Способ испытаний космического аппарата и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к космической технике, в частности к испытаниям связных спутников и средствам для их осуществления. Перед испытаниями жидкостные тракты охлаждения приборов модулей закольцовывают предварительно заправленными теплоносителем гибкими трубопроводами. В конце испытаний перед разъединением гибких трубопроводов от жидкостных трактов охлаждения приборов модулей температуру теплоносителя в них повышают на 3-5oС выше температуры окружающего воздуха. Причем до испытаний после заполнения жидкостного тракта модуля служебных систем теплоносителем из жидкостной полости компенсатора объема сливают дозу, определяемую по заданному соотношению. При испытаниях поддерживают напор электронасосного агрегата, увеличенный на величину гидравлического сопротивления гибких трубопроводов при требуемом расходе теплоносителя. Присоединенные к жидкостным трактам охлаждения приборов модулей гибкие трубопроводы содержат гидроразъемы на концах и компенсационные устройства, упругие элементы которых на период нахождения гибких трубопроводов в закольцованном состоянии установлены в зафиксированном положении. Причем длины гибких трубопроводов превышают высоту части приборного отсека модуля служебных систем, предназначенной для размещения приборов модуля полезной нагрузки, на 0,5-2 м. Изобретение позволяет обеспечить надежность и упростить как проведение испытаний, так и устройства для их осуществления, а также снизить затраты средств и времени при испытаниях спутников. 2 с.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам испытаний связных спутников, включающих в себя системы терморегулирования (СТР) с жидкостным циркуляционным контуром, и устройствам для их осуществления.

Современные отечественные связные спутники (например, типа "Молния") конструктивно состоят из двух модулей, соединенных между собой электрически, механически и гидравлически по гидроразъемам: из модуля служебных систем - МСС (в его состав входят приборы служебных систем спутника, в том числе СТР, в частности, с жидкостным циркуляционным контуром, включающим в себя жидкостный тракт охлаждения указанных приборов, содержащий входной и выходной гидроразъемы) и модуля полезной нагрузки - МПН (в его состав входят приборы целевой аппаратуры - ретранслятора, включающего в себя элемент СТР - жидкостный тракт охлаждения упомянутых приборов, содержащий выходной и входной гидроразъемы).

Экономическая выгода такого способа изготовления связных спутников заключается в заимствовании конструкции и технологии изготовления конкретного МСС для применения с различными вновь разрабатываемыми МПН.

В настоящее время после изготовления МСС и МПН до соединения их между собой, т. е. до сборки выше указанного спутника (и до проведения его испытаний перед запуском), с целью проверки качества изготовления модулей проводятся совместные электрические испытания разъединенных (расстыкованных) механически и гидравлически (по гидроразъемам заправленных теплоносителем жидкостных трактов охлаждения приборов) МПН и МСС с обеспечением теплового режима их с помощью наземных систем (см.: патенты России N N 2132806, 2139228, 2132805; страницы 114-115, рис.7.1 монографии: Андрейчук О.Б., Малахов Н.Н. Тепловые испытания космических аппаратов. М., "Машиностроение", 1982 г.).

Такие расстыкованные испытания спутника проводятся с целью экономии ресурса его механических соединений и гидроразъемов и исключения ухудшения их надежности, а также экономии времени при испытаниях: т.к., как показывает опыт, в процессе испытаний спутника выявляются недостатки в работе различных приборов на различных этапах испытаний, которые со спутника необходимо демонтировать и заменять на исправные (или ремонтировать) для дальнейшего продолжения испытаний и в случае проведения электрических испытаний сразу собранного спутника для замены некондиционного прибора и продолжения дальнейших испытаний пришлось бы каждый раз расстыковывать, а затем состыковывать механически и гидравлически МСС и МПН, тем самым уменьшая ресурс и ухудшая надежность механических соединений и гидроразъемов, а также увеличив продолжительность испытаний, как показывает практика, такие расстыковки-стыковки спутника при испытаниях возможны до 7-10 раз.

Проведенный анализ опыта испытаний разъединенных механически и гидравлически МСС и МПН различных связных спутников показывает, что общим недостатком известных расстыкованных испытаний является недостаточная надежность и относительная сложность проведения таких испытаний и средств обеспечения их.

Анализ источников информации по патентной и научно-технической информации показал, что наиболее близкими по технической сути прототипами предлагаемого технического решения являются способ испытаний спутника и средства его осуществления, изложенные на стр.114-115, рис.7.1 монографии: Андрейчук О.Б., Малахов Н.Н. Тепловые испытания космических аппаратов, М., "Машиностроение", 1982.

Известный способ испытаний и средства для его осуществления с учетом того, что спутник изготовлен состоящим из двух модулей: МСС и МПН, представляют из себя следующее (см. фиг.4): Исходное состояние перед началом испытаний: 1. МПН 1 (включающий в себя приборы 1.1, заправленный штатным теплоносителем жидкостный тракт охлаждения 1.2 упомянутых приборов, входной и выходной гидроразъемы указанного жидкостного тракта 1.3 и 1.4, верхний приборный отсек контейнера 1.5) и МСС 2 (включающий в себя приборы 2.1, заправленный штатным теплоносителем жидкостный тракт охлаждения 2.2 упомянутых приборов, состыкованные между собой выходной и входной гидроразъемы указанного жидкостного тракта 2.3 и 2.4, нижний отсек контейнера 2.5, установленный снаружи отсека промежуточный теплообменник 2.6, например, жидкостно-жидкостный, содержащий бортовую жидкостную полость и наземную жидкостную полость, с присоединенными к ней гидроразъемами 2.6.1 и 2.6.2, электронасосный агрегат 2.7, компенсатор объема 2.8, содержащий жидкостную и газовую полости 2.8.1 и 2.8.2, разделенные упругим элементом 2.8.3, предназначенный для обеспечения компенсации температурного изменения всего объема теплоносителя, находящегося в жидкостных трактах спутника - МПН плюс МСС - поэтому в составе МПН компенсатор объема отсутствует, и излучательный радиатор 2.9) разъединены механически и гидравлически (по гидроразъемам) и установлены вблизи друг от друга и соединены электрической связью 2.10.

2. К гидроразъемам 1.3 и 1.4 МПН 1 пристыкован заправленный штатным теплоносителем жидкостный тракт первой наземной системы обеспечения теплового режима 3 (имеющая в своем составе гидроразъемы 3.1, 3.2 и датчик температуры 3.3), а к гидроразъемам 2.6.1 и 2.6.2 промежуточного теплообменника 2.6 МСС 2 пристыкован заправленный теплоносителем (не обязательно штатным) жидкостный тракт второй наземной системы обеспечения теплового режима 4 (имеющая в своем составе гидроразъемы 4.1, 4.2 и датчик температуры 4.3).

Испытания спутника проводят в следующей последовательности: 1. Включают в работу обе системы обеспечения теплового режима 3 и 4 и начинается циркуляция их холодоносителей через жидкостный тракт охлаждения приборов МПН 1 и через наземную жидкостную полость промежуточного теплообменника 2.6 МСС 2 соответственно (следует отметить, что марка холодоносителя, заправленного в жидкостный тракт первой системы обеспечения теплового режима 3, должна соответствовать марке теплоносителя, заправленного в жидкостный тракт МПН 1, а для второй системы обеспечения теплового режима 4 это требование - необязательное).

2. Подают на шины питания СТР, например, напряжение 27 В и включают в работу СТР МСС 2, в частности, электронасосный агрегат 2.7, и начинается циркуляция теплоносителя СТР в жидкостном тракте с требуемым расходом теплоносителя, в том числе через бортовую жидкостную полость промежуточного теплообменника 2.6.

3. Включают в работу приборы МПН 1 и МСС 2 - начинается их совместное испытание по программе работы, соответствующей орбитальному функционированию спутника; в процессе выполнения программы контролируются параметры приборов: в случае несоответствия любого параметра требуемому испытания приостанавливаются, некондиционный прибор демонтируется, вместо него устанавливается исправный прибор и испытания продолжаются или, при необходимости, испытания проводятся по полной программе.

4. Избыточное тепло, выделяющееся при работе приборов МПН 1 и МСС 2 в процессе испытаний, отводится с помощью циркулирующих в жидкостных трактах тепло- и холодоносителей в первую и вторую системы обеспечения теплового режима 3 и 4, требуемые холодопроизводительности которых поддерживаются соответствующими устройствами автоматики вышеназванных систем в зависимости от показаний температурных датчиков 3.3 и 4.3, и при испытаниях (в том числе перед выполнением операций п.5) средняя температура теплоносителя в жидкостных трактах охлаждения приборов МСС и МПН изменяется в требуемом диапазоне, например, от минус 10 до плюс 10oС (окружающая температура воздуха в помещении испытаний изменяется в диапазоне 15-35oС).

5. После выполнения программы испытаний с положительными результатами, что подтверждает работоспособность приборов спутника и качественное изготовление его в целом, производят сборку спутника (см. фиг.3): состыковывают между собой МПН 1 и МСС 2 и соединяют между собой механически, например, с помощью болтового соединения 8, верхний и нижний приборные отсеки контейнера, а затем соединяют гидравлически по гидроразъемам жидкостные тракты охлаждения приборов МСС и МПН в следующей последовательности: - отстыковывают вторую систему обеспечения теплового режима 4 от гидроразъемов наземной жидкостной полости промежуточного теплообменника 2.6; - расстыковывают гидроразъемы 2.3 и 2.4 МСС друг от друга; - отстыковывают первую систему обеспечения теплового режима 3 от гидроразъемов жидкостного тракта охлаждения МПН и в течение промежутка времени, равного примерно 20 мин, соединяют гидравлически по гидроразъемам МПН с МСС: 1.3 с 2.3 и 1.4 с 2.4.

Как показал анализ, проведенный авторами, существенными недостатками известных вышеизложенных способа испытаний спутника и устройства для его осуществления являются относительная сложность и недостаточная надежность проведения испытаний и используемых при этом средств, обусловленные: - необходимостью обеспечения при испытаниях одновременного функционирования двух наземных систем обеспечения теплового режима; - относительной сложностью средств обеспечения испытаний из-за использования двух систем обеспечения теплового режима, каждая из которых, в частности, включает в себя устройства охлаждения и автоматики; кроме того, одна из систем требует, чтобы марки теплоносителя и холодоносителя, соответственно используемых в МПН и этой системе, совпадали; - в промежутке времени от момента отстыковки первой системы обеспечения теплового режима от гидроразьемов МПН до момента стыковки гидроразьемов МПН и МСС между собой, если температура окружающего МПН воздуха выше, например, 35oС, чем температура теплоносителя, находящегося в жидкостном тракте охлаждения приборов МПН, например, 10oС, возможен прогрев теплоносителя (например, из-за несвоевременного соединения гидроразъемов МПН и МСС между собой в результате ошибки операторов) и, следовательно, увеличение объема и давления его в жидкостном тракте МПН, что может привести к разрушению его, т.е. существующий способ не обеспечивает высоконадежное проведение испытаний спутника.

Таким образом, существенными недостатками известного технического решения при использовании его для испытаний связных спутников, состоящих из двух модулей: МПН и МСС, являются недостаточная надежность и относительная сложность проведения испытаний и устройства для его осуществления.

Целью предлагаемого авторами технического решения является устранение вышеперечисленных существенных недостатков.

Поставленная цель достигается тем, что:
1. Перед испытаниями жидкостные тракты охлаждения приборов модулей закольцовывают предварительно заправленными теплоносителем гибкими трубопроводами, а в конце испытаний перед разъединением гибких трубопроводов от жидкостных трактов охлаждения приборов модулей температуру теплоносителя в них повышают на 3-5oС выше температуры окружающего воздуха, причем до испытаний после заполнения жидкостного тракта модуля служебных систем теплоносителем из жидкостной полости компенсатора объема сливают дозу, определенную по соотношению:
U = (UMCC+UМПН+UГТ)t,
где U - сливаемая из жидкостной полости компенсатора объема доза теплоносителя, дм3;
- коэффициент температурного изменения объема теплоносителя, 1/oС:
Uмсс, Uмпн, Uгт - заполненные объемы теплоносителя в жидкостных трактах модулей служебных систем, полезной нагрузки и гибких трубопроводов, дм3;
t - максимально возможный диапазон изменения температуры теплоносителя в жидкостных трактах до, при и после испытаний, oС,
а при испытаниях поддерживают напор электронасосного агрегата, увеличенный на величину гидравлического сопротивления гибких трубопроводов при требуемом расходе теплоносителя.

2. Присоединенные к жидкостным трактам охлаждения приборов модулей гибкие трубопроводы содержат гидроразъемы на концах и компенсационные устройства, упругие элементы которых на период нахождения гибких трубопроводов в закольцованном состоянии установлены в зафиксированном положении, причем длины гибких трубопроводов превышают высоту части приборного отсека модуля служебных систем, предназначенной для размещения приборов модуля полезной нагрузки, на 0,5-2 м, что и являются, по мнению авторов, существенными отличительными признаками предлагаемого авторами технического решения.

В результате анализа, проведенного авторами известной патентной и научно-технической литературы, предложенное сочетание существенных отличительных признаков заявляемого технического решения в известных источниках информации не обнаружено и, следовательно, известные технические решения не проявляют тех же свойств, что в заявляемых способе и устройстве.

На фиг.1, 2 и 3 изображены принципиальные схемы проведения испытаний космического аппарата, например, связного спутника, и средств осуществления их согласно техническому решению, предложенному авторами:
На фиг. 1 изображена общая схема проведения испытаний и средств осуществления их во время проведения совместных электрических испытаний разъединенных (расстыкованных) механически МПН 1 и МСС 2, гидроразъемы которых в процессе этих испытаний 1.3, 1.4 и 2.3, 2.4 соединены с гидроразъемами 5.2 и 6.2 гибких трубопроводов 5 и 6, а штоки 5.3.2, 6.3.2 компенсационных устройств 5.3 и 6.3 ввинчены до упора и сильфоны 5.3.1 и 6.3.1 установлены в зафиксированном положении (до начала испытаний при заправке после заполнения жидкостного тракта модуля служебных систем теплоносителем из жидкостной полости компенсатора объема сливают дозу, определенную по установленному авторами соотношению:
U = (UMCC+UМПН+UГТ)t,
где U - сливаемая из жидкостной полости компенсатора объема доза теплоносителя, дм3;
- коэффициент температурного изменения объема теплоносителя, 1/oС;
Uмсс, Uмпн, Uгт - заполненные объемы теплоносителя в жидкостных трактах модулей служебных систем, полезной нагрузки и гибких трубопроводов, дм3;
t - максимально возможный диапазон изменения температуры теплоносителя в жидкостных трактах до, при и после испытаний, oС,
что обеспечивает гарантированное изменение давления теплоносителя в жидкостных трактах в допустимом диапазоне как при испытаниях, так и при хранении.

(МПН 1 включает в себя приборы 1.1, заправленный штатным теплоносителем жидкостный тракт охлаждения 1.2 упомянутых приборов, входной и выходной гидроразъемы указанного жидкостного тракта 1.3 и 1.4, приборный отсек 1.5; МСС 2 включает в себя приборы 2.1, заправленный штатным теплоносителем жидкостный тракт охлаждения 2.2 упомянутых приборов, расстыкованные между собой выходной и входной гидроразъемы указанного жидкостного тракта 2.3 и 2.4, нижний отсек контейнера 2.5, установленный снаружи отсека промежуточный теплообменник 2.6, например, жидкостно-жидкостный, содержащий бортовую жидкостную полость и наземную жидкостную полость, с присоединенными к ней гидроразъемами 2.6.1 и 2.6.2, электронасосный агрегат 2.7, компенсатор объема 2.8, содержащий жидкостную и газовую полости 2.8.1 и 2.8.2, разделенные упругим элементом 2.8.3, предназначенный для обеспечения компенсации температурного изменения всего объема теплоносителя, находящегося в жидкостных трактах МПН, МСС, а также гибких трубопроводов, излучательный радиатор 2.9 и датчик температуры 2.11).

К гидроразъемам 2.6.1 и 2.6.2 промежуточного теплообменника 2.6 МСС 2 пристыкован заправленный теплоносителем (не обязательно штатным) жидкостный тракт наземной системы обеспечения теплового режима 4 (имеющая в своем составе гидроразъемы 4.1, 4.2 и датчик температуры). МПН 1 и МСС 2 разъединены механически, соединены электрической связью 2.10; причем МПН установлен выше МСС с возможностью свободного доступа ко всем приборам МПН для обеспечения демонтажа приборов в случае ремонта или замены их; при этом, как показал анализ, длины гибких трубопроводов превышают высоту части приборного отсека модуля служебных систем, предназначенной для размещения приборов модуля полезной нагрузки, на 0, 5-2 м.

На фиг. 2 изображены схемы гибких трубопроводов 5 и 6, используемых при испытаниях, при их хранении между испытаниями, где 5.1, 6.1 - металлорукава, 5.2, 6.2 - гидроразъемы (обратные клапаны их в разъединенном состоянии герметично закрыты и обеспечивают сохранность заправленного в жидкостные тракты гибких трубопроводов теплоносителя, а при соединении двух гидроразъемов между собой их обратные клапаны открываются и свободно пропускают через себя поток теплоносителя), 5.3, 6.3 - компенсационные устройства, шток которых 5.3.1 (6.3.1) при хранении трубопроводов вывинчен на соответствующую величину и обеспечивает изменение положения сильфона 5.3.2 (6.3.2) при изменении объема теплоносителя в результате изменения его температуры.

На фиг.3 изображена общая схема спутника (после окончания испытаний МПН 1 и МСС 2 соединены между собой механически, гидравлически и электрически и образуют единую конструкцию спутника), где 1.1 и 2.1 - приборы, 1.2 и 2.2 - жидкостные тракты охлаждения приборов, 1.3, 1.4 и 2.3, 2.4 - гидроразъемы, 1.5 и 2.5 - приборные отсеки МПН 1 и МСС 2 соответственно, 2.6 - теплообменник, 2.7 - электронасосный агрегат, 2.8 - компенсатор объема, 2.9 - излучательный радиатор, 2.10 - электрическая связь (кабель), 2.11 - датчик температуры.

Предложенные авторами способ испытаний спутника и устройство для его осуществления включают в себя следующее.

1. Исходное состояние: изготовлены МПН 1, МСС 2 и гибкие трубопроводы 5 и 6; их жидкостные тракты заправлены штатным теплоносителем.

2. Устанавливают МПН 1 выше МСС 2, соединяют их электрической связью 2.10 и закольцовывают жидкостные тракты модулей гибкими трубопроводами 5 и 6, соединив между собой соответствующие гидроразьемы гибких трубопроводов с гидроразъемами МПН и МСС. После этого образовался замкнутый циркуляционный контур, включающий в себя жидкостные тракты охлаждения приборов МПН, МСС и гибких трубопроводов.

3. Ввинчивают штоки 5.3, 6.3 компенсационных устройств до упора, тем самым их упругие элементы, например, сильфоны, устанавливают в зафиксированном положении (компенсацию температурного изменения объема теплоносителя в жидкостных трактах - МПН + МСС + гибкие трубопроводы - обеспечивает компенсатор объема 2.8).

4. Пристыковывают к гидроразъемам 2.6.1 и 2.6.2 промежуточного теплообменника 2.6 МСС 2 заправленный теплоносителем (не обязательно штатным) жидкостный тракт наземной системы обеспечения теплового режима 4 (имеющая в своем составе гидроразъемы 4.1 и 4.2).

5. Включают в работу систему обеспечения теплового режима и начинается циркуляция его холодоносителя через наземную жидкостную полость промежуточного теплообменника 2.6 МСС 2.

6. Включают в работу СТР, в частности, электронасосный агрегат 2.7, и начинается циркуляция теплоносителя СТР через бортовую жидкостную полость промежуточного теплообменника 2.6.

7. Включают в работу приборы МПН 1 и МСС 2 - начинается их совместное испытание по программе работы, соответствующей орбитальному функционированию спутника; в процессе выполнения программы контролируются параметры приборов: в случае несоответствия любого параметра требуемому испытания приостанавливаются, некондиционный прибор демонтируется, вместо него устанавливается исправный прибор и испытания продолжаются или, при необходимости, испытания проводятся по полной программе.

8. Избыточное тепло, выделяющееся при работе приборов МПН 1 и МСС 2 в процессе испытаний, отводится с помощью циркулирующих в жидкостных трактах тепло- и холодоносителей в систему обеспечения теплового режима 4, требуемая холодопроизводительность которой поддерживается соответствующими устройствами автоматики вышеназванной системы в зависимости от показаний температурных датчиков 4.3 и 2.11 и при испытаниях (в том числе перед выполнением операций п.5) средняя температура теплоносителя в жидкостных трактах охлаждения приборов МСС и МПН изменяется в требуемом диапазоне, например, от минус 10 до плюс 10oС (окружающая температура воздуха в помещении испытаний изменяется в диапазоне 15-35oС, которая контролируется датчиком 7); при этом при испытаниях для обеспечения требуемого расхода теплоносителя через жидкостные тракты охлаждения поддерживают напор электронасосного агрегата, увеличенный на величину гидравлического сопротивления гибких трубопроводов при требуемом расходе теплоносителя (например, путем увеличения напряжения питания до 28 В); в конце испытаний перед разъединением гибких трубопроводов от жидкостных трактов охлаждения приборов модулей температуру теплоносителя в них повышают на 3-5oС выше температуры окружающего воздуха, тем самым исключив при проведении работ по следующему пункту повышения давления теплоносителя в жидкостных трактах выше допустимого.

9. После выполнения программы испытаний с положительными результатами, что говорит о работоспособности приборов спутника и качественном изготовлении его в целом, производят сборку спутника (см. фиг.1 и 3) - состыковывают между собой МПН 1 и МСС 2 и соединяют между собой механически, например, с помощью болтового соединения 8 приборные отсеки, а затем соединяют гидравлически по гидроразъемам жидкостные тракты охлаждения приборов МСС и МПН в следующей последовательности:
- отстыковывают гибкие трубопроводы 6 и 5 от МПН 1 и МСС 2, а затем отстыковывают систему обеспечения теплового режима от гидроразъемов жидкостного тракта охлаждения МСС и в течение промежутка времени, равного примерно 20 мин, соединяют гидравлически по гидроразъемам МПН с МСС.

Проведенный анализ вышеописанных предложенных способа испытаний спутника и устройства для его осуществления показал, что при использовании их:
1. Гарантируется сохранность высокого качества жидкостного тракта охлаждения приборов МПН в процессе всего цикла испытаний - в результате повышения в конце испытаний температуры теплоносителя в жидкостном тракте МПН на 3-5oС выше температуры окружающего воздуха исключено недопустимое повышение давления в нем в период промежутка времени от момента отстыковки гибких трубопроводов от жидкостных трактов МПН и МСС до момента стыковки гидроразъемов их между собой.

2. Упрощаются средства и процедура проведения испытаний и, следовательно, обеспечивается экономия средств и времени при этом, в результате использования для обеспечения требуемого теплового режима МПН и МСС одной системы обеспечения теплового режима вместо двух по известному способу испытаний.

3. Достигается существенная экономия средств в результате исключения из перечня оборудования, необходимого для проведения испытаний, одной системы обеспечения теплового режима и введения в этот перечень двух гибких трубопроводов, т. к. стоимость их (~ 15 тыс. руб.) на три порядка ниже системы обеспечения теплового режима (~10 млн.руб.).

В настоящее время предложенное авторами техническое решение отражено в технической документации НПО прикладной механики на проведение испытаний вновь создаваемого связного спутника.


Формула изобретения

1. Способ испытаний космического аппарата, включающий совместные электрические испытания разъединенных механически и гидравлически по гидроразъемам заправленных теплоносителем жидкостных трактов охлаждения приборов модулей полезной нагрузки и служебных систем, жидкостный тракт которого включает в себя электронасосный агрегат и компенсатор объема, содержащий газовую и жидкостную полости, разделенные упругим элементом, с обеспечением теплового режима приборов наземными средствами, отличающийся тем, что перед испытаниями жидкостные тракты охлаждения приборов модулей закольцовывают предварительно заправленными теплоносителем гибкими трубопроводами, а в конце испытаний перед разъединением гибких трубопроводов от жидкостных трактов охлаждения приборов модулей температуру теплоносителя в них повышают на 3-5oС выше температуры окружающего воздуха, причем до испытаний после заполнения жидкостного тракта модуля служебных систем теплоносителем из жидкостной полости компенсатора объема сливают дозу, определенную по соотношению
U = (UMCC+UМПH+UГT)t,
где U - сливаемая из жидкостной полости компенсатора объема доза теплоносителя, дм3;
- коэффициент температурного изменения объема теплоносителя, 1/oС;
UМСС, UМПН, UГТ - заполненные объемы теплоносителя в жидкостных трактах модулей служебных систем, полезной нагрузки и гибких трубопроводов, дм3;
t - максимально возможный диапазон изменения температуры теплоносителя в жидкостных трактах до, при и после испытаний, oС,
а при испытаниях поддерживают напор электронасосного агрегата, увеличенный на величину гидравлического сопротивления гибких трубопроводов при требуемом расходе теплоносителя.

2. Устройство для осуществления способа испытаний космического аппарата по п. 1, включающее в себя промежуточный теплообменник, установленный в жидкостном тракте охлаждения приборов модуля служебных систем снаружи его приборного отсека и подключенную к его наземной жидкостной полости систему обеспечения теплового режима, отличающееся тем, что присоединенные к жидкостным трактам охлаждения приборов модулей гибкие трубопроводы содержат гидроразъемы на концах и компенсационные устройства, упругие элементы которых на период нахождения гибких трубопроводов в закольцованном состоянии установлены в зафиксированном положении, причем длины гибких трубопроводов превышают высоту части приборного отсека модуля служебных систем, предназначенной для размещения приборов модуля полезной нагрузки, на 0,5-2 м.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области термоэлектрического приборостроения и может использоваться для одновременной стабилизации температуры нескольких объектов, имеющих разные оптимальные рабочие температуры

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для обеспечения требуемых тепловых режимов радиоэлектронной аппаратуры, в частности электронных плат
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к проведению тепловакуумных испытаний космических объектов, и может найти применение в областях техники, где предъявляются повышенные требования к надежности изделий при их эксплуатации
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к проведению тепловакуумных испытаний космических объектов, и может найти применение в областях техники, где предъявляются повышенные требования к надежности изделий при их эксплуатации

Изобретение относится к устройствам автоматического регулирования и может быть использовано для программного регулирования температуры, в частности, в качестве регулятора температуры для управления газовыми и электрическими водяными нагревательными котлами

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам обеспечения теплового режима ретранслятора связного спутника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах регулирования температуры окружающей среды, например в холодильной технике

Изобретение относится к устройствам автоматического регулирования температуры и может быть использовано в автомобильной промышленности и двигателестроении для автоматического регулирования температуры охлаждающей среды в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области использования микроэлектронных устройств, а именно логических микросхем, предпочтительно цифровых, и может быть использовано во всех областях техники при управлении технологическими процессами посредством регистрации и обработки аналоговых сигналов, характеризующих технологические процессы

Изобретение относится к технике заправки и испытаниям изделий на герметичность

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании космических аппаратов (КА)
Изобретение относится к космической технике, а именно к способам заправки теплоносителем гидравлических систем терморегулирования широкого класса космических аппаратов (транспортные и грузовые корабли, модули орбитальных станций, разгонные ракетные блоки и т.п.)

Изобретение относится к космической технике и, в частности, к системе терморегулирования космического аппарата

Изобретение относится к космической технике, конкретно к транспортным космическим кораблям для дозаправки орбитальных станций типа "Мир"

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании космических аппаратов (КА)

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам обеспечения теплового режима ретранслятора связного спутника

Изобретение относится к области космической техники, а именно к устройствам систем обеспечения теплового режима (СОТР), предназначенным для компенсации изменения объема жидкости теплоносителя в системе при поддержании и изменении теплового режима жилых отсеков, приборов и агрегатов космического аппаратов (КА)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании космических аппаратов

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам заправки гидравлических систем терморегулирования транспортных грузовых и пилотируемых кораблей, модулей орбитальных станций и других изделий, посещаемых экипажем в ходе их эксплуатации

Изобретение относится к ракетно-космической технике и, в частности, к наземным средствам воздушного термостатирования космических объектов (КО), запускаемых ракетой-носителем
Наверх