Способ регулирования скорости асинхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями. Технический результат, заключающийся в расширении диапазона регулирования, достигается путем того, что на обмотки асинхронного электродвигателя подают напряжение регулирования и изменяют одновременно частоту и действующее значение напряжения регулирования, причем напряжения регулирования подают в виде напряжения питающей сети переменного тока, при этом плавно изменяют длительность периода подачи напряжения регулирования, причем длительность напряжения регулирования равна периоду напряжения питающей сети. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано преимущественно в электроприводах переменного тока с асинхронными электродвигателями, т. е. там, где регулирование осуществляется путем изменения действующего значения напряжения и частоты, и может найти применение при регулировании температуры в нагревательных установках, в частности, выполненных на основе галогенных ламп.

Известен способ регулирования скорости асинхронного электродвигателя, при котором изменяют длительность подключения двигателя к источнику питания на временном интервале, равном периоду подключения [1]. Однако данный способ малоэффективен, так как не обеспечивает широкого диапазона регулирования скорости электродвигателя и, кроме того, не исключает значительных колебаний скорости, т.е. не обеспечивает плавного регулирования.

Известен выбранный в качестве наиболее близкого аналога способ регулирования скорости асинхронного электродвигателя, при котором одновременно с изменением длительности подключения электродвигателя к источнику питающего напряжения изменяют период подключения" при этом максимальное значение периода подключения не превышает четырех значений электромагнитной постоянной времени двигателя [2].

К недостаткам данного способа относятся следующие. Во-первых, способ не исключает значительных колебаний момента и скорости электродвигателя в переходных режимах при непрерывном, т.е. плавном, регулировании скорости. Во-вторых, при таком способе регулирования скорости снижается коэффициент мощности питающей сети. В-третьих, при таком способе регулирования скорости неизбежно возникают повышенные токовые нагрузки в обмотках статора на малых скоростях вращения. Вышеописанные недостатки обусловлены тем, что момент асинхронного электродвигателя пропорционален квадрату действующего значения напряжения регулирования, прикладываемого к обмоткам электродвигателя на временном интервале, длительность которого равна периоду подключения и вычисляется по формуле: где Upeг - напряжение регулирования, прикладываемое к обмоткам электродвигателя на временном интервале Трег; Uс(t) - мгновенное значение напряжения питающей сети переменного тока; Трег - длительность периода подключения.

Напряжение Uс(t) прикладывается к обмоткам статора двигателя на интервале подключения, длительность которого может быть выражена через длительность периода напряжения питающей сети: Tвкл = nTc+t, (2) где Твкл - длительность интервала подключения; n - натуральный ряд чисел; Тc - длительность периода напряжения питающей сети; t - интервал времени, длительность которого лежит в пределах от 0 до Тc.

Если характеризовать способ регулирования таким параметром, как скважность регулирования, являющаяся отношением длительностей Твкл, и Трег, то из (1) и (2) следует, что при одновременном изменении Трег и Твкл, т.е. при плавном регулировании как длительности периода подключения, так и длительности интервала подключения, справедливо выражение

где Uc - действующее значение питающего напряжения сети;
- скважность напряжения регулирования, являющаяся отношением длительностей Твкл к Трег.

Из (3) следует, что квадрат действующего значения напряжения регулирования является функцией не только скважности, но и существенно зависит от длительности интервала времени t.

Зависимость Uрег 2 от длительности интервала t обуславливает возникновение колебаний момента асинхронного электродвигателя в силу следующего. Наличие интервала t обуславливает зависимость средневзвешенного значения коэффициента мощности от длительности этого интервала и приводит к тому, что величина коэффициента мощности асинхронного электродвигателя уменьшается по сравнению с его естественным значением. В ряде случаев наличие интервала t приводит к появлению значительной доли постоянной составляющей в кривой мгновенного значения напряжения регулирования, при этом коэффициент мощности питающей сети существенно снижается.

Изобретение направлено на решение задачи расширения диапазона регулирования при непрерывном, т.е. плавном, регулировании без снижения коэффициента мощности питающей сети.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе регулирования параметра объекта, преимущественно скорости асинхронного электродвигателя, при котором на объект регулирования, преимущественно на обмотки электродвигателя, подают напряжение регулирования и изменяют одновременно частоту и действующее значение напряжения регулирования, предлагается напряжение регулирования подавать в виде последовательности импульсов напряжения питающей сети переменного тока, при этом плавно изменять длительность периода следования указанных импульсов при постоянном значении длительности импульсов, равном периоду напряжения питающей сети.

В предлагаемом способе действующее значение напряжения регулирования изменяется в соответствии с законом:

где fрег - частота напряжения регулирования;
fc - частота напряжения питающей сети.

При частоте fрег, равной частоте fc напряжение регулирования является номинальным напряжением Uном, а частота fрег, равная fc, является номинальной частотой fном, следовательно для предлагаемого способа справедлив закон регулирования М.П.Костенко для асинхронных электродвигателей при постоянстве мощности [3]:

В предлагаемом способе выполнение условия равенства длительности подаваемых на обмотки электродвигателя импульсов питающей сети периоду напряжения питающей сети обеспечивает наибольшую глубину регулирования, т.е. максимально возможный диапазон регулирования.

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ. На фиг.2 приведена зависимость от времени мгновенного значения напряжения регулирования, подаваемого на обмотки асинхронного электродвигателя.

Предлагаемый способ может быть реализован, например, с помощью трехфазного устройства, функциональная схема которого приведена на фиг.1. Устройство содержит трехфазный источник 1 напряжения питающей сети переменного тока (ИП), подключенный через трехфазный тиристорной переключатель 2 переменного тока (ПППТ) к нагрузке в виде трехфазного асинхронного электродвигателя (АД) 3. Управляющий генератор (УГ) 4 формирует импульсы управления, период Трег которых плавно изменяется, а длительность постоянна и равна периоду напряжения питающей сети, поступающего с выхода ИП 1. Линейные зажимы ИП 1 соединены с входными линейными зажимами ПППТ2, выходные линейные зажимы которого соединены с линейными выводами обмоток статора АД 3, а управляющие зажимы ПППТ 2 соединены с выходом УГ 4. В качестве источника 1 напряжения питающей сети переменного тока может, например, использоваться промышленная сеть переменного тока. Полупроводниковый переключатель 2 переменного тока может, например, содержать по два включенных встречно-параллельно тиристора в каждой фазе [4]. Управляемый генератор 4 может, например, представлять собой автогенератор импульсов переменной частоты и постоянной длительности.

Предлагаемый способ осуществляется с помощью устройства, приведенного на фиг.1, следующим образом.

При включении ИП 1 и выставлении ручки регулировки УГ 4 в соответствующее положение, т.е. выставлении соответствующего значения длительности Трег - периода следования импульсов, с выхода УГ 4 на управляющие зажимы ПППТ2 поступают управляющие импульсы, длительность Твкл которых равна периоду Тс напряжения питающей сети, а частота равна или ниже частоты напряжения питающей сети. При этом в течение интервала Твкл включенные встречно-параллельно тиристоры ПППТ2 обеспечивают двухстороннюю проводимость каждой фазы переменному току и на обмотки статора АД 3 подается переменное напряжение питающей сети. После чего, на интервале времени, равном разности длительностей Трег и Тс, АД 3 отключается от ИП 1. Для того чтобы изменить значение скорости вращения АД 3, ручку регулировки УГ 4 плавно переводят в новое положение, тем самым изменяя длительность Трег периода следования импульсов, и, следовательно, изменяя частоту и действующее значение напряжения регулирования, прикладываемого к АД 3.

Таким образом, в предлагаемом способе питание асинхронного электродвигателя на интервале времени Твкл осуществляется синусоидальным напряжением питающей сети, при этом коэффициент мощности питающей сети равен естественному коэффициенту мощности асинхронного электродвигателя в заданном режиме и снижения величины коэффициента мощности сети не происходит. Следует также отметить, что для соблюдения равенства среднего значения электромагнитного момента двигателя статическому моменту механической нагрузки в течение периода регулирования Трег необходимо, чтобы электромагнитный момент двигателя на интервале Твкл при низком значении частоты регулирования был существенно выше статического момента механической нагрузки, в силу чего электродвигатель значительно загружен динамической нагрузкой и работает при повышенных значениях коэффициента мощности. Для получения наибольшего диапазона регулирования в предлагаемом способе интервал подключения к источнику питающего напряжения устанавливают равным периоду питающего напряжения. Предлагаемый способ регулирования скорости асинхронного электродвигателя обеспечивает повышение технико-экономических показателей механических исполнительных устройств, функционирующих в режиме постоянства мощности, так как изменение действующего значения напряжения и частоты регулирования соответствует закону МП Костенко при постоянной мощности и электродвигатель работает при практически неизменном коэффициенте мощности [3]. В результате предлагаемый способ регулирования скорости асинхронных электродвигателей позволяет в широком диапазоне регулировать скорость электродвигателей при непрерывном, т. е. плавном регулировании без снижения коэффициента мощности питающей сети.

Источники информации
1. Андреев В., Сабинин Ю.А. Основы электропривода. М-Л.: Госэнергоиздат, 1963, с.615.

2. Патент РФ 2094940, Н 02 Р 7/36, 7/62, 1997.

3. Булгаков А. А. Частотное управление асинхронными двигателями. М.: Энергоиздат, 1982, с. 53, 54.

4. Бруфман С. С. , Трофимов Н.А. Тиристорные переключатели переменного тока. М.: Энергия, 1969, с. 10-14.


Формула изобретения

Способ регулирования скорости асинхронного электродвигателя, при котором на обмотки асинхронного электродвигателя подают напряжение регулирования и изменяют одновременно частоту и действующее значение напряжения регулирования, причем напряжение регулирования подают в виде напряжения питающей сети переменного тока, при этом плавно изменяют длительность периода подачи напряжения регулирования, отличающийся тем, что длительность напряжения регулирования равна периоду напряжения питающей сети.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока (и в частности демпфирования ее колебаний) - синхронных, синхронно-гистерезисных или асинхронных, как общего применения, так и специального, выполненных без доступа к валу, например, гироскопических, или используемых в многодвигательных электроприводах синхронного вращения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к специальным электроприводам, где исполнительный орган совершает колебательные и возвратно-поступательные движения, и может быть использовано для механических испытаний кабельных изделий на многократный перегиб, в устройствах укладки длинномерных изделий при намотке их на катушки, бобины и т.п

Изобретение относится к электромагнитным вибраторам, используемым в различных областях, например, для создания вибрации, для транспортировки по трубам сыпучих веществ, при создании вибровоздействий на сыпучие вещества с целью их уплотнения и просеивания, для интенсификации технологических процессов в жидких средах и т.д

Изобретение относится к силовым преобразователям напряжения и частоты, используемым для управления работой двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором общего применения

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в электроприводах переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в электроприводах переменного тока с асинхронными двигателями любой фазности, работающих в повторно-кратковременных режимах

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к управляемому электроприводу, и может быть использовано, в частности, для привода тягового состава, металлорежущих станков и механизмов с широким диапазоном изменения частоты вращения

Изобретение относится к локомотивостроению

Изобретение относится к электроприводу на основе асинхронных электрических машин и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к системам управления реактивным индукторным электродвигателям для автомобильной техники

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в установках, требующих плавного и автоматического регулирования скорости механизмов

Изобретение относится к электротехнике и радиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и позволяет повысить надежность регулирования напряжения и уменьшить потери энергии в двигателе и питающей сети

Изобретение относится к области добычи нефти и других пластовых жидкостей и может быть использовано в процессе эксплуатации скважин эпектропогружными насосами

Изобретение относится к области управления числом оборотов и вращающим моментом многофазного асинхронного двигателя

Изобретение относится к средствам измерения мгновенных значений углов рассогласования синхронных машин, скольжений асинхронных машин и их вращающих моментов не только в установившихся, но и в переходных режимах работы
Наверх