Асфальтобетонная смесь

 

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытий автомобильных дорог. Асфальтобетонная смесь включает битум, минеральный порошок из отходов обогащения мокрой магнитной сепарации железосодержащих руд и минеральный наполнитель, причем в качестве минерального порошка из отходов обогащения мокрой магнитной сепарации железосодержащих руд она содержит минеральный порошок из отходов обогащения последней стадии мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов Курской магнитной аномалии, имеющий не менее 70 мас. % фракции с размером частиц менее 7110-6 м с удельной поверхностью не менее 250 м2/кг. Достигается получение приемлемой прочности и водостойкости дорожных покрытий. 4 табл.

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий.

Известна асфальтобетонная смесь для дорожных покрытий (Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. - М.: Транспорт, 1978, с. 16, 36, 39, 46, 47, 55), включающая 7,0-9,0 мас.% битума и в среднем 7% минерального порошка от массы минеральной части. Минеральный порошок из некарбонатных пород имеет не менее 70 мас.% фракцию менее 7110-6 м. Остальное составляет минеральный наполнитель (песок и щебень). Порошок активирован жирными кислотами, например карбонатовыми 3-5% от массы битума. Недостатком этой известной смеси является низкая водостойкость (0,7-0,9) и низкая трещиностойкость приготовленного из нее асфальтобетона.

Известна также асфальтобетонная смесь (Авторское свидетельство СССР 1248986, кл. С 04 В 26/26) (прототип), включающая, мас.%: битум 6,3-8,3, активированный жирными кислотами минеральный порошок 2,0-16,0 и минеральный, наполнитель - остальное, причем в качестве активированного минерального порошка она содержит 98,6-99,8 мас.% отходов хвостов флотации первой стадии мокрой магнитной сепарации руды с содержанием магнетита 2-6 мас.% и 0,2-1,4 мас. % активирующего материала в виде отходов производства себациновой кислоты. Минеральный порошок по гранулометрическому составу является мелким дробленым песком (фракция менее 7110-6 м составляет 6,5 мас.%). Приготовленный из такой смеси асфальтобетон имеет водостойкость 0,91-1,00 и высокую прочность при сжатии. Недостатком этой известной асфальтобетонной смеси является неоходимость использования активирующего материала для минерального порошка.

Задачей изобретения было создание такой асфальтобетонной смеси, которая без использования дефицитных, активирующих материалов для минерального порошка и без увеличения расхода битума могла обеспечить получение из нее асфальтобетонных дорожных покрытий приемлемой прочности при сжатии и одновременно повысить их водостойкость, что расширяло арсенал средств промышленности дорожно-строительных материалов.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата патентуемая асфальтобетонная смесь включает битум, минеральный порошок из отходов обогащения мокрой магнитной сепарации железосодержащих руд и минеральный наполнитель. Отличительной особенностью данной асфальтобетонной смеси является то, что в качестве отходов обогащения мокрой магнитной сепарации железосодержащих руд использованы отходы такого же обогащения железистых кварцитов и минеральный порошок из таких отходов имеет по крайней мере не менее 70% по своей массе фракцию менее 7110-6 м с удельной поверхностью не менее 250 м2/кг при следующем соотношении компонентов, мас.%: Битум - 5,2-6,5 Минеральный порошок указанного вида и дисперсности - 1,9-18,5 Минеральный наполнитель - Остальное Для предлагаемой асфальтобетонной смеси в качестве минерального порошка подходят отходы обогащения мокрой магнитной сепарации (ее последней стадии) железистых кварцитов Курской магнитной аномалии (КМА), так как они представляют высокодисперсный порошок, имеющий не менее 70% по своей массе фрацию менее 7110-6 м (0,071 мм) с удельной поверхностью 250-450 м2/кг. Дисперсность отходов обогащения железистых кварцитов будет со временем возрастать в связи с совершенствованием технологии магнитного обогащения, так как в этом случае будет происходить более высокое извлечение железа (более 68%), для чего потребуется дополнительное измельчение сырья с целью раскрытия зерен, содержащих магнитное железо и покрытых нерудными немагнитными компонентами.

Химический состав минеральных порошков, используемых в предлагаемой асфальтобетонной смеси и в смеси прототипа, приведен в табл. 1, а их минералогический состав - в табл. 2.

При приготовлении предлагаемой асфальтобетонной смеси с учетом требований ГОСТ 16557-78 указанный минеральный порошок с отвальной влажностью 8 мас. % сушат в барабанной сушилке (с температурой газов на входе 600-750oС и 10-20oС на выходе) до влажности не более 1 мас.%. Высушенный минеральный порошок классифицируют, например с помощью грохота, на фракции +0,14 мм и -0,14 мм. Фракция крупностью более 0,14 мм может быть использована как искусственный песок. Подрешетный продукт содержит 70,58 мас.% фракции менее 0,071 мм и используется как минеральный порошок.

Из минерального порошка, полученного таким способом, было приготовлено пять составов предлагаемой асфальтобетонной смеси (с 1 по 5 по три образца каждого). Содержание компонентов таких составов даны в табл. 3. Приготовленные составы по классификации ГОСТ 9128-97 относили к виду горячих асфальтобетонных смесей - мелкозернистых (тип В) и песчаных (тип Г) соответственно, обеспечивающих получение плотного асфальтобетона для II-й и III-й дорожно-климатических зон.

Результаты испытаний асфальтобетонов, приготовленных по пяти составам предлагаемой асфальтобетонной смеси, содержатся в табл. 4, где приведены средние значения показателей физико-механических свойств асфальтобетона по каждому составу. Как видно из табл. 4, асфальтобетоны, полученные из предлагаемой асфальтобетонной смеси, имеют водостойкость 1-1,2, что выше, чем у прототипа (0,91-1,00), а их прочность при сжатии при температурах 20 и 50oС составляет 4,3-4,5 МПа и 1,4-2,0 МПа соответственно, что превышает требования ГОСТ 9128-97 (не менее 2,2 и 1,2 МПа соответственно).

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в рассматриваемом минеральном порошке не превышает 370 Бк/кг, при применении минерального наполнителя такой же радионуклидной активности имеется возможность их использования в асфальтобетонной смеси для строительства дорог без ограничений (по ГОСТ 30491-97 при суммарных значениях свыше 740 Бк/кг и до 2800 Бк/кг они могут использоваться только для строительства дорог вне населенных пунктов).

Наличие с оговоренным относительным количеством минерального порошка в виде высокодисперсных отходов мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов в предлагаемой асфальтобетонной смеси активизирует физико-химические процессы между ее компонентами при получении асфальтобетона. Это дает возможность исключить использование активирующего материала для минерального порошка, что упрощает технологию приготовления асфальтобетонной смеси и сокращает производственные затраты (отпадает необходимость в дополнительном оборудовании для приготовления активированного минерального порошка и в самом активирующем материале как дефицитном компоненте).

Формула изобретения

Асфальтобетонная смесь, включающая битум, минеральный порошок из отходов обогащения мокрой магнитной сепарации железосодержащих руд и минеральный наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве минерального порошка из отходов обогащения мокрой магнитной сепарации железосодержащих руд она содержит минеральный порошок из отходов обогащения последней стадии мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов Курской магнитной аномалии, имеющий не менее 70 мас.% фракции с размером частиц менее 7110-6 м с удельной поверхностью не менее 250 м2/кг при следующем содержании компонентов, мас.%: Битум - 5,2 - 6,5 Минеральный порошок указанного вида и дисперсности - 1,9 - 18,5 Минеральный наполнитель - Остальноез

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и ремонта металлических трубопроводов с изоляционным покрытием, например подземных, испытывающих одновременное воздействие динамических и статических нагрузок, агрессивных сред, отрицательных температур, микроорганизмов

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к получению битумных эмульсий, используемых для приготовления асфальтобетонных смесей

Изобретение относится к производству строительных материалов и может быть использовано при изготовлении кровельных и гидроизоляционных материалов, а также при строительстве и ремонте автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах

Изобретение относится к производству защитных покровов для кабелей, получаемых путем нанесения на ткань битумных композиций

Изобретение относится к процессу приготовления асфальтовой композиции без мелких и пылевидных фракций, содержащему этап введения твердого связующего компонента, имеющего пенетрацию менее 50 ддм, в смесь неэмульгированного мягкого связующего компонента, имеющего вязкость менее 300 мПас (при 100oС), и заполнителя при температуре менее 140oС

Изобретение относится к составам битумоминеральных смесей преимущественно для устройства дорожного покрытия

Изобретение относится к эмульсиям обратного типа для устройства дорожных, кровельных и гидроизоляционных покрытий

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к области производства дорожно-строительных материалов, в частности к приготовлению асфальтобетонных смесей

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано в дорожном, аэдромном, гидротехническом и других видах строительства

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к составам асфальтобетонных смесей, и может быть использовано для дорожных и гидротехнических покрытий

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления составов органических вяжущих материалов, и может быть использовано в промышленности строительных материалов

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для приготовления универсальной мастики битумной, используемой для создания многослойных кровельных, гидроизоляционных и антикоррозийных покрытий при ремонтно-строительных работах

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к дорожному покрытию, собираемому из отдельных готовых блоков

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано в районах с резко континентальным климатом

Изобретение относится к получению дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов
Наверх