Подводное судно

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных судов. Подводное судно состоит из двух герметичных корпусов. В основном корпусе расположена силовая установка (включая атомные реакторы) и другие агрегаты, вооружение, склады и т.д. В дополнительном корпусе размещены помещения для работы и отдыха всего экипажа, системы жизнеобеспечения, пульты управления и приборы контроля работы всех агрегатов (центральный пост). Дополнительный корпус расположен над основным корпусом и постоянно имеет положительный запас плавучести. Оба корпуса соединены между собой замковыми устройствами с дистанционным управлением, электроразъемами и разъемными герметичными шлюзовыми камерами с герметичными люками. Между корпусами расположены отталкивающие устройства с дистанционным управлением. Достигается исключение времени, необходимого для перехода экипажа в отдельный всплывающий отсек в случае аварии подводной лодки. 5 ил.

Изобретение относится к подводному флоту, а именно к подводным лодкам с дизельными или атомными силовыми установками и может быть использовано при проектировании и строительстве новых подводных судов как гражданского, так и военного назначения.

Известны подводные лодки (Г.И.Святов. Атомные подводные лодки. Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР. 1969 г., 176 с.), состоящие из герметичного корпуса, разделенного на герметичные отсеки, в которых размещены силовая установка и другие агрегаты, вооружение, пульт управления (центральный пост), системы жизнеобеспечения и помещения для работы и отдыха экипажа. Между отсеками имеются люки (двери) для прохода членов экипажа из одного отсека в другой.

Недостатком известных конструкций подводных лодок является то, что не обеспечивается достаточная безопасность всего или большей части экипажа, т. к. для перехода в другие отсеки нужно определенное время и, кроме того, возможны аварийные ситуации, когда подлодка не может всплыть на поверхность.

Наиболее близкой к заявляемой конструкции является подводная лодка с отдельным всплываемым отсеком, в который собирается экипаж в случае аварийной ситуации (Г. И. Святов. Атомные подводные лодки. Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР. 1969 г., 176 с.).

Известная конструкция подводной лодки состоит из герметичного корпуса, разделенного на отсеки, в которых размещены силовая установка и другие агрегаты, вооружение, центральный пост, системы жизнеобеспечения, помещения (каюты) для работы и отдыха экипажа, а также отделяемый и всплываемый отсек, в котором собирается экипаж в случае аварийной ситуации.

Недостатком прототипа является недостаточная безопасность (защищенность) части экипажа, обусловленная тем, что необходимо определенное время для сбора экипажа в отдельном всплываемом отсеке, учитывая то, что члены экипажа находятся в различных отсеках.

Задачей изобретения является устранение указанного недостатка, а именно ликвидация времени, необходимого для перехода экипажа в отдельный всплываемый отсек.

Для решения поставленной задачи в подводном судне, содержащем герметичный корпус, предлагается: - выполнить дополнительный герметичный корпус, который размещен над основным корпусом, постоянно имеет положительный запас плавучести и разделен на отсеки, в которых расположены помещения для работы и отдыха всего экипажа, системы жизнеобеспечения и органы управления и приборы контроля работы всех систем и механизмов (центральный пост), - над дополнительным корпусом расположить мостик, - соединить механически основной и дополнительный корпуса с помощью замковых устройств с дистанционным управлением, - соединить с помощью герметичных электроразъемов электрические системы и системы управления обоих корпусов, - соединить оба корпуса между собой разъемными герметичными шлюзовыми камерами с герметичными люками, через которые члены экипажа могут переходить из дополнительного корпуса в основной для осмотра и мелкого ремонта оборудования, люки постоянно закрыты и открываются только на время перехода членов экипажа, - установить на основном или дополнительном корпусе отталкивающие устройства, которые обеспечивают более быстрое разъединение корпусов, и имеют дистанционное управление, - сместить дополнительный корпус назад относительно основного корпуса, с тем чтобы при столкновении с каким-либо объектом удар воспринимал основной корпус.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом.

Заявляемое устройство состоит основного корпуса 1 и дополнительного корпуса 2. Оба корпуса соединены между собой замковыми устройствами 3, отталкивающими устройствами 4, шлюзовыми камерами 5 и герметичными электроразъемами 6. В основном корпусе 1 расположены силовая установка (включая атомные реакторы), гребной винт и другие агрегаты, вооружение, склады и т.д. В дополнительном корпусе 2 располагается весь экипаж, системы жизнеобеспечения, приборы управления и контроля за работой всех механизмов. Дополнительный корпус служит для спасения экипажа в аварийных случаях (большая пробоина в основном корпусе 1, пожар и т.д.). Дополнительный корпус 2 более безопасен по сравнению с основным корпусом 1, т.к. в нем нет силовой установки и он защищен от столкновения с каким-либо объектом.

Замковые устройства 3 (фиг.1) служат для соединения основного 1 и дополнительного 2 корпусов и передачи усилия от основного корпуса к дополнительному корпусу при движении судна. В аварийных ситуациях замковые устройства открываются. Сущность конструкции замкового устройства поясняется чертежом (фиг.2). Оно состоит из стержня 7, соединенного с дополнительным корпусом 2, и входит во втулку 8, соединенную с основным корпусом 1. Шток 9 входит в отверстия втулки 8 и стержня 7 и соединен с гидроприводом 10. В аварийных ситуациях шток 9 выходит из отверстий стержня 7 и втулки 8. Возможны и другие варианты исполнения замкового устройства. Целесообразно установить два замковых устройства (в передней и задней частях дополнительного корпуса).

Отталкивающие устройства 4 (фиг.1) служат для более быстрого разъединения основного 1 и дополнительного 2 корпусов при аварийных ситуациях. Сущность конструкции отталкивающего устройства поясняется чертежом (фиг.3). Оно состоит из штока 11, который соединен с гидроприводом 12, установленным на дополнительном корпусе 2. В аварийных ситуациях шток 11 упирается в основной корпус 1 и отталкивает его. Возможны различные варианты предлагаемой конструкции, например в виде сжатой пружины, расположенной между корпусами.

Шлюзовая камера 5 (фиг.1) служит для перехода членов экипажа из одного корпуса в другой. Сущность устройства шлюзовой камеры поясняется чертежом (фиг. 4). Она состоит из цилиндрической обечайки 13 герметично соединенной с дополнительным корпусом 2, которая охватывает цилиндрическую обечайку 14, герметично соединенную с основным корпусом 1. В зазоре между обечайками 13 и 14 расположена сальниковая набивка 15, которая уплотняется фланцем 16. (Стягивающие болты на чертеже не показаны) Над верхним концом обечайки 13 расположена крышка люка 17, которая уплотняется прокладкой (прокладка и стягивающие болты на чертеже не показаны). К нижнему концу обечайки 14 приварен фланец 18, сверху которого расположена крышка люка 19, уплотнение осуществляется с помощью прокладки, (прокладка и стягивающие болты на чертеже не показаны). Крышки люков 17 и 19 постоянно закрыты.

Для перехода членов экипажа из одного корпуса в другой открывают крышки люков 17 и 19 и затем их закрывают. В аварийных ситуациях при разъединении корпусов 1 и 2 обечайка 14 выходит из обечайки 13. Герметичность корпусов сохраняется. Возможны и другие варианты конструкции, например замковые и отталкивающие устройства и электроразъемы разместить в шлюзовых камерах.

Электроразъемы 6 (фиг. 1) служат для передачи электроэнергии и электросигналов из одного корпуса в другой. Сущность конструкции электроконтактов поясняется чертежом (фиг.5). Она состоит из двух цилиндрических обечаек 20 и 21, входящих друг в друга. Обечайка 20 герметично соединена с дополнительным корпусом 2 и к ее нижнему торцу герметично прикреплена плита 22 из неэлектропроводного материала, в которую герметично заделаны электроконтакты 23, к которым присоединены провода 24. Обечайка 21 герметично соединена с корпусом 1 и в нее герметично заделана плита 25 из неэлектропроводного материала, в которую герметично заделаны электроконтакты 26, к которым присоединены провода 27. Контакты 23 входят в контакты 26. Между обечайками 20 и 21 расположена сальниковая набивка 28, которая сжимается фланцем 29 (стяжные болты на чертеже не показаны. При разъединении корпусов 1 и 2 контакты 23 и 26 разъединяются, причем герметичность корпусов 1 и 2 сохраняется. Возможны и другие варианты конструкции, учитывая что герметичные электроразъемы широко используются в технике.

Из описания замкового устройства, отталкивающего устройства, шлюзовой камеры и герметичных электроразъемов следует, что они промышленно осуществимы. Например, аналогичные устройства используются в космических кораблях при их стыковке и расстыковке и перехода космонавтов из одного корабля в другой.

Возможны различные варианты предлагаемой конструкции подводного судна: - возможно применение нескольких дополнительных корпусов, - возможно применение нескольких шлюзовых камер,
- замковые и отталкивающие устройства и электроразъемы могут быть размещены в шлюзовых камерах,
- половинки шлюзовых камер могут быть уплотнены с помощью прокладки или другим способом (например, типа "шар по конусу"),
- замковые устройства могут быть механического, гидравлического и электродинамического типа,
- отталкивающие устройства могут быть механического, гидравлического или другого типа.

Предлагаемая конструкция работает следующим образом. В нормальных условиях плавания под водой весь экипаж подлодки находится постоянно в дополнительном корпусе 1 (фиг.1) (или дополнительных корпусах). Из дополнительного корпуса производится управление движением судна и работой всех механизмов и систем. Периодически члены экипажа могут переходить из дополнительного корпуса 2 в основной корпус 1 для осмотра и мелкого ремонта оборудования.

Для спасения экипажа в случае аварийной ситуации (например, пробоины, пожара, выхода из строя силовой установки и т.д. в основном корпусе) замковые устройства 3 открываются, отталкивающие устройства 4 отталкивают дополнительный корпус от основного корпуса и дополнительный корпус всплывает на поверхность. Сигнал на разделение корпусов может подаваться вручную с пульта управления или автоматически от аварийной системы (пробоина, пожар в основном корпусе и т.д.). Разделение корпусов возможно лишь при закрытых люках шлюзовых камер 5. После разделения корпусов их герметичность не нарушается.


Формула изобретения

Подводное судно, содержащее основной герметичный корпус, отличающееся тем, что содержит по крайней мере один дополнительный герметичный корпус, который расположен над основным корпусом, постоянно имеет положительный запас плавучести и разделен на отсеки, в которых расположены помещения для работы и отдыха всего экипажа, системы жизнеобеспечения и органы управления и приборы контроля работы всех систем и механизмов, а между основным и дополнительным корпусами расположены по крайней мере одно замковое устройство с дистанционным управлением, электроразъемы, по крайней мере одна разъемная герметичная шлюзовая камера с герметичными люками и по крайней мере одно отталкивающее устройство с дистанционным управлением, причем после разъединения корпусов их герметичность не нарушается.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию и предназначено для использования в аварийно-спасательных комплексах в составе: серийная подводная лодка-носитель, имеющая в штатном составе камеру спасательную всплывающую, и подводный спасательный аппарат

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок

Изобретение относится к подводной морской технике и может быть использовано при создании подводных плавсредств, предназначенных для работы в районах, где может иметь место устойчивый ледяной покров (Арктические, Антарктические и др

Изобретение относится к судостроению, в частности к морской подводной технике, эксплуатируемой в напряженной ледовой обстановке

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, находящегося на предельной глубине

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к плавательно-летающим спасательным средствам для подводников

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к средствам аварийного спасения экипажей подводных лодок

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спасения экипажа подводных судов

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) и может быть использовано в качестве камеры спасательной всплывающей (КСВ), а также в составе аварийно-спасательного комплекса в качестве декомпрессионного устройства

Изобретение относится к области подводного судостроения и к области боевых средств подводного базирования

Изобретение относится к судостроению и касается технологии спасения личного состава подводных лодок в аварийных ситуациях
Наверх