Способ перемещения автомобиля при парковке или застревании в колее и устройство для его осуществления

 

Изобретение относятся к самоходным транспортным средствам. Способ поперечного перемещения автомобиля заключается в том, что автомобиль поднимают и перемещают в поперечном направлении. Устройство для поперечного перемещения автомобиля, снабженное самостоятельным механическим приводом, имеет две гусеничные ленты, расположенные под днищем автомобиля, или в виде откидных конструкций спереди и сзади его кузова, два сдвоенных домкрата - пантографа, помещенных внутри гусеничных лент, имеющих внутренний зубчатый профиль, соразмерный зубчатым колесам на валах двигателей привода гусеничных лент. Технический результат заключается в простоте парковки автомобиля в ограниченном пространстве. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспорту, к средствам передвижения по дорогам.

Предшествующий уровень техники Известно множество средств для дополнительного передвижения автомобилей по полотну дороги (1, 2, 3, 4, 5). В качестве прототипа автором взято устройство, описанное в (6). Данное устройство позволяет перемещать транспортное средство перпендикулярно направлению основного движения без использования колес главного хода и тем самым облегчить его движение в условиях ограниченного места.

Однако с помощью известного устройства невозможно перемещение сразу всего автомобиля строго перпендикулярно его оси. Кроме того, в условиях грунтовых дорог или снежных заносов возможно создание глубокой колеи в направлении движения, что и делает невозможным перемещение автомобиля перпендикулярно колее.

Раскрытие изобретения В данной заявке решается задача обеспечения перпендикулярного перемещения автомобиля относительно его оси в любых дорожных условиях.

Для достижения указанной цели в способе перемещения с помощью самостоятельной системы привода автомобиль приподнимают с помощью домкратов-пантографов и перемещают движением кольцевых гусеничных лент, охватывающих эти домкраты-пантографы.

Устройство для поперечного перемещения автомобиля, снабженное самостоятельным механическим приводом, имеет закрепленные под днищем автомобиля или в виде откидных конструкций впереди и позади его кузова, два сдвоенных домкрата-пантографа, помещенных внутри гусеничных лент, имеющих внутренний зубчатый профиль, соразмерный зубчатым колесам на валах двигателей привода гусеничных лент.

В соответствии с решаемыми задачами описанные отличительные признаки находятся в следующей причинно-следственной связи с ними.

Сдвоенные домкраты-пантографы, помещенные внутри гусеничных лент, имеющих внутренний зубчатый профиль, соразмерный зубчатым колесам на валах двигателей привода лент, позволяют обеспечить механический контакт транспортерной ленты с полотном дороги (грунтом) и приподнять автомобиль, освобождая его колеса от этого контакта. Сами же ленты в сочетании с зубчатыми колесами привода позволяют переместить автомобиль перпендикулярно его оси в районе планируемой парковки или в любых дорожных условиях.

Подробное описание изобретения Способ поперечного перемещения автомобиля, предлагаемый данным изобретением, отличается тем, что движение в поперечном направлении обеспечивается устройством с двумя движущимися замкнутыми гусеничными лентами. Это устройство, располагаемое под днищем автомобиля или в виде откидных конструкций впереди и позади его кузова, имеет по два домкратных элемента пантографной конструкции на каждую гусеничную ленту и обеспечивает с помощью соответствующего гидравлического или электромеханического привода как подъем автомобиля над землей на этих гусеничных лентах, так и их движение, дающее поперечное перемещение поднятого автомобиля.

Основное назначение устройства предусматривает его использование для парковки автомобиля, например при остановках и стоянках вдоль тротуаров при ограниченной протяженности свободного пространства. Вместе с тем устройство может эффективно использоваться на плохих дорогах и в зимних условиях для выезда из глубокой колеи в песке, в грязи или в снегу. Использование устройства позволяет также эффективно заменить домкрат при необходимости снятия и установки колес и других работах требующих подъема автомобиля.

Последующее подробное описание изобретения снабжено чертежами.

На фиг. 1 дано схематическое изображение автомобиля, вид снизу, с указанием на основной вариант расположения элементов устройства. Фиг.1 показывает расположение двух резиновых или пластиковых гусеничных лент 2 под днищем автомобиля; поддерживающая конструкция гусеничных лент крепится к несущей раме или днищу кузова автомобиля параллельно осям колес 3 автомобиля, например между ними.

Вторым вариантом расположения устройства (фиг.1А) является его размещение впереди и позади кузова автомобиля в неиспользуемом "сложенном" положении - вертикально.

При переводе обоих частей устройства в рабочее положение системы домкрат-пантографов с охватывающими их кольцевыми гусеничными лентами в "сложенном" виде откидываются в горизонтальное положение и конструктивно жестко закрепляются треугольными связками с несущими элементами кузова или рамы автомобиля. Этот вариант расположения устройства рассчитан в основном на заводское исполнение при изготовлении новых автомобилей и при хорошем конструкторском выполнении, не ухудшая внешнего вида автомобиля, позволяет обеспечить расчетную неизменность клиренса.

Фиг. 2 показывает половину гусеничного устройства в соответствии с предложением изобретения. Рама 4 располагается внутри кольца гусеничной ленты 2. Части подъемной системы включают в себя четыре стержня (или элемент плоскопрофильного проката) равной длины 5. Концы стержней 5 соединены своими концами с помощью штырей, допускающих свободный поворот одного стержня относительно другого, позволяя образовать пантографический ромб. Подъемная система включает в себя два горизонтально расположенных стержня 6, имеющих наружную резьбу и входящих в цилиндр 7, имеющий соответствующую внутреннюю резьбу. Цилиндр 7 приводится во вращение мотором 8, который обеспечивает втягивание (или выдвижение) стержней 6 в цилиндр (или из цилиндра 7), меняя тем самым размер вертикальной оси пантографического ромба, что дает подъем (или опускание) автомобиля. Для стабилизации пространственного положения пантографов предусмотрен вертикальный стержень жесткости 12, нижний конец которого шарнирно закреплен на нижнем соединении стрежней 6. Сам стержень 12, пройдя через соответствующее отверстие в корпусе мотора 8, остается в вертикальном положении при любых размерах осей ромба-пантографа. Другой стержень жесткости 12 располагается неизменно в горизонтальном положении, будучи шарнирно закреплен в нижних соединениях стержней 6 пантографов правой и левой стороны автомобиля.

Движение гусеничной ленты обеспечивается мотором 9, закрепленным на общей несущей раме 4. Моторы 8 и 9 по своему исполнению могут быть как гидравлическими, так и электромеханическими или комбинированными электрогидравлическими и питаться от единой гидравлической помпы или иметь раздельный гидравлический и электропривод.

Реализацию такого соединения в целях упрощения конструкции всех роликовых переходов домкратной системы, которые охватывают гусеничные ленты, целесообразно осуществить с помощью зубчатых колес (шестеренок) на валах ведущих моторов и отверстий в теле гусеничных лент, соответствующих размерам зубьев ведущих шестеренок с прочностными утолщениями краев отверстий при литьевом исполнении звеньев самих пластиковых гусеничных лент (фиг.3).

На фиг. 3 показаны профили шестерни привода мотора 9 и соответствующей гусеничной ленты 2.

Комплект устройства включает в себя несколько гидравлических шлангов и четыре выключающих соленоидных клапана, изменяющих направление движения гусениц, приводящее к изменению перемещения автомобиля - вправо или влево.

В комплект устройства входит также панель управления с переключателями или джойстиком контроля перемещения автомобиля в стороны и вверх/вниз. Возможна комплектация устройства четырьмя пружинящими стержнями-указателями (10), монтируемыми на бамперах и помогающими водителю автомобиля заводить его в малое свободное пространство при парковке (фиг.1).

В основном варианте исполнения при обычном движении автомобиля гусеничное устройство находится в "сложенном" положении, прижатом к днищу автомобиля, не контактируя с грунтом, когда стержни 6 выдвинуты из цилиндров 7. Когда же устройство готово к использованию, стержни 6 вдвигаются моторами 8 в цилиндры 7, гусеницы ложатся на грунт, а колеса 3 поднимаются над грунтом. Далее моторы 9 приводят гусеницы 2 в движение, и автомобиль начинает перемещаться в поперечном направлении.

Изобретение не ограничивает возможности исполнения комплектации перечисленными элементами, и она может изменяться в пределах требований формулы изобретения, например по реализации системы домкрата или по количеству гусениц, число которых может быть больше двух.

Устройство поперечного перемещения автомобиля в соответствии с предлагаемым изобретением может быть исполнено как комплект элементов нескольких типоразмеров для монтажа на автомобилях различного веса и размеров и, находящихся в эксплуатации. Такие комплекты элементов устройства должны быть рассчитаны на монтаж в течение двух-трех часов в любой авторемонтной или автосервисной точке.

Эти варианты устройства не умаляют значимости наиболее эффективного решения применения устройства на новых автомобилях в условиях серийного (массового) заводского производства.

Источники информации 1. Патент Германии 903541.

2. Патент Германии 911702.

3. Патент США 3246709.

4. Патент США 3623562.

5. Патент США 4211299.

6. Авторское свидетельство СССР 1588625.

Формула изобретения

1. Способ поперечного перемещения автомобиля, заключающийся в том, что автомобиль поднимают домкратными элементами пантографной конструкции и перемещают в поперечном направлении с помощью привода, отличающийся тем, что подъем и перемещение в поперечном направлении осуществляют посредством устройства, имеющего две гусеничные ленты, охватывающие каждая по два домкратных элемента пантографной конструкции, при этом привод каждого из домкратных элементов пантографной конструкции осуществляют с помощью соответствующего мотора для обеспечения в одном положении подъема гусениц к днищу автомобиля, а в другом - контакта гусениц с грунтом, а привод движения каждой гусеничной ленты обеспечен мотором, закрепленным на общей несущей раме или самом днище кузова.

2. Устройство для поперечного перемещения автомобиля, снабженное домкратными элементами пантографной конструкции, имеющее электрический или гидравлический привод, отличающееся тем, что движение в поперечном направлении обеспечено двумя гусеничными лентами, расположенными под днищем автомобиля или в виде откидных конструкций спереди и сзади его кузова и охватывающими каждая два домкратных элемента пантографной конструкции, каждый из которых имеет привод от соответствующего мотора для обеспечения в одном из положений подъема гусениц к днищу автомобиля, а в другом - контакта гусениц с грунтом, при этом каждая гусеничная лента имеет внутренний зубчатый профиль для соединения с зубчатым колесом, установленным на валу соответствующего мотора привода движения гусеничной ленты.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к преобразуемым двухгусеничным машинам, т.е

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к преобразуемым гусеничным машинам

Изобретение относится к преобразуемому транспортирующему устройству, приспосабливаемому к различным типам местности и к преодолению различных препятствий

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к сельскохозяйственным тракторам

Изобретение относится к устройствам для преобразования колесных транспортных средств с колесного хода на гусеничный

Изобретение относится к области колесной транспортной технике, в частности к мобильной робототехнике

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к приспособлениям, повышающим проходимость транспортного средства

Изобретение относится к приспособлениям, повышающим проходимость транспортного средства, например автомобиля, при езде по бездорожью

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ходам полугусеничным сменным, преимущественно для рисозерноуборочных или кормоуборочных комбайнов для повышения их проходимости в зонах с повышенным увлажнением почвы
Наверх