Гидравлический забойный двигатель

 

Изобретение относится к области бурения, к гидравлическим приводам, размещаемым в скважине. Сущность изобретения: гидравлический забойный двигатель содержит корпус, имеющий элемент для соединения с бурильной колонной, и полость для подачи промывочной жидкости, установленный с возможностью вращения в полости для подачи промывочной жидкости вал с закрепленным на нем по крайней мере одним турбинным колесом, имеющим спиральные лопасти, и закрепленный на корпусе в полости для подачи промывочной жидкости по крайней мере один статорный элемент с направляющими поток жидкости каналами и с внутренней поверхностью, охватывающей боковую внешнюю поверхность турбинного колеса, при этом спиральные лопасти выполнены в виде спиральных пазов на участке боковой внешней поверхности турбинного колеса протяженностью менее ее длины по образующей, направляющие поток жидкости каналы выполнены в виде продольных пазов, расположенных двумя группами на внутренней поверхности каждого статорного элемента с образованием по периметру внутренней поверхности разделительного участка между группами, а количество продольных пазов, находящихся в одной плоскости поперечного сечения, не равно количеству спиральных пазов. Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в упрощении конструкции и технологии изготовления забойного двигателя. 6 ил.

Изобретение относится к области бурения, к гидравлическим приводам, размещаемым в скважине.

Известен гидравлический забойный двигатель, содержащий соединенный с бурильной колонной корпус, имеющий полость для подачи промывочной жидкости, установленный с возможностью вращения в полости для подачи промывочной жидкости вал с закрепленным на нем турбинным колесом, имеющим спиральные лопасти, и закрепленный на корпусе в полости для подачи промывочной жидкости статорный элемент с направляющими поток жидкости каналами и с внутренней поверхностью, охватывающей боковую внешнюю поверхность турбинного колеса (RU 2017921, Е 21 В 4/02, 1994 г.).

Недостатком известного гидравлического забойного двигателя является сравнительно низкая мощность, обусловленная техническим решением статора, возможным при размещении только одной турбины.

Более эффективным и наиболее близким аналогом заявляемому изобретению является гидравлический забойный двигатель, содержащий соединенный с бурильной колонной корпус, имеющий полость для подачи промывочной жидкости, установленный с возможностью вращения в полости для подачи промывочной жидкости вал с закрепленными на нем турбинными колесами, имеющими спиральные лопасти, и закрепленные на корпусе в полости для подачи промывочной жидкости статорные элементы с направляющими поток жидкости каналами и с внутренней поверхностью, охватывающей боковую внешнюю поверхность турбинного колеса (WO 0008293, 2000 г.).

Однако упомянутый аналог предусматривает технологически сложную форму турбинных колес и статорных элементов, что в конечном итоге увеличивает стоимость изготовления и препятствует достижению необходимой надежности.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание надежного и сравнительно недорогого забойного двигателя для бурения скважин.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в упрощении конструкции и технологии изготовления забойного двигателя.

Указанный технический результат достигается гидравлическим забойным двигателем, содержащим корпус, имеющий элемент для соединения с бурильной колонной, и полость для подачи промывочной жидкости, установленный с возможностью вращения в полости для подачи промывочной жидкости вал с закрепленным на нем, по крайней мере, одним турбинным колесом, имеющим спиральные лопасти, и закрепленный на корпусе в полости для подачи промывочной жидкости, по крайней мере, один статорный элемент с направляющими поток жидкости каналами и с внутренней поверхностью, охватывающей боковую внешнюю поверхность турбинного колеса, за счет того, что спиральные лопасти выполнены в виде спиральных пазов на участке боковой внешней поверхности турбинного колеса протяженностью менее ее длины по образующей, а направляющие поток жидкости каналы выполнены в виде продольных пазов, расположенных двумя группами на внутренней поверхности статорного элемента с образованием по периметру внутренней поверхности разделительного участка между группами, при этом количество продольных пазов, находящихся в одной плоскости поперечного сечения, не равно количеству спиральных пазов.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где: на фиг. 1 показан общий вид гидравлического забойного двигателя; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1 без корпуса; на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 - сечение В-В фиг. 3; на фиг. 5 - статорный элемент с продольным разрезом; на фиг. 6 - турбинное колесо с продольным разрезом.

Гидравлический забойный двигатель содержит корпус 1, элемент 2 для соединения с бурильной колонной. В корпусе 1 имеется полость 3 для подачи промывочной жидкости. В полости 3 для подачи промывочной жидкости установлен вал 4 с закрепленными на нем турбинными колесами 5, имеющими спиральные лопасти, выполненные в виде спиральных пазов 6 на участке 7 боковой внешней поверхности 8 турбинного колеса 5 и протяженностью "l" участка 7 менее длины "L" боковой внешней поверхности 8 по образующей.

В полости 3 для подачи промывочной жидкости на корпусе 1 закреплены статорные элементы 9 с внутренней поверхностью 10, охватывающей боковую внешнюю поверхность 8 турбинного колеса 5. На поверхности 10 имеются направляющие поток жидкости каналы, выполненные в виде продольных пазов 11 и 12. Пазы 11 и 12 расположены двумя группами на внутренней поверхности 10 статорного элемента 9 с образованием по периметру внутренней поверхности 10 разделительного участка 13 между группами, при этом количество продольных пазов 11 или 12, находящихся в одной плоскости поперечного сечения, не равно количеству спиральных пазов 6.

Оптимизация режима и формирование направления потока промывочной жидкости обеспечиваются протяженностью "l" участка 7, равной величине 3/5 - 4/5 длины "L" по образующей боковой внешней поверхности 8, при выполнении спиральных пазов 6 с наклоном пазов к образующей под углом = 8-25o и длиной "l1" разделительного участка 13 на внутренней поверхности 10 статорного элемента 9, равной величине 1/5-2/5 длины "L" внутренней поверхности 10 статорного элемента 9 по образующей, и смещением положения поперечных сечений одной группы продольных пазов 11 перед участком 13 относительно положения поперечных сечений другой группы продольных пазов 12 после участка 13. Кроме того, для уменьшения гидравлического сопротивления продольные пазы 11 и 12, а также спиральные пазы 6 имеют наклонные концевые участки 14. При иных соотношениях указанных размеров и прочих равных условиях существенно снижаются момент силы и кпд двигателя.

Гидравлический забойный двигатель работает следующим образом.

Промывочная жидкость через элемент 2 для соединения с бурильной колонной подается в полость 3 корпуса 1. Из полости 3 поток промывочной жидкости входит в пространство группы продольных пазов 11 статорного элемента 9, откуда на сопряжении наклонных концевых участков 14 с разделительным участком 13 статорного элемента 9 попадает в пространство спиральных пазов 6 турбинного колеса 5 и, динамически воздействуя на наклонные поверхности спиральных пазов 6, создает момент силы на турбинном колесе 5. На сопряжении наклонных концевых участков 14 спиральных пазов 6 с пространством группы продольных пазов 12 поток промывочной жидкости смещается в пространство каналов статорного элемента 9. Далее через продольные пазы 11 последующего статорного элемента 9 поток осуществляет воздействие на соответствующее турбинное колесо 5 и упомянутым образом на все последующие колеса 5, заставляя вращаться вал 4 с обеспечением суммарного по количеству турбинных колес момента силы. Технологичная форма статорных элементов и турбинных колес с каналами и лопастями в виде соответствующих пазов на соответствующих поверхностях позволяет обеспечить эффективное использование как кинетической энергии струи потока, так и потенциальной энергии давления промывочной жидкости за счет уменьшения утечек при конструктивной минимизации радиального зазора и исключения влияния осевого смещения вала с турбинными колесами относительно статорных элементов под действием осевой нагрузки и иных случайных факторов.

Формула изобретения

Гидравлический забойный двигатель, содержащий корпус, имеющий элемент для соединения с бурильной колонной и полость для подачи промывочной жидкости, установленный с возможностью вращения в полости для подачи промывочной жидкости вал с закрепленным на нем по крайней мере одним турбинным колесом, имеющим спиральные лопасти, и закрепленный на корпусе в полости для подачи промывочной жидкости по крайней мере один статорный элемент с направляющими поток жидкости каналами и с внутренней поверхностью, охватывающей боковую внешнюю поверхность турбинного колеса, отличающийся тем, что спиральные лопасти выполнены в виде спиральных пазов на участке боковой внешней поверхности турбинного колеса протяженностью менее ее длины по образующей, а направляющие поток жидкости каналы выполнены в виде продольных пазов, расположенных двумя группами на внутренней поверхности каждого статорного элемента с образованием по периметру внутренней поверхности разделительного участка между группами, при этом количество продольных пазов, находящихся в одной плоскости поперечного сечения, не равно количеству спиральных пазов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области бурения, к гидравлическим приводам, размещаемым в скважине

Турбобур // 2195542
Изобретение относится к буровой технике для бурения скважин в различных геологических породах, а более конкретно к турбобуру

Изобретение относится к бурению скважин и предназначено для обеспечения электропитания автономных скважинных навигационных и геофизических приборов в процессе бурения

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, а именно к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважине, а точнее к турбобурам

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при проектировании гидротурбин

Изобретение относится к буровой технике

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано в турбинах турбобуров

Изобретение относится к области бурения, к гидравлическим приводам, размещаемым в скважине

Изобретение относится к области горного дела, в частности к техническим средствам для бурения нефтяных и газовых скважин, а конкретно к забойным буровым двигателям

Изобретение относится к области технических средств для бурения нефтяных и газовых скважин, в частности к гидравлическим забойным двигателям

Турбобур // 2195542
Изобретение относится к буровой технике для бурения скважин в различных геологических породах, а более конкретно к турбобуру

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении наклонно направленных скважин и боковых стволов в качестве шарнирного соединения бурильной колонны или забойного двигателя

Изобретение относится к области бурения скважин с использованием забойного двигателя

Изобретение относится к технике для бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к способам изготовления трубчатой оболочки роторов винтовых забойных двигателей

Изобретение относится к области буровой техники, в частности к винтовым забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного движения, в частности к устройствам для бурения наклонно-направленных скважин

Изобретение относится к устройствам для бурения наклонно-направленных скважин, а именно к регуляторам угла и реактивного момента героторного двигателя в изогнутой колонне бурильных труб

Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкциям осевых опор скольжения забойных двигателей, приводящих во вращение буровые долота при бурении скважин
Наверх