилие на перемещение затвора при открытии и закрытии, т.к. втулочный затвор разгружен от действия перепада давления, а червячный привод с ходовой резьбой на втулочном затворе дополнительно снижает усилие, что позволяет выполнить клапан с ручным приводом на Ду 300 мм и более и Ру 160 кгс/см2 и снизить габариты по сравнению с аналогом.

Формула изобретения

Клапан запорный, содержащий корпус, затвор, седло с эластичным уплотнением и червячный привод затвора, включающий червяк и червячное колесо с ходовой резьбой на внутренней поверхности, отличающийся тем, что затвор выполнен в виде втулки с ходовой резьбой на наружной поверхности, взаимодействующей с ходовой резьбой червячного колеса, причем в корпусе установлен штифт, а втулка снабжена пазом, взаимодействующим со штифтом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления запорными органами трубопроводной арматуры преимущественно с поворотной пробкой, имеющей поверхность тела вращения, для перекрытия трубопроводов диаметров 200-400 мм с давлением до 160 атм преимущественно в нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и может быть использовано в качестве привода кранов , заслонок и других видов запорной арматуры

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве затвора для перекрытия вакуумных коммуникаций

Клапан // 1315705
Изобретение относится к промышленной запорной трубопроводной арматуре с моторным приводом, с волновой винтовой передачей

Клапан // 1191669

Клапан // 1101611

Изобретение относится к пневмогидроарматуре и предназначено для плавного регулирования расходов газов или жидкостей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к регулирующей трубопроводной арматуре, предназначенной для регулирования потока проходящей через нее среды

Клапан // 2188354

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к агрегатам автоматики жидкостных ракетных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более узко к запорным клапанам, устанавливаемым на различных магистралях, трубопроводах и других коммуникациях, а более конкретно к запорным клапанам с управляющим органом, обеспечивающим регулирование расхода рабочей среды

Изобретение относится к конструкции клапанов, предназначенных для регулирования потока среды при взаимодействии с седлом

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия магистралей высокого давления газов и жидкостей

Изобретение относится к предохранительным устройствам, предназначенным для поддержания заданного давления, и может быть применено в сосудах, работающих под давлением
Наверх